Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий... 7
1.2. Виды здоровьесберегающих образовательных технологий 10
1.3 Особенности формирования представлений о здоровье у детей
старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности .... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня сформированности представлений о
здоровье у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Организация работы по формированию представлений о
здоровье у старших дошкольников и анализ полученных результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий... 7
1.2. Виды здоровьесберегающих образовательных технологий 10
1.3 Особенности формирования представлений о здоровье у детей
старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности .... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня сформированности представлений о
здоровье у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Организация работы по формированию представлений о
здоровье у старших дошкольников и анализ полученных результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и детей, проблема сохранения здоровья, а также формирования представлений о здоровье, о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне.
В современных условиях возрастает социальная, а также педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[53]. Одной из ведущих задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО также является гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья, создание особого осознанного отношения детей к собственному здоровью.
Таким образом, жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых задач, одной из актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить ребенка здоровым, успешным, умным - это главная цель родителей и главная задача медиков и педагогов. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации [18], 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Одной из причин такого положения является низкая культура здоровья детей и взрослых, недостаточный уровень знаний о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольный возраст - это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер. Не следует забывать, что дошкольный возраст - это самое благоприятное время для формирования правильных привычек, которые, в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведет к положительным результатам [52].
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, а также осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Изучению вопросов формирования представлений о здоровье у детей дошкольного возраста посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, С.А. Козловой М.И. Лисиной, В.А., И.М. Новиковой, Сластенина, Е.О. Смирновой и др. которые показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему здоровью как ценности.
На сегодняшний день значимым и востребованным становится поиск средств и методов по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровье, а также ДОО должны способствовать организации такой среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Таким образом, поиск средств повышения эффективности оздоровительной работы, а также работы по формированию у детей представлений о здоровье является актуальной проблемой.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников».
Цель работы: теоретически изучить и опытно-поисковым путём проверить возможности формирования представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности, посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровье у дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи работы:
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении;
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализовать его.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, беседы, опытно-поисковая работа; метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования - ГАУ СО «СРЦН Артинского района», возраст детей 5-6 лет (старшая группа).
Практическая значимость: разработан проект «Здоровому все здорово» для старших дошкольников, направленный на формирование представлений о здоровье основанный на применении здоровьесберегающих образовательных технологий, а также подобран диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности представлений у старших дошкольников о здоровье. Данные материалы могут быть использованы педагогами в ДОУ.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и детей, проблема сохранения здоровья, а также формирования представлений о здоровье, о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне.
В современных условиях возрастает социальная, а также педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[53]. Одной из ведущих задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО также является гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья, создание особого осознанного отношения детей к собственному здоровью.
Таким образом, жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых задач, одной из актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить ребенка здоровым, успешным, умным - это главная цель родителей и главная задача медиков и педагогов. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации [18], 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Одной из причин такого положения является низкая культура здоровья детей и взрослых, недостаточный уровень знаний о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольный возраст - это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер. Не следует забывать, что дошкольный возраст - это самое благоприятное время для формирования правильных привычек, которые, в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведет к положительным результатам [52].
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, а также осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Изучению вопросов формирования представлений о здоровье у детей дошкольного возраста посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, С.А. Козловой М.И. Лисиной, В.А., И.М. Новиковой, Сластенина, Е.О. Смирновой и др. которые показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему здоровью как ценности.
На сегодняшний день значимым и востребованным становится поиск средств и методов по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровье, а также ДОО должны способствовать организации такой среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Таким образом, поиск средств повышения эффективности оздоровительной работы, а также работы по формированию у детей представлений о здоровье является актуальной проблемой.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников».
Цель работы: теоретически изучить и опытно-поисковым путём проверить возможности формирования представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности, посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровье у дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи работы:
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении;
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализовать его.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, беседы, опытно-поисковая работа; метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования - ГАУ СО «СРЦН Артинского района», возраст детей 5-6 лет (старшая группа).
Практическая значимость: разработан проект «Здоровому все здорово» для старших дошкольников, направленный на формирование представлений о здоровье основанный на применении здоровьесберегающих образовательных технологий, а также подобран диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности представлений у старших дошкольников о здоровье. Данные материалы могут быть использованы педагогами в ДОУ.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Целью нашего исследования являлось: теоретически изучить и опытно-поисковым путём проверить возможности формирования представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности, посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Изучили сущность и виды здоровьесберегающих образовательных технологий. Отметили следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий:
1) организационно-педагогические технологии;
2) психолого-педагогические технологии;
3) учебно-воспитательные технологии.
Так же рассмотрели особенности формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и сделали вывод, что реализация работы по формированию представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Во 2 главе нашего исследования описана опытно-поисковая работа по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих образовательных технологий, которая проводилась в 3 этапа.
На начальном этапе нами было проведено исследование уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровье, используя диагностические методики, предложенные В.А. Деркунской. Результаты исследования показали, что у детей данной возрастной группы недостаточный уровень представлений о здоровье. Анализируя программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и полученные результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к решению о необходимости разработки комплекса мероприятий по формированию представлений о здоровье с применением здоровьесберегающих образовательных технологий. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Здоровому все здорово!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, который включил в себя комплекс профилактических, оздоровительных, познавательных мероприятий, а также мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику:
• детей с низким уровнем отношения к здоровью и здоровому образу жизни нет, с высоким уровнем 4 человека (40%), со средним уровнем 6 человек (60%);
• у 70% детей сформированы основы бережного отношения к своему здоровью, желание быть аккуратным, опрятным;
• у детей данной группы значительно повысился уровень представлений о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность методов и приемов организации обучения и воспитания дошкольников.
Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Изучили сущность и виды здоровьесберегающих образовательных технологий. Отметили следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий:
1) организационно-педагогические технологии;
2) психолого-педагогические технологии;
3) учебно-воспитательные технологии.
Так же рассмотрели особенности формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и сделали вывод, что реализация работы по формированию представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Во 2 главе нашего исследования описана опытно-поисковая работа по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих образовательных технологий, которая проводилась в 3 этапа.
На начальном этапе нами было проведено исследование уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровье, используя диагностические методики, предложенные В.А. Деркунской. Результаты исследования показали, что у детей данной возрастной группы недостаточный уровень представлений о здоровье. Анализируя программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и полученные результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к решению о необходимости разработки комплекса мероприятий по формированию представлений о здоровье с применением здоровьесберегающих образовательных технологий. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Здоровому все здорово!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, который включил в себя комплекс профилактических, оздоровительных, познавательных мероприятий, а также мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику:
• детей с низким уровнем отношения к здоровью и здоровому образу жизни нет, с высоким уровнем 4 человека (40%), со средним уровнем 6 человек (60%);
• у 70% детей сформированы основы бережного отношения к своему здоровью, желание быть аккуратным, опрятным;
• у детей данной группы значительно повысился уровень представлений о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность методов и приемов организации обучения и воспитания дошкольников.
Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ АГИТПЛАКАТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Пути формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Подвижные игры как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



