Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №97066

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие творческого воображения в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика 15
приемов творческого воображения у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия формирования приемов творческого
воображения у старших дошкольников 21
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Педагогическая диагностика творческого воображения у старших
дошкольников 30
2.2. Практика формирования приемов творческого воображения у
старших дошкольников в продуктивных видах деятельности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в последнее время в нашем обществе все чаще возникает злободневный вопрос о воспитании творческой личности. Поэтому перед дошкольными учреждениями встает важная задача формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста. В связи с этим возникла большая потребность в изучении формирования творческих процессов у дошкольников и отыскивания способов их активизации.
Психологи доказали, что воображение широко введено в творческую деятельность людей на всех этапах их жизни. Наиболее важным становится раскрытие специфики воображения, закономерности его развития и становления при изучении дошкольного детства, потому что как раз в этот период, по мнению Л.С. Выготского, закладываются азы или основы формирования этого процесса.
Проблема формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка.
В последнее время в психологической и педагогической литературе все чаще ставиться вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов этого процесса у дошкольников.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, но и в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Творческое воображение более интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если его в период старшего дошкольного возраста не формировать специально этот процесс, то наступает снижение активности творческого воображения. А за этим гаснет интерес к творческой деятельности.
Проблема формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, а именно у ребенка должно быть сформировано на данном этапе воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
Для того чтобы формировать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста, необходима особая организация продуктивных видов деятельности, так как эти виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования этого процесса.
Объект исследования: приемы творческого воображения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование приемов творческого
воображения в разных видах продуктивной деятельности дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, что специально организованные продуктивные виды деятельности старших дошкольников являются эффективным средством формирования приемов творческого воображения.
Задачи исследования:
-раскрыть понятие творческого воображения в психологии и психологические характеристики приемов творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
-описать педагогические условия формирования приемов творческого воображения у старших дошкольников;
-осуществить педагогическую диагностику приемов творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
-описать практику формирования приемов творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Практическая часть нашей работы проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 в г. Первоуральск. Количество детей подготовительной группы, принимавших участие в исследовании -20 человек (от 6 до 7 лет).
Структура работы состоит: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было рассмотрено творческое воображение как психический процесс, определены формы его продукта, намеченная, выясненная, воплощенная. Выделены две основные операции для создания новых образов: диссоциация и ассоциация.
Характерной особенностью творческого воображения является процесс отклонения от обычного хода ассоциаций, находящийся под влиянием тех эмоций, мыслей, стремлений, которые царят в данный момент в психике создателя. И хотя механизм ассоциаций остается тем же, отбор представлений определяется именно этими обуславливающими тенденциями.
Дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Как раз в этом возрасте наблюдается активизация воображения; в первую очередь репродуктивного, воссоздающего (который дает возможность представлять сказочные образы), а потом творческого (которое обеспечивает сотворение нового образа).
Отличительной чертой творческого воображения выступают его приемы, а именно способы создания творческих образов.
Один из способов -агглютинация, т. е. «склеивание» разных несоединимых в обычной жизни элементов или частей объекта. Например, некоторые герои сказок, русалочка, человек-паук, котопес и т. п.
Следующий способ -гиперболизация. Это противоречащее здравому смыслу увеличение или уменьшение объекта или отдельных его частей. Такие сказочные персонажи как, многоголовый дракон, Гулливер, Мальчик-с-пальчик и др., являются яркими примерами создания нового образа, используя прием гиперболизация.
Третий способ -аналогия. Этот способ демонстрирует процесс субъективного переноса основных свойств и объектов с одних явлений на другие.
Для типизации, которая является четвертым способом создания нового образа, характерна выделением существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.
Пятый способ -акцентирование. В новом образе, который создается творцом, некоторый элемент, деталь выделяется, также более всего подчеркиваются определенные черты, признаки, свойства. Ярким примером является шарж, карикатура.
Для того чтобы способствовать, а не затормаживать формирование творческого воображения у дошкольников необходимо создавать такие условия, которые будут формировать приемы этого воображения. Необходимо активизировать мыслительные процессы для создания новых образов, для этого эффективным является создание проблемных ситуаций игрового характера, которые не имеют готового способа решения или его средства достижения. Следует выделить, что позитивная позиция взрослого, необходима для создания благоприятной атмосферы, а это в свою очередь предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности. Плодотворность фантазии ребенка усиливается при поощрении малейшего ее проявления. А также необходимо стимулировать любознательность детей, их поисковые действия, хвалить нахождение оригинальных решений и выход за пределы образца.
Продуктивная деятельность имеет большое значение для формирования творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста. Изображая что-нибудь на листе бумаги или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и при использовании приемов творческого воображения происходит процесс формирования самого этого воображения. Занимаясь аппликацией, дети также знакомятся с разнообразными
материалами, видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов материалов, которые обладают разными свойствами и в свою очередь обогащают представления детей, создавая почву для фантазии. Принимая во внимание особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, а также развивающий и диагностический аспекты педагогической диагностики, было рассмотрено ряд методик, посвященных развитию приемов творческого воображения. Для изучения приемов творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста были выбраны такие методики как: «Рисунок в несколько рук» (В.Т. Кудрявцев),
«Несуществующее животное» (Интерпретация методики М.З. Друкаревич), методика «Акцентирование», методика «Типизация», методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Для выявления уровня формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика (констатирующая часть). Практическая часть нашего исследования была направлена на формирование приемов творческого воображения у детей испытуемой группы посредством продуктивных видов деятельности. Контрольная часть нашего исследования была направлена на выявление изменения уровня формирования творческого воображения.
Анализ результатов контрольного этапа показал, что после проведения цикла занятий по формированию приемов творческого воображения, многие дети перешли из одной группы уровня сформирования творческого воображения в более высокую группу по уровню, значит, уровень сформирования творческого воображения у детей испытуемой группы повысился.
Во время формирующей части исследования были проведены занятия по формированию приемов творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Исследовательская работа показала, что специально организованные продуктивные виды деятельности у старших дошкольников являются эффективным средством формирования приемов творческого воображения. Следовательно, поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : чеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Просвещение, 2003. - 123 с.
2. Агаева, Е. Л. Чего на свете не бывает [Текст] / Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева ; под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М. : Просвещение, 1991 - 38 с.
3. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / И. Д. Агеева. - М. : ТЦ СФЕРА, 2007. - 160 с.
4. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной и дифференциальной психологи [Текст] / Б. Г Ананьев // Избранные психологические труды : сб. тр.: в 2 т./ гл ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 2003. - Т. 1. - 232 с.
5. Ануфриева, Г. Воображение и творчество [Текст] / Г. Ануфриева, С. Вдовкин, О. Огороднова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 47-52.
6. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в детском саду [Текст] : метод. пособие для воспитателей / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ СФЕРА, 2004. - 161 с.
7. Бодрова, Е. В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников [Текст] : материалы всесоюз. научно-практ. конф., секция 5 : Детство и творчество / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М. : БИ, 2004 - 262 с.
8. Боровик, О. В. Развиваем воображение [Текст] / О. В. Боровик ; под ред. Л. И. Божович // Дошкольное образование. - 2001. - № 1. - С. 23-28.
9. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2003. - 123 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 92 с.
13. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Проблемы общей психологии : собр. соч. : в 6 т. / гл. ред. А. В.Запорожец - М. : Педагогика, 1982 - Т. 2 - 504 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2008. - 93 с.
15. Гайсина, Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности [Текст] / Г. И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010 - № 6.- С. 110-113...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ