ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Патриотизм в России - истоки, современность 7
1.2 Понятия патриотизма, патриотического воспитания, военнопатриотического воспитания 18
1.3 Предмет ОБЖ в военно-патриотическом воспитании обучающихся 23
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЖ ПО ВОЕННО -
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 29
2.1 Анализ работы учителя ОБЖ по военно-патриотическому
воспитанию в учебной и внеурочной деятельности 29
2.2 Программа патриотического воспитания в образовательной
организации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы. Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм. Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, так как юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под военно -патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине, что является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.
В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. У подростков появляется негативное отношение к согражданам разных национальностей, так как средства массовой информации транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. Развиваются национал-радикальные организации, которые оказывают негативное влияние на молодежь.
Сегодня военно-патриотическое воспитание является одним из главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для совершенствования системы военно-патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания разработаны и реализуются государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных организациях.
Вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в различных пособиях, научных трудах педагогов, в методических разработках. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С.Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России. Они также отмечают, что традиция российского патриотизма имеет глубокие корни.
У россиян всегда в менталитете общественное всегда преобладало над личностным, поэтому патриотизм всегда понимался, как готовностью во благо Отечества поступиться личными интересами. Для России во все времена было характерно воспитывать у молодежи патриотизма, чувства национальной гордости и достоинства.
Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в последние годы становится все более актуальной, так как оно является составной частью всей системы воспитания в обществе и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений по формированию у граждан России беззаветной любви к Родине и готовности к её защите.
Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников чувства патриотизма (А. С. Гаязов, Н.И.Губанов, П.В Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В.Русецкий, Л. Ф.Спирин и др.). В работах Г.Е.Залесского, В.А. Крутецкого, В.С Лухина, Т.Н. Мальковской и др. отражены проблемы патриотического воспитания у детей подросткового возраста. Накоплен большой опыт по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в педагогической деятельности.
Но развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, обновления форм и методов воспитательной работы с детьми подросткового возраста, направленных на гражданина России. Это обусловлено тем, что современные реалии требуют совершенствования процесса патриотического воспитания молодежи, особенно это касается детей подросткового возраста, так как на них оказывается большое влияние со стороны СМИ, ситуации, происходящей в России, в мире в целом.
Таким образом, тема «Военно -патриотическое воспитание в общеобразовательной организации» является актуальной, так как по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», который требует реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Также актуальность темы исследования патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.
Противоречие: между необходимостью военно-патриотического
воспитания обучающихся в общеобразовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для специалистов общеобразовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: какие условия необходимы для
эффективного военно-патриотического воспитания молодёжи в общеобразовательном учреждении?
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание в
образовательной организации.
Цель исследования: разработка программы патриотического
воспитания в общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по военно - патриотическому воспитанию.
2. Проанализировать и определить основные направления работы учителя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовки молодёжи.
3. Разработать программу военно -патриотического воспитания в образовательной организации.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, моделирование, проектирование;
• эмпирические: наблюдение, сравнительный анализ.
Базой нашего исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18» Свердловской области.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе нашего исследования были изучены теоретические основы военно-патриотического воспитания. Изучены исторические предпосылки и становление такого явления как патриотизм и как его видят различные авторы. Рассмотрены и изучены такие понятия как: патриотизм, воспитание, военно-патриотическое воспитание. Так же были изучены нормативно-правовые акты законодательства РФ и Свердловской области в данной сфере. Были рассмотрены вопросы места предмета ОБЖ и учителя ОБЖ в военно-патриотическом воспитании обучающихся средней школы.
Во второй главе нашего исследования, мы подробно проанализировали деятельность учителя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности. Нами была рассмотрена учебная программа предмета ОБЖ в разделе «Основы военной службы», а также программа проведения учебно-палевых сборов с учащимися 10 классов допризывного возраста. Выяснилось, что во внеурочной деятельности наиболее широко раскрывается работа учителя ОБЖ по военнопатриотическому воспитанию. Так, например, в школе создан военнопатриотический клуб, который позволяет обеспечить наибольший охват детей разного возраста военно-патриотической работой. Школа имеет давнюю историю и традиции воспитания обучающихся в кадетских классах. Разработаны и внедрены программы патриотического воспитания.
Созданная материально-техническая и нормативно-правовая база, высокий уровень кадрового потенциала позволяют школе уже пятый год успешно реализовывать программу «Практика социального партнерства - условие повышения эффективности патриотического воспитания школьников» закрепившись в качестве региональной инновационной площадки.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что задачи нашей работы решены, цель достигнута.
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб. пособие [Текст]. М.: Айрис-пресс, 2015. 150 с.
2. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М., 2014. 200 с.
4. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351
5. Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.
6. Батурина Г. И. Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: пособие для воспитателей и учителей [Текст] // Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М.: Школьная пресса, 2016. №6. С. 20- 25.
7. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и
толерантности. Организация и проведение мониторинга
здоровьесберегающего образования в современной школе: учеб.-метод. пособие [Текст] / Под общей ред. П.П. Миненко. Хабаровск: ХК И1111К ПК, 2016. 380 с.
8. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: сб. сочинений. [Текст] / М.: Просвещение, 2014. 400 с.
9. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: сб. науч. трудов [Текст] // АН, 2013. 220 с.
10. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2002.
11. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. Вестник. М.: Москва-Пресс, 2016. № 8. С. 17-19.
12. Иваненков С.П, Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание [Текст] // Социология. 2014. №3. С.89- 90.
13. Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма [Текст] // Вестник Российского философского общества. 2014. № 3. С . 87-89.
14. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика. 2015. № 5. С. 52-55.
15. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей: метод. пособие. [Текст] / М., 2014. 100 с...