ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«адаптация человека» 6
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
детского сада 10
1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста.... 10
1.4. Условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к
условиям детского сада 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГО- зз
2.1. Изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к
детскому саду 33
2.2. Организация периода адаптации детей раннего возраста к детскому
саду 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
Термин «Адаптация», используемый в современной психологии, происходит от латинского значения этого слова (adapto- приспособлять). Но в психологии рассматриваются разные определения адаптации, требующие отдельного изучения. Следует также выбрать определение социальнопсихологической адаптации личности, которое (выраженное в психологических понятиях) станет основанием для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и её результата (адаптированности личности к определенным социальным ситуациям или устойчивым структурам).
Поступая в детское дошкольное учреждение ребенок 2-3 лет встретит много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случатся с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Детское дошкольное учреждение, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Среди многих задач, главной остаётся всестороннее развитие ребёнка.
В современной педагогике организация работы в период адаптации детей раннего возраста должна проводиться комплексно. В неё входят совместная работа администрации детского сада, воспитателей, медперсонала и родителей направленная на укрепление физического здоровья детей, приведение домашнего режима дня, к режиму в дошкольном учреждении.
Для облегчения периода адаптации, рекомендуется вводить ребенка в группу постепенно, обеспечивая для него особый психо-эмоциональный климат. Основной задачей является профилактика заболевания детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Это поможет облегчить уже возникшее тяжелое состояние, не затрагивая порождающие его причины. Необходимым условием успешной адаптации является согласованность воспитателей и родителей в действиях и подходах к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Одинаковые требования родителей и педагогов (соблюдение распорядка дня, гигиена, организованная самостоятельная деятельность и игры, занятия) способствуют здоровой обстановке для успешной адаптации детей и формирования эмоционально уравновешенного поведения.В связи с этим, очень важно организовать уход и воспитание ребёнка в семье так, чтобы минимизировать осложнения в период адаптации.
Вне сомнения причины осложнения физического и психического состояния малыша имеют психологическую природу и находятся в сфере социального отношения ребенка с окружающим миром, это признают педагоги, медики и психологи.
Проблема исследования состоит разработке психолого-педагогических условий, которые помогут облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке для организации на практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека».
2. Исследовать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Проанализировать образовательные программы для детей раннего возраста.
4. Выявить условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
5. Составить план работы по созданию психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для решения задач исследования мною был использованы следующие исследовательские методы:
• теоретические методы, которые включают в себя анализ и обобщение содержания методической, психологической и педагогической литературы.
• эмпирические методы: наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта.
База практической части работы: МК ДОУ «Черемховский детский сад», Каменского городского округа, Свердловской области. В исследование были включены дети первой младшей группы (возраст 2-3 года) и их родители.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Термин «Адаптация», используемый в современной психологии, происходит от латинского значения этого слова (adapto- приспособлять). Но в психологии рассматриваются разные определения адаптации, требующие отдельного рассмотрения. Следует также выбрать то определение социальнопсихологической адаптации личности, которое (выраженное в психологических понятиях) стало бы основанием для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и её результата (адаптированности личности к определенным социальным ситуациям или устойчивым структурам).
Анализ образовательных программ для детей раннего возраста показал, что все изученные программы соответствуют ФГОС ДО. Ведущими целями программ стали: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических соответственно индивидуальным возрастным особенностям, формирование базовых основ культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, становление предпосылок учебной деятельности, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника.
Воспитатели детского сада находятся в постоянном контакте с родителями, поддерживая неразрывную связь «ребёнок - родитель - педагог» учитывая тот фактор, что домашняя среда имеет основное воспитательное и формирующее значение. Желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка, достигаются при условии сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие. Основной задачей взаимодействия «Семья - детский сад», является создание единого пространства в котором всем участникам педагогического процесса (детям, воспитателям, родителям,) будет безопасно, уютно, интересно, полезно, благополучно.
Для более лёгкого, ребёнком, вхождения в социальную среду, совместно с занятиями в семье, полезно организовать его общение с другими людьми. Расширенный круг общения в домашней среде, воспитает в ребёнке доверие к людям, открытость и умение контактировать с ними. Для более лёгкого привыкания к новому окружению, лёгкой адаптации к условиям дошкольного учреждения, ребёнку необходимо избавиться от излишней привязанности к родным.
Таким образом, можно считать, что выбранная методика по адаптации детей к ДОУ является успешной, а созданные условия - благополучными. При выбранном подходе в период адаптации, мы помогаем детям социализироваться, приобрести привычки и навыки необходимые для посещения ДОУ. Разработанная модель организации режима адаптации облегчает привыкание к новым условиям. В результате работы воспитателей в нашем ДОУ организована семейная адаптационная школа для родителей, разработаны памятки по организации педагогического процесса периода адаптации, разработан методический материал, в котором собраны игры в период адаптации, варианты адаптационных занятий, картотека пальчиковых игр. Физическое и психологическое благополучие ребенка, является результатом успешной адаптации, это и показали результаты проведенного опыта. Реализация построенной модели организации периода адаптации при поступлении ребенка в ДОУ один из важных аспектов по совершенствованию здоровьесберегающих компонентов путем устранения психосоматических заболеваний детей раннего возраста.
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] /Н. В. Аванесова. - М: Просвещение, 2007. - 176 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова: Ребенок в детском саду, 2003. - № 6. - С.46-51.
3. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебник / Н. М. Аксарина. - М. : Медицина, 2000. - 303 с.
4. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская. -Москва :Линка-Пресс, 1999. - 144 с.
5. Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - № 3. - С.31-35.
6. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] / А. И. Баркан. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. - 432 с.
7. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] /В.Н. Белкина, Л.Н. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Н. Божович. - СПб. : Питер, - 2009. - 414 с.
9. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] /Р.Н. Буре.- М.: Мозаика-Синтез, - 2012. - 80 с.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] /А. Валлон. - М.: Просвещение, - 2007. - 450 с.
11. Варпаховская, О. Зеленая дверца: первые шаги в общество [Текст] / О. Варпаховская // Ребенок в детском саду. - 2005. - №1. - С.30-35.
12. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. - М. : Просвещение, 1993. - 80 с.
13. Венгер, Л.А. Психология [Текст] /Л. А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 310 с.
14. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, - 2007. - 240 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. - Всеволожск: СОЮЗ, - 2012. - 224 с...