Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности

Работа №97078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЕТУ 6
1.1. Понятия о числе и счете в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития количественных представлений у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Проектная деятельность как средство обучения дошкольников счету 19
1.4. Анализ программ дошкольного образования с точки зрения
возможности обучения счету средствами проектной деятельности 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СЧЕТУ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика развития счетных умений у дошкольников на начальном
этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Использование проектной деятельности для обучения счету детей
старшего дошкольного возраста 44
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Необходимость обучения детей дошкольного возраста счету обусловливается направленностью системы образования на всестороннее развитие личности ребенка, подготовку его к требованиям изменившейся социально-экономической ситуации.
Усвоение дошкольниками понятия числа, овладение счетной деятельностью дает им возможность ориентироваться в окружающем мире, развивает их мыслительные процессы и ведет за собой интеллектуальное развитие в целом.
Исследованиями многих ученых (П. Я. Гальперина [10, 11], В. В. Давыдова [15], А. М. Леушиной [29, 30], Н. А. Менчинской [33], А. А. Столяра [51] и др.) доказано, что счетная деятельность детей дошкольного возраста имеет сложную структуру, которая связана с работой различных анализаторов и представляет собой фундамент для формирования и реализации функции счета.
Обучению дошкольников счету, формированию их счетной деятельности посвящены работы многих исследователей в области дошкольного образования: А. В. Белошистой [1], В. В. Даниловой [15], A. M. Леушиной [29, 30], Н. А. Менчинской [33], З. А. Михайловой [34], Е. И. Тихеевой [53], Е. И. Щербаковой [59] и др. В их работах описаны разнообразные приемы, формы, средства работы по формированию у детей счетной деятельности и умений счета.
В условиях обновления образования исследователи обращаются и к новым средствам работы с дошкольниками, одним из которых считается проектная деятельность.
С конца 90-х годов XX века педагоги начали активно использовать метод проектов в учебном процессе школы. Вместе с тем, многие специалисты дошкольного образования (А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса [6], Н. А. Виноградова [7], В. А. Деркунская [17], Н. А. Кочкина [26], А. И. Савенков [48] и др.) сходятся во мнении, что данный метод обладает особыми образовательными и воспитательными возможностями, и его применение в дошкольных образовательных организациях способствует успешному развитию у детей мышления, в том числе умений счета.
Исследования показывают, что применение проектной деятельности в работе с дошкольниками вызывает высокую активность детей, интенсифицирует их самостоятельную познавательную деятельность, увеличивает глубину и объем полученных знаний и умений.
Однако в практической деятельности дошкольной образовательной организации проектная деятельность при обучении детей счету используется недостаточно, в методической литературе почти не встречается рекомендаций по организации проектной деятельности в данном направлении.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучения счету дошкольников, педагогическим потенциалом использования проектной деятельности в этом процессе и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по использованию метода проектов для обучения дошкольников счету.
Этим противоречием определяется проблема исследования: какова должна быть проектная деятельность для обучения счету дошкольников?
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности».
Цель исследования: определить педагогические условия использования проектной деятельности для обучения счету старших дошкольников.
Объект исследования: процесс обучения счету дошкольников.
Предмет исследования: проектная деятельность старших дошкольников как средство обучения их счету.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы определить сущность понятий числа и счетной деятельности.
2. Выявить возрастные особенности развития количественных представлений у дошкольников.
3. Проанализировать возможности проектной деятельности в обучении дошкольников счету.
3. Определить критерии, составить диагностические задания для исследования уровней развития счетных умений у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностическое обследование.
4. Разработать и реализовать в практической деятельности проекты для детей подготовительной группы, направленные на обучение детей счету.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные:
- общим основам современной математики (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, А. А. Столяр и др.);
- теоретическим основам формирования количественных представлений у дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Белошистая, A. M. Леушина, Н. А. Менчинская и др.);
- сущности проектной деятельности детей дошкольного возраста (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Г. Б. Голуб, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.).
База исследования: частный детский сад «Согласие» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме обучения счету детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В процессе анализа литературы было установлено, что у ученых отсутствует единый подход к пониманию числа. Натуральные числа рассматриваются в количественной и порядковой теории. В количественной теории число рассматривается как количество элементов конечного множества. Натуральный ряд чисел в порядковой теории рассматривается на основе аксиоматического подхода.
Счет, или счетная деятельность - это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.
Анализ литературы позволил определить общую последовательность овладения счетом у детей дошкольного возраста: восприятие множественности (много), возникновение первых количественных представлений (много, мало, один), овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (больше, меньше, столько же), осмысленный счет и измерение.
Одним из средств обучения дошкольников счету является проектная деятельность, метод проектов.
Проектная деятельность дошкольников была определена как деятельность, предполагающая самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающуюся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной, инструктирующей поддержке взрослого. Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации проходит в несколько этапов: проблематизация, целеполагание, планирование,
реализация плана, презентация, рефлексия.
Анализ некоторых образовательных программ дошкольного образования позволил сделать следующие выводы:
• проектная деятельность включена во все программы дошкольного образования;
• во всех программах при организации проектной деятельности предполагается взаимодействие с родителями;
• целенаправленные проекты по обучению дошкольников счету описываются лишь в нескольких программах («Вдохновение», «Диалог»).
В опытно-поисковой работе были выделены начальный, формирующий и заключительный (контрольный) этапы.
На начальном этапе проводилась педагогическая диагностика развития счетных умений у старших дошкольников. В соответствии с умениями счетной деятельности, которые определены исследователями и программами дошкольного образования, были выделены критерии развития счетных умений у старших дошкольников, подобраны диагностические задания разного уровня сложности. Результаты проведенной диагностики показали, что в подготовительной группе уровень развития счетных умений детей недостаточно высокий.
На формирующем этапе исследования в группе было проведено 6 проектов, направленных на обучение дошкольников счету. Среди них: творческие, исследовательские, информационные, практико0ориентированные проекты. Большинство из них (кроме проекта «Числа в детском саду») осуществлялось с помощью родителей. Каждый проект осуществлялся по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, презентация, рефлексия.
При обучении дошкольников счету средствами проектной деятельности были соблюдены следующие условия:
- создание проблемных ситуаций;
- организация самостоятельной деятельности дошкольников;
- привлечение родителей к участию в проектной деятельности;
- включение в проекты заданий, направленных на формирование счетной деятельности.
После повторной диагностики на контрольном этапе исследования был проведен сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы. Он позволяет сказать, что проведенные проекты были эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста счету.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены.



1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики [Текст] : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2010. - 400 с.
2. Блохин, А. Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Л. Блохин; Ростов. гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д., 2005. - 28 с.
3. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : конспект лекций / Т. С. Будько. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
4. Булдыгерова, Н. С. Как сделать проект «живым» [Текст] / Н. С. Булдыгерова // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2. - С. 64-72.
5. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса; под ред. О. М. Дьяченко. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
6. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.
7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. -М. : Айрис- пресс, 2008. - 208 с.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. ; сост. Г. М. Лямина. - М. : Просвещение, 1984. - 288 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд- во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольского. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 480 с.
11. Г альперин, П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев // Дошкольное воспитание. - 1961. -№ 6. - С. 65-67.
12. Голуб, Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования [Текст] : метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова / под ред. проф. Е. Я. Когана. - Самара : Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
13. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон ; пер. с англ. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
14. Давайте поиграем [Текст] : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991. - 80 с.
15. Давыдов, В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания [Текст] / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 11-29.
16. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, 3. А. Михайлова. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
17. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
18. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
19. Ежеленко, В. Б. Теория педагогического метода. Педагогические
средства [Электронный ресурс] / В. Б. Ежеленко // Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал. 2011. URL:
http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm(дата обращения: 14.02.2018).
20. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1997. - 130 с.
21. Кадола, Е. В. Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Кадола // Вестник Омского университета. - 2009. - № 3. - С. 258-260.
22. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 416 с.
24. Корнеева, Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Корнеева // Умственное воспитание дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М. : Педагогика, 1972. - С. 228-244.
25. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М. : Просвещение, 1980. - 154 с.
26. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] : метод. пособие / Н. А. Кочкина. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
27. Кузина, А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности моделирования [Текст] : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.07 / А. Ю. Кузина ; Тольят. гос. ун-т. - СПб, 2009. - 24 с.
28. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] /
А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - №1. - С. 7-17.
29. Леушина, A. M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / A. M. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
30. Леушина, А. М. Обучение счету в детском саду [Текст] / А. М. Леушина. - М. : Учпедгиз, 1961. - 150 с.
31. Математика от трех до шести [Текст] : учебн.-метод. пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Акцидент, 1996. - 150 с.
32. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Матяш. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
33. Менчинская, Н. А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н. А. Менчинская. - М. : Учпедгиз, 1955. - 435 с.
34. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 378 с.
35. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
36. Николаева, Э. Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций [Текст] / Э. Ф. Николаева // Вопросы психологии. - 1979. - № 5. - С. 113-116.
37. Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] : учебно-методическое пособие. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. - 48 с.
38. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / под ред. А. И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.
39. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - 272 с.
40. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
41. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
42. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова. - Казань : Казан. федер. ун-т, 2013. - 203 с.
43. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] : пер. с англ. и фр. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
44. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
45. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с.
46. Радуга. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
47. Родина, Е. В. Психолого-дидактические основы формирования понятия числа у дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Родина; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1996. - 23 с.
48. Савенков, А. И. Путь к одаренности : исследовательское поведение дошкольников : учебное пособие / А. И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - 272 с.
49. Скворцова, Г. В. Проект как метод организации самостоятельной деятельности детей [Текст] / Г. В. Скворцова // Начальная школа плюс до и после. - 2016. - № 6. - С. 44-46.
50. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская и др. - М. : Дрофа, 2014. - 864 с.
51. Столяр, А. А. Педагогика математики [Текст] / А. А. Столяр. - Минск : Высшая школа, 1986. - 414 с.
52. Сухарева, О. С. Возможности проектной деятельности в дошкольных организациях [Текст] / О. С. Сухарева // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1. - С. 35-40.
53. Тихеева, Е. И. Счет в жизни маленьких детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. - Л. : Госиздат, 1931. - 64 с.
54. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др. - М. : Просвещение, 2015. - 256 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс] : URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155
от17.10.2013 r.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
56. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учеб. пособие // Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др. ; под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
57. Хуторской, А. В. Школа Дж. Дьюи и дидактика прогрессивистов
[Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2015. - № 2. URL: й11р://иоч.рф/]оигпа1/2015/200/Е1боз-Уез1шк2015-225-
Khutorskoy.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
58. Чекмарев Я. Ф. Обучение шестилетних детей счету [Текст] / Я. Ф. Чекмарев. - М. : Просвещение, 1981. - 160 с.
59. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ