ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса
к чтения произведений художественной литературы и фольклора для младших школьников 5
1.2. Особенности восприятия произведений детьми младшего
школьного возраста 10
1.3. Условия, способствующие развитию читательского интереса у
младших школьников 13
1.4. Анализ образовательных программ по литературе в аспекте их возможностей для развития интереса к чтению у младших
школьников 18
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика начального уровня сформированности интереса к чтению у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
В современном обществе важную роль в становлении личности младших школьников играет художественная литература. Она является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания школьников, оказывающим огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, раскрывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. Но характерной приметой времени становится снижение у молодого поколения интереса к чтению. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры c целью противодействия этому явлению.
Все больше исследователей и педагогов склоняются к мысли о том, что младших школьников необходимо не столько подготавливать к формированию навыков чтения, сколько сосредоточить свои усилия на развитии восприятия и понимания прочитанного. Ведь в зависимости от наличия этих умений возрастает и интерес к процессу чтения. Однако на сегодняшний день не существует единой классификации условий развития интереса к чтению у младших школьников, а проблема развития интереса к чтению у детей не является изученной до конца. Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы, направленные на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. Определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. Разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: диагностика уровня сформированности интереса к чтению и разработка на этой основе комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Опытно-поисковая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - гимназия № 47 г. Екатеринбурга. В
исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, читательский интерес падает. Но, именно чтение художественной литературы в современном обществе играет важную роль в становлении личности младших школьников. Она является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания школьников, оказывающим огромное влияние на развитие и обогащение речи. Поэтому так актуальна проблема развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
В связи с этим в нашем исследовании была поставлена цель создать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на повышение интереса младших школьников к детской литературе. Также были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
2. определить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
3. выявить уровни сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
4. разработать комплекс уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения - гимназии № 47 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие дети 3-го класса данной школы в количестве 19 человек.
Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач была проведена работа в два этапа:
1) диагностика начального уровня сформированности читательского интереса;
2) разработка комплекса уроков и внеклассных мероприятий, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
Целью первого этапа являлось определение начального уровня сформированности читательского интереса у младших школьников. Результаты исследования показали следующее: у большинства младших школьников в исследуемой группе наблюдается недостаточное развитие читательского интереса; наблюдается преобладание среднего уровня развития по исследуемым показателям, что говорит о недостаточно сформированных составляющих читательского интереса.
Такие показатели побудили нас к разработке комплекса упражнений и заданий на уроках литературного чтения, которые могли бы развить у младших школьников читательский интерес к художественной литературе, что стало целью второго этапа.
На основе первого этапа нами был разработан комплекс уроков и внеклассных мероприятий, который будет использоваться в школе для повышения уровня читательского интереса у младших школьников с учетом следующих компонентов:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к книге;
• развитие читательской самостоятельности;
• развитие понимания жанровых различий;
• развитие читательского кругозора .
Таким образом, в ходе выполнения поставленных задач нами была успешно достигнута цель исследования.
1. Божович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 87 с.
2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Известия АПН РСФСР. Вып. 73, 1955. - 3-14 с.
3. Бордовская, Н. В. «Педагогика» [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2011. - 304 с.
4. Воюшина, М. П. Методика обучения литературному чтению [Текст] / М. П. Воюшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 13-15 с.
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения
[Электронный ресурс]. - URL :http://www.wciom.com (дата обращения:
13.12.2017).
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 6-40 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Галактионова, Т. Г. Учим успешному чтению [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова. - М. : Просвещение, 2011. - 88 с.
9. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической
концепции И. Ф. Гербарта [Электронный ресурс]. - URL
:http://www.superinf.ru (дата обращения 20.12.2017).
10. Гончарова, Е. Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е. Н. Гончарова. - М. : Воспитание школьников, 2005. - 34 с.
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
12. Гриценко, З. А. Истоки и причины нечтения [Текст] / З. А. Гриценко. - М. : Дошкольное воспитание, 2008. - 112 с.
13. Джуринский, А. Н. Внеклассное чтение для детей школьного возраста [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 52 с.
14. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] / Л. А. Ефимова. - М. : Управление дошкольным учреждением, 2006. - 82 с.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] /
А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 44 с.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 480 с.
...