ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 :ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ , КАК
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ПРИЧИНЫ 6
1.1. Анализ поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного
характера 15
1.2. Система обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях
техногенного характера 17
ГЛАВА 2:ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 20
2.1. Нормативно- правовые документы, учебно- методический комплекс
рабочей программы В.Н. Латчука по учебному курсу « Основы безопасности жизнедеятельности» 21
2.2. Рекомендации по формированию безопасного поведения у обучающихся
в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ( с 1-9) 52
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремиться улучшить условия существования. Создаёт искусственную среду обитания, усложняет производство, повышает производительность труда, растёт материальное благополучие и интеллектуальный потенциал общества. Однако научно- технический прогресс способствует не только повышению материального благополучия, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, происходит загрязнение биосферы. [17]
Техногенные чрезвычайные ситуации по числу погибших занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий. Техногенные катастрофы в связи с ростом производства, увеличению объёма производства и большой удельной мощностью приводят к значительному ущербу и гибели людей. В мире происходят сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имеют глобальные последствия на человека и окружающую среду. [15]
Ежеминутно в мире гремят взрывы, возникают пожары, выбрасываются в окружающую природную среду сотни тонн вредных и опасных продуктов, происходят аварии в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, что приводит к травмированию, заболеванию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, огромным экономическим и экологическим потерям. Человечество вынуждено платить очень высокую цену за технический прогресс общества. [5]
Трудно представить, что человек когда-то полностью избавится от ЧС. Поэтому всем необходимо быть готовыми противодействовать любой ЧС. Учитывая эти способности техносферы человечество должно много знать и уметь, чтобы оградить себя от различных видов чрезвычайных ситуаций. [15]
Именно поэтому эта тема и является актуальной, так как многое неприятности можно избежать если знать заранее как и от чего они возникают.
Но, важную роль в этом играет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, ведь в большинстве случаев, безопасность человека в первую очередь зависит от него самого, от его готовности правильно оценивать ситуацию, найти наиболее безопасный выход из нее. [1] Школа является удобной площадкой и достаточно долгое время, в рамках уроков Основы безопасности жизнедеятельности ( ОБЖ) можно отработать навыки безопасного поведения, используя эффективно продуманные методы и формы обучения.
Современное образование отстаёт от темпов развития общества , не имеет необходимого опережающего характера, Необходимость системного представления о новой ситуации в мире, направленное главным образом на выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. [15]
Объектом исследования является учебный процесс обучения обучающихся общеобразовательных учреждений в рамках учебного предмета: «Основы безопасности жизнедеятельности.»
Предмет исследования: методика организации подготовки
обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения на уроках ОБЖ.
Цель исследования: разработка эффективных методов подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
Задачи:
1) Изучить систему обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
2) Изучить опыт подготовки обучающихся образовательных
организаций к действиям в условиях чрезвычайной ситуации техногенного происхождения;
3) Проанализировать традиционную методику обучения безопасности жизнедеятельности ;
4) Разработать рекомендации по формированию безопасного поведения у учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В мире всегда большое внимание уделяли безопасности. И по сей день обеспечение как личной, так и коллективной безопасности остается на первом месте. Это неотъемлемая часть современной жизни общества.
Систематизированное изучение возможных опасных ситуаций, их особенностей, поражающих факторов и вероятных последствий, обучение со школьных лет поведению в условиях чрезвычайных ситуаций направлены на подготовку учащегося к принятию правильных решений в ситуациях техногенного характера.
Конечно, в настоящее время существует многообразие форм и методов преподавания такой дисциплины, как основы безопасности жизнедеятельности, что в свою очередь способствует оптимальному усвоению материала. Все эти методы способны разнообразить образовательный процесс.
Целью данной работы являлось изучение эффективных методов подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, что было проделано нами. Были проанализированы причины техногенных катастроф в нашей стране и система обеспечения безопасности при ЧС техногенного характера на территории РФ, изучен опыт подготовки учащихся к действия в экстремальных ситуациях техногенного характера.
Нами были изучены основные программы преподавания ОБЖ. Стоит отметить, что в рамках представленной темы «ЧС техногенного характера» программа М.Н.Латчука . отличается своей доступностью, четко - выстроенным календарно-тематическим планированием, что помогает учителю составить свою программу преподавания, используя данную программу, как образец , который будет усвоен обучающими. Также, с целью закрепления знаний, были разработаны уроки на тему «ЧС техногенного характера. Аварии с выбросом радиоактивных веществ », Данные уроки несут практическую значимость, так как в нем проверяются знания по такой сложной теме, как «ЧС техногенного характера» для учащихся восьмого класса.
Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями и умениями основ безопасности жизнедеятельности, которые закладываются уже в раннем возрасте.( приложение 9)
Эти знания и умения формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение обучающихся безопасности их жизнедеятельности и является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, которые ответственны за их жизнь и здоровье .
Задачи выпускной квалификационной работы решены , цель достигнута.
1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов: / Баринов.А.В. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 496 с.
2. Белкин А.С Возрастная педагогика( интегративный теоретико - практический курс)УГПУ Екатеринбург, 2008 г
3. Воробьева Ю.Л. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.
4. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно- терминологический словарь( Основы безопасности жизнедеятельности)автор- сост В.В. Гафнер; ФГБОУ ВПО « Урал. Гос. пед. ун-т» -Екатеринбург , 2015 г- 254 с
5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018.
6. Деятельность МЧС России-Статистика чрезвычайных ситуаций за 20152017 http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie situacii
7. Казин Э. М. Абаскалова Н. П. « Роль предмета Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. -2014. - С. 205-211.
8. Конституция Российской Федерации ^принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7- ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утверждённая президентом РФ 20 ноября 2013 г
10. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) [Текст] / В.Н. Латчук - М.: Дрофа, 2013. -109 с.
11. Латчук В.Н. Миронов С.К. Мишин Б.И. - М/под редакцией Латчук В.Н. ОБЖ. Планирование и организация работы в школе 5-11 класс [Текст]: /.: Дрофа, 2012. - 310 с
12. Латчук В.Н. Миронов С.К. Вингородский С.Н. Кузнецов М.И Примерная рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности.5 -9 класс: учебно- методическое пособие/ 2-е изд.-М: Дрофа, 2013 г- 106 с
13. Латчук В.Н. Миронов С.К. Вингородский С.Н.Кузнецов М.И Примерная рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 класс: учебно- методическое пособие/ 2-е изд.-М: Дрофа, 2013 г- 106 с
14. Малов-Гра А. Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности [Текст]- АСТ, Астрель, 2009
15. Мельникова Н.Ф.; Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие; Уральский государственный педагогический университет_ Екатеринбург 2011 г,-140 с...