ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика самооценки у
младших школьников 11
1.3. Педагогические условия формирования самооценки у младших
школьников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Педагогическая диагностика самооценки у младших
школьников 28
2.2. Педагогические приемы формирования самооценки у младших
школьников 36
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
Актуальность исследования. В последние годы российское общество и школа как один из социальных институтов претерпели значительные изменения. Современному обществу необходимы люди, обладающие не только обширными и глубокими знаниями, но и предприимчивостью, инициативностью и самостоятельностью, а это значит, что важнейшей чертой современного российского образования становится его направленность на подготовку учащихся к активному освоению своего жизненного пространства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), в котором обозначена цель современного российского образования - общекультурное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание учащимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства.
Известно, что психологическим фундаментом развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Самооценка является важнейшим личностным образованием, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности и начинает она формироваться в раннем возрасте.
Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста. Именно на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, которые создают условия для того, чтобы в
дальнейшем самооценка стала дифференцированной, устойчивой,
обобщенной и адекватной.
Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович [7], Л.С. Выготский [11], А.В. Захарова [17] и др. В работах В.С. Мухиной [36], И.И. Чесноковой [50] и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной [34], Д.Б. Эльконина [52] и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования.
Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, так и дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной [30], Е.А. Ральковой [42], Е.В. Сергеевой [45], И.Е. Сюсюкиной [46], А.Т. Фатуллаевой [48].
Таким образом, существует проблема, заключающаяся в необходимости разрешения противоречия между объективной потребностью формировать самооценку младших школьников (декларируемую во ФГОС HQQ) как фактора достижения личностных результатов образования и отсутствием научно обоснованных педагогических приемов реализации данного процесса, адаптированных к использованию в современных организациях общего образования.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Педагогические приемы формирования самооценки у младших школьников».
Объект исследования - процесс формирования самооценки у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические приемы формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования - теоретические обосновать и проверить на практике эффективность педагогических приемов по формированию самооценки младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «самооценка» в психологопедагогической литературе.
2. Изучить психологическую характеристику самооценки у младших школьников.
3. Раскрыть педагогические условия формирования самооценки у младших школьников.
4. Провести педагогическую диагностику самооценки у младших школьников.
5. Реализовать педагогические приемы формирования самооценки у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ,
обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
База исследования: Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №7 города Тавда Свердловской области. В исследовании приняли участие 25 учеников 2-б класса (16 девочек, 9 мальчиков).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, выяснили, что самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование; личностный параметр умственной деятельности; результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.
У младших школьников прослеживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко, именно поэтому в данном возрасте необходимо создавать условия для формирования адекватной самооценки у детей.
В формировании самооценки младшего школьника значительную роль делают оценочные воздействия учителя. Многие создатели указывают на необходимость учесть мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, открывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают модифицирующий нрав деяния педагогической оценки, которая оказывает влияние на степень понимания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».
Самооценка является значительным фактором, влияющим на состояние психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Если у обучающегося неадекватная и неоправданная самооценка, это может нанести непоправимый урон ребенку и в данный момент, и в будущем. Чтобы такого не было, педагогам, психологам и родителям необходимо корректировать ее.
Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
В результате реализации практических аспектов формирования самооценки у младших школьников была проведена диагностика начального уровня сформированности самооценки у учащихся начальных классов. Мы использовали методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна, тест «Оцени себя» и методику В. Г. Щур «Лесенка» для выявления уровня самооценки учеников 2 класса.
Результаты начального этапа исследования, определили необходимость в разработке формирующего этапа, как в практической реализации педагогических приемов по формированию самооценки младших школьников.
Для формирования самооценки у младших школьников на практике были реализованы педагогические приемы: цветовые дорожки, которые позволяют учащимся самостоятельно оценить, насколько ему понятен материал, смог ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос; прием «Светофор», который дает возможность оценивать свои возможности учащимся; прием «Линеечки», с помощью которого учащиеся результаты своей самостоятельной работы; прием: «Радуга».
Также во время формирующего этапа исследования были использованы приемы «Мы - вместе» и «Оценочный лист», которые помогали учащимся учащихся осуществлять самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Для работы в парах был использован прием «Сосед по парте».
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно- экспериментальной работы, можно сказать, что произошли значительные сдвиги в развитии самооценки, за счёт системной работы, направленной на развитие самооценки в процессе обучения в экспериментальном классе.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости и возможности формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.
Цель и задачи работы реализованы.
1. Акрушенко, А. В., Ларина, О. А., Катарьян, Т. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие. / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, Т. В. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.
2. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э. М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. 2009. - №11. - 172 с.
3. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст]: Избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. - М., 2009. - 119 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - М.: 2012. - 125 с.
5. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности
младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. №.. URL:
http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .15.09.2018) Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 3138.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания. [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 2009. - 167 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией [Текст] / Л. В. Бороздина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология. - 2011. - №1. - С. 54-66.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 325 с.
10. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 411-415. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95367.htm. (дата обращения: 02.10.2018)
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - Москва: Просвещение, 1991. - 480 с.
12. Галкина, Т. В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов [Текст] /Т. В. Галкина // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С.34 - 36.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
14. Дергунова, А. А. Психолого-педагогические условия
формирования самооценки младших школьников [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL:
https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 02.10.2018)
15. Ересько, П. В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст]/П.В. Ересько. - Саратов: СГУ им. Н. Г.Чернышевского, 2009. - 23 с...