Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРО-ВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Математическое моделирование в системе воспитания и обучения 6
1.2. Развитие математических представлений у детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ программ для дошкольных образовательных учреждений по
проблеме исследования 18
1.4. Особенности использования моделирования как средства развития
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ....22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования. 31
2.2. Развитие математических представлений средствами моделирования в
старшей группе 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы 50
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРО-ВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Математическое моделирование в системе воспитания и обучения 6
1.2. Развитие математических представлений у детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ программ для дошкольных образовательных учреждений по
проблеме исследования 18
1.4. Особенности использования моделирования как средства развития
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ....22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования. 31
2.2. Развитие математических представлений средствами моделирования в
старшей группе 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы 50
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность проблемы качества дошкольного общего образования в России возрастает с каждым днём. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными. Одной из задач дошкольной организации - познавательное развитие ребенка, одним из составляющих развития является развитие математическое, которое заключается не только в том, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
Федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования (далее ФГОС ДО) [61] требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, радостным и просто естественным процессом развития.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания до-школьников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания - Ф. Фребель, М. Монтессори.
Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений при-роды, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Противоречие. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в математическом развитии, в том числе в формировании математических представлений. Однако в настоящее время не существует целостной системы использования моделирования в качестве одного из основных средств для формирования математических представлений дошкольников. Также в достаточной степени не разработаны и приемы обучения дошкольников моделированию.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что недостаточно разработаны условия использования моделирования как средства развития математических представлений детей в дошкольном возрасте.
Именно поэтому мы считаем, что актуальной темой исследования на сегодняшний день будет: «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте».
Цель исследования: выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в до-школьном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Объект исследования: процесс развития математических представлений в дошкольном возрасте
Предмет исследования: моделирование как средство развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу, посвященную проблеме моделирования.
2. Дать общую характеристику моделирования в обучении и воспитании дошкольников, изучить принципы обучения и воспитания с использованием моделирования.
3. Рассмотреть особенности использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников старшей группы.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать и апробировать на практике комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
6. Проанализировать результаты исследования до и после реализации комплекса занятий и мероприятий.
Теоретическая основа исследования: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная JI.B. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Дывыдовым; исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.П. Батищева, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, А.Ф. Говоркова, М. Доналдсон, Н.Н. Поддъяков, и другие).
Для того, что бы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, обобщение;
Эмпирические - анкетирование, статистическая и графическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: старшая группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале, количество детей - 22.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе представлено 4таблицы, 6 рисунков, 6 Приложений.
Федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования (далее ФГОС ДО) [61] требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, радостным и просто естественным процессом развития.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания до-школьников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания - Ф. Фребель, М. Монтессори.
Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений при-роды, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Противоречие. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в математическом развитии, в том числе в формировании математических представлений. Однако в настоящее время не существует целостной системы использования моделирования в качестве одного из основных средств для формирования математических представлений дошкольников. Также в достаточной степени не разработаны и приемы обучения дошкольников моделированию.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что недостаточно разработаны условия использования моделирования как средства развития математических представлений детей в дошкольном возрасте.
Именно поэтому мы считаем, что актуальной темой исследования на сегодняшний день будет: «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте».
Цель исследования: выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в до-школьном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Объект исследования: процесс развития математических представлений в дошкольном возрасте
Предмет исследования: моделирование как средство развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу, посвященную проблеме моделирования.
2. Дать общую характеристику моделирования в обучении и воспитании дошкольников, изучить принципы обучения и воспитания с использованием моделирования.
3. Рассмотреть особенности использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников старшей группы.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать и апробировать на практике комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
6. Проанализировать результаты исследования до и после реализации комплекса занятий и мероприятий.
Теоретическая основа исследования: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная JI.B. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Дывыдовым; исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.П. Батищева, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, А.Ф. Говоркова, М. Доналдсон, Н.Н. Поддъяков, и другие).
Для того, что бы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, обобщение;
Эмпирические - анкетирование, статистическая и графическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: старшая группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале, количество детей - 22.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе представлено 4таблицы, 6 рисунков, 6 Приложений.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, и все образовательные программы общего образования, в том числе дошкольные, являются последовательными. Одной из задач дошкольного образования является когнитивное развитие ребенка, которое подразумевает развитие способности видеть, открывать свойства, отношения, зависимости во внешнем мире и уметь передавать их с помощью знаков и символов.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в дошкольном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие «математическое моделирование», определены особенности развития математических представлений с учетом психологических характеристик дошкольника, рассмотрены особенности использования моделирования как средства развития математических представлений, проанализированы программы дошкольных образовательных организаций в части математического образования. Также был проведена первичная и повторная диагностика после апробации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Под моделирование понимается метод познания окружающего мира, заменяющий метод наглядности, который:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Результаты, полученные после проведения педагогической диагностики, свидетельствуют о необходимости организации работы по развитию математических представлений.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Использовали материал для развития математических представлений в старшей группе средствами моделирования с упором на формирование пространственного и конструктивного мышления в зависимости от форм и способов деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми: образовательная деятельность в режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьей.
После реализации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, уменьшилось количество воспитан-ников с низким уровнем развития математических представлений по всем показателям:
1. «Количество и счет» - на 2 человека (дети совершают меньше ошибок при подсчете предметов, правильно использует количественные и порядковые цифры в пределах 10),
2. «Величина» и «Форма» - на 4 человека по каждому показателю (дошкольники правильнее определяют размер объектов на глаз, и сравнивает их по длине, ширине, высоте, толщине; с помощью наложения, приложения на глаз; они лучше анализирует и сравнивает объекты в форме, находит объекты одной и той же формы в ближайшей среде),
3. «Ориентировка в пространстве» - на 5 человек (воспитанники стали лучше ориентироваться на пространстве бумаги, меньше делают ошибки при определении лево, право, вниз, вверх),
4. «Ориентировка по времени» - на 1 человека (ребенок научился определять время суток с небольшими ошибками, затруднения в большей степени связаны с днем недели).
По итогам повторной диагностики выявили, что наибольшие изменения произошли у воспитанников, находящиеся в группе с низким уровнем развития математических представлений, и с незначительной динамикой у воспитанников из группы со среднем уровнем развития математических представлений. Указанный факт свидетельствует о том, что составленный комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, в большей степени ориентирован на детей с низким уровнем развития математических представлений.
Несмотря на значительные изменения в положительную сторону, следует учесть, что план осуществлялся в течение длительного периода времени, и поэтому данные изменения могли произойти в процессе возрастного развития дошкольников.
Таким образом, цель работы частично достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
Данная работа может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и родителями при использовании моделирования как средства формировании математических представлений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в дошкольном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие «математическое моделирование», определены особенности развития математических представлений с учетом психологических характеристик дошкольника, рассмотрены особенности использования моделирования как средства развития математических представлений, проанализированы программы дошкольных образовательных организаций в части математического образования. Также был проведена первичная и повторная диагностика после апробации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Под моделирование понимается метод познания окружающего мира, заменяющий метод наглядности, который:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Результаты, полученные после проведения педагогической диагностики, свидетельствуют о необходимости организации работы по развитию математических представлений.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Использовали материал для развития математических представлений в старшей группе средствами моделирования с упором на формирование пространственного и конструктивного мышления в зависимости от форм и способов деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми: образовательная деятельность в режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьей.
После реализации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, уменьшилось количество воспитан-ников с низким уровнем развития математических представлений по всем показателям:
1. «Количество и счет» - на 2 человека (дети совершают меньше ошибок при подсчете предметов, правильно использует количественные и порядковые цифры в пределах 10),
2. «Величина» и «Форма» - на 4 человека по каждому показателю (дошкольники правильнее определяют размер объектов на глаз, и сравнивает их по длине, ширине, высоте, толщине; с помощью наложения, приложения на глаз; они лучше анализирует и сравнивает объекты в форме, находит объекты одной и той же формы в ближайшей среде),
3. «Ориентировка в пространстве» - на 5 человек (воспитанники стали лучше ориентироваться на пространстве бумаги, меньше делают ошибки при определении лево, право, вниз, вверх),
4. «Ориентировка по времени» - на 1 человека (ребенок научился определять время суток с небольшими ошибками, затруднения в большей степени связаны с днем недели).
По итогам повторной диагностики выявили, что наибольшие изменения произошли у воспитанников, находящиеся в группе с низким уровнем развития математических представлений, и с незначительной динамикой у воспитанников из группы со среднем уровнем развития математических представлений. Указанный факт свидетельствует о том, что составленный комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, в большей степени ориентирован на детей с низким уровнем развития математических представлений.
Несмотря на значительные изменения в положительную сторону, следует учесть, что план осуществлялся в течение длительного периода времени, и поэтому данные изменения могли произойти в процессе возрастного развития дошкольников.
Таким образом, цель работы частично достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
Данная работа может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и родителями при использовании моделирования как средства формировании математических представлений.
Подобные работы
- Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Применение игровых технологий в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2020 - Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с математической сказкой
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Современные средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование счетных палочек Х.Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



