Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условие формирования у детей дошкольного возраста временных представлений

Работа №97095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6
1.1 Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей
дошкольного возраста 6
1.2 Методика формирования чувства времени у детей дошкольного
возраста 12
1.3 Анализ программ ДОУ по проблеме исследования 20
1.4 Педагогические условия формирования у дошкольников
временных представлений 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 31
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей дошкольного возраста 32
2.2 Работа по формированию временных представлений у детей
дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Развитие современного производства, его автоматизация, компьютеризация повышают требования к умственному развитию человека, требует высокого уровня его интеллектуального развития. Наш век отличается обилием информации, которую необходимо сравнить, проанализировать и сделать какие-то выводы. В результате возникает необходимость развития у человека особого стиля мышления, а именно его четкости, краткости, точности, логичности. В связи с этим возрастают требования и к процессу подготовки человека к будущей трудовой жизни. Нехватка времени современному человеку подводит его к необходимости ценить время, уметь распределять своё время.
Ребёнка с дошкольного возраста, желательно, учить самого, ориентироваться во времени, интуитивно определять его продолжительность, уметь ориентироваться во времени. Кроме того, ребёнок должен уметь определять время по часам, называя правильно единицы измерения. Способность регулирования и планирования своей деятельности, умение ценить и грамотно использовать время отличает современного успешного человека. Организованному, целенаправленному, точному человеку легче социализироваться в обществе, такие люди достаточно востребованы.
Дошкольники не могут соотнести ощущение времени с его объективной продолжительностью. На занятиях ребята знакомятся со многими понятиями, характеризующие промежутки времени (времена года, «вчера», «сегодня» и т.д.). Но, если длину, вес, объём предмета дети могут увидеть, потрогать, изменить (уменьшить, увеличить), то понятие «время» эфемерно, его восприятие сложно для дошкольников.
У человека не существует анализаторов для восприятия времени. Запах, звук, зрительную картинку ребёнок ощущает при помощи органов чувств.
Для определения времени такого анализатора не существует. И.М.Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что «только звук и мышечные ощущения дают человеку представления о времени»[8].
Воспитателю детского сада сложно привести примеры для понятие «время», ведь его нельзя увидеть, потрогать, услышать.
В практике воспитателя при ознакомлении с темой «Время» возникает трудность при необходимости наглядно показать, что такое «время». Время можно представить только опосредовано, через конкретные значения единиц измерения времени, через постоянно повторяющиеся события жизни.
Воспитатели используют личный опыт детей при знакомстве с промежутками времени. Для этого они используют промежутки времени, длительность которых можно измерить, определить с помощью единиц измерения (занятие 25 минут), различные виды деятельности в определённой последовательности (занятие, 20 минут свободная деятельность, затем опять занятие и т.д.).
Выполняя разнообразные виды деятельности, дети задействуют весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временным отношениям отводится место как слабого и попутного компонента. Он хотя и является участником образования временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не мотивирует последующую реакцию. По этой причине изучение времени, чередования его определенных отрезков требует специального внимания детей, организации соответствующей деятельности, направленной на организацию измерения времени с использованием приборов, способных показать те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность обеспечивает наличие условий формирующих четкие представления о времени.
Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методике обучения дошкольников.
Цель работы - выявить педагогические условия управления процессом формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Предмет исследования: условия формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
-изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
-исследовать особенности методик развития временных представлений дошкольников;
-выявить в практической деятельности эффективность различных методик развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
- организовать и провести экспериментально-исследовательскую работу по формированию у детей дошкольного возраста временных представлений.
Использованы следующие методы:
а) теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);
б) эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, исследование, математическая обработка результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования и положения таких педагогов как Т.Д. Рихтерман, Е.И Головаха, А.А. Кроник. Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Т.Д. Рихтерман, Д.Б. Эльконин, Л.С. Метлина и др.
Теоретическая значимость исследования: выявлена и теоретически обоснована возможность использования разнообразных методов и приёмов по формированию временных представлений у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в использовании результатов опытно-поисковой работы в учебно-воспитательном процессе детского дошкольного учреждения в целях формирования временных представлений у старших дошкольников.
Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ №3 город Сухой Лог. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель работы заключена в необходимости выявления педагогических условий управления процессом формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки были реализованы следующие задачи:
- изучена и проанализирована литература по данной проблеме;
- исследовать особенности методик развития временных представлений дошкольников;
- выявить в практической деятельности эффективность различных методик развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
- организовать и провести опытно-поисковую работу по формированию у детей дошкольного возраста временных представлений.
Работая над выполнением первой задачи, мы выяснили, что работа по управлению процессом формирования пространственного представления у старших дошкольников наиболее эффективна при создании специальных условий:
Во-первых, творческий подход к работе над темой, поддержание познавательного интереса с помощью использования различных форм и методов проведения занятий. На основании проведённой работы можно сделать вывод, что она имеет положительный эффект только при условии, если широко используются наглядные и практические методы, детьми выполняются различные действия с использованием как реальных предметов так и символов.
Во-вторых, предметно-развивающая среда должна работать на ребёнка, помогать ему в формировании временных представлений. В игровой комнате необходимо предусмотреть наглядность, работающую на формирование временных представлений. Чёткий режим дня в детском саду, нормирование работает на формирование чувства времени. Даже после прохождения тем, воспитателю необходимо возвращаться к понятиям, связанных со временем, чтобы сформировать устойчивые прочные знания. Работу необходимо продолжать во время прогулок, трудовой деятельности, экскурсиях.
В - третьих, решить проблему можно только при совместной работе детского дошкольного учреждения и родителей. Для того, чтобы работа с родителями имела положительный результат необходимо провести с ними предварительную работу. Памятки, советы, алгоритмы работы, помещённые в уголке для родителей, могут помочь советами. Особое внимание необходимо уделять родителям детей с низкими познавательными способностями, так как этим детям нужны дополнительные занятия, познавательная мотивация.
Работая над второй задачей, мы исследовали особенности методик развития временных представлений дошкольников. Работа по формированию временных представлений входит в содержание всех рассматриваемых программ, так как умение распределять своё время, планировать работу, режим дня пригодится ребёнку в дальнейшем, при переходе в школу.
Формированию представлений о времени у дошкольников придаётся особое значение. Став школьниками, ребята должны будут сами планировать свой день.
«Время» является важнейшим понятием для современного человека, оно регулирует и планирует жизнь, повседневную деятельность людей, обеспечивая, в некотором роде, профессиональную успешность человека.
Работая над третьей задачей, мы использовали различные рекомендации для осуществления практической деятельности по развитию чувства времени у старших дошкольников.
Для того, чтобы старший дошкольник успешно смог устанавливать временную последовательность, вычленять её в любом предложенном содержании необходимо наглядно показать ему алгоритм выполнения данной операции, дать возможность самостоятельно поупражняться при помощи модели. Если дошкольник владеет умением устанавливать временную последовательность, то у него развивается чувство уверенности, самостоятельности и умения планировать деятельность и выполнять разработанный план. Важно, чтобы режимные моменты в детском учреждении также выдерживали заявленную временную последовательность.
Для организации работы нами разработан комплекс развивающих мероприятий, которые обеспечивают процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста дидактически и методически.
Выполняя последнюю задачу, мы организовали и провели экспериментально-исследовательскую работу по формированию у детей дошкольного возраста временных представлений.
Анализируя полученные результаты можно утверждать, что методически грамотное управление процессом формирования у детей дошкольного возраста временных (пространственных) представлений способно гарантировать получение положительного результата. При условии, что: основные направления и содержание данной работы будут определены с учетом логики становления пространственных представлений в онтогенезе, т.е. будут учитываться индивидуальные возрастные психологические и познавательные возможности старших дошкольников. И в качестве основного средства обучения будет предложена игровая деятельность. Так как для ребят дошкольного возраста игровая деятельность и является основной и сложные понятия временных (пространственных) представлений в игре усваивают лучше.



1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А Арапова- Пискарева, - М,; 2005.- 59 с.
2. Белошинская, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с: ил.
3. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1 [Текст] Конспекты занятий. Методические рекомендации. - М.: Владос, 2005. - 160 с.
4. Библиотека программы «Детство» Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно. 6-7 лет. [Текст]: Рабочая тетрадь. Издательство: Детство- Пресс, 2006.- 24с.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» [Текст]: Санкт-Петербург, Издательство: Детство-Пресс ,2002г. - 26с.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада.
[Текст]/З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова-М.: Просвещение, 2004. -207 с
7. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию [Текст]:/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 2002. № 3. 46-52 с.
8. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного
возраста: теория и технологии: учебное пособие [ЭОР] / М.А. Габова. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 534 с.
http://bibHoriub.rumdex.php?page=book&id=239494 (дата обращения
16.09.2018)
9. Гильманова, Л.В., Штягина Л. А., Штягина Н. А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст]: Л.В. Гильманова., Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С.57-60.
10. Городецкий, В.Б. «Книга о шашках» [Текст]: Городецкий В.Б. «Книга о шашках» - Москва: Детская литература, 1980 - 239 с.
11. Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке: Времена года [Текст]: Н.Н.Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.- 42 с.
12. Столяр, А.А. Давайте поиграем! математические игры для детей 5-6 лет [Текст]: / Под редакцией А.А. Столяра. - М.: Просвещение 2004. - 84с.
13. Данько, В.Я. «С утра до вечера» Почитай мне стихи [Текст]: / В.Я.Данько. - М.: Махаон, 2007, 17 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: учеб. пособие для воспитателей/ В. И. Логинова Т. И., Бабаева Н. А.,Ноткипа и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3 А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-244 с.
15. Дружинина, М.В. От зари до зари [Текст]: сборник
стихотворений/М.В. Дружинина. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. - 18 с.
16. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада/ Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
17. Ерофеева, Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Т.Н. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова - М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 175с.
18. Ерофеева, И. «Времена года» [Текст]: стихи серия «Читаем с мамой»./И. Ерофеева.- ЛИНГ-КНИГА, 2008. - 16 с.
19. Заглядкина, О.Д. Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность [Текст]: / О.Д. Заглядкина // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - С.20-21.
20. Защиринская, О.В. Семейные уроки [Текст]: / О.В. Защиринская // Вестник психосоц. и коррекц.- реабилтац. Работы. - 2011. - №1. - С.22-30.
21. Иванова, Е.Ю. «100 игр, сценариев и праздников» [Текст]: /Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова, Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. - М.: АРКТИ, 2007. - 256 с.
22. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод. рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс- т развития обр-я, 2014. - 96 с.
23. Коротковских, Л. «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста» [Текст]: учебн. Пособие для воспитателей / Л. Коротовских, издательство: Детство- Пресс, 2012 - 224с.
24. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. [Текст]: / Е. Н. Лебеденко, - СПб : Детство-пресс, 2003.-320 с.
25. Люблинская, А.А. «Восприятие времени» - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000059/st008.shtml. (Дата обращения: 15.09.2018).
26. Люблинская, А.А. Детская психология.[Текст]: / А.А.
Люблинская. - М.: Просвещение, 2007. - 327 с.
27. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду» [Текст]: / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 400 с.
28. Михайлова, З. А.Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. [Текст]: /З. Михайлова, Е. Носова, А. Столяр, М. Полякова, Вербенец - Детство - Пресс, 2008 - 184 с. ил.
29. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. [Текст]: /Р.Л. Непомнящая - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-64с.
30. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками [Текст]: /авт.- сост. Н.В. Тимофеева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 127 с.
31. Нонсенко, Т. «Времена года» [Текст]: серия «Книжки-малышки» / Р.С.Нонсенко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 32 с.
32. Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька [Текст]: /Л.Г. Петерсон - М., 2001.-40 с.
33. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. [Текст]: методические рекомендации./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасов, «Игралочка» - М.: Баласс, 2003. - 176 с.
34. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]: методическое пособие / Под ред. З.А. Михайловой. - 2¬е изд. - Серия Библиотека программы «Детство», 2010. - 413 с.
35. Погрибной, В.К., В.Я. Юзюк «Шашки для детей» [Текст]: / В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008. - 140 с.
36. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения:
28.10.2018).
37. Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=18132. (Дата обращения: 15.09.2018).
38. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / Под.ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Мозайка- Синтез, 2005.-12с.
39. Непомнящая, Р.Л. «Развитие общих способностей». [Текст]: учебн. Пособие для детских садов /Р.Л. Непомнящая/ Детство - Пресс, 2005. 60 с.
40. Гризик, Т.И., «Радуга». «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» [Текст]: учебн. Пособие для детских садов / Т.И. Гризик, Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др. Просвещение, 2010 г. - 82 с.
41. Фалькович, Т.А. Развитие речи и подготовка к освоению письма [Текст]: / под ред., Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкиной.- М.: ВАКО, 2005.-149с.
42. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]: книга для воспитателей/ Н.Я. Семаго, - М: Айрис Пресс, 2007.-112 с.
43. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников[Текст]: / Е.Г. Сечёва - М.: Издательство: Книголюб, 2005.- 40 с.
44. Таранова, Л. «Время и часы» [Текст]: серия «Первые
уроки»/Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007.- 24 с.
45. Михайлова, 3. А. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. [Текст]: хрестоматия / Сост:, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008.-137 с.
46. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений
[Текст]: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования / под ред. Т.А. Фалькович, Л.П.Барылкиной. - М.: ВАКО, 2005.-153 с.
47. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. [Текст]: /Н.И. Фрейлах. - М., 2006.
48. Чуднова, Р. «Обучение детей ориентировке во времени» [Текст]: / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.
49. Шарикова, Е. «Времена года» [Текст]: серия «Первые
уроки»./Е.Шарикова- М.: Стрекоза, 2008. - 24 с.
50. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты [Текст]: теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование, 2008. - 267 с.
51. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: /Е.И.Щербакова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ