ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 13
1.3. Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста:
причины возникновения и пути преодоления 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Характеристики диагностик, направленных на изучение причин
школьной неуспеваемости у учащихся начальной школы 30
2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение причин
школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 36
2.3. Рекомендации по устранению причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 81
Актуальность. Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема школьной неуспеваемости. Эта проблема всегда была и будет значимой, как для учеников, учителей, родителей, так и для общества в целом.
Неуспеваемость - не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. Вопреки одинаковым программам и условиям обучения и воспитания, у учащихся выявляются различные показатели успеваемости, неодинаковый уровень знаний. Трудно представить себе класс с абсолютно одинаковым развитием. Ученики имеют свои особенности развития, по- разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям, по разным причинам пропускают уроки - все это нарушает ровность подготовки детей, отдельные ученики начинают отставать.
Трудности в учебном процессе, которые появляются в начальных классах, затрудняют усвоение основной школьной программы. Именно в начальных классах закладывается фундамент системы знаний, а без этой основы ученик в дальнейшем испытывает трудности и в результате чего в средней школе может «выпасть» из учебного процесса.
В данном случае большая роль отводится учителю, который своевременно должен устранить появившиеся пробелы в обучении. Учителю необходимо осознавать, ни к чему не способных детей нет. Все ученики способны к обучению, но у каждого - свой путь развития. И этот путь нужно выбрать учителю. Чаще всего учителя выбирают традиционные способы работы с неуспевающими учениками - дополнительные занятия, основанные на повторении пройденного материала. Однако данный способ не всегда оказывается полезным, т.к. в этом случае устраняется следствие, а не причина.
Для того чтобы работа с неуспевающими учениками стала эффективной, необходимо, прежде всего, выявить конкретные причины неуспеваемости. В основе школьной неуспеваемости могут находиться следующие группы причин:
• психологические (развитие познавательных процессов, мотивационная сфера школьников, уровень тревожности);
• педагогические (неправильная организация учебного процесса, недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми);
• социальные (слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, нехватка учителей, домашние условия жизни учащихся, отношения в семье, культурный уровень родителей).
В рамках учебного процесса большую роль играют педагогические и психологические причины неуспеваемости младших школьников.
Проблеме школьной неуспеваемости большое внимание уделяли как педагоги, так и психологи. Из них наиболее известные Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Блонский, П.П. Борисов, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, В.С. Цетлин.
Объект исследования - школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования - причины и пути преодоления неуспеваемости у младших школьников.
Цель работы - выявить причины неуспеваемости младших школьников на основе эмпирических данных, определить пути ее преодоления.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу проблеме школьной неуспеваемости;
2. Подобрать методы диагностики, позволяющие определить причины неуспеваемости у учащихся начальной школы.
3. Апробировать диагностики, направленные на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов;
4. Дать рекомендации по устранению причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №69, в 4 «В» и 4 «З» классах, г. Екатеринбург.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и
качественный анализ данных.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает проблему исследования, актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи и методы исследования.
Основная часть включает в себя две главы по три параграфа. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы. Во второй главе раскрыта практическая часть дипломной работы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по проблеме.
Итак, неуспеваемость - это сложное и неоднозначное явление школьной действительности. Неуспеваемость - не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. Неуспеваемость проявляется в том, что ученик обладает слабыми навыками чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Неуспевающие школьники не умеют учиться. Они не желают или не могут осуществлять логическую обработку предлагаемой темы. На уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают его наспех, не анализируя учебный материал, либо заучивают наизусть, не вникая в сущность.
Существуют разные классификации причин, которые порождают неуспеваемость. В общем виде выделяют внутренние и внешние причины. В большинстве случаев эти причины действуют в совокупности. Более структурированно классификация причин представлена в работах у П.П. Борисова и Ю.К. Бабанского:
• педагогические;
• психологические;
• социальные.
Апробация диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости, проводилась на базе МАОУ СОШ №69 в 4 «В» и 4 «З» классах. Из беседы учителей и анализа классных журналов выделилось 7 неуспевающих учеников.
Для выявления педагогических причин школьной неуспеваемости мы использовали метод наблюдения и выяснили, что организация учебного процесса сопровождается:
• Высоким темпом работы на уроках;
• Ориентацией на «сильных» учеников;
• Организацией только фронтальной работы;
• Отсутствием эмоциональной поддержки.
Для изучения психологических причин были выбраны следующие методики: «Определение типа памяти», тест Бурдона в модификации П.А. Рудника (исследование внимания), «Четвертый лишний» (А.Ф. Ануфриев), «Толкование пословиц» (Б.В. Зейгарник), методика М.В. Матюхиной (исследование мотивации), тест школьной тревожности Филлипса.
По результатам диагностики мы видим, что итоговый балл обучающихся варьируется от 7 до 14 баллов. Наталья, Мария и Егор набрали 7, 8, 9 баллов соответственно. Эти ученики являются представителями
«глубокой» неуспеваемости, они нуждаются в особом внимании. По результатам каждой проведенной методики у них определился низкий балл. Эти ребята нуждаются в коррекции познавательной сферы, мотивационной сферы, в устранении тревожности
Обучающиеся, которые набрали 10-14 баллов, имеют проблемы лишь с некоторыми исследуемыми компонентами.
Анализируя итоговый балл по каждой методике, можно сделать вывод, что низкий уровень развития у учащихся 4 класса имеет память, внимание и абстрактное мышление - 10-11 баллов. На среднем уровне находится мотивация, тревожность - 14-13 баллов.
В соответствии с выявленными причинами школьной неуспеваемости мы выявили следующие рекомендации по их преодолению. Принципы, на которых основаны рекомендации: комплексный и системный подход, дифференцированный подход, опора на положительные стороны.
В работе по развитию познавательных процессов необходимо большое внимание уделить коррекционным упражнением. Важно при этом вести 62
целенаправленную и систематическую работу. Упражнения включать в учебный процесс, во внеучебную деятельность. Тип упражнения может быть один, но содержание изменяться в соответствие с предметом. Для развития памяти, внимания и мышления могут быть использованы следующие упражнения: «Ловец слов», «Корректурные пробы», «Копировальщики», «Составь слово», «Феноменальная память», «Будь внимателен», «Что без чего не обойдется?», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Поиск аналогов», «Ассоциации», «Сравни» и т. д.
В проведении упражнений необходимо ориентироваться на текущий уровень ученика, постепенно усложнять задачу.
Следующая причина школьной неуспеваемости - внутренне состояние ребенка, уровень тревожности.
Для устранения тревожности целесообразно использовать педагогику поддержки, используя при этом тактику «Помощи». Нужно помочь ребенку осознать, что он нужен и его окружающие готовы поддерживать независимо от его отметок. Не нужно предлагать задания на скорость, пугать предстоящей контрольной работой, предлагать тревожным детям внешнюю опору.
Необходимо повышать уровень «Я могу», используя технологию «Ситуация успеха», придерживаясь операций, которые предлагает А.С. Белкин.
Школа должна у детей ассоциироваться с радостью, с саморазвитием. Дети с повышенным уровнем тревожности испытывают некую скованность, неохотно включаются в коллектив, поэтому необходимо проводить коллективные походы, игры, где дети могут проявить себя. Например, игра «Комплименты», «Вспомнить все», «Цифры», «Расскажи стихи руками», «Через стекло и т. д.
И последний момент, который в недостаточной мере реализован в учебной деятельности детей, мотивация. Большинство детей руководствуются широкими социальными мотивами, мотивами избегания неприятностей. Формирование внутренней мотивации может происходить через содержание учебной деятельности и через саму деятельность.
Учебная деятельность должна быть продумана, включать проблемные ситуации, необходимо варьировать приемы и методы. Активно использовать парную, групповую работу. Но при этом следует обратить внимание на сплоченность групп, только в этом случае интерес к предмету будет повышаться.
Большее место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Необходимо чтобы ученик осознавал ее содержательность, т.е. отметка должна быть как показатель уровня знаний и умений. Также в повышении мотивации эффективным могут стать жизненные примеры известных личностей.
Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации способствуют устранению педагогических и психологических причин неуспеваемости у младших школьников в учебном процессе. Цель выпускной квалификационной работы - определить причины и пути преодоления неуспеваемости у младших школьников - достигнута, задачи реализованы.
1. Альманах психологических тестов [Текст]. - М.: Изд-во КСП, 1995. - 400 с.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. - М.: Учпедгиз, 1953. - 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: сб. статей / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. - 523 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения [Текст] / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей / Ю. К. Бабанский. - Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. - С. 35-41.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. - 280 с.
9. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания [Текст] / К. В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
10. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Патопсихологическая диагностика [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И.В. Крук. - Киев, 1986. - URL: https://refdb.ru/look/2797427-p6.html (дата обращения: 25. 02. 2017).
11. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. - М.: Просвещение, 2006. - 423 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. - 1994 - №11. - 13 с.
14. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. -
Якутск, 1980. - 90 с.
15. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
...