Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТОВОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №97083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самостоятельности в психологии и педагогике 6
1.2. Характеристика самостоятельности в бытовом поведении
детей дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические приемы формирования самостоятельности в
бытовом поведении детей раннего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В БЫТУ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Педагогическая диагностика самостоятельности у детей
раннего дошкольного возраста 30
2.2. Практика формирования самостоятельности у детей раннего
возраста в бытовом поведении 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по мнению психологов и педагогов всего мира, является уникальным периодом в жизни человека. Ребенок открывает для себя много нового, в частности, предназначение окружающих его предметов, и старается их использовать функционально и по назначению: ест ложкой, пользуется предметами гигиены (мылом, полотенцем, салфеткой), варежки надевает на голову, а носочки на ножки и т.д. Малыш получает огромное удовольствие от неоднократных повторений, а при положительном результате, - огромное удовлетворение, убеждаясь снова и снова в своих возможностях и радуясь самому действию. Дети так стремятся к самостоятельности, что ученые даже назвали период раннего возраста «Я сам!».
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых важных, актуальных, и востребованных в изучении и всестороннем анализе.
Формирование самостоятельности в бытовом поведении является составной частью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [30].
В таком возрасте без помощи взрослого ребенку не обойтись. Именно взрослый показывает пример малышу, обогащает его знаниями, развивая его умения и навыки в аспектах самостоятельности и самообслуживания. Если не обеспечить ребенка возможностью активно взаимодействовать с окружающим миром, это приведет к трагическим и необратимым последствиям: он начнет умственно отставать, потеряет интерес узнавать новое. Именно от грамотности взрослого, который будет направлять развитие самостоятельности ребенка, зависит будущее развитие личности малыша. Может нарушиться формирование задатков раннего трудового развития человека, которые должны быть заложены еще на втором году жизни, в тот благоприятный период, когда у детей на биологическом уровне заложена потребность в действии.
В результате взаимодействия с социальным окружением, ребенок достаточно быстро и эффективно овладевает самостоятельностью в бытовом поведении.
Важнейшее направление работы по формированию самостоятельности в бытовом поведении у детей раннего возраста заключается в научении их многообразным предметным действиям, в том числе и нормативным: правильно пользоваться ложкой, чашкой, застегивать пуговицы и т.д. Иначе говоря, - основная задача данного возраста - сформировать базовые навыки самообслуживания, которые будут основой для полноценного развития ребенка.
В настоящее время изучение проблемы самостоятельности детей раннего возраста ведется в различных направлениях.
Анализу посвящены вопросы:
• теоретические подходы к сущности самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл [3], П.И. Пидкасистый [35], А.Г. Хрипкова [46]);
• структура и взаимосвязь составляющих компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева [37], Г.Н. Година [11], Т.Г. Гуськова [14]); Н.С. Кривова [19], А.А. Люблинская [26], К.П. Кузовкова [20]);
• этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева [17]);
- взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко [12], Д.В. Ольшанский [31], Н.А. Цыркун [47,48]).
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у детей раннего возраста в бытовом поведении.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования
самостоятельности у детей раннего возраста в бытовом поведении.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирования самостоятельности в бытовом поведении у детей раннего дошкольного возраста.
Исходя, из цели поставлены, следующие задачи:
1. Изучить понятие самостоятельности в психологии и педагогике;
2. Дать характеристику самостоятельности в бытовом поведении детей дошкольного возраста;
3. Изучить педагогические приемы формирования самостоятельности в бытовом поведении детей раннего дошкольного возраста;
4. Провести педагогическую диагностику самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста в исследуемой группе детей;
5. На основе педагогической диагностики самостоятельности у детей, разработать картотеку игр, направленных на формирование самостоятельности у детей раннего возраста в бытовом поведении
База исследования: Муниципальное дошкольное автономное
учреждение детский сад №16, города Красноуфимск, Свердловской области, улица Манчажская 22. В исследовании приняли участие 20 детей группы раннего возраста (2-3 года).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого­педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение исследования темы курсовой работы мы можем сделать ряд выводов.
Самостоятельность играет ключевую роль в развитии детей раннего возраста. Первые признаки самостоятельности формируются в раннем возрасте и напрямую связаны с развитием навыков самообслуживания у детей.
Самостоятельность в общепринятом понимании - это независимость, способность и желание человека выполнять действия и совершать поступки без участия других людей. Становиться самостоятельным - объективная необходимость и естественное желание ребенка. Ребенок в большей степени, в отличие от взрослого, старается проявить свое «Я», самоутвердиться в полученных знаниях, доказывает и убеждает взрослого, что способен сделать многое не хуже и без помощи других.
Эффективность формирования самостоятельности в бытовом поведении детей дошкольного возраста и взаимодействии со взрослым проявляется в том, что ребенок по собственной инициативе применяет полученные способы действий в новых условиях, переносит на другие предметы, учится действовать самостоятельно при изменившихся обстоятельствах.
С ростом уровня умелости у ребенка формируется желание быть самостоятельным и независимым от взрослых. В деятельности ребенка реализуются все полученные до этого навыки, знания и умения, а также опыт предшествующей деятельности.
По итогам исследования можно сделать вывод, что задачи исследования реализованы:
- дана психолого-педагогическая характеристика самостоятельности в бытовом поведении у детей дошкольного возраста;
• определены и реализованы на практике педагогические приемы формирования самостоятельности в бытовом поведении у детей раннего дошкольного возраста;
• проведена педагогическая диагностика самостоятельности в бытовом поведении и самообслуживании у детей раннего возраста.
Самообслуживание играет значительную роль в формировании личности ребенка. Именно с раннего возраста развиваются такие черты характера как уверенность в себе, желание добиться успеха, воля, стремление к цели, упорство в ее достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Оно формируется под влиянием воспитания при определенном уровне развития у ребенка мелкой и общей моторики, слуха, зрения, мышления, внимания. Если у ребенка достаточно будут сформированы навыки самообслуживания, то ему легче будет адаптируется к взрослой жизни. Деятельность, в большей степени направленная на удовлетворение повседневных бытовых потребностей, способствует формированию у детей раннего возраста навыков, которые необходимы в жизни.
В ходе проведенного практического исследования (проведенного в 3 этапа) на этапе констатирующего исследования было выявлено, что в исследуемой группе детей из 20 человек низким уровнем развития навыков самостоятельности обладают 7 человек (35 %), средним - 8 человек (40 %), высокий уровень отмечен у 5 человек (25 %). Также было выявлено, что у детей имеющих низкий уровень самостоятельности в бытовом поведении, проблема состоит в умении одеваться, раздеваться, правильно вести себя за столом, умение пользоваться салфеткой и носовым платком.
На формирующем этапе исследования была проведена развивающая работа по формированию самостоятельности в быту у детей раннего возраста. После проведенного формирующего этапа исследования было проведено повторное исследование (контрольный этап исследования) и получены следующие результаты: в группе из 20 человек низким уровнем развития навыков самостоятельности обладают 2 человека (10 %), средним - 11 человек (55 %), высокий уровень отмечен у 7 человек (35 %).
Таким образом, видно, что в исследуемой группе проведена значительная работа по формированию у детей самостоятельности в бытовом поведении, по итогам которой видно, что у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстегивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой и др. Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности в бытовом поведении и самообслуживании у детей раннего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.
Цель и задачи исследования реализованы.


1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М.: Просвещение, 1977. - 351 с.
2. Амосович, Н.В. Дошкольная педагогика: развитие дошкольника в деятельности: методические рекомендации [Текст] / Н.В. Амасович. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 49 с.
3. Балл, Г.А., Бургин, М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние [Текст] // 1994. № 4.
4. Быстрова, Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности [Текст] / Т.В. Быстрова // Младшие школьники как субъект педагогического воздействия. - Л., 1989. 355 с.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 240 с.
6. Власова, М.О. Методы и методика воспитания самостоятельности ребенка в ДОУ [Текст] / М.О. Власова. - Магнитогорск: Магнитогорский Государственный Университет, 2015, - 75 с.
7. Вегнер, Л.А. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина, Л.А. Вегнер. - М. АСТ. - 2011. - № 2. С. 198 - 212.
8. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст] / Т. Волженина // Виноград. - 2010. - N 37. - С. 20-23.
9. Гатченко Т.Г. Планирование образовательной деятельности в процессе организации режимных моментов в ДОО [Текст] / Т.Г. Гатченко. - 2014 . - 33 стр.
10. Генералов, Е.Ю. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Е.Ю. Генералов // М.: - 2012. - № 25-1. - 207 - 210.
11. Година, Г.Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений [Текст] / Г.Н. Година // Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст. // Под ред. В.Г Нечаевой, М.: Педагогика. - 1972. - с 83 - 111.
12. Горбатенко, Т.И. Подражание и его влияние на становление взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Горбатенко / /Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика. - 1972. - С. 199-222.
13. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: младшая группа [Текст] Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» / Н.Ф. Губанова. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 128с.
14. Гуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? [Текст] // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. - С 25.
15. Гуськова, Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок? [Текст] // Дошкольное воспитание / Т.В. Гуськова -1988. - С.60-64...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ