Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста
|
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса
к чтения произведений художественной литературы и фольклора для младших школьников 5
1.2. Особенности восприятия произведений детьми младшего
школьного возраста 10
1.3. Условия, способствующие развитию читательского интереса у
младших школьников 13
1.4. Анализ образовательных программ по литературе в аспекте их возможностей для развития интереса к чтению у младших
школьников 18
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика начального уровня сформированности интереса к чтению у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса
к чтения произведений художественной литературы и фольклора для младших школьников 5
1.2. Особенности восприятия произведений детьми младшего
школьного возраста 10
1.3. Условия, способствующие развитию читательского интереса у
младших школьников 13
1.4. Анализ образовательных программ по литературе в аспекте их возможностей для развития интереса к чтению у младших
школьников 18
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика начального уровня сформированности интереса к чтению у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
В современном обществе важную роль в становлении личности младших школьников играет художественная литература. Она является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания школьников, оказывающим огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, раскрывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. Но характерной приметой времени становится снижение у молодого поколения интереса к чтению. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры c целью противодействия этому явлению.
Все больше исследователей и педагогов склоняются к мысли о том, что младших школьников необходимо не столько подготавливать к формированию навыков чтения, сколько сосредоточить свои усилия на развитии восприятия и понимания прочитанного. Ведь в зависимости от наличия этих умений возрастает и интерес к процессу чтения. Однако на сегодняшний день не существует единой классификации условий развития интереса к чтению у младших школьников, а проблема развития интереса к чтению у детей не является изученной до конца. Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы, направленные на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. Определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. Разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: диагностика уровня сформированности интереса к чтению и разработка на этой основе комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Опытно-поисковая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - гимназия № 47 г. Екатеринбурга. В
исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. Но характерной приметой времени становится снижение у молодого поколения интереса к чтению. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры c целью противодействия этому явлению.
Все больше исследователей и педагогов склоняются к мысли о том, что младших школьников необходимо не столько подготавливать к формированию навыков чтения, сколько сосредоточить свои усилия на развитии восприятия и понимания прочитанного. Ведь в зависимости от наличия этих умений возрастает и интерес к процессу чтения. Однако на сегодняшний день не существует единой классификации условий развития интереса к чтению у младших школьников, а проблема развития интереса к чтению у детей не является изученной до конца. Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы, направленные на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. Определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. Разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: диагностика уровня сформированности интереса к чтению и разработка на этой основе комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Опытно-поисковая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - гимназия № 47 г. Екатеринбурга. В
исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, читательский интерес падает. Но, именно чтение художественной литературы в современном обществе играет важную роль в становлении личности младших школьников. Она является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания школьников, оказывающим огромное влияние на развитие и обогащение речи. Поэтому так актуальна проблема развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
В связи с этим в нашем исследовании была поставлена цель создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе. Также были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения - гимназии № 47 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач была проведена работа в два этапа:
1) диагностика начального уровня сформированности читательского интереса;
2) разработка комплекса уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
Целью первого этапа являлось определение начального уровня сформированности читательского интереса у младших школьников. Результаты исследования показали следующее: у большинства младших школьников в исследуемой группе наблюдается недостаточное развитие читательского интереса; наблюдается преобладание среднего уровня развития по исследуемым показателям, что говорит о недостаточно сформированных составляющих читательского интереса.
Такие показатели побудили нас к разработке комплекса упражнений и заданий на уроках литературного чтения, которые могли бы развить у младших школьников читательский интерес к художественной литературе, что стало целью второго этапа.
На основе первого этапа нами был разработан комплекс уроков и внеклассных мероприятий, который будет использоваться в школе для повышения уровня читательского интереса у младших школьников с учетом следующих компонентов:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к книге;
• развитие читательской самостоятельности;
• развитие понимания жанровых различий;
• развитие читательского кругозора .
Таким образом, в ходе выполнения поставленных задач нами была успешно достигнута цель исследования.
В связи с этим в нашем исследовании была поставлена цель создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе. Также были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения - гимназии № 47 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач была проведена работа в два этапа:
1) диагностика начального уровня сформированности читательского интереса;
2) разработка комплекса уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
Целью первого этапа являлось определение начального уровня сформированности читательского интереса у младших школьников. Результаты исследования показали следующее: у большинства младших школьников в исследуемой группе наблюдается недостаточное развитие читательского интереса; наблюдается преобладание среднего уровня развития по исследуемым показателям, что говорит о недостаточно сформированных составляющих читательского интереса.
Такие показатели побудили нас к разработке комплекса упражнений и заданий на уроках литературного чтения, которые могли бы развить у младших школьников читательский интерес к художественной литературе, что стало целью второго этапа.
На основе первого этапа нами был разработан комплекс уроков и внеклассных мероприятий, который будет использоваться в школе для повышения уровня читательского интереса у младших школьников с учетом следующих компонентов:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к книге;
• развитие читательской самостоятельности;
• развитие понимания жанровых различий;
• развитие читательского кругозора .
Таким образом, в ходе выполнения поставленных задач нами была успешно достигнута цель исследования.
Подобные работы
- Развитие мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧИТАЕМ ЛЕГКО» В ПРОЦЕССЕ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022





