Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой

Работа №97089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 8
1.1. Сущность эстетического воспитания и его место в системе
воспитательно-образовательной деятельности ДОО 8
1.2. Критерии и показатели эстетической воспитанности детей дошкольного
возраста 16
1.3. Использование природы в эстетическом воспитании детей 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 34
2.1. Диагностика эстетического отношения детей дошкольного возраста к
природе на констатирующем этапе исследования 34
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного
возраста эстетического отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность темы исследования определяется изменением парадигмы современной образовательной системы, где главной целью становится формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Данные положения отражены в документах, которые ориентированы на создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка: законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного отношения к миру природы. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
В связи с этим, в последние годы наблюдается повышенный интерес к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из наиболее важных средств формирования всесторонне развитой личности.
Одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста в педагогике с давних пор признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста понемногу постигают мир, в котором живут: осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, открывают изумительное многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, мотивирующие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как когда-то жили наши деды и прадеды, которые умели живо воспринимать красоту окружающей нас природы и переносить её в свой быт, обычаи, мысли.
Данной точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы надо формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте [33].
По мнению В.А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств, в дошкольном возрасте, имеет важнейшую роль ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.
Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [37, С.53].
Указанная проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Таких как Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая.
В.А. Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
В.А. Сухомлинский писал: « С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу» [37, с. 61].
Проблемой эстетического воспитания детей средствами ознакомления с природой интересуются разные специалисты: воспитатели, педагоги, психологи. Так как глубокие эстетические чувства, способность видеть прекрасное в мире природы - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в мире природы, занимались следующие специалисты: Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова.
Современные исследования проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста проводили Т.С. Есаян, Т.С. Комарова, P.M. Чумичева, И.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, К.В. Тарасова, и др., которые внесли значительный вклад в исследования в области эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, Б.Т. Лихачев,
Н.И. Киященко и др.) указывают на то, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, каким образом можно построить процесс эффективной работы в рамках эстетического воспитания посредством природы у детей дошкольного возраста, какие педагогические условия, технологии и методические приемы должны быть выбраны.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Предмет исследования - условия, обеспечивающие эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать сущность эстетического воспитания.
2. Изучить возможности использования природы в эстетическом воспитании детей.
3. Рассмотреть педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Диагностировать уровень сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Апробировать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ педагогической литературы,
стандартов, программ, учебных пособий; синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость данной дипломной работы определяется возможностью использования результатов исследования и разработанного комплекса занятий в деятельности работы дошкольных организаций.
Опытно-поисковая работа по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе осуществлялась на базе МБ ДОУ детский сад № 6. В ней приняли участия дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков). Средний возраст детей составляет 6,5 лет.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы. Общий объем работы 62 страница. Текст работы иллюстрирован таблицами (6) и рисунками (5).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения, эффективности педагогических условий эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой, и позволяет отметить следующее:
1. Анализ педагогической, научно-методической литературы показал, что эстетическое воспитание средствами ознакомления с природой остается самой актуальной темой в обучении и воспитании детей, в связи с принятием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Нами был проведен анализ образовательных программ в ДОО по эстетическому воспитанию детей. Данный анализ показал, что большинство программ остаются ориентированными на формирование у дошкольников системы знаний, представлений о мире природы, разнообразные формы. Методы и средства позволяют максимально приблизить ребенка к объекту или явлению природы.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой:
- поэтапное эстетическое воспитание детей;
- применение специальных технологий, ориентированных на формирование эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии, показатели и методики оценки уровня сформированности эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. В ходе чего были получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику эстетического воспитания детей на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, показывают, что эстетическое воспитание детей средствами ознакомления с природой повысилось.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют
сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются
эффективными, для успешного эстетического воспитания детей средствами
ознакомления с природой.



1. Аксенова,З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
2. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.А.Артемова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.
4. Бабаева, Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] : программа Детство / Т.И.Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М.Гурович ; под ред. Т.И. Бабаевой. - изд. 3e, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 314 с.
5. Бобылева, Д. В. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Д.В. Бобылева, О.В. Дубленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 36-42.
6. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М.Большакова, Н.Морева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 12-20.
7. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2008. - 154 с.
8. Витковская, Н. С. Формирование эстетической культуры младших школьников [Текст] / Н.С. Витковская, А.Б. Щербо, Д.Н. Джала. - Киев: Рад. Школа. - 1985. - 134 с.
9. Волчегорская, Е. Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе [Текст] / Е. Ю. Волчегорская. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2010. - 53 с.
10. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников. [Текст]: учеб. пособии для для студ. вузов, 2008.- 335с.
11. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
12. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «ЮНИТ», 2014 - 362.
13. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.:
Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
14. Зебзеева, В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 45 - 49.
15. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 512 с.
16. Иванова, А.И. Мир природы. Четыре времени года. ФГОС ДО [Текст] / А.И.Иванова, 2018г. -128 стр.
17. Казарчук, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Н.Казарчук. - Изд-во «Национальный институт образования» , 2016. - 72с.
18. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева. - М., 2003. - 326 с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 415 с.
20. Корниенко, С. Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Г. Корниенко; Кемер. гос. ун-т. - Кемерово, 2002. - 24 с.
21. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001.- № 2. - С. 101-104.
22. Лейбсон, В. И. Чему учат стихи? [Текст] : Дет. поэзия и эстетич. воспитание / Под ред. [и с предисл.] Т. Д. Полозовой ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. - М.: Просвещение, 1964. - 104 с.
23. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 175 с.
24. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] /
25. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности [Текст] /
A. С. Макаренко; Сост. и автор вступ. статьи В.В. Кумарин. - М.:
Педагогика, 1972. - 332 с.
26. Мухаметзянова, Р. С. Эстетическое воспитание как фактор социализации дошкольников в поликультурной среде [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Р. С. Мухаметзянова ; Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. - М., 2013. - 242 с.
27. Пашинцева, В. Н. Педагогическое воздействие на развитие эстетического отношения старших дошкольников к природе [Текст] /
B. Н. Пашинцева // -ТГУ - 2011. - №3 (6). - С. 239-243.
28. Петрова, Г.А. Эстетическое воспитание в школе [Текст] : пособие для студентов / Г. А. Петрова, Г. И. Королева, Л. П. Печко и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 184 с.
29. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк. 2004. - 512 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 208 с.
31. Программа: «От рождения до школы» [Текст] / под редакцией Н. Е. Веракса. - М., 2015 - 39 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия [Электорнный ресурс] : М: «Большая Российская Энциклопедия» / под ред. В. Г. Панова. - URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/2006(дата обращения: 11.08.2018).
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб : издательство «Питер», 2000 - c - 712.
34. Рыжова, Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" [Текст] / Н. Рыжкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 18 - 20.
35. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М.: издательский центр «Академия», 2011. - 202c.
36. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 576 с.
37. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] /
В.А.Сухомлинский, 1974. - 288 с.
38. Творчество: Программа художественно - эстетического
воспитания и развития детей в детском саду [Текст] / А. И. Смоляр, П. П. Барынкин, В. П. Юрикова, Т. С. Слесарева и др. - М.: Самара:
Издательство СамГПУ, 2013. - 92 с.
39. Торшилова, Е. М. Шалун, или мир дому твоему: эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 57.
40. ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] , 2013.
41. Фокина, В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. методическое пособие/ В. Г. Фокина, О. М. Газина. - М.: Прометей, 2013.
42. Хушбатов, А. Х. Терминология "педагогические условия" [Текст] / А.Х.Хушбатов // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С.1020 - 1022.
43. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Ядэшо. -
М., 2009. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ