Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 8
1.1. Сущность эстетического воспитания и его место в системе
воспитательно-образовательной деятельности ДОО 8
1.2. Критерии и показатели эстетической воспитанности детей дошкольного
возраста 16
1.3. Использование природы в эстетическом воспитании детей 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 34
2.1. Диагностика эстетического отношения детей дошкольного возраста к
природе на констатирующем этапе исследования 34
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного
возраста эстетического отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 8
1.1. Сущность эстетического воспитания и его место в системе
воспитательно-образовательной деятельности ДОО 8
1.2. Критерии и показатели эстетической воспитанности детей дошкольного
возраста 16
1.3. Использование природы в эстетическом воспитании детей 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 34
2.1. Диагностика эстетического отношения детей дошкольного возраста к
природе на констатирующем этапе исследования 34
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного
возраста эстетического отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования определяется изменением парадигмы современной образовательной системы, где главной целью становится формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Данные положения отражены в документах, которые ориентированы на создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка: законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного отношения к миру природы. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
В связи с этим, в последние годы наблюдается повышенный интерес к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из наиболее важных средств формирования всесторонне развитой личности.
Одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста в педагогике с давних пор признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста понемногу постигают мир, в котором живут: осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, открывают изумительное многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, мотивирующие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как когда-то жили наши деды и прадеды, которые умели живо воспринимать красоту окружающей нас природы и переносить её в свой быт, обычаи, мысли.
Данной точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы надо формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте [33].
По мнению В.А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств, в дошкольном возрасте, имеет важнейшую роль ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.
Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [37, С.53].
Указанная проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Таких как Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая.
В.А. Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
В.А. Сухомлинский писал: « С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу» [37, с. 61].
Проблемой эстетического воспитания детей средствами ознакомления с природой интересуются разные специалисты: воспитатели, педагоги, психологи. Так как глубокие эстетические чувства, способность видеть прекрасное в мире природы - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в мире природы, занимались следующие специалисты: Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова.
Современные исследования проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста проводили Т.С. Есаян, Т.С. Комарова, P.M. Чумичева, И.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, К.В. Тарасова, и др., которые внесли значительный вклад в исследования в области эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, Б.Т. Лихачев,
Н.И. Киященко и др.) указывают на то, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, каким образом можно построить процесс эффективной работы в рамках эстетического воспитания посредством природы у детей дошкольного возраста, какие педагогические условия, технологии и методические приемы должны быть выбраны.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Предмет исследования - условия, обеспечивающие эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать сущность эстетического воспитания.
2. Изучить возможности использования природы в эстетическом воспитании детей.
3. Рассмотреть педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Диагностировать уровень сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Апробировать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ педагогической литературы,
стандартов, программ, учебных пособий; синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость данной дипломной работы определяется возможностью использования результатов исследования и разработанного комплекса занятий в деятельности работы дошкольных организаций.
Опытно-поисковая работа по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе осуществлялась на базе МБ ДОУ детский сад № 6. В ней приняли участия дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков). Средний возраст детей составляет 6,5 лет.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы. Общий объем работы 62 страница. Текст работы иллюстрирован таблицами (6) и рисунками (5).
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного отношения к миру природы. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
В связи с этим, в последние годы наблюдается повышенный интерес к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из наиболее важных средств формирования всесторонне развитой личности.
Одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста в педагогике с давних пор признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста понемногу постигают мир, в котором живут: осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, открывают изумительное многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, мотивирующие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как когда-то жили наши деды и прадеды, которые умели живо воспринимать красоту окружающей нас природы и переносить её в свой быт, обычаи, мысли.
Данной точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы надо формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте [33].
По мнению В.А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств, в дошкольном возрасте, имеет важнейшую роль ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.
Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [37, С.53].
Указанная проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Таких как Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая.
В.А. Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
В.А. Сухомлинский писал: « С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу» [37, с. 61].
Проблемой эстетического воспитания детей средствами ознакомления с природой интересуются разные специалисты: воспитатели, педагоги, психологи. Так как глубокие эстетические чувства, способность видеть прекрасное в мире природы - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в мире природы, занимались следующие специалисты: Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова.
Современные исследования проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста проводили Т.С. Есаян, Т.С. Комарова, P.M. Чумичева, И.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, К.В. Тарасова, и др., которые внесли значительный вклад в исследования в области эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, Б.Т. Лихачев,
Н.И. Киященко и др.) указывают на то, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, каким образом можно построить процесс эффективной работы в рамках эстетического воспитания посредством природы у детей дошкольного возраста, какие педагогические условия, технологии и методические приемы должны быть выбраны.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Предмет исследования - условия, обеспечивающие эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать сущность эстетического воспитания.
2. Изучить возможности использования природы в эстетическом воспитании детей.
3. Рассмотреть педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Диагностировать уровень сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Апробировать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ педагогической литературы,
стандартов, программ, учебных пособий; синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость данной дипломной работы определяется возможностью использования результатов исследования и разработанного комплекса занятий в деятельности работы дошкольных организаций.
Опытно-поисковая работа по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе осуществлялась на базе МБ ДОУ детский сад № 6. В ней приняли участия дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков). Средний возраст детей составляет 6,5 лет.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы. Общий объем работы 62 страница. Текст работы иллюстрирован таблицами (6) и рисунками (5).
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения, эффективности педагогических условий эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой, и позволяет отметить следующее:
1. Анализ педагогической, научно-методической литературы показал, что эстетическое воспитание средствами ознакомления с природой остается самой актуальной темой в обучении и воспитании детей, в связи с принятием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Нами был проведен анализ образовательных программ в ДОО по эстетическому воспитанию детей. Данный анализ показал, что большинство программ остаются ориентированными на формирование у дошкольников системы знаний, представлений о мире природы, разнообразные формы. Методы и средства позволяют максимально приблизить ребенка к объекту или явлению природы.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой:
- поэтапное эстетическое воспитание детей;
- применение специальных технологий, ориентированных на формирование эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии, показатели и методики оценки уровня сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. В ходе чего были получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику эстетического воспитания детей на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, показывают, что эстетическое воспитание детей средствами ознакомления с природой повысилось.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют
сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются
эффективными, для успешного эстетического воспитания детей средствами
ознакомления с природой.
1. Анализ педагогической, научно-методической литературы показал, что эстетическое воспитание средствами ознакомления с природой остается самой актуальной темой в обучении и воспитании детей, в связи с принятием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Нами был проведен анализ образовательных программ в ДОО по эстетическому воспитанию детей. Данный анализ показал, что большинство программ остаются ориентированными на формирование у дошкольников системы знаний, представлений о мире природы, разнообразные формы. Методы и средства позволяют максимально приблизить ребенка к объекту или явлению природы.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой:
- поэтапное эстетическое воспитание детей;
- применение специальных технологий, ориентированных на формирование эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии, показатели и методики оценки уровня сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. В ходе чего были получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику эстетического воспитания детей на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, показывают, что эстетическое воспитание детей средствами ознакомления с природой повысилось.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют
сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются
эффективными, для успешного эстетического воспитания детей средствами
ознакомления с природой.
Подобные работы
- Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Праздники и развлечения в ДОО как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании
детей дошкольного возраста
(на примере дизайн - проекта контактного зоопарка в парке
им. Горького г.Лениногорск)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Тестопластики как художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



