Условия математического развития детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие математического развития в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3 Анализ дошкольных образовательных программ по математическому
развитию 13
1.4 Условия математического развития дошкольников 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Изучение начального уровня математического развития детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Реализация условий математического развития детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 14
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие математического развития в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3 Анализ дошкольных образовательных программ по математическому
развитию 13
1.4 Условия математического развития дошкольников 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Изучение начального уровня математического развития детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Реализация условий математического развития детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 14
С раннего детства и по сегодняшний день, мы связаны с такой наукой, как математика (даже набор телефонного номера требует от нас знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем возрасте. Мы, взрослые, не перестаем удивляться, как много может усвоить, запомнить и понять ребенок в первые годы жизни. Дошкольный период, относительно всей жизни человека, недолог, а как он насыщен познанием. Маленький ребенок познает что-то новое, неизведанное им ранее. Огромный поток информации обрушивается на маленького человека. На многие вопросы он ищет ответ, на протяжении многих веков.
В 17 - 19 вв. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие, пришли к выводу, что специальная математическая подготовка для детей дошкольного возраста просто необходима. Научно-дидактическая система формирования элементарных математических представлений была разработана А.М. Леушиной. По мнению Л.С. Выготского, важным является понимание того, что только специально организованный процесс обучения может создать условия для развития ребенка.
Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова и другие в своих исследованиях показали на целесообразность использования различных математических игр в обучении детей. Только в игре моделируются логические конструкции, способствующие развитию логического мышления, а также формируют благоприятные условия для применения математических знаний. Целенаправленное обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Непомнящая и другие).
Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в детском саду, Л.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и другие, говорят о некоторых трудностях формирования математических представлений у детей.
Отечественные ученые, такие как, Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других, в своих работах дают характеристику интеллектуального развития и определяют условия его формирования у дошкольников. При этом многие теоретические положения имеют общепедагогическое значение, как для интеллектуального развития, так и для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. Главное место, в раз-витии познавательного интереса, отводится обучению, а для лучших результатов выявлены виды стимулирования: содержание методического материала; организация познавательной деятельности; взаимодействие между участниками познавательного процесса.
Цель: выделить и апробировать условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников.
Объект исследования: процесс математического развития старших дошкольников.
Предмет исследования: условия эффективного математического раз-вития старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить понятийное поле по данной проблеме;
- выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать дошкольные образовательные программы;
- определить условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников;
- изучить начальный уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать условия математического развития детей старшего до-школьного возраста;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- изучение литературы и документов;
- методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, тест, измерение и сравнение.
Теоретическая основа исследования. Проблемой математического развития детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные педагоги и математики: А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, А.З. Зак, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Дж. Кюизенер, Л.С. Метлина, М. Монтессори, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова, Н.Н. Непомнящая и другие.
Практическая значимость работы. Проводилась подборка и систематизация теоретического материала по теме математического развития дошкольников. Проводилось выделение и апробирование условий математического развития. Представленный в работе материал может быть использован в работе педагогов в ДОУ.
База исследования. Исследования проходило на базе МАДОУ№1 «Василек» г. Сысерти, Свердловской области.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
В 17 - 19 вв. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие, пришли к выводу, что специальная математическая подготовка для детей дошкольного возраста просто необходима. Научно-дидактическая система формирования элементарных математических представлений была разработана А.М. Леушиной. По мнению Л.С. Выготского, важным является понимание того, что только специально организованный процесс обучения может создать условия для развития ребенка.
Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова и другие в своих исследованиях показали на целесообразность использования различных математических игр в обучении детей. Только в игре моделируются логические конструкции, способствующие развитию логического мышления, а также формируют благоприятные условия для применения математических знаний. Целенаправленное обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Непомнящая и другие).
Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в детском саду, Л.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и другие, говорят о некоторых трудностях формирования математических представлений у детей.
Отечественные ученые, такие как, Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других, в своих работах дают характеристику интеллектуального развития и определяют условия его формирования у дошкольников. При этом многие теоретические положения имеют общепедагогическое значение, как для интеллектуального развития, так и для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. Главное место, в раз-витии познавательного интереса, отводится обучению, а для лучших результатов выявлены виды стимулирования: содержание методического материала; организация познавательной деятельности; взаимодействие между участниками познавательного процесса.
Цель: выделить и апробировать условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников.
Объект исследования: процесс математического развития старших дошкольников.
Предмет исследования: условия эффективного математического раз-вития старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить понятийное поле по данной проблеме;
- выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать дошкольные образовательные программы;
- определить условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников;
- изучить начальный уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать условия математического развития детей старшего до-школьного возраста;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- изучение литературы и документов;
- методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, тест, измерение и сравнение.
Теоретическая основа исследования. Проблемой математического развития детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные педагоги и математики: А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, А.З. Зак, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Дж. Кюизенер, Л.С. Метлина, М. Монтессори, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова, Н.Н. Непомнящая и другие.
Практическая значимость работы. Проводилась подборка и систематизация теоретического материала по теме математического развития дошкольников. Проводилось выделение и апробирование условий математического развития. Представленный в работе материал может быть использован в работе педагогов в ДОУ.
База исследования. Исследования проходило на базе МАДОУ№1 «Василек» г. Сысерти, Свердловской области.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
Проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста посвятили свои труды многие известные педагоги и ученые. Большой вклад в разработку методик по математическому развитию детей дошкольного возраста, внесли педагоги-математики: А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, А.З. Зак, А.В. Белошистая и многие другие.
С точки зрения Е.И. Щербаковой, математическое развитие - это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций».
Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений, убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. Область математического развития, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на успешность ребенка в школе.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста показали, что ведущим типом мышления является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу. Значит, основным способом обучения ребенка, должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности - эмпирическое обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорно-воспринимаемой информации.
Проанализировав примерные программы дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что все программы достаточно содержательны в плане математического развития и все соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Результаты первичной диагностики показали, что у детей недостаточно сформировано математическое развитие. Высокий уровень диагностирован только у двух детей, шесть детей имеют средний уровень и почти у половины детей исследованной группы - низкий уровень математического развития. У детей возникли трудности с классификацией геометрических фигур, величины по одному-двум свойствам, форму определяют, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяют количественные отношения, но с помощью взрослого, действия выполняют в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливают, объяснить сущность действий не могут. При ориентировке на плоскости или бумаге путают правую, левую стороны, в работе с бумагой в клетку необходима прямая помощь взрослого. Знают основные геометрические фигуры, но понятие «четырехугольник» - не сформировано. Допускают ошибки и при определении дня недели, части суток. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Чтобы облегчить процесс усвоения математических знаний для успешного математического развития дошкольников, необходимо создание определенных условий. В результате проведенной исследовательской работы пришли к выводу, что созданные для успешного математического развития, наиболее эффективны такие условия:
- психолого-педагогические условия, для реализации которых, учитывали возрастные особенности детей и использовали различные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями;
- развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.
После проведения повторной диагностики повысился уровень математического развития.
Таким образом, анализ результатов исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что выбранные условия эффективны, так как повысился уровень математического развития.
С точки зрения Е.И. Щербаковой, математическое развитие - это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций».
Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений, убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. Область математического развития, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на успешность ребенка в школе.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста показали, что ведущим типом мышления является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу. Значит, основным способом обучения ребенка, должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности - эмпирическое обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорно-воспринимаемой информации.
Проанализировав примерные программы дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что все программы достаточно содержательны в плане математического развития и все соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Результаты первичной диагностики показали, что у детей недостаточно сформировано математическое развитие. Высокий уровень диагностирован только у двух детей, шесть детей имеют средний уровень и почти у половины детей исследованной группы - низкий уровень математического развития. У детей возникли трудности с классификацией геометрических фигур, величины по одному-двум свойствам, форму определяют, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяют количественные отношения, но с помощью взрослого, действия выполняют в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливают, объяснить сущность действий не могут. При ориентировке на плоскости или бумаге путают правую, левую стороны, в работе с бумагой в клетку необходима прямая помощь взрослого. Знают основные геометрические фигуры, но понятие «четырехугольник» - не сформировано. Допускают ошибки и при определении дня недели, части суток. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Чтобы облегчить процесс усвоения математических знаний для успешного математического развития дошкольников, необходимо создание определенных условий. В результате проведенной исследовательской работы пришли к выводу, что созданные для успешного математического развития, наиболее эффективны такие условия:
- психолого-педагогические условия, для реализации которых, учитывали возрастные особенности детей и использовали различные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями;
- развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.
После проведения повторной диагностики повысился уровень математического развития.
Таким образом, анализ результатов исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что выбранные условия эффективны, так как повысился уровень математического развития.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В
МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Современные технологии логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



