ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.. ..8
1.1. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как
проблема современной отечественной общей и музыкальной педагогики 8
1.2. Содержание внеурочной деятельности в общеобразовательной
школе 19
1.3. Педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода в духовно-нравственном воспитании подростков 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков. Диагностический инструментарий исследования 45
2.2.. Результаты диагностики уровня духовно-нравственного
воспитания подростков 49
2.3. Формы и методы духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной в условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества: сегодня происходит активное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации сопровождаются кризисом духовности и нравственности в современном социуме. Дети и молодежь сегодня нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных образцах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения.
В связи с этим, приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Теоретические и практические подходы к решению данной проблемы содержатся в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и других официальных документах. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения поднимается в работах А.А. Аронова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова и др. Они раскрыли теоретические аспекты освоения личностью этических эталонов, ценностные приоритеты модернизации современного российского образования и т.д.
Большими возможностями в решении проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя, является основным ориентиром при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка (Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Холопова и др.).
Воспитательный потенциал заложен и в отечественной вокальной музыке советского периода второй половины ХХ века. Начиная с 60-х годов, появляется ряд композиторов, которые внесли значительный вклад в российскую песенную музыкальную культуру: В.В. Высоцкий, Г.И. Гладков,
A. П. Петров, Е.Н. Птичкин, Д.Ф. Тухманов, М.Л. Таривердиев, B. Я. Шаинский, Я.А. Френкель и др. Особенностью отечественной вокальной музыки данного периода является то, что она содержит такие духовно¬нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, человеколюбие, личное достоинство и т.д.
Но в практике современного общего музыкального образования данный пласт отечественной музыкальной культуры слабо востребован. В наиболее применяемой сегодня в российских школах программе по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной предлагается знакомство учащихся лишь с отдельными произведениями В. А. Гаврилина, Н.Н. Добронравова, Б.Ш. Окуджавы, А.Н. Пахмутовой и др.
Между тем, внеурочная деятельность в общеобразовательной школе обладает значительным потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, который определяется ее большим разнообразием форм (массовые, кружковые), методов воспитания и принципов, влияющих на духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкального искусства решалась в работах таких исследователей в области педагогики и психологии искусства, как Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, Е.А. Воронина, Н.И. Кашина и др. Но до сих пор не выявлены организационные и содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания учащихся в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Возникают противоречия между:
- социальной необходимостью духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических предпосылок данного процесса в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе;
- значительным педагогическим потенциалом вокальной музыки советского периода в духовно-нравственном воспитании подростков и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Все вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящей выпускной квалификационной работы, которая заключается в выявлении путей и способов духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе (на материале отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века).
Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Духовно-нравственное воспитание подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе».
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить и теоретически обосновать содержательную основу, формы и методы духовно¬нравственного воспитания подростков, которые могут применяться в общеобразовательной школе в ходе внеурочной деятельности.
Объект — процесс духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Предмет — содержательная основа, формы и методы духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе будет успешным, если:
- содержательной основой данного процесса будет являться музыкальный репертуар (отечественная вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века), отвечающий принципам ориентира на базовые национальные ценности, принципа художественной ценности и педагогической целесообразности;
- применять такие методы музыкального образования, как метод сопереживания, эмоциональной драматургии, сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными, музыкального обобщения;
- использовать такие формы внеучебной деятельности, как кружковая и массовая.
Задачи исследования:
1. В опоре на современные исследования в области общей педагогики раскрыть содержание понятия «духовно-нравственное воспитание», а также особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства.
2. Раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода в духовно-нравственном воспитании подростков.
3. Раскрыть формы и методы духовно-нравственного воспитания подростков внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
4. Провести диагностику уровня духовно-нравственного воспитания подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (А.Н. Сохор, В.Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Кашина, Е.Д. Критская, А.А. Мелик-Пашаев, Г.П. Сергеева и др.), теоретические положения об особенностях развития отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века (Е. Б. Долинская, Е. А. Матутите, А.Н. Сохор).
Апробация материалов выпускной работы проходила в ходе участия автора в ряде научно-практической конференции с международным участием «Вопросы образования: история, теория, практика» (14 апреля 2016 года, г. Екатеринбург, ФГБОУ ВО «УрГПУ»).
Основными методами исследования являются: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование).
База опытно-поисковой работы: МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура и объем выпускной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В опоре на современные исследования в области общей педагогики нами были раскрыты содержание понятий «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственное воспитание». Нами было определено, что духовно¬нравственное воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, таких как совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм; нравственного облика, заключающийся в терпении, милосердии, кротости; нравственной позиции и нравственного поведения. Это высокий уровень развития познавательных, нравственных и эстетических способностей человека, зрелая гражданская позиция и творческая активность.
В своем исследовании мы опирались на понятие «духовно - нравственное воспитание», данное в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определяемое как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Также в полном объеме раскрыто содержание внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, определены особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ходе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. Таким образом, можно считать, что внеурочная деятельность - это деятельность, осуществляемая во внеучебное время в воспитательном пространстве школы, цели и содержание которой ориентированы педагогом на помощь подростку в социальном (семейном, трудовом, гражданском) и духовно-нравственном самоопределении через приобщение к высшим ценностям.
Анализ исторической музыкальной литературы позволил сделать вывод о том, что отечественная вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века обладает огромным педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, способная духовно возвысить человека и развить его духовную культуру. Изучение русских вокально-эстрадных произведений советского периода приобщает детей к высокому уровню музыкальной культуры, нравственно-духовным ценностям, способствует воспитанию у подростков нравственных чувств, таких как вера, ответственность, доброта, патриотизм, формированию нравственного облика, заключающимся в терпении, милосердии, кротости, так же нравственной позиции и нравственного поведения.
На основе опытной работы нами была проведена диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков, представлен
диагностический инструментарий исследования. В достаточном объеме раскрыты формы и методы духовно-нравственного воспитания подростков внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Проведенная опытная работа не исчерпывает проблемы духовно-нравственного воспитания в целом и средствами музыки в частности. Требуют изучения такие вопросы, как: разработка программы музыкального воспитания и образования во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, ориентированной на духовно-нравственное воспитание средствами русской музыки и программы духовно- нравственного воспитания на основе единого музыкального пространства, взаимосвязи народной, светской и композиторской музыки в классах подросткового возраста.
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений . М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Андреев, В. И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 272 с.
3. Аронов А.А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988. №2. С. 10-13
4. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. М. : Республика, 1994. 478 с.
5. Воронина Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки : дисс. ...канд. пед. наук. Вологда, 2002. 197 с
6. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и
внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика
деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1983. 208 с.
7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие.
М. : Гардарики, 2004. 480 с.
8. Демакова И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитат. работы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
9. Долинская Е. Б. История современной отечественной музыки: Учебное
пособие. Вып. 3. (1960-1990). М. : Музыка, 2001. 656 с., нот.
10. Дьячкова М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое
явление [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2008. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/duhovno-nravstvennoe-
vospitanie-kak-pedagogicheskoe-yavlenie
11. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1987. С. 363-440.
12. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого
становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореф.дис.д-ра.пед.наук. Челябинск, 49 с.
13. Ильин, И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск: Русский архив, 1991. 32 с
14. Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе. дис.. ..доктора пед.наук . М., 1994. 382
15. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М. : Просвещение, 1980. 88 с.
16. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография / ФГБОУ «Урал. гос .пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. 184 с.
...