Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие учебной мотивации с точки зрения различных авторов 7
1.2. Особенности формирования учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Особенности организации деловой игры в младшем школьном
возрасте 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностика учебной мотивации младших школьников 38
2.2. Описание содержания педагогической деятельности, направленной на формирование учебной мотивации младших школьников с помощью
деловых игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81

Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлено тем, что как раз во время обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является основной, следует создать предпосылки формирования мотивации учения. К окончанию обучения в начальной школе необходимо придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.
В современной школе вопрос о мотивации учения может быть определен как центральный, потому что мотивация считается источником деятельности и осуществляет функцию побуждения и смыслообразования.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для заложения основ для умения и стремления получать знания. Мотивация оказывает наиболее большое воздействие на эффективность учебного процесса и обуславливает успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов в получении знаний непременно приводит к снижению успеваемости, это подчеркивают в своих исследованиях ученые Б.И. Одонов, Н.Г. Кувашова.
Смысл формирования учебную мотивацию заключается не столько в заложении готовых мотивов и целей учащемуся, сколько в помещении его в такие условия и ситуации раскрытия активности, где бы необходимые мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом индивидуальности, прошлого опыта и внутренних желаний самого ученика.
Мотивы учебной деятельности обязаны соответствовать её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными. Согласно понятию учебной деятельности, это должны быть мотивы овладения обобщёнными способами действий по получению знаний, умений. С первого класса целью обучения должно служить формирование у обучающихся не только базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения. Эффективность учебного процесса напрямую зависит от того, какие мотивы обучающихся считаются смыслообразующими.
Среди основных задач, стоящих перед школой более необходимой и сложной считается задача формирования у обучающихся позитивной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Такой мотивации, которая вдохновляла бы их к упорной, систематической учебной работе. Бесспорно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе станет нерезультативной.
Вследствие этого формирование уже в начальных классах мотивов, придающих последующей учёбе ребёнка весомый для него смысл, учитывая который его персональная учебная деятельность являлась бы для него сама по себе жизненно необходимой целью, а не только средством для достижения других целей считается исключительно важным, без чего последующая учёба школьника может считаться просто невозможной. Значит, школа и учителя обязаны принять на себя управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности обучающихся.
Одним из действенных способов формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте считается использование деловых игр. Деловая игра способствует развитию у школьников фантазии, основанной на полученных знаниях, учит рассуждать, аргументировать, рассказывать, анализировать. Внедрение деловых игр делает процесс обучения более интересным и увлекательным, способствует поднятию рабочего настроения, упрощает преодоление трудностей в постижении материала. Различные игровые действия, при поддержке которых находит решение та или иная интеллектуальная задача, увеличивается интерес детей к предмету, к изучению окружающего мира. Большая часть игр позволяет осмыслить правило, которое недавно изучили; сделать то или иное обобщение; повторить приобретенные знания в системе, новых связях, что поможет более глубокому усвоению пройденного материала.
Многие ученые исследовали проблемы мотивации. Так Л.И. Божович, Е.П. Ильин, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, С.А. Мусатов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин занимались изучением формирования мотивации учения [10; 26; 33; 38; 41; 45; 64; 65].
Проблема учебной мотивации в психологии изучается довольно широко. Однако, невзирая на большое число исследований в этой области, а также направленности ряда авторов на изучение особенностей мотивации учения у младших школьников, названную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Так методика организации деловых игр как фактора формирования учебной мотивации разработана недостаточно.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью развивать у младших школьников учебную мотивацию и недостаточной разработанностью методического обеспечения, дающего возможность целенаправленно осуществлять этот процесс;
• между необходимостью создать условия для развития учебной мотивации у ребят младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, направленной в целом на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками.
Основываясь на выделенных противоречиях, анализа психолого­педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, содержание которой состоит в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития учебной мотивации младших школьников.
Все выше описанное определило актуальность и выбор темы исследования: «Деловая игра как средство формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - деловая игра, способствующая развитию учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможности деловых игр по формированию учебной мотивации младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной мотивации в психо лого - педагогической литературе.
2. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников.
3. Разработать комплекс деловых игр на развитие учебной мотивации.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноуфимск. В исследовании приняло участие 20 обучающихся 3 класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 65 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Деловая игра как средство формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной мотивации в психолога - педагогической литературы.
2. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников.
3. Разработать комплекс деловых игр на развитие учебной мотивации.
Для решения первой и второй задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных авторов.
В параграфе «Проблема учебной мотивации в современной психолого­педагогической литературе» дано определение «учебной мотивации» разных авторов, таких как: Л.И. Божович, Е.П. Ильин, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, С.А. Мусатов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др. [10; 26; 33; 38; 41; 45; 64; 65].
Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлено тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, необходимо создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.
Изучено понятие «мотивации». Было выявлено, что мотивация в психолого-педагогической науке рассматривается как побуждение или так называемое психическое явление, ставшее побуждением к выполнению того или иного поступка, действия, которые определяют активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата.
Учебная мотивация - это система потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждение к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными умениями» [36, с. 25]
Развитие мотивации учения - основная задача учителя. Одним из эффективных способов развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте является применение деловых игр. Деловая игра развивает у детей воображение, основанное на приобретенных знаниях, учит сравнивать, рассуждать, аргументировать, рассказывать. Включение в урок деловых игр благотворно влияет на процесс обучения, делая его более интересным и занимательным, способствует поднятию рабочего настроения и преодолению трудностей в усвоении материала. Применение различных игровых действий для решения интеллектуальных задач усиливает интерес детей к предмету, к познанию окружающего мира. Большая доля игр позволяет сделать то или иное обобщение; осмыслить правило, которое только что изучили; закрепить, повторить приобретенные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.
В параграфе «2» показано, что с целью изучения роли деловой игры на развитие учебной мотивации младших школьников нами была организована опытно - поисковая работа, в ходе, которой была проведена диагностика младших школьников, уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.
Для диагностики уровня развития учебной мотивации младших школьников нами использовались следующие методики:
1. Методика, разработанная педагогом-психологом Н.Г. Лускановой [37].
2. Методика диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» [22].
3. Методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга [18].
4. Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой [21].
Диагностическое исследование уровня развития учебной мотивации детей на начальном этапе опытно-поисковой работы показало, что 4 ребенка (20%) имеют высокий уровень, 1 (5%) показал результат выше среднего, 5 детей (25%) имеют средний уровень развития, 2 человека (10%) - уровень развития ниже среднего и 8 обучающихся (40%) - низкий уровень развития.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнение на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, а также разработан комплекс деловых игр.
Считаем, что внедрение данного комплекса деловых игр будет способствовать развитию учебной мотивации младших школьников. В результате проведения данного комплекса деловых игр ребята, которые учатся удовлетворительно по основным предметам, смогут с большим удовольствием выполнять задания с отсроченным ответом, составлять большое количество вопросов к темам по окружающему миру, к рассказам и стихам к урокам литературного чтения. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивации) в процессе игры смогут показать более углубленные знания по различным предметам, они смогут выступать в роли маленького учителя в классе.
Комплекс деловых игр создаст у младших школьников эмоциональный настрой, будет способствовать нравственному развитию детей. Игры позволят сделать сам процесс обучения интересным для младших школьников, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Комплекс поможет расширению поведенческого диапазона обучающихся, развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.


1. Абрамова, Г. С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 192с.
2. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников [Текст] / Л. И. Айдарова. - М. : Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006. - 238 с.
3. Айламазьян, А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] : учебное пособие для студентов / А. М. Айламазьян. - М. : МГУ, 1999. - 148 с.
4. Акулина, Н. Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний [Текст] / Н. Н. Акулина. - СПб. : Питер, 2005. - 496 с.
5. Арутюнов, Ю. С. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры [Текст] / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисов, А. А. Вербицкий, А. А. Соловьева. - М. : Мысль, 2001. - 159 с.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 2006. - 158 с.
7. Атаманова, Р. И. Деловая игра: сущность, методика
конструирования и проведения [Текст] : учебное пособие / Р. И. Атаманова, Л. Н. Толстой. - М. : Высшая школа, 2002. - 254 с.
8. Бельчиков, Я. М. Деловые игры [Текст] / Я. М. Бельчиков, М.М.Бирштейн. - Рига : Авотс, 1989. - 304с.
9. Битянова, М. Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 160 с.
10. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Изучение мотивации детей и подростков : сборник статей / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - М. : Педагогика, 1972. - 352 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 468 с.
12. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М. : Академия, 2002. - 456 с.
13. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129-141.
14. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. - М. : ВНМЦПТО, 1999.
• 48 с.
15. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. - СПб. : Речь, 2006. - 458 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ