Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №97048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Понятие школьного коллектива в психологии и педагогике 5
1.2. Особенности детского коллектива младших школьников 9
1.3. Педагогические условия формирования детского коллектива
младших школьников 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Исследование коллектива младших школьников 22
2.2. Формирование детского коллектива во внеурочное время .... 29
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68

Усовершенствование нынешней образовательной системы выражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образовании (далее ФГОС). В нем отражена главная цель модернизации начальной школы - это, необходимость общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе. Современный педагог решает вопросы по формированию и развитию умений учащихся соотносить свои возможностями и желания с потребностями окружающих людей, то есть способности жить и реализовывать себя в коллективе.
Сплоченность и единство коллектива младших школьников предполагает собою основное условие, нужное для самоутверждения личности каждого начальной школы. Показателями высокой степени сплоченности детского коллектива - это стремление учащихся заниматься трудом, являющегося, общественно полезным, их желание показывать высокие результаты в разных видах взаимосвязей.
В области формирования и развития коллективов научные исследования показаны работами многих великих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина, В.А. Сухомлинского, Е.Н. Минский, Т.Н. Абрамова, М.М. Плоткин, А.А. Огородников и т.д..
Невзирая на значимость имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема формирования сплоченности коллектива у младших школьников является недостаточно разработанной. Это определяет проблему исследования - какие педагогические условия необходимы для формирования младшего школьного коллектива?
Объект исследования - развитие младшего школьного коллектива.
Предмет исследования - педагогические условия развития коллектива младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития детского коллектива обучающихся в начальной школе.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы дать понятие школьного коллектива в психологии и педагогике.
2. Описать особенности формирования сплоченности коллектива младших школьников.
3. Раскрыть педагогические условия формирования детского коллектива младших школьников.
4. Теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на формирование сплоченности коллектива младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение),
эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, социометрия).
База исследования: исследование проводилось на базе
Муниципального образовательного учреждения «Деевская средняя общеобразовательная школа», с. Деево, Алапаевский район, Свердловская область. В нем приняло участие 19 дошкольников в возрасте 7-8 лет; из них 10 мальчиков и 9 девочек.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в психолого-педагогических разработках замечено снижение количество работ, занимающихся проблемами становления и развития коллектива, это говорит о том, что уменьшается интерес к данному вопросу. Но в образовательных учреждениях реальная «картина» показывает, что без коллективной составляющей невозможно дальнейшее позитивное развитие общества. Именно с помощью классного коллектива дети развиваются как личности, познают необходимые ценности и нормы общества, учатся позитивно взаимодействовать. Процессы, происходящие в детском коллективе должны направлять учеников на совместную деятельность, учить их избегать конфликтных ситуаций, развивать умение уважительного отношения к высказываниям другого, формировать желание помогать окружающим.
Нужно отметить, что необходимо уделять внимание сплоченности коллектива. Потому что сплоченность это один из важных психологических факторов становления деятельности коллектива.
В становлении коллектива важная роль отводится общей деятельности, которая определяется как ведущий фактор, ведущий к сплочению
коллектива и становлению в нем коллективных отношений. Эта положение показывает, нужность привлечения всех учеников в различную и содержательную в социальном и духовном отношении деятельность коллектива.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, помог увидеть содержательную и сущностную характеристику психологического климата учащихся младшей школы.
Опираясь на теоретические исследования в области изученной темы, можно сделать вывод о том, что эффект будет достигнут по средствам создания необходимых педагогических условий, в том числи и во время внеурочной деятельности.
Констатирующий этап исследования, в котором были использованы диагностические методики, помог определить уровень сплоченности коллектива младших школьников.
С целью увеличения существующего уровня сплоченности, была разработана и проведена система упражнений, увеличивающая уровень сплоченности коллектива младших школьников. Данный комплекс упражнений проводился во внеурочной деятельности.
Результаты исследования показали повышение показателей уровня сплоченности, следующим образом: высокий уровень на 19%, показатели среднего уровня поднялись на 6%, а низкий уровень снизился на 25%.
Данное исследование показало эффективность внедрения системы упражнений, целью которой являлось: установление положительного психологического климата, дружественных межличностных отношений в классном коллективе, а также уменьшение дискомфорта общения между детьми.
Коротко обобщая все вышеизложенное, можно заметить, что развитие степени сплоченности коллектива возможно только при обдуманном подходе. Классным руководителям в образовательных учреждениях нужно уделять больше внимания трудностям сплоченности детских коллективов, особенно в младшей школе, так как сплоченность это один из главных психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют огромную роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанный комплекс упражнений помогает добиться положительной динамики в развитии сплоченности классных коллективов начальной школы. Предложенные занятия можно проводить в форме игр, что составит неподдельный интерес у детей и сформирует у ребенка коммуникативные умения, очень необходимые современному школьнику.
Данное исследование доказало результативность педагогических условий развития сплоченности коллектива младших школьников, и поэтому цель исследования считаю достигнутой.


1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М. : Знание, 2002. - 78 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Киев : Освита, 1991. - 80 с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1989. - 224 с.
4. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива [Текст] : методическое пособие / Н.В. Белобородов. - М. : АРКТИ, 2007. - 104 с.
5. Воспитание младшего школьника [Текст] : пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М. : Академия, 2000. - 288 с.
6. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст] / И.З.
Гликман. - М. : МАСС, 2002.-157 с.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 223 с.
8. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко [Текст] / Г.Е. Журавский. - М. : изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. - 360 с.
9. Иванов, И.П. Энциклопедия КТД. [Текст] / И.П. Иванов. - М. : Просвещение, 2009. - 208 с.
10. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М. : Новая Москва, 1996. - 249 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : Academa, 2001. - 176 с.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с.
13. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст] / Е.В. Коротаева. - М. : Профит Стайл, 2007. - 224 с.
14. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст] : учеб./ Л.П. Крившенко. - М. : ТК Велби, Из-во Проспект, 2005. - 432 с.
15. Крылов, А.А. Психология [Текст] : учебник / А.А. Крылов. - М. : Проспект, 2012. - 228с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ