УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«адаптация человека» 6
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
детского сада 10
1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста.... 10
1.4. Условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к
условиям детского сада 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГО- зз
2.1. Изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к
детскому саду 33
2.2. Организация периода адаптации детей раннего возраста к детскому
саду 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«адаптация человека» 6
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
детского сада 10
1.3. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста.... 10
1.4. Условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к
условиям детского сада 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГО- зз
2.1. Изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к
детскому саду 33
2.2. Организация периода адаптации детей раннего возраста к детскому
саду 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
Термин «Адаптация», используемый в современной психологии, происходит от латинского значения этого слова (adapto- приспособлять). Но в психологии рассматриваются разные определения адаптации, требующие отдельного изучения. Следует также выбрать определение социальнопсихологической адаптации личности, которое (выраженное в психологических понятиях) станет основанием для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и её результата (адаптированности личности к определенным социальным ситуациям или устойчивым структурам).
Поступая в детское дошкольное учреждение ребенок 2-3 лет встретит много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случатся с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Детское дошкольное учреждение, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Среди многих задач, главной остаётся всестороннее развитие ребёнка.
В современной педагогике организация работы в период адаптации детей раннего возраста должна проводиться комплексно. В неё входят совместная работа администрации детского сада, воспитателей, медперсонала и родителей направленная на укрепление физического здоровья детей, приведение домашнего режима дня, к режиму в дошкольном учреждении.
Для облегчения периода адаптации, рекомендуется вводить ребенка в группу постепенно, обеспечивая для него особый психо-эмоциональный климат. Основной задачей является профилактика заболевания детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Это поможет облегчить уже возникшее тяжелое состояние, не затрагивая порождающие его причины. Необходимым условием успешной адаптации является согласованность воспитателей и родителей в действиях и подходах к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Одинаковые требования родителей и педагогов (соблюдение распорядка дня, гигиена, организованная самостоятельная деятельность и игры, занятия) способствуют здоровой обстановке для успешной адаптации детей и формирования эмоционально уравновешенного поведения.В связи с этим, очень важно организовать уход и воспитание ребёнка в семье так, чтобы минимизировать осложнения в период адаптации.
Вне сомнения причины осложнения физического и психического состояния малыша имеют психологическую природу и находятся в сфере социального отношения ребенка с окружающим миром, это признают педагоги, медики и психологи.
Проблема исследования состоит разработке психолого-педагогических условий, которые помогут облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке для организации на практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека».
2. Исследовать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Проанализировать образовательные программы для детей раннего возраста.
4. Выявить условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
5. Составить план работы по созданию психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для решения задач исследования мною был использованы следующие исследовательские методы:
• теоретические методы, которые включают в себя анализ и обобщение содержания методической, психологической и педагогической литературы.
• эмпирические методы: наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта.
База практической части работы: МК ДОУ «Черемховский детский сад», Каменского городского округа, Свердловской области. В исследование были включены дети первой младшей группы (возраст 2-3 года) и их родители.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Поступая в детское дошкольное учреждение ребенок 2-3 лет встретит много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случатся с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Детское дошкольное учреждение, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Среди многих задач, главной остаётся всестороннее развитие ребёнка.
В современной педагогике организация работы в период адаптации детей раннего возраста должна проводиться комплексно. В неё входят совместная работа администрации детского сада, воспитателей, медперсонала и родителей направленная на укрепление физического здоровья детей, приведение домашнего режима дня, к режиму в дошкольном учреждении.
Для облегчения периода адаптации, рекомендуется вводить ребенка в группу постепенно, обеспечивая для него особый психо-эмоциональный климат. Основной задачей является профилактика заболевания детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Это поможет облегчить уже возникшее тяжелое состояние, не затрагивая порождающие его причины. Необходимым условием успешной адаптации является согласованность воспитателей и родителей в действиях и подходах к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Одинаковые требования родителей и педагогов (соблюдение распорядка дня, гигиена, организованная самостоятельная деятельность и игры, занятия) способствуют здоровой обстановке для успешной адаптации детей и формирования эмоционально уравновешенного поведения.В связи с этим, очень важно организовать уход и воспитание ребёнка в семье так, чтобы минимизировать осложнения в период адаптации.
Вне сомнения причины осложнения физического и психического состояния малыша имеют психологическую природу и находятся в сфере социального отношения ребенка с окружающим миром, это признают педагоги, медики и психологи.
Проблема исследования состоит разработке психолого-педагогических условий, которые помогут облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке для организации на практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей раннего возраста к детскому саду.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация человека».
2. Исследовать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Проанализировать образовательные программы для детей раннего возраста.
4. Выявить условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
5. Составить план работы по созданию психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для решения задач исследования мною был использованы следующие исследовательские методы:
• теоретические методы, которые включают в себя анализ и обобщение содержания методической, психологической и педагогической литературы.
• эмпирические методы: наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта.
База практической части работы: МК ДОУ «Черемховский детский сад», Каменского городского округа, Свердловской области. В исследование были включены дети первой младшей группы (возраст 2-3 года) и их родители.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Термин «Адаптация», используемый в современной психологии, происходит от латинского значения этого слова (adapto- приспособлять). Но в психологии рассматриваются разные определения адаптации, требующие отдельного рассмотрения. Следует также выбрать то определение социальнопсихологической адаптации личности, которое (выраженное в психологических понятиях) стало бы основанием для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и её результата (адаптированности личности к определенным социальным ситуациям или устойчивым структурам).
Анализ образовательных программ для детей раннего возраста показал, что все изученные программы соответствуют ФГОС ДО. Ведущими целями программ стали: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических соответственно индивидуальным возрастным особенностям, формирование базовых основ культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, становление предпосылок учебной деятельности, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника.
Воспитатели детского сада находятся в постоянном контакте с родителями, поддерживая неразрывную связь «ребёнок - родитель - педагог» учитывая тот фактор, что домашняя среда имеет основное воспитательное и формирующее значение. Желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка, достигаются при условии сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие. Основной задачей взаимодействия «Семья - детский сад», является создание единого пространства в котором всем участникам педагогического процесса (детям, воспитателям, родителям,) будет безопасно, уютно, интересно, полезно, благополучно.
Для более лёгкого, ребёнком, вхождения в социальную среду, совместно с занятиями в семье, полезно организовать его общение с другими людьми. Расширенный круг общения в домашней среде, воспитает в ребёнке доверие к людям, открытость и умение контактировать с ними. Для более лёгкого привыкания к новому окружению, лёгкой адаптации к условиям дошкольного учреждения, ребёнку необходимо избавиться от излишней привязанности к родным.
Таким образом, можно считать, что выбранная методика по адаптации детей к ДОУ является успешной, а созданные условия - благополучными. При выбранном подходе в период адаптации, мы помогаем детям социализироваться, приобрести привычки и навыки необходимые для посещения ДОУ. Разработанная модель организации режима адаптации облегчает привыкание к новым условиям. В результате работы воспитателей в нашем ДОУ организована семейная адаптационная школа для родителей, разработаны памятки по организации педагогического процесса периода адаптации, разработан методический материал, в котором собраны игры в период адаптации, варианты адаптационных занятий, картотека пальчиковых игр. Физическое и психологическое благополучие ребенка, является результатом успешной адаптации, это и показали результаты проведенного опыта. Реализация построенной модели организации периода адаптации при поступлении ребенка в ДОУ один из важных аспектов по совершенствованию здоровьесберегающих компонентов путем устранения психосоматических заболеваний детей раннего возраста.
Анализ образовательных программ для детей раннего возраста показал, что все изученные программы соответствуют ФГОС ДО. Ведущими целями программ стали: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических соответственно индивидуальным возрастным особенностям, формирование базовых основ культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, становление предпосылок учебной деятельности, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника.
Воспитатели детского сада находятся в постоянном контакте с родителями, поддерживая неразрывную связь «ребёнок - родитель - педагог» учитывая тот фактор, что домашняя среда имеет основное воспитательное и формирующее значение. Желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка, достигаются при условии сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие. Основной задачей взаимодействия «Семья - детский сад», является создание единого пространства в котором всем участникам педагогического процесса (детям, воспитателям, родителям,) будет безопасно, уютно, интересно, полезно, благополучно.
Для более лёгкого, ребёнком, вхождения в социальную среду, совместно с занятиями в семье, полезно организовать его общение с другими людьми. Расширенный круг общения в домашней среде, воспитает в ребёнке доверие к людям, открытость и умение контактировать с ними. Для более лёгкого привыкания к новому окружению, лёгкой адаптации к условиям дошкольного учреждения, ребёнку необходимо избавиться от излишней привязанности к родным.
Таким образом, можно считать, что выбранная методика по адаптации детей к ДОУ является успешной, а созданные условия - благополучными. При выбранном подходе в период адаптации, мы помогаем детям социализироваться, приобрести привычки и навыки необходимые для посещения ДОУ. Разработанная модель организации режима адаптации облегчает привыкание к новым условиям. В результате работы воспитателей в нашем ДОУ организована семейная адаптационная школа для родителей, разработаны памятки по организации педагогического процесса периода адаптации, разработан методический материал, в котором собраны игры в период адаптации, варианты адаптационных занятий, картотека пальчиковых игр. Физическое и психологическое благополучие ребенка, является результатом успешной адаптации, это и показали результаты проведенного опыта. Реализация построенной модели организации периода адаптации при поступлении ребенка в ДОУ один из важных аспектов по совершенствованию здоровьесберегающих компонентов путем устранения психосоматических заболеваний детей раннего возраста.





