ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 8
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание» 8
1.2. Особенности патриотического воспитания детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Методические основы патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностическое исследование уровней патриотической
воспитанности детей младшего школьного возраста 34
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 83
Уровень патриотического воспитания у граждан любой страны имеет огромное влияние на развитие всех сфер данного государства, «патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности», подчеркивает необходимость развития указанного качества у подрастающего поколения [27].
Актуальность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста нашла свое отражение в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое [ 50].
Младший школьный возраст характеризуется высокой восприимчивостью воздействий извне, верой в непреложность и значимость нравственных общепринятых норм. Младший школьник склонен к подражанию, отличается доверчивостью, внушаемостью, отзывчивостью, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для формирования основ патриотического воспитания [40].
Общетеоретическое значение в вопросах патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеют труды видных философов, социологов, психологов, педагогов, констатирующие актуальность патриотического воспитания детей и юношества (И.А. Агапова, М.И. Афанасьева, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, С.В. Кривых, В. П. Лукьянова, Л.П. Буева, Н.Г. Волков, А.М. Гришина, Л.Н. Гумилева, В.А. Караковский, В.А. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.И. Петрова, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, А.А. Шаталов и др.).
Большим потенциалом в патриотическом воспитании обладает искусство. Тема любви к Родине и защиты Отечества красной нитью проходит в произведениях известных отечественных деятелей искусства. Эти произведения содержат в себе огромную эмоциональную насыщенность и яркость чувств, что позволяет обращаться к ним в вопросах патриотического воспитания детей. Однако анализ литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников показал недостаточность разработанности содержания педагогической работы на основе организации интегрированной художественной деятельности в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью государства в патриотическом воспитании подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
На основе выделенного противоречия возникает проблема исследования: каким образом возможно успешно осуществлять
патриотическое воспитание в процессе интегрированной художественной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить критерии и показатели патриотической воспитанности охарактеризовать уровни ее сформированности у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности и определить возможности интегрированной художественной деятельности в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
4. Теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепции и положения ученых, изучающих проблему патриотического воспитания как педагогического явления (И.А. Агапова, М.И. Афанасьева, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, С.В. Кривых, В.П. Лукьянова и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста в процессе интеграции различных видов художественной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- проектировочная работа;
- беседа;
База проектировочной работы: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение гимназия №94 города Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли 20 детей в возрасте 7 - 8 лет, обучающихся по программе «Перспективная начальная школа».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема патриотического воспитания обучающихся в настоящее время остается особо актуальной и значимой на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Преодоление широко распространённого равнодушия, цинизма, агрессивности, являющихся слагаемыми комплекса ущербности и неполноценности нации, имеет очень важное значение для современного общества [18].
В результате анализа психолого-педагогической литературы, сопоставления позиций ряда авторов в определении понятия патриотического воспитания, мы опираемся на позицию И.Ф. Харламова [51], и определяем патриотическое воспитание как «процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления любви к Родине». Компонентами патриотического воспитания являются когнитивно-интеллектуальный; эмоционально-чувственный и деятельностный.
На основе определения патриотического воспитания и выделенных компонентов были сформулированы критерии патриотической воспитанности:
- когнитивный,
- эмоционально-мотивационный,
- деятельностный.
Большим потенциалом в патриотическом воспитании обладает искусство, в частности интегрированная художественная деятельность. По мнению Б. П. Юсова, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен, а целостное освоение искусства в различных его видах, при идентификации с субъектами разных художественных произведении, обособлении от этих субъектов, рефлексии в процессе размышления о другом человеке и о себе способствуют развитию духовной культуры детей. Интегрированная художественная деятельность представляет собои объединение в педагогическом процессе произведении разных видов искусств и художественной деятельности детей, способствующее их целостному развитию, формированию полифонии интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств.
Для выявления уровней патриотической воспитанности были подобраны диагностические методики: методика составления понятийного словаря М. Рокича, методика «Незаконченное предложение» Джозефа М. Сакса, С. Леви, методика «Цветик - семицветик» И. М. Витковской.
В результате проведения диагностических исследований был выявлен первоначальный уровень патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста. У 10 детей (50%) был выявлен низкий уровень патриотической воспитанности, 7 детей (35%) имеют средний уровень и лишь 3 (15%) - высокий.
На основе полученных результатов был разработан и проведен комплекс занятий, по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности. В представленный комплекс вошли занятия по развитию выделенных критериев патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста. В процессе проведения данного комплекса мероприятий у детей наблюдался интерес к истории и культуре своей страны, дети проявляли эмоциональную отзывчивость и глубокую заинтересованность к произведениям патриотической направленности. Все дети в данном классе с удовольствием принимали участие в мероприятиях патриотической направленности.
1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова - М. : Айрис-пресс, 2002. - 224 с
2. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6 . - С. 3-11.
3. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки
воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. 2007. № 9, С. 17-20.
4. Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Л. Афанасьева; Моск. гос. гум. ун-т. - Москва, 2008. - 152 с.
5. Бабич, Л. В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя [Текст] / Л. В. Бабич // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе : сб. ст. - М., 1991. - С.90¬99.
6. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 23-24.
7. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. [Текст] / Н. И. Болдырев М. : Педагогика, 1979. - 224 с.
8. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2000г. - 350 с.
9. Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс]. - Омск. 2009. URL:
http://www.omgpu.ru/sites/default/files/newsimages/1564/programma.doc (дата
обращения 15.04.2016).
10. Бородина, Е. Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 115 с.
11. Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания [Текст] / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев ; под ред. М. П. Бузского. - Волгоград, ВолГУ, 2008. - 90 с.
12. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся [Текст] / А. Г. Вороненко. - Тюмень : ТГПУ, 2005. - 135 с.
13. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры : метод. пособие [Текст] / Е. Н. Воронова. - М. : Гардарики, 2008. - 153 с.
14. Выготский, JI. C. Психология искусства [Текст] / Под ред. М. Г. Ярошевского М. : Педагогика, 1987. - 344 с.
15. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] : монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : Авторское перо, 2006. - 172 с.
16. Гарипова, Н. М. Восприятие музыки [Текст] / Н. М. Гарипова // Играем с начала. - 2008. - № 12. - С. 62.
...