Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса к чтению у младших школьников

Работа №97007

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Интерес к чтению как мотив читательской деятельности 6
1.2. Особенности проявления интереса к чтению у младших
школьников 13
1.3. Содержание литературного образования в начальной школе 18
1.4. Методы обучения литературному чтению, способствующие
развитию интереса к чтению у младших школьников 23
1.5. Анализ УМК по литературному чтению для начальных классов в
аспекте развития интереса к чтению у младших школьников 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА 41
2.1. Выявление уровня развития интереса к чтению у обучающихся
четвертого класса 41
2.2. Комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный
на развитие интереса к чтению у обучающихся четвертого класса 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81


Для становления грамотной, разносторонней личности, воспитания нового поколения и поднятия культурного потенциала страны как никогда важно читающее общество. Если сейчас чтению не уделять особого внимания, то в будущем мы можем столкнуться с поколением некомпетентных и малообразованных читателей. Ведь чтение - культурный феномен каждого общества, средство духовно-нравственного воспитания, развития и образования.
Однако при всей значимости чтения наблюдается снижение читательской грамотности как во всем мире, так и в России. Это подтверждается международным исследованием по оценке качества образования. По данным PISA, с 2003 по 2015 год средний балл российских обучающихся по чтению колеблется от 440 до 495 по 1000-балльной шкале, т. е. за последние годы уровень читательской грамотности не превышает 50 % [10]. Полученные результаты вызывают серьезные опасения и связаны они, прежде всего, с состоянием чтения, поэтому задача повышения уровня интереса к нему как никогда актуальна.
В связи с этим была разработана и внедрена «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на реализацию в период 2007-2020 гг. [57]. Она акцентирует внимание на необходимости вернуть престижность чтению и приумножить ряды активных читателей. В настоящее время приоритет отдается чтению детей, что отражено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» реализация которой намечена на 2018-2026 гг. [12].
Важность этих программ заключается в том, что отношение к чтению закладывается в раннем детстве, в семье, однако школьникам, особенно младшим, требуется постоянная поддержка интереса со стороны учителя и родителей. В ФГОС НОО именно формированию устойчивого познавательного интереса, в том числе и интереса к чтению, отводится особое место в «портрете выпускника начальной школы». Школьник характеризуется как «ребёнок любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [81, с. 4-5]. Для достижения данного результата ученику необходимо создать условия для «овладения навыками смыслового чтения... осознания значимости чтения для личного развития. формирования потребности в систематическом чтении. и умения самостоятельно выбирать интересующую литературу.» [81, с. 8]. Иными словами, если ребёнок понимает, что читает, то ему интересно, если у ученика есть мотивация и потребность, то можно говорить, что сформирован устойчивый интерес к чтению, который является необходимым условием формирования читательской самостоятельности.
Вопрос развития интереса к чтению поднимался в работах русских и советских педагогов-методистов: С.И. Абакумова, О.В. Джежелей, С.П. Лавлинского, М.Р. Львова, В.Г. Марацмана, М.И. Омороковой, Г.М. Первовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
Однако в настоящее время возникает проблема, заключающаяся в противоречии между необходимостью повышения читательской грамотности подрастающего поколения и тенденцией снижения интереса к чтению, читательской активности обучающихся. Педагогический аспект проблемы состоит в противоречии между требованиями к планируемым результатам обучения литературному чтению, зафиксированными в стандарте, и неполной реализацией возможностей для их достижения, в частности для развития у младших школьников интереса к чтению, в методическом аппарате учебников.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на развитие у младших школьников интереса к чтению.
Объектом исследования является процесс развития интереса к чтению у младших школьников в условиях обучения литературному чтению. А предметом исследования является комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть интерес к чтению как мотив читательской деятельности.
2. Определить основные особенности проявления интереса к чтению у младших школьников.
3. Охарактеризовать содержание литературного образования в начальной школе и методы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
4. Проанализировать УМК по литературному чтению в аспекте развития интереса к чтению.
5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития интереса к чтению у младших школьников, провести диагностику, обработать полученные результаты.
6. С учетом результатов диагностики разработать комплекс заданий для развития интереса к чтению у обучающихся четвертого класса.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический - анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы в рамках проблемы; эмпирические - педагогическая диагностика (анкетирование и анализ продуктов деятельности - читательских дневников), обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 4 «а» класс гимназии № 94 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная исследовательская работа посвящена разработке и теоретическому обоснованию комплекса заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе проведённого теоретического исследования мы выявили, что интерес к чтению - это важнейший положительный, устойчивый и внутреннее осознаваемый мотив, побуждающий к читательской деятельности. Определено, что интерес у младших школьников неустойчив, ситуативен, опирается на внешнюю составляющую. При характеристике литературного образования в начальной школе было установлено, что важной составляющей является литературное развитие, включающее в себя и развитие интереса к чтению. Выделены и охарактеризованы основные методы и их приемы, способствующие развитию интереса к чтению, это стало базой для дальнейшей работы. На основе этих методов был проведен сравнительный анализ УМК «Начальная школа XXI века» и «Перспективная начальная школа» по литературному чтению. Он показал, что в методическом аппарате учебников и хрестоматий второй программы не в полной мере реализуется возможность развития интереса к чтению, в отличие от первой.
Для реализации проектировочной деятельности исследования были выделены критерии развития интереса к чтению по В. Г. Марацману: эмоционально-ценностное отношение к книгам; самостоятельность при выборе книг; читательский кругозор; количество времени, отводимое на чтение. На их основе подобран диагностический инструментарий - анкета, и проведена диагностика в 4 классе с использованием читательских дневников обучающихся. Анализ результатов диагностики показал, что существует незначительный разрыв между средним и высоким уровнем развития интереса к чтению, а именно 39 % и 36 % соответственно. Поэтому однозначно нельзя определить преимущественный уровень развития интереса к чтению у данного класса. Однако удалось зафиксировать, что у четвертой части обучающихся интерес не сформирован, именно их результаты вызывают особые опасения. На основе полученных данных удалось сделать следующий вывод: необходимо преодолевать причины нечтения у группы с низким уровнем, повышать и поддерживать интерес у остальных обучающихся.
С учетом проведенного анализа УМК и полученных результатов диагностики был разработан комплекс заданий и предложено поурочно-тематическое планирование для 4-го класса. Выделены два блока заданий на основе метода творческого чтения и чтения-рассматривания.
Наиболее активно рекомендуется применять задания, базирующиеся на приемах творческого чтения, которые предлагается использовать на этапе интерпретации: выразительное чтение, по ролям, инсценирование, иллюстрирование: графическое и словесное, создание литературных текстов, составление рассказа по аналогии, придумывание продолжения, творческий пересказ, интервью с героем или автором. Это обусловлено тем, что в рамках урока благодаря данному направлению учитель может способствовать развитию интереса через повышение положительного отношения к чтению. Но не менее важны задания, разработанные на основе метода чтения- рассматривания. Путем использования его основополагающего приема «рассматривание выставки книг» и сопутствующего «реклама книги» происходит приобщение детей к самостоятельному чтению и расширение читательского кругозора.
Таким образом, в процессе исследования найдены пути решения проблемы, определенной в начале работы, а точнее, разработан комплекс заданий, способствующий развитию интереса к чтению у младших школьников. Подобные задания необходимо включать в уроки литературного чтения и активно применять в своей практике учителям для формирования, развития, поддержания и стимулирования интереса к чтению у младших школьников и для воспитания поколения истинных читателей.



1. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателя // Проблемы
социологии и психологии чтения: сборник науч. трудов. М., 1975.
C. 143-162.
2. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2011. № 7. С. 35-36.
3. Бураков Н.Б. Как пробудить интерес к чтению? [Электронный ресурс] // Детский клуб Буракова. Режим доступа: http: //nburakov. ru/kak- probudit-interes-k-chteniiu/ (дата обращения: 04.04.2018)
4. Вальдгард С.Л. Очерк психологии чтения // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия : сб. ст. / отв. ред. Н.Л. Карпова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация. 2014. С. 83-90.
5. Варшава Б.Е., Выготский Л. С. Психологический словарь: Первые философские словари. СПб.: Тропа Троянова, 2008. 264 c.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М., 1982. 504 с.
7. Дергунова Т.А. Технологии литературного развития младших школьников // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. C. 1-5.
8. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. 1994. № 9. С. 19-27.
9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1-4 классы: программа / Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
10. Исследования: PISA-2015. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Результаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.centeroko.ru/pisa15/pisa15 res.html (дата обращения: 25.04.2018)
11. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Психология развития / Л.Ц. Кагермазова, д. психол. н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ, 2010. 276 с.
12. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //static. government. ru/media/ac ts/ files/0001201706070006.pdf (дата обращения: 25.04.2018)
13. Коршуненко Л.И. «Человек-амфибия» и «Гарри Поттер» //
Библиополе. 2016. № 8. С. 9-12.
14. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие для бакалавров / ред.: В.А. Коханова. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. 249 с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Мастера психологии. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
16. Круковская Т.Е., Романова Н.В., Анкудинова В.Г. Система работы над читательскими навыками // Начальная школа. Всё для учителя! 2015. № 3 (39). С. 25-28.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ