ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «креативность». Основные подходы к его изучению 6
1.2. Особенности развития креативности детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Методика организации сюжетно-ролевой игры 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 27
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
развития креативности детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов диагностического исследования креативности
старших дошкольников 30
2.3. Описание хода работы по организации сюжетно-ролевой игры,
способствующей развитию креативности старших дошкольников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
Актуальность исследования развития креативности дошкольников обусловлена происходящими в России социальными и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творчески мыслящего поколения и переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.
Огромное значение для развития креативности детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития творческого воображения, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех или неуспех взрослого человека.
Знакомство детей с окружающей жизнью начинается с первых дней, появления на свет. Мир предметов, который видит ребенок, все что его окружает, удивляет, привлекает его внимание, влияют на его развитие. Игра - это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Развитие у дошкольников творческого потенциала одна из важнейших задач в современной педагогике.
Игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их креативности. Так как в играх ребенок развивает свои умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка. В игре, дети в большей степени, имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность. Важное место, в жизни детей, занимают сюжетно-ролевые игры. В ролевых играх дети воспроизводят свой опыт окружающей жизни. Используя, воображение и фантазию дети включаются в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго им будут недоступны.
В отечественной психологи множество исследователей занимались изучением процесса игры, связывая его, с творческим развитием личности, а в первую очередь с развитием личности ребенка. Например, такие исследователи - психологи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что сюжетно - ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. В сюжетно-ролевой игре проявляются особенности познавательной, эмоциональной, волевой, сфер психической деятельности детей.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью создать условия для развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у старших дошкольников креативность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий анализа философской, психолого - педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативности в процессе сюжетно-ролевой игры.
Все выше изложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования «Сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию креативности старших дошкольников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации сюжетно-ролевой игры как средства развития креативности старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики творческих способностей старших дошкольников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий на основе сюжетно-ролевых игр и способствующих развитию креативности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая база исследования: муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12
комбинированного вида» - филиал «Детский сад № 59» г. Первоуральск. В исследовании приняло участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, трех приложений.
Таким образом, вопросы развития креативности детей старшего дошкольного возраста не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
Креативность предполагает наличие творческих способностей, под которыми понимают способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, умению создавать оригинальные продукты, определяющие успешность выполнения творческой деятельности различного рода.
Старший дошкольный возраст характеризуется любознательностью, у них наблюдается ярко выраженное стремление к познанию окружающего мира, хорошей развитостью практических способностей. При создании образов ребенок старшего дошкольного возраста использует разнообразные приемы, в том числе комбинирование уже приобретенных представлений, а также их преобразование.
Выбранные субтесты направлены на изучение трех показателей развития креативности детей старшего дошкольного возраста: оригинальности, беглости и гибкости.
Диагностирование показало, что 4 старших дошкольника (22%) обладают высокий уровнем развития креативности, способны предложить несколько оригинальных решений за небольшой отрезок времени. 7 человек (39%) обладают средним уровнем развития креативности предлагают не более 2-3 оригинальных решений, работают в среднем темпе, рассчитывая на подсказку взрослого. 7 дошкольников (39 %) обладают низким уровнем развития креативности, затрудняя предложить более 1-2 решений, за частую недостаточно оригинальных. Было отмечено, что детям легче работать с наглядным материалом и, напротив задача становится сложней при отсутствии какой-либо наглядности, при необходимости работать устно, с
опорой на собственный жизненный опыт. В ходе исследования был выявлен ряд основных проблем в области развития креативности старших дошкольников: низкий уровень развития творческого воображения;
нацеленность на использование готовых средств, подходов, моделей, алгоритмов действий, отсутствие инициативности; дефицит в ярких впечатлениях, необходимость в расширении кругозора, повышении познавательной активности; недостаточный уровень развития способности детально разрабатывать придуманные идеи.
С учетом выявленных проблем и результатов диагностирования была спланирована работа по организации сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию креативности старших дошкольников и направленных на развитие творческого воображения, умение предложить несколько оригинальных идей, расширение кругозора, повышение познавательной активности, развитие способности детально разрабатывать придуманные идеи, инициативности. Для развития креативности старших дошкольников разрабатывались разнообразные варианты игровых ситуаций, речевых оборотов, совместно с детьми и при участии родителей продумывались атрибуты для игр. С целью развития познавательного интереса старших дошкольников подбирались темы преимущественно нестандартные, с глубоким замыслом. Особое внимание уделялось малоинициативным воспитанникам. Детям с низким и средним уровнем развития креативности предоставлялась возможность принимать активное участие в подготовке атрибутов, костюмов, в развитии сюжета.
С целью овладения детьми игровыми умениями, педагог выступал активным участником в каждой игре в качестве «играющего партнера». Педагогическое воздействие в рамках игры было направлено на формирование у детей игровых умений для самостоятельной творческой игры.
1. Аюпова, Э. А. Содержание понятия «творческие способности»
как психолого-педагогического явления [Текст] / Э. А. Аюпова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] // Развитие ребенка. 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/section/2017001963 (дата
обращения: 19.05.2018).
2. Барышева, Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) [Текст] / Т. А. Барышева / Известия РГПУ им.
А. И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 54 - 64.
3. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Наука и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 87 - 91.
4. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева // Символ науки.
• 2016. - № 1/2. - С. 139 - 141.
5. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / И. С. Бухарова. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 119 с.
6. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005.
• № 5. - С. 67 - 89.
7. Волков, И. П. Много ли в школе талантов [Текст] / И. П. Волков.
• М. : Знание, 1989. - 80 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 92 с.
9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. - 1998. - № 5. - С. 432 - 433.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / - М., 1998. - № 13. - С. 455 - 467.
11. Гвоздкова, Т. С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст] / Т. С. Гвоздкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - № 4. - С. 48 - 52.
12. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Просвещение, 1965. - С. 124 - 145.
13. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
14. Дьяченко, О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М., 2001. - 67 с.
15. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Знание, 1994. - 157 с...