Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Работа №97079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО­РОЛЕВОЙ ИГРЕ 7
1.1. Анализ проблемы развития эмпатии у детей в психолого­педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития
эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Обоснование и проектирование цикла сюжетно-ролевых игр, как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60

Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации одним из ведущих приоритетов дошкольного образования является развитие эмоционально-нравственной, гуманной личности, способной к сочувствию, сопереживанию, а также восприятию эмоциональных проявлений других людей, что обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Одной из ключевых характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия - способность к эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию другому человеку, а также стремление к оказанию поддержки и помощи другим людям.
Особую значимость воспитание и развитие эмпатии приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как этот возрастной период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека, то есть для формирования личности ребенка. Способность понимать свои и чужие эмоции, способность прочувствовать психоэмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать, проявлять заботу о других - является важным моментом в становлении и формировании всесторонне развитой личности старшего дошкольника. Всему этому ребенок обучается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми - педагогами и воспитателями, родителями. Значение развития эмпатии во взаимоотношениях с окружающими огромно, а нарушение такого развития - тонкий показатель отклонений психического развития.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом игровой деятельности детей является сюжетно-ролевая игра. Именно в сюжетно-ролевой игре идет процесс воспитания, обучения и развития старшего дошкольника, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая ролью, ребенок учится понимать другого человека и входить в его положение, через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о правилах общения со сверстниками, взрослыми людьми.
Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем на социально-педагогическом уровне. Психология эмоций является одной из немногих научно-педагогических проблем, которым неизменно уделяется внимание, как в традиционной, так и в современной науке, но вместе с этим, вопрос развития эмпатических переживаний детей принадлежит к числу наименее изученных. Анализ проблемы развития эмпатии и методов ее формирования в дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей. От того, какого знака (положительного или отрицательного) будет у ребенка отношение к окружающим его людям, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь - успех в деятельности, отношения с близкими людьми, со сверстниками, адаптация в сложном и меняющемся мире отношений.
Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать эмпатию у детей старшего дошкольного возраста.
Степень разработанности темы. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития эмпатии детей раскрываются в трудах
Л. С. Выготского, Т.П. Гавриловой, А. В. Запорожец, О.В. Ушаковой, и др.
Основы методики развития эмпатии дошкольников определены в работах Е.И. Рогова, М.А. Пономаревой, Ю.А. Менжерицкая, А.Д. Кошелева и др.
Проблемы содержания и методов развития эмпатии в детском саду плодотворно разрабатывались М.Э. Вайнер, Е.Н. Васильевой, Н. М. Ивановой, Я.Л. Коломинским и другими.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями сюжетно-ролевых игр в развитии эмпатии у детей и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развитии эмпатии у детей в сюжетно­ролевой игре.
Объект исследования: процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Обосновать и спроектировать цикл сюжетно­ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. На основе анализа литературы дать характеристику понятия «эмпатия».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности сюжетно-ролевой игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обосновать и спроектировать цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе решения задач исследования использовались следующие методы исследования:
1. Группа теоретических методов: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Группа эмпирических методов: использование серии методик для диагностики проявлений эмпатии; наблюдение; педагогическое проектирование; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Разработан цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 комбинированного вида» г. Краснотурьинск Свердловской области.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.
Совокупность имеющихся определений позволило нам прийти к определению понятие «эмпатия», как свойству личности, выражающемуся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержка и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов).
Анализ психолого-педагогических исследований дал нам основание выделить старший дошкольный возраст, как наиболее сензитивным период для развития эмпатии у детей. Старший дошкольный возраст является важным для эмоционально-нравственного развития детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в тоже время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В данном исследовании нами выделена сюжетно-ролевая игра в качестве основного средства, определяющего эффективность развития эмпатии. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать в плане представлений различные варианты отношений с окружающими. Сюжетно-ролевая игра служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств.
Рассмотрев и проанализировав особенности развития эмпатии у старших дошкольников, возможности сюжетно-ролевой игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, во второй главе было проведено диагностическое исследование уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, в нашем исследовании были выделены следующие критерии выявления уровня развития эмпатии у старших дошкольников:
а) уровень развития эмоционального компонента эмпатии (определялся с помощью диагностической методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных состояний»).
б) уровень развития когнитивного компонента эмпатии (определялся с помощью диагностической методики А.Д. Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей»).
в) уровень развития поведенческого компонента эмпатии (наблюдение).
В результате диагностики нами были получены следующие обобщенные данные: на высоком уровне развития эмпатии находятся 3 ребенка, на среднем уровне 6 детей, на уровне ниже среднего 11 ребенка - это означает, что: высокий уровень развития эмпатии имеют 15 % детей в группе; средний уровень - 30% детей; низкий уровень — 55%.
Опираясь на проведенное диагностическое исследование развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, был разработан цикл сюжетно-ролевых игр по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, состоящий из сюжетно­ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей 5-6 лет.
Сюжетно-ролевые игры были ориентированы на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии; на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии; на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.


1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : МОДЭК, 2000. - 415 с.
2. Абраменкова, В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 60-70.
3. Божович, Л. И. Нравственное воспитание и развитие [Текст] / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы зарубежной психологии. - 2012.
• № 1. - С. 80-89.
4. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/
5. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии.
• 2011. - № 5. - С. 23-27.
6. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/
7. Васильева, Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/
8. Выготский, Л. С. Вопросы режим детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский - Спб. : Союз, 2006. - 224с.
9. Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников [Текст] / Л. П. Выговская // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 5-19.
10. Габышева, Т. Е. Формирование эмпатии детей среднего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/
11. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147­168.
12. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в психологии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 147-158.
13. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 107-114.
14. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен эмпатии [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 61- 68.
15. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2012. - 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ