ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие творческих способностей. Основные подходы к
изучению 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Игра, способствующая развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Описание диагностических методик и критериев диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов диагностического исследования творческих
способностей старших дошкольников 33
2.3. Описание хода работы по организации игровой деятельности,
способствующей развитию творческих способностей старших
дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
Актуальность данного исследования продиктована новыми требованиями к образованию, к подготовке детей к школе. Одним из таких требований является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Формирование активной творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, берет свое начало в детстве, является условием последующего развития личности человека, залогом его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями появилась одна из главных задач формирования творческих способностей подрастающих детей.
Одной из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время является воспитание творческой личности.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом являются:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;
• создание условий, благоприятных для развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и склонности;
• развитие способностей творчеству и творческого потенциала каждого ребенка.
Это ставит перед системой образования задачу воспитания у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления воображения, которые благоприятно влияют на достижение положительных перемен в государстве и обществе.
Одним из способов формирования возможностей для разностороннего развития личности и построения воспитательного процесса является предоставление условий для творчества в ДОУ. Самостоятельная творческая практика дает ребенку, как личности, возможность правильно развиваться. Но нередко педагоги оказывают давление на реализацию детьми их творческих замыслов. В детском саду занятия до сих пор строятся таким образом, что происходит передача некоторых умений, знаний и навыков, зачастую деятельность детей носит репродуктивный характер. На первом месте педагоги выдвигают выполнение заданий по программе обучения, применяют прямые указания, часто дают образец, что часто мешает активизации детского творчества и расставляет границы в выражении непосредственности и искренности.
Поэтому существуют противоречия:
• между необходимостью развивать у дошкольников способности к творчеству и недостаточной разработанностью методической литературы, которая бы способствовала целенаправленному осуществлению этого процесса;
• между необходимостью создать условия для развития способностей к творчеству у старших дошкольников и современной дошкольной системой образования, которая ориентирована, в основном, на то, чтобы овладеть предметными навыками, умениями, знаниями.
На основании выделенных противоречий, анализа психологопедагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитие способностей к творчеству у старших дошкольников на высоком уровне.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Развитие творческих способностей имеет тесную связь с игрой дошкольника, со способностью осуществлять замысел, его реализовывать; создавать сюжет, его, реализовывать в роли; комбинировать. В тоже время потенциальные возможности игры не всегда применяются полностью для развития творческих способностей.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство развития способностей к творчеству
старших дошкольников».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - игра, способствующая развитию творческих способностей старших дошкольников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности игры как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольника.
Чтобы достичь выше указанной цели, необходимо было поставить и выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить основные показатели диагностики творческих способностей старших дошкольников и подобрать методики для диагностики.
3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе игры для развития творческих способностей старших дошкольников.
Чтобы достичь цели исследования и решить поставленные задачи, нами были использованы следующие методы исследования: библиографический (изучение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, педагогическое наблюдение).
База исследования: МА ДОУ детский сад №34 комбинированного вида г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе участвовало 10 старших дошкольников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 69 источников, приложения.
В ходе исследования по теме « Игра как средство развития способностей к творчеству старших дошкольников» мы сформулировали такие задачи:
1. Проанализировать проблему творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики творческих способностей старших дошкольников и подобрать методики для диагностики.
3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников, представив анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе игры для развития творческого потенциала старших дошкольников.
Чтобы решить первую задачу, мы изучили и проанализировали психологическую и педагогическую литературу отечественных и зарубежных исследователей.
Первый параграф «Понятие творческих способностей. Основные подходы к изучению» рассматривает определение понятия «творческие способности» с точки зрения разных авторов. Проанализировав теоретически понятия «творчество», «способности» и «творческие способности», можно определить способности следующим образом:
Творческие способности - объединение индивидуальных психических и физиологических особенностей индивида, его качественных состояний (измененное мышление, восприятие, жизненный опыт), появляющихся в ходе новой для человека деятельности (в ходе создания новых идей, нового подхода к решению задач), ведущее к успешному исполнению этой деятельности или к появлению субъективного или объективного нового продукта (это может быть идея, предмет, художественное произведение, произведение искусства и т.д.).
Второй параграф показывает особенности развития творческих способностей детей старших школьников. После изучения литературы, которая касается этих особенностей, можно сделать вывод - наиболее благоприятным возрастным периодом для развития творческого потенциала является старший дошкольный возраст, поскольку именно в это время формируется психологический фундамент для развития творческих способностей. Старшие дошкольники в процессе творчества не только передают переработанные впечатления, они направленно ищут приёмы для этой передачи. Необходимость найти средства стимулирования этого развития - одно из основных требований, выдвигаемых в развитии творческих способностей старших дошкольников. Самостоятельно ребенок не сможет найти такие средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, в следствие этого творческие способности его не разовьются и велика вероятность того, что они останутся на самой низкой ступени развития.
Третий параграф доказывает, что игру можно рассматривать как возможность формирования творческих способностей детей-дошкольников. Но для развития способностей к творчеству в игре существует необходимость внешних стимулирующих факторов и, прежде всего, определенной позиции взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка, когда взрослый, руководя игрой, стремится создать эмоционально положительную обстановку, не разрушая при этом инициативы и свободы выбора ребенка.
Чтобы выявить уровень развития творческого потенциала старших дошкольников, нами были использованы тесты Е. Е. Туник.
Диагностическое исследование уровня развития творческих способностей детей в ходе опытно-поисковой работы показало, что у всех исследуемых детей низкий уровень развития творческих способностей, что составляет 100 %.
Практическая часть нашей работы содержит подобранные нами игры, упражнения на развитие творческих способностей у старших дошкольников, а также разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию способностей к творчеству у старших дошкольников.
Представленный комплекс игр позволит развить у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление и творческое воображение. Благодаря этому комплексу, игры приобретут более оригинальный характер, у детей будут развиваться умения придумывать и воплощать замысел, разнообразятся сюжетные повороты, исполнение ролей, ролевая речь - диалог. Предполагается повышение у детей уровня активности, желания к самостоятельной деятельности, способности и умения поменять обычный сюжет в пользу другого, действуя совместно с другими участниками игры. Дети начнут активнее проявлять фантазию, придумывая необычные ситуации, оригинально используя полифункциональные предметы.
Цель и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24-32.
2. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т. И. Артемьева. - М. : Наука, 1997. - 162 с.
3. Баранова, Э. А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте [Текст] / Э. А. Баранова // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - С. 104-117.
4. Базилевич, Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности [Текст] / Т. Ф. Базилевич. - М. : РАН, 1998. - 248 с.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000, 192 с.
6. Белова, С. В. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. В. Белова // Народное образование. - 2004. - №3. - С. 102-109.
7. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 60 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
9. Венгер, А. А. Педагогика способностей [Текст] / А. А. Венгер. - М: Просвещение, 2008. - 224 с.
10. Веракса, Н. Е. Мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - С. 5-9.
11. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. Н. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 92 с.
12. Годфруа, Ж. Психология. Том 1 [Текст] / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 2007. - 445 с.
13. Горбунова, Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников творчества [Текст] / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №1. - С. 55-61.
14. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М. : Наука, 1994. - 230 с...