Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Работа №97057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 10
1.1. Сущность понятия «экологическая культура» 10
1.2. Особенности формирования экологической культуры у детей
дошкольного возраста 17
1.3. Характеристика педагогических условий, обеспечивающих
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Уровень сформированности экологической культуры детей дошкольного
возраста 38
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологической
культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3 Анализ сформированности экологической культуры у детей на заключительном этапе исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106


Экологическое состояние нашей планеты и отрицательная динамика его ухудшения предполагает от людей правильного понимания ситуации сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Проблемы, существующие, во взаимодействии человека с природой обозначили новое направление в образовании - экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их нарушать. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России, и в нашем регионе.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него.
Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической экологией. Конечно, экология - наука сложная. Но, чтобы в ней разобраться и сознательно действовать в области экологического образования, для начала нужно знать четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
• все связано со всем;
• все куда-нибудь девается;
• все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
• природа знает лучше.
В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности - природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен радоваться тому, что его окружает, задаёт много вопросов о природе. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Значимость экологического образования дошкольников подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерными программами, рекомендованными к применению в дошкольных образовательных организациях. Авторы различных программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: С.Н. Николаева - «воспитание начал экологической культуры», Н.А. Соломонова - «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни», А.В. Королева - воспитание ответственного отношения к природе, Н.Е. Орлихина - воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала, Г. Филиппова - «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания». Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Основная цель экологического образования заключается в формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Отмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, системной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Любое образование и экологическое в том числе, должно быть воспитанием души, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Душа, есть источник человечности в человеке. «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В.А. Сухомлинский. Экологическое образование дошкольников без воспитания сердца невозможно.
Одна из задач экологического образования - формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы, зависящей от неё. Необходимо предупреждать формирование потребительского отношения к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на не полезных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь - плохо, он не нужен в природе. С точки зрения экологии, каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания - выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, приносят они нам пользу или нет.
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых и требующий применения самых разнообразных методов и организационных форм, создания комплекса педагогических условий.
С.Н. Николаева и С. Веретенникова среди разнообразных методов экологического образования дошкольников подчеркивает значимость наблюдения, сущность которого заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Постоянные наблюдения за изменениями в природе формируют представления о закономерных изменениях в природе, учат их объяснять, устанавливать причинно - следственные связи.
Современный исследователь Н.М. Кот отмечает, что экологическое образование дошкольников целесообразнее проводить в тесной связи с семьёй. Участвуя в деятельности, которая имеет экологическую направленность, родители становятся образцом для подражания, личным примером формируют у детей потребность в проявлении бережного отношения к природе.
Таким образом, исследования зарубежных и отечественных ученых доказывают значимость целенаправленной, системной и систематичной воспитательной работы, направленной на формирование экологической культуры детей, начиная с дошкольного возраста. Отдельные аспекты и педагогические условия, способствующие экологическому воспитанию детей, представлены в работах Н. Виноградова, С. Николаева, Т. Науменко, Н. Рыжова, М. Роганова.
Проблему исследования. Каковы педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой?
Цель исследования. Теоретически обосновать и эмпирически доказать действенность педагогических условий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования. Процесс формирования экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия формирования экологической культуры в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования.
1) провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников, формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
2) Выявить психолого-педагогические особенности возникновения, формирования и развития начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста;
3) Выявить и теоретически обосновать, каковы педагогические условия формирования начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
4) Подтвердить опытно-поисковым путём эффективность выявленных педагогических условий в процессе ознакомления дошкольников с природой, на уровень экологической культуры детей.
Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры дошкольников будет протекать эффективно, если учебно-образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологическая тропа, экологические проекты, инновационная технология «Сегодня и ежедневно».
Практическая значимость исследования. Реализована авторская инновационная для ДОУ технология «Сегодня и ежедневно», разработана структура «Ритуалов недели» и «Ритуалов дня», создана экологическая тропа на территории детского сада, разработан проект. Проведена апробация и подтверждена возможность использования в практике образовательных организаций.
База исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ Галкинский детский сад, Камышловского района, Свердловской области.
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный. Определены исходные позиции, теоретические положения, сформулирована гипотеза, разработан проект экспериментальной деятельности. Подобраны диагностические методики, позволяющие оценить уровень сформированности экологической культуры дошкольников, оценить его динамику.
2 этап - организационный. Проведено экспериментальное исследование с целью проверки сформулированной гипотезы и апробации деятельности субъектов образовательных услуг по созданию педагогических условий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой. Создан и апробирован комплекс мероприятий. Проведена повторная диагностика уровня экологической культуры дошкольников.
3 этап - обобщающий. Проанализированы результаты исследования, осуществлена их систематизация, обобщен накопленный теоретический и эмпирический материал, определена логика изложения материала, сформулированы выводы. Опыт исследования представлен на семинаре районного педагогического сообщества воспитателей дошкольных образовательных учреждений МО Камышловский муниципальный район, на августовской педагогической конференции.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе. Вопросами экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.
Проблема экологического образования существовала, и будет существовать на протяжении всего развития общества. Многие экологические проблемы человечества позволит предотвратить правильная сформированная экологическая культура детей.
Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического образования позволили определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического образования.
Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении дошкольниками общественно-полезной работы на экологической тропе. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии и экспериментальная деятельность на экологической тропе. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доступно и интересом. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
В данной работе рассматривалось формирование экологической культуры дошкольников посредством обеспечения педагогических условий в процессе ознакомления с природой.
Проанализировав, экологическую литературу мы изложили теоретический материал по проблеме экологической культуры детей дошкольного возраста.
В работе была рассмотрена организация эколого-развивающей среды в ДОУ, в частности организация экологической тропы. Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выполнено следующее: Реализована авторская инновационная для ДОУ технология «Сегодня и ежедневно», разработана структура «Ритуалов недели» и «Ритуалов дня», создана экологическая тропа на территории детского сада, разработан проект. Проведена апробация.
Дети научились ориентироваться по схеме, карте, научились наблюдать и замечать то, что ранее не было для них заметно, использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности. Дошкольники стали внимательнее друг к другу и к себе, проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок, а также стали проявлять большую самостоятельность организации трудовой деятельности, могут рассуждать по поводу её и предполагаемых результатов.
В ходе опытно-экспериментальной работы определено, что для повышения эффективности экологической культуры дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни, посредством эколого-развивающей среды в ДОУ и инновационной технологии «Сегодня и ежедневно».
Результатом явилось то, что повысился уровень экологической культуры детей, что и подтвердило гипотезу.



1. Анахина, Т. А. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности [Текст] / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 3-5.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст] / В. И. Андреев
- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988 - 237 с.
4. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф., Уфа, март 2013 г. / гл. ред. Г. Д. Ахметова - Уфа: Лето, 2013. - С. 43-47.
5. Большой толковый словарь / Сост. и глав. ред. В. Т. Бусел. - К.: Ирпень: ПТФ «Перун», 2009. - 1736 с.
6. Бревде, Г.М. Сегодня и ежедневно. Живое планирование работы с детьми, или неправильная концепция для радостной работы воспитателя [Текст] / Г. М. Бревде. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2011. - 191 с.
7. Буюклыу, Н. Н. Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. Н. Буюклыу, Е. А. Вершинина, А. А. Токарев // Молодой ученый. - 2015. - №1.- С. 442-444.
8. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой [Текст] / С. А. Веретенникова. - М.: Сов. школа, 1968. - 285с.
9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции и методические подходы. - М.: Просвещение, 1996. - С. 66-79.
10. Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / В. М. Ворошилова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 243с.
11. Горячев, А. В. Стандарты на вырост: интересы государства и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 3-5.
12. Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте [Текст] / Г. М. Даньшина // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2014 г./ гл. ред. Г. Д. Ахметова - Казань: Бук, 2014. - С. 76-79.
13. Ермоленко, А. Н. Социальная этика и экология. Достоинство человека - почитание природы: монография [Текст] / А. Н. Ермоленко. - К.: Либра, 2010. - 416 с.
14. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
15. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы [Текст] / И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.
16. Зебзеева, В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 45-49.
17. Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р.М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф., Москва, ноябрь 2014 г. / гл. ред. Г. Д. Ахметова - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 160-162.
18. Казарчук, Г. Р. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Г. Р. Казарчук // Ребенок в детском саду - 2005. - № 4. - С.54-56.
19. Касьянова, В. П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] / В. П. Касьянова, Т. Л. Кучерявая // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф., Уфа, июнь 2011г. / отв. ред. О. А. Шульга - Уфа: Лето,2011. - С. 129-132.
20. Коменский, Я. А. Велика дидактика (Избранные главы)
[Электронный ресурс] / - URL :
http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya _didakt_izbr.htm ( дата обращения: 18. 07.2018)
21. Кондрашева, Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских, В. Ф. Шорстова // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 718-721.
22. Крисаченко, В.С. Экология. Культура. Политика:
Концептуальные основы современного развития [Текст] / В.С. Крисаченко, М.И. Хилько. - М.: Знание, 2002. - 598 с.
23. Кудрявцева, А.Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС [Текст] /А. Г. Кудрявцева //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф., Уфа, май 2014 г./ гл. ред. Г. Д. Ахметова - Уфа: Лето, 2014. - С. 167-173.
24. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
25. Мамедов, Н. М. Экология [Текст] : учеб. пособие для 9 -11 кл. общеобразоват. шк. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. - М. : Школа-Пресс, 1996. - 462 с.
26. Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] / Л. В. Мисякова // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2015г. / гл. ред Г. Д. Ахметова.- Казань: Бук, 2015. - С. 67-69.
27. Митина, Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 345-349.
28. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада [Текст] : пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
29. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / С.Н. Никоалева. - М.: Просвещение, 1999. - 207 с.
30. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / С. Н. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
31. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 / С. Н. Николаева; ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания". - Москва, 2006. - 321 с.
32. Просвиркин В. Н. Технология преемственности
образовательного учреждения [Текст] / В. Н. Просвиркин // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4. - С.12.
33. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. . - 56 с.
34. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: "КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА", 2005. - 224 с.
35. Семенова, М. Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / М. Л. Семенова ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2006. - 168 с.
36. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях [Текст]: информационно-методические
материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 286 с.
37. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст]/ О.Соломенникова // Дошкольное воспитание - 2004. - №7. - с.21-27.
38. Ушинский, К. Д. Собрание педагогических сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. - Т. 1-2. - СПб., 1875-1908.
39. Ходакова, Н. П. Детские обучающие программы и компьютерные игры - авторская программа новой специализации в ВУЗЕ [Электронный ресурс] / Н. П. Ходакова // Научные исследования в образовании. - 2007. - №5. - URL : http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/detskie-obuchayuschie-programmy-i- kompyuternye-igry-avtorskaya-programma-novoy-spetsializatsii-v-vuze(дата обращения: 20.07.2018).
40. Юрченко, Л. И. Экологическая культура в контексте экологической безопасности: монография / Л. И. Юрченко. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 296 с.
41. Ярышева, Н. Эстетическое воспитание в процессе ознакомления с природой [Текст] Z Н. Ярышева. — М., 1978. С.12-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ