Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самообслуживания в дошкольной педагогике 6
1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания у
дошкольников 11
1.3. Педагогические условия формирования навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Педагогическая диагностика навыков самообслуживания у детей
раннего дошкольного возраста 32
2.2. Педагогические приемы формирования навыков
самообслуживания у воспитанников в разных формах образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации 37
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66

Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети дошкольного возраста, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя комфортно в коллективе, у них больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по- разному усваивают различные действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Навыки самообслуживания выступают как важная часть культуры поведения. Выбор темы связан с необходимостью решать проблему формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста, ведь этот возраст является сенситивным, а значит и наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех важных и необходимых культурных навыков в жизни человека.
Проблемами формирования навыков самообслуживания детей занимались многие педагоги и психологи: С.Д. Забрамная, У. Кристен, А.Р. Малер, Л. Нюканен, Х. Рюкле, Л.М. Шипицына). Большую роль в развитии навыков самообслуживания детей сыграли ученые М.С. Маслов, В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, Н.М. Щелованов. На основании исследований этих ученых работники дошкольных учреждений взяли за основу формирование навыков самообслуживания.
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения педагогических приемов формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, так как на сегодняшний день обеспечение целенаправленной и эффективной работы в детском образовательном учреждении в данном направлении является насущной задачей для педагогов и родителей.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических приемов по формированию навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование навыков самообслуживания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста (2-3 года).
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самообслуживания в дошкольной педагогике.
2. Описать особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников.
3. Изучить педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
4. Провести педагогическую диагностику навыков самообслуживания.
5. Описать педагогическую практику формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.
6. Осуществить сравнить анализ результатов исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
разработанный методический материал может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
База исследования: исследование было организовано на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №3 «Улыбка» г. Верхняя Пышма Свердловской области. Исследование было проведено в первой младшей группе «Радость». В исследовании участвовало 25 детей раннего дошкольного возраста и 20 родителей воспитанников детского сада.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, опрос).
Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка, который способствует формированию самостоятельности, уверенности в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом деле, всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.
При создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять навыки самообслуживания детей с раннего детства.
Ребенок должен овладеть навыками самообслуживания, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
Психолого-педагогическими основами овладения навыками самообслуживания становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.
В практической части результаты педагогической диагностики показали что, согласно наблюдению по критериям Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, у 9 человек навыки самообслуживания сформированы на низком уровне; у 8 человек на среднем; у 8 человек на высоком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что нормативный уровень сформированности навыков самообслуживания имеют 5 детей, 17 детей имеют допустимый уровень и 3 ребенка низкий уровень.
Нами были определены приемы формирования у детей навыков самообслуживания. Содержание включило в себя культуру еды, одевания, умывания. Были использованы следующие формы работы: групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.
Для формирования навыков самообслуживания детей были использованы следующие приемы: использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Сравнительный анализ исследования показал результаты наблюдения по критериям Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, что у значительного количества детей (13 человек), навыки самообслуживания сформированы на среднем уровне, у 10 детей на высоком и у 2 детей на низком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформированности навыков самообслуживания имеют 12 детей. 12 детей имеют допустимый уровень сформированности навыков самообслуживания. Низкий уровень сформированности навыков самообслуживания имеют 1 ребенок.
Таким образом, после проведенного нами сравнительного анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что в воспитании дошкольников большое место занимает развитие навыков самообслуживания, соблюдение правил гигиены, поддержание порядка в групповой комнате и на участке. Мы реализовали различные педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшей группы, выбор которых осуществлялся в соответствии с особенностями каждого ребенка, с конкретными образовательными условиями. Формирование навыков самообслуживания происходило постепенно и планомерно. Овладение навыками самообслуживания поспособствовало развитию необходимых умений для социализации детей в данной группе, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Цель и задачи исследования реализованы.


1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практ. пособие / Л. В. Белкина. - Воронеж :Учитель, 2004. - 236 с.
2. Акулова, Е. Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Е. Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2016. - № 4 (10).-С. 24-47. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=28392351.
3. Башарина, А. Ю. Развитие инициативы и самостоятельности у младших дошкольников при помощи технологии «групповой сбор» [Электронный ресурс] / А. Ю. Башарина, К. В. Деткова // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 2 (3). - С. 46-48. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24918147.
4. Баянова, Л. Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Электронный ресурс] / Л. Ф. Баянова, Т. Р. Мустафин // Филология и культура. - 2015. - № 3. - С. 325­332. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=24038560.
5. Белоусова, С. Г. Формирование трудовых навыков у детей
старшего дошкольного возраста в процессе познавательно­исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / С. Г. Белоусова, Н. В. Непомнящих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 5. - С. 165-167. - Режим доступа
:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-trudovyh-navykov-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-poznavatelno-issledovatelskoy- deyatelnosti.
6. Боева, З. Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни [Текст] / З. Боева // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 12-14.
7. Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания [Текст] : у детей ран. возраста / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. С. 79-84.
8. Буре, Р. Нравственное воспитание детей в процессе руководства трудом по самообслуживанию [Текст] / Р. Буре // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - С. 12-15.
9. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Электронный ресурс] :пособие для педагогов дошкол. учреждений/ Р. С. Буре. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 136 с. - Режим доступа : //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212950. В77
10. Васильева, О. Б. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет в экспериментально-игровой деятельности [Текст] / О. Б. Васильева, И. Н. Трафимова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 10. - С. 4-7.
11. Вирченко, И. В. Самообслуживание детей младшего
дошкольного возраста как средство развития самостоятельности [Электронный ресурс] / И. В. Вирченко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 39. - С. 134-139. - Режим доступа
:http://cyberleninka.ru/article/n/samoobsluzhivanie-detey-mladshego- doshkolnogo-vozrasta-kak-sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti.
12. Волобуева, Н. А. Адаптация детей к условиям дошкольного
учреждения [Электронный ресурс] / Н. А. Волобуева, Т. В. Климова, В. М. Ширшова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 9, № 5. - С. 14-17. - Режим доступа
:http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo- uchrezhdeniya.
13. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст] : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 192 с.
14. Востроилова, Н. В. Проблема развития самостоятельности у детей 2-3 лет [Текст] / Н. В. Востроилова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 8-11.
15. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М. :ВЛАДОС, 2007. - 302 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ