Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Работа №97084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1 Понятие о любознательности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Возрастные особенности развития любознательности детей
дошкольного возраста 13
1.3 Детское экспериментирование как метод развития
любознательности у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 26
2.1 Изучение развития любознательности старших дошкольников
на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 26
2.2 Практика организации детского экспериментирования в
направлении развития любознательности старших дошкольников 34
2.3 Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75

В современном образовательном процессе, как педагогами, так и родителями делается большая ставка на детскую любознательность, что обусловлено социальным запросом на творческую личность, способную привнести, что-то новое в индивидуальную деятельность. Высокий уровень конкуренции заставляет работодателей делать выбор в пользу тех, кто способен мыслить креативно, подходя к решению стожимых задач с интересом.
Сегодняшние образовательные программы также предполагают наличие у ребенка определенного творческого потенциала. Любознательность выступает своеобразным двигателем в интеллектуальном и психофизическом развитии человека в системе образования, мотивируя его на поиск нужного решения, развивая познавательную активность, заставляя преодолевать трудности ради получения «исследовательского результата».
Необходимость развития у детей развития познавательного интереса и любознательности находит отражение и в концептуальных документах в области образования в Российской Федерации. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в общем, отмечено, что необходимо разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, что связано с развитием познавательной активности детей и подростков. Прямое указание на необходимость формирования познавательной активности и развитии любознательности детей дошкольного возраста можно найти в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [20]. Авторы Концепции пишут, что развитие любознательности следует рассматривать как основу познавательной активности будущего ученика, считать целью дошкольного образования и в тоже время исходным ориентиром начального общего образования, т.к. с опорой на любознательность ребёнка «формируется учебно-познавательная активность и интерес к экспериментированию» [20]
В федеральном государственно образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о том, что современная образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности» [50].
В современной научной литературе нет единой точки зрения на сущность любознательности. Любознательность рассматривают и как особую форму познавательной активности (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин); и как ступень формирования познавательных интересов (Г.И. Щукина, И.И. Цветков). Это порождает трудности в осмыслении данного феномена, в выявлении и развитии любознательности.
Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В. А. Крутецкий, Н.Н. Поддьяков, Г.И. Щукина, А. И. Крупнов и др.
Исследователи Н.Г. Морозова [37], B.C. Юркевич [55], А.М. Матюшкин [34] указывают, что любознательность динамическое явление в жизни человека и является основой для формирования познавательной активности в целом. «Подросший ребенок уже не просто любопытствует, адресуя веер разных вопросов в окружающее пространство, а начинает увлеченно продвигаться в познании какой-то определенной сферы. Особенно важно при этом то, что ребёнок нарабатывает специальные способы нахождения нужной ему информации, используя самые разные источники: взрослых, сверстников, книги, средства массовой информации» [58]. Истоками такой позиции является деятельность ребенка в дошкольном детстве, когда он проявляет и реализует инициативную преобразующую деятельность. Таким образом, дошкольный возраст особенно важен для развития любознательности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, она в свою очередь в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования. В процессе детского экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя «ученым», «исследователем», «первооткрывателем».
Теоретико-практические исследования показывают, что развитию любознательности детей дошкольного возраста способствует детское экспериментирование, создавая благоприятную среду для формирования познавательного интереса детей, что обуславливает актуальность темы исследования: «Развитие любознательности дошкольников в процессе
детского экспериментирования».
Нами было выявлено противоречие, обусловленное расхождением между наличием научно подтвержденного метода детского экспериментирования для развития любознательности дошкольников и мотивации их на проявление познавательной активности и недостойной разработанностью методических материалов для его применения в современной образовательной ситуации, обусловленной технологизацией и информатизацией общества.
В силу данного противоречия, проблема исследования состоит в поиске и апробации методических материалов, подкрепляющих применение метода детского экспериментирования для развития любознательности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике методические материалы для организации детского экспериментирования с целью развития любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие любознательности в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: методические материалы для развития любознательности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Задачи исследования.
1) Исследовать понятие «любознательность» в психолого­педагогической литературе;
2) Рассмотреть возрастные особенности развития любознательности детей дошкольного возраста;
3) Изучить детское экспериментирование как метод развития любознательности детей старшего дошкольного возраста;
4) Обосновать, разработать и апробировать на практике методические материалы для развития любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Теоретическая база исследования основывается на работах ученых, отражающих различные аспекты развития детской любознательности и детского экспериментирования.
Понятие о любознательности исследуется в работах Н.Н. Поддъякова, О.М. Дьяченко, М.А. Гурбаналиевой, С.Л. Рубинштейна,
М.А. Гурбаналиевой, Н.Т. Лобовой. Возрастные особенности развития любознательности детей дошкольного возраста отражены в трудах О.М. Дьяченко, Д.С. Годовиковой, Н.Ц. Купарадзе, Т.Д. Марцинковской, О.В. Брежневой, Т.А. Марковой, М.С. Марусинец. Л.С. Бурковой приводятся критерии и показатели любознательности; в работе М.А. Гурбаналиевой отражены критерии и показатели любознательности детей старшего дошкольного возраста. В работе Е. С. Калитиной приводятся условия развития любознательности дошкольников. Особенности использования детского экспериментирования в качестве метода развития
любознательности детей старшего дошкольного возраста, которая рассматривается в работах Н.Н. Поддъякова, А.О. Макейчик, Н.И. Левшиной. И.П. Подласым определяется сущность экспериментирования, как исследовательского метода.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ государственного образовательного стандарта, тестирование, беседа, эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе старшей группы МАДОУ №54 г. Первоуральска с участием 20 детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проблема развития любознательности дошкольников не теряет своей актуальности. Любознательность - черта личности, выражающаяся в стремлении и готовности к приобретению новых знаний. Любознательность выполняет такие функции как: роль условия успешной активной умственной деятельности; способствует снижению утомления; повышает работоспособность; ускоряет переход знаний в область активного их использования. Структура любознательности состоит из: знаний, эмоций, активного поискового характера деятельности человека, направленного на овладение новыми знаниями.
Старшему дошкольнику присущ выраженный характер любознательности, что обуславливается активным формированием мысли, приобретением навыков исследовательской деятельности, расширением кругозора, формированием разнообразных интересов. Критериями и показателями развития любознательности являются: интерес к окружающим объектам (стремление проникнуть в сущность явления), продуктивность (количество и качество задаваемых вопросов, способность выдвигать предположения), речь (способность грамматически верно формировать вопросы, выразительно, аргументировано выражать свое мнение).
Выделяют три уровня любознательности у старших дошкольников:
Высокий уровень: проявление осознанного внимания и интереса к предмету или деятельности. Наличие вопросов, отражающих глубину заинтересованности наблюдаемыми явлениями. Проявление активных и самостоятельных действий, направленных на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимания его функций в исследовательской деятельности и экспериментировании. Средний уровень: осознанное внимание и интерес к предмету или деятельности характеризуются ситуативностью проявления; задаются уточняющие вопросы о внешних признаках предмета и об образе эмоциональное отношение к предмету или деятельности. Низкий уровень: характерно отсутствие осознанного внимания и интереса к предмету (деятельности), задаваемые вопросы направлены только на уточнение внешних признаков предмета. Отсутствует положительное эмоциональное отношение к предмету (деятельности). Не предпринимаются активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности в исследовательской деятельности и экспортировании.
Детское экспериментирование - активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.
Экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. В первую очередь, детское экспериментирование - это форма поисковой деятельности. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность дошкольников, направленная на получение новых знаний. В процессе детского экспериментирования, с целью развития любознательности старших дошкольников используются такие методы и приемы как вопросы педагога, схематическое моделирование опыта, метод «первой пробы», проблемные ситуации, экспериментальные игры, наблюдение.
Исследование на констатирующем этапе показало, что 50 %
обладают средним уровнем развития любознательности. Дошкольники демонстрируют ситуативное проявление осознанного внимания и интереса к предмету или деятельности. 35 % старших дошкольников проявили низкий уровень развития любознательности, ими не проявляется осознанные внимание и интерес к предмету, не проявляется положительное эмоциональное отношение к деятельности, а также самостоятельные действия, направленные на познание предмета. В процессе исследования был выявлен ряд проблем в развитии любознательности старших дошкольников: отсутствие познавательной мотивации; неустойчивость познавательного интереса; безынициативность в познании; низкий уровень самостоятельности.
С учетом результатов диагностирования, а также выявленных проблем была спланирована работа по организации детского экспериментирования в направлении развития любознательности старших дошкольников.
Педагогическими условиями развития любознательности старших дошкольников стали, такие как (создание пространственной предметно­развивающей среды для развития любознательности старших дошкольников; использования детского экспериментирования в качестве основного средства направлении развития любознательности старших дошкольников; развитие познавательной мотивации и познавательного интереса; развивать умение формулировать и задавать вопросы; развитие инициативности и самостоятельности в познании). Кроме того, была создана пространственная предметно-развивающая среда для развития любознательности старших дошкольников. Для развития любознательности старших дошкольников использовались такие методы и приемы как вопросы педагога, метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности; проблемные ситуации, использование простых схем и рисунков, экспериментальные игры, действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
Повторное исследование выявило положительную динамику уровня развития любознательности старших дошкольников: на 35 % увеличилась доля старших дошкольников с высоким развития любознательности и составила 50 %; на 30 % сократилась доля детей с низким уровнем развития любознательности и составила 10 %. 40 % старшей группы занимают дети со средним уровнем развития любознательности. Старшие дошкольники проявляют осознанный интерес к предмету или деятельности, задают много вопросов, проявляют устойчивое положительное эмоциональное отношение к изучаемому предмету и деятельности, проявляют выраженную познавательную мотивацию.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности детского экспериментирования как средства развития любознательности старших дошкольников.


1. Арутюнян, А.Ю. Любознательность дошкольника: стремление к познавательному развитию и личностный рост субъекта. В книге [Текст]: Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века / А.Ю. Арутюнян // Педагогические чтения, посвященные 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци. Сборник статей. - 2016. - С. 39 - 42.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ. - 2004. - 239с.
3. Баркова, Г.А. Способы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Баркова // Научное сообщество студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 март 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2015. - С. 23 - 24.
4. Брежнева, Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников [Текст] / Е.А. Брежнева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 12.
5. Буркова, Л. Воспитываем почемучек [Текст] / Л. Баркова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 4.
6. Вахрушева, Л. Н. Выявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. - 2016. - № 6. - С. 90 - 99.
7. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве:
Учебное пособие [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-
Синтез, 2012. - 336 с.
8. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование [Текст] / А.А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 254­256.
9. Гельфман, Э.Г. Психологические основы конструирования учебной информации, проблема интеллектоемких технологий преподавания [Текст] / Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, М.А. Холодная // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6.
10. Геращенко, Л.И., Степанова Н.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей старших дошкольников [Электронный источник] / Л.И. Геращенко, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17523 (дата обращения: 18.08.2018).
11. Годовикова, Д.Б. Как измерить детскую любознательность? [Текст] / Д.Б. Годовикова // Семья и школа - 2009. - №10. - С. 15-23.
12. Гурбаналиева, М.А. Состояние проблемы развития
любознательности у старших дошкольников в практике ДОУ [Электронный источник] / М.А. Губаналиева // Материалы VI Международной
студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="http://www.scienceforum.ru/2014/503/2341 ">www.scienceforum.ru/2014/5 03/2341 (дата обращения: 11.08.2018).
13. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Верокса. М.: Знание. - 1994. - 160 с.
14. Емельяненко, Ю.Р. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Ю.Р. Емельяненко // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. - 2017. - С. 210 - 212.
15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запарожец. - В 2 т. - М.: Педагогика. - 2006. - Т. 1. - 682 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ