ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ ... 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ ... 42
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста .. 42
2.2. Проектирование работы по развитию творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 97
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Творческое воображение детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим перед организациями дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
В целевых ориентирах ФГОС ДО указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, он должен уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам [19].
Дошкольный возраст является сензитивным в формировании творческого воображения. Известные психологи педагоги О.М. Дьяченко, М. Монтессори, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др. указывают на особую восприимчивость ребенка - дошкольника к сенсорному развитию, совершенствованию форм восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольное детство характеризуется особенностью к «впитыванию» информации, что является своеобразным условием совершенствования деятельности всех анализаторов и функциональной дифференциации отдельных участков коры головного мозга. О.М. Дьяченко обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения, так как оно имеет тенденцию угасать [22].
Проблему развития творческого воображения рассматривали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий, Я.Л. Коломинский, О.М. Дъяченко, И.В. Дубровина М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др. Авторы отмечают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием их творческого преобразования, способствует саморазвитию личности.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, в том числе театрализованной, так как именно игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Анализ программ образования: «Открытия»[51], «От рождения до школы»[8], «Успех»[13] показал, что творческое воображение развивается, в основном, через художественную деятельность, а потенциал театрализованной игры в программе используется крайне мало. Отчасти это объясняется недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по развитию творческого воображения посредством театрализованной игры.
В результате анализа было выявлено противоречие между социальной потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической деятельности на основе театрализованных игр для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное развитие творческого воображения в театрализованных играх?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии развития творческого воображения охарактеризовать уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития творческого воображения, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Т.В. Лаврентьева, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова), теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
База проектировочной работы: МАДОУ ЦРР №104 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Для развития творческого воображения старших дошкольников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «творческое воображение». Существующие трактовки отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу развития творческого воображения позволили выделить его специфику, показатели, особенности его развития в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что воображение - это психический процесс, который заключается в преобразовании образов, отражающих реальную действительность, и создание на это основе новых образов, действий, предметов (В.Б. Шапарь). Опираясь на теорию художественного развития А.А. Мелик-Пашаева, мы определяем творческое воображение ребенка старшего дошкольного возраста, как способность ребенка реализовать свои внутренние впечатления в выразительных чувственно воспринимаемых образах в материале и языке того или иного вида искусства [3, с. 216].
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Рибо и др.), выделены показатели творческого воображения:
• эмпатия;
• выразительность;
• оригинальность;
• вариативность.
Раскрыты возможности театрализованной игры в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа литературы, мы определяем театрализованную игру, как игру - представление, в которой, с помощью выразительных средств (интонация, мимика, жест, пантомимика) разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы (Л. С. Фурмина) [47, с. 87].
Игра органично вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к образовательной, создавая условия развития творческого воображения. Театрализованная игра имеет огромный потенциал в обогащении ребенка самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом, что позволяет использовать её как незаменимый инструмент самовыражения ребенка в творчестве, как условие развития творческого воображения.
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и творческим воображением детей выступает в двух планах:
- становление и совершенствование театрализованных игр влияет на возникновение и развитие творческого воображения;
- развивающееся творческое воображение влияет на организацию и проведение театрализованных игр.
Для развития творческого воображения в процессе театрализованных игр, в совокупности выделенных показателей, был разработан комплекс занятий. При реализации комплекса занятий, мы убеждались в эффективности театрализованных игр в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий мы отмечали, что дети входили в образ, активно использовали для создания образа выразительную речь, проявляли большую самостоятельность, используя оригинальные способы и приемы разыгрывания литературного произведения; научились выражать характер и эмоции персонажа, однако остались затруднения по степени вхождения образ. Старшие дошкольники стали более активно использовать выразительную речь, мимику, жесты, пантомимику и предлагать варианты воплощения образа. Исходя из этого, мы можем заключить, что предложенный нами комплекс занятий
способствовал развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] /Е. А. Антипина. - М.: ТЦ - Сфера, 2003. - 80 с.
2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1991 - 127 с.
3. Бердюгина, О. М. Развитие творческого воображения у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности [Текст] /Художественное образование детей: традиции и современность: материалы всероссийской научно-практической конференции. // Екатеринбург, 30 октября 2015г., отв. редактор Л.В. Ясинских. Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. ун-т; МБУК ДО ЕДМШ. 2015. № 16. - 216 с.
4. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] / О. В. Боровик. - М.: ООО ЦГЛ РОН, 2002. - 112 с.
5. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст] / Методическое пособие для специалистов по дошк. Образованию / Л. П. Бочкарёва. Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
6. Васильева, М. А Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 43 с.
7. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. 1982.- №11.- С. 32-38.
8. Веракаса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 56 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 287 с.
13. Гамова, С. Н. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Проект: С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова. М.: Просвещение, 2015. - 235 с.
14. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Г. Г. Григорьева. - М.: Издательский центр Академия, 1997. - 272 с.
15. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый, 2014. №20. С. 568-569.
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996. - 249 с.
...