ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие математического развития в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3 Анализ дошкольных образовательных программ по математическому
развитию 13
1.4 Условия математического развития дошкольников 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Изучение начального уровня математического развития детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Реализация условий математического развития детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 14
С раннего детства и по сегодняшний день, мы связаны с такой наукой, как математика (даже набор телефонного номера требует от нас знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем возрасте. Мы, взрослые, не перестаем удивляться, как много может усвоить, запомнить и понять ребенок в первые годы жизни. Дошкольный период, относительно всей жизни человека, недолог, а как он насыщен познанием. Маленький ребенок познает что-то новое, неизведанное им ранее. Огромный поток информации обрушивается на маленького человека. На многие вопросы он ищет ответ, на протяжении многих веков.
В 17 - 19 вв. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие, пришли к выводу, что специальная математическая подготовка для детей дошкольного возраста просто необходима. Научно-дидактическая система формирования элементарных математических представлений была разработана А.М. Леушиной. По мнению Л.С. Выготского, важным является понимание того, что только специально организованный процесс обучения может создать условия для развития ребенка.
Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова и другие в своих исследованиях показали на целесообразность использования различных математических игр в обучении детей. Только в игре моделируются логические конструкции, способствующие развитию логического мышления, а также формируют благоприятные условия для применения математических знаний. Целенаправленное обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Непомнящая и другие).
Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в детском саду, Л.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и другие, говорят о некоторых трудностях формирования математических представлений у детей.
Отечественные ученые, такие как, Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других, в своих работах дают характеристику интеллектуального развития и определяют условия его формирования у дошкольников. При этом многие теоретические положения имеют общепедагогическое значение, как для интеллектуального развития, так и для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. Главное место, в раз-витии познавательного интереса, отводится обучению, а для лучших результатов выявлены виды стимулирования: содержание методического материала; организация познавательной деятельности; взаимодействие между участниками познавательного процесса.
Цель: выделить и апробировать условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников.
Объект исследования: процесс математического развития старших дошкольников.
Предмет исследования: условия эффективного математического раз-вития старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить понятийное поле по данной проблеме;
- выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать дошкольные образовательные программы;
- определить условия, способствующие математическому развитию старших дошкольников;
- изучить начальный уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать условия математического развития детей старшего до-школьного возраста;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- изучение литературы и документов;
- методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, тест, измерение и сравнение.
Теоретическая основа исследования. Проблемой математического развития детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные педагоги и математики: А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, А.З. Зак, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Дж. Кюизенер, Л.С. Метлина, М. Монтессори, А.А. Смоленцева, Л.И. Тихонова, Н.Н. Непомнящая и другие.
Практическая значимость работы. Проводилась подборка и систематизация теоретического материала по теме математического развития дошкольников. Проводилось выделение и апробирование условий математического развития. Представленный в работе материал может быть использован в работе педагогов в ДОУ.
База исследования. Исследования проходило на базе МАДОУ№1 «Василек» г. Сысерти, Свердловской области.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
Проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста посвятили свои труды многие известные педагоги и ученые. Большой вклад в разработку методик по математическому развитию детей дошкольного возраста, внесли педагоги-математики: А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, А.З. Зак, А.В. Белошистая и многие другие.
С точки зрения Е.И. Щербаковой, математическое развитие - это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций».
Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений, убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. Область математического развития, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на успешность ребенка в школе.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста показали, что ведущим типом мышления является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу. Значит, основным способом обучения ребенка, должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности - эмпирическое обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорно-воспринимаемой информации.
Проанализировав примерные программы дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что все программы достаточно содержательны в плане математического развития и все соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Результаты первичной диагностики показали, что у детей недостаточно сформировано математическое развитие. Высокий уровень диагностирован только у двух детей, шесть детей имеют средний уровень и почти у половины детей исследованной группы - низкий уровень математического развития. У детей возникли трудности с классификацией геометрических фигур, величины по одному-двум свойствам, форму определяют, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяют количественные отношения, но с помощью взрослого, действия выполняют в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливают, объяснить сущность действий не могут. При ориентировке на плоскости или бумаге путают правую, левую стороны, в работе с бумагой в клетку необходима прямая помощь взрослого. Знают основные геометрические фигуры, но понятие «четырехугольник» - не сформировано. Допускают ошибки и при определении дня недели, части суток. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Чтобы облегчить процесс усвоения математических знаний для успешного математического развития дошкольников, необходимо создание определенных условий. В результате проведенной исследовательской работы пришли к выводу, что созданные для успешного математического развития, наиболее эффективны такие условия:
- психолого-педагогические условия, для реализации которых, учитывали возрастные особенности детей и использовали различные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями;
- развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.
После проведения повторной диагностики повысился уровень математического развития.
Таким образом, анализ результатов исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что выбранные условия эффективны, так как повысился уровень математического развития.
1. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений [Текст] / А.Н. Белоус. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 144с.
2. Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А.В. Белошистая. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-400с.
4. Березина, Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - М.: Просвещение, 1988. - 303с.
5. Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо [Текст] / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1995. - 88с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. -144с.
7. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 283с.
8. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2006. - 112с.
9. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191с.
10. Кантан, В.В. Геометрия для самых маленьких [Текст] / В.В. Кантан, Е.В. Кантан. - СПб.: «ВалериСПД», 2001. - 32с.
11. Козина, Л.Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л.Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
12. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Парциальная программа [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 112с.
13. Кралина, М.В. Условия развития и диагностика логических приемов мышления у старших дошкольников [Текст] / М.В. Кралина. - Екатеринбург: УрГПИ, 1993. - 43с.
14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. -Т.1. - 439с.
15. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368с.
16. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова. - Спб.: Питер, 1990. - 37с.
17. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: Просвещение, 1989. - 194с.
18. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 144с.
19. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 128с.
20. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраст [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с., илл.
21. Михайлова, З.А. Математика - это интересно. Парциальная программа [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 64с.
22. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей до-школьного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 64с.
23. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 96с.
24. Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] - URL: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/65-lichnostnoe-i-psixicheskoe-razvitie-doshkolnika/748-osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.11.2017).
25. Помораева, И.В. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа [Текст] / И.В. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 176с.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс] - URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.(дата обращения: 20.11.2017).
27. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. [Электронный ресурс] - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
28. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Электронный ресурс] - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения:
20.11.2017).
29. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьевой (Научный руководитель Е.В. Соловьева) [Электронный ресурс] - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
30. Программы дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL:http://schoolguide.ru/index.php/programmy-doshkolnogo-obrazovaniya.html(дата обращения: 20.11.2017).
31. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления [Текст] / Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
32. Смоленцева, А.А. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей [Текст] / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192с., ил.
33. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова. - СПб.: Детство- Пресс, 2010. - 112с.
34. Современные проблемы математического образования в период детства [Текст]: коллективная монография / В.В. Артемьева и др. под. общ. ред. Л.В. Ворониной. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2015. - 261с.
35. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». [Текст] / Е.В. Соловьева. - М.: Просвещение, 2014. - 157с.
36. Стасова, Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ [Текст] / Л.П. Стасова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 - 108с.
37. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - 64с.
38. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 584с.
39. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: МПСИ, 2005. - 392с.