ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Интерес к чтению как мотив читательской деятельности 6
1.2. Особенности проявления интереса к чтению у младших
школьников 13
1.3. Содержание литературного образования в начальной школе 18
1.4. Методы обучения литературному чтению, способствующие
развитию интереса к чтению у младших школьников 23
1.5. Анализ УМК по литературному чтению для начальных классов в
аспекте развития интереса к чтению у младших школьников 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА 41
2.1. Выявление уровня развития интереса к чтению у обучающихся
четвертого класса 41
2.2. Комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный
на развитие интереса к чтению у обучающихся четвертого класса 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
Для становления грамотной, разносторонней личности, воспитания нового поколения и поднятия культурного потенциала страны как никогда важно читающее общество. Если сейчас чтению не уделять особого внимания, то в будущем мы можем столкнуться с поколением некомпетентных и малообразованных читателей. Ведь чтение - культурный феномен каждого общества, средство духовно-нравственного воспитания, развития и образования.
Однако при всей значимости чтения наблюдается снижение читательской грамотности как во всем мире, так и в России. Это подтверждается международным исследованием по оценке качества образования. По данным PISA, с 2003 по 2015 год средний балл российских обучающихся по чтению колеблется от 440 до 495 по 1000-балльной шкале, т. е. за последние годы уровень читательской грамотности не превышает 50 % [10]. Полученные результаты вызывают серьезные опасения и связаны они, прежде всего, с состоянием чтения, поэтому задача повышения уровня интереса к нему как никогда актуальна.
В связи с этим была разработана и внедрена «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на реализацию в период 2007-2020 гг. [57]. Она акцентирует внимание на необходимости вернуть престижность чтению и приумножить ряды активных читателей. В настоящее время приоритет отдается чтению детей, что отражено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» реализация которой намечена на 2018-2026 гг. [12].
Важность этих программ заключается в том, что отношение к чтению закладывается в раннем детстве, в семье, однако школьникам, особенно младшим, требуется постоянная поддержка интереса со стороны учителя и родителей. В ФГОС НОО именно формированию устойчивого познавательного интереса, в том числе и интереса к чтению, отводится особое место в «портрете выпускника начальной школы». Школьник характеризуется как «ребёнок любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [81, с. 4-5]. Для достижения данного результата ученику необходимо создать условия для «овладения навыками смыслового чтения... осознания значимости чтения для личного развития. формирования потребности в систематическом чтении. и умения самостоятельно выбирать интересующую литературу.» [81, с. 8]. Иными словами, если ребёнок понимает, что читает, то ему интересно, если у ученика есть мотивация и потребность, то можно говорить, что сформирован устойчивый интерес к чтению, который является необходимым условием формирования читательской самостоятельности.
Вопрос развития интереса к чтению поднимался в работах русских и советских педагогов-методистов: С.И. Абакумова, О.В. Джежелей, С.П. Лавлинского, М.Р. Львова, В.Г. Марацмана, М.И. Омороковой, Г.М. Первовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
Однако в настоящее время возникает проблема, заключающаяся в противоречии между необходимостью повышения читательской грамотности подрастающего поколения и тенденцией снижения интереса к чтению, читательской активности обучающихся. Педагогический аспект проблемы состоит в противоречии между требованиями к планируемым результатам обучения литературному чтению, зафиксированными в стандарте, и неполной реализацией возможностей для их достижения, в частности для развития у младших школьников интереса к чтению, в методическом аппарате учебников.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на развитие у младших школьников интереса к чтению.
Объектом исследования является процесс развития интереса к чтению у младших школьников в условиях обучения литературному чтению. А предметом исследования является комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть интерес к чтению как мотив читательской деятельности.
2. Определить основные особенности проявления интереса к чтению у младших школьников.
3. Охарактеризовать содержание литературного образования в начальной школе и методы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
4. Проанализировать УМК по литературному чтению в аспекте развития интереса к чтению.
5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития интереса к чтению у младших школьников, провести диагностику, обработать полученные результаты.
6. С учетом результатов диагностики разработать комплекс заданий для развития интереса к чтению у обучающихся четвертого класса.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический - анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы в рамках проблемы; эмпирические - педагогическая диагностика (анкетирование и анализ продуктов деятельности - читательских дневников), обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 4 «а» класс гимназии № 94 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 5 приложений.
Данная исследовательская работа посвящена разработке и теоретическому обоснованию комплекса заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе проведённого теоретического исследования мы выявили, что интерес к чтению - это важнейший положительный, устойчивый и внутреннее осознаваемый мотив, побуждающий к читательской деятельности. Определено, что интерес у младших школьников неустойчив, ситуативен, опирается на внешнюю составляющую. При характеристике литературного образования в начальной школе было установлено, что важной составляющей является литературное развитие, включающее в себя и развитие интереса к чтению. Выделены и охарактеризованы основные методы и их приемы, способствующие развитию интереса к чтению, это стало базой для дальнейшей работы. На основе этих методов был проведен сравнительный анализ УМК «Начальная школа XXI века» и «Перспективная начальная школа» по литературному чтению. Он показал, что в методическом аппарате учебников и хрестоматий второй программы не в полной мере реализуется возможность развития интереса к чтению, в отличие от первой.
Для реализации проектировочной деятельности исследования были выделены критерии развития интереса к чтению по В. Г. Марацману: эмоционально-ценностное отношение к книгам; самостоятельность при выборе книг; читательский кругозор; количество времени, отводимое на чтение. На их основе подобран диагностический инструментарий - анкета, и проведена диагностика в 4 классе с использованием читательских дневников обучающихся. Анализ результатов диагностики показал, что существует незначительный разрыв между средним и высоким уровнем развития интереса к чтению, а именно 39 % и 36 % соответственно. Поэтому однозначно нельзя определить преимущественный уровень развития интереса к чтению у данного класса. Однако удалось зафиксировать, что у четвертой части обучающихся интерес не сформирован, именно их результаты вызывают особые опасения. На основе полученных данных удалось сделать следующий вывод: необходимо преодолевать причины нечтения у группы с низким уровнем, повышать и поддерживать интерес у остальных обучающихся.
С учетом проведенного анализа УМК и полученных результатов диагностики был разработан комплекс заданий и предложено поурочно-тематическое планирование для 4-го класса. Выделены два блока заданий на основе метода творческого чтения и чтения-рассматривания.
Наиболее активно рекомендуется применять задания, базирующиеся на приемах творческого чтения, которые предлагается использовать на этапе интерпретации: выразительное чтение, по ролям, инсценирование, иллюстрирование: графическое и словесное, создание литературных текстов, составление рассказа по аналогии, придумывание продолжения, творческий пересказ, интервью с героем или автором. Это обусловлено тем, что в рамках урока благодаря данному направлению учитель может способствовать развитию интереса через повышение положительного отношения к чтению. Но не менее важны задания, разработанные на основе метода чтения- рассматривания. Путем использования его основополагающего приема «рассматривание выставки книг» и сопутствующего «реклама книги» происходит приобщение детей к самостоятельному чтению и расширение читательского кругозора.
Таким образом, в процессе исследования найдены пути решения проблемы, определенной в начале работы, а точнее, разработан комплекс заданий, способствующий развитию интереса к чтению у младших школьников. Подобные задания необходимо включать в уроки литературного чтения и активно применять в своей практике учителям для формирования, развития, поддержания и стимулирования интереса к чтению у младших школьников и для воспитания поколения истинных читателей.
1. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателя // Проблемы
социологии и психологии чтения: сборник науч. трудов. М., 1975.
C. 143-162.
2. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2011. № 7. С. 35-36.
3. Бураков Н.Б. Как пробудить интерес к чтению? [Электронный ресурс] // Детский клуб Буракова. Режим доступа: http: //nburakov. ru/kak- probudit-interes-k-chteniiu/ (дата обращения: 04.04.2018)
4. Вальдгард С.Л. Очерк психологии чтения // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия : сб. ст. / отв. ред. Н.Л. Карпова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация. 2014. С. 83-90.
5. Варшава Б.Е., Выготский Л. С. Психологический словарь: Первые философские словари. СПб.: Тропа Троянова, 2008. 264 c.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М., 1982. 504 с.
7. Дергунова Т.А. Технологии литературного развития младших школьников // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. C. 1-5.
8. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. 1994. № 9. С. 19-27.
9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1-4 классы: программа / Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
10. Исследования: PISA-2015. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Результаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.centeroko.ru/pisa15/pisa15 res.html (дата обращения: 25.04.2018)
11. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Психология развития / Л.Ц. Кагермазова, д. психол. н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ, 2010. 276 с.
12. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //static. government. ru/media/ac ts/ files/0001201706070006.pdf (дата обращения: 25.04.2018)
13. Коршуненко Л.И. «Человек-амфибия» и «Гарри Поттер» //
Библиополе. 2016. № 8. С. 9-12.
14. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие для бакалавров / ред.: В.А. Коханова. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. 249 с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Мастера психологии. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
16. Круковская Т.Е., Романова Н.В., Анкудинова В.Г. Система работы над читательскими навыками // Начальная школа. Всё для учителя! 2015. № 3 (39). С. 25-28.
...