ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.... 6
1.1. Общеобразовательная организация: цели, задачи 6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика младших подростков
1.3. Нравственное воспитание: понятие, цели, задачи 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ №9 Г. КРАСНОУФИМСКА 31
2.1. Анализ деятельности общеобразовательной школы №9 по
нравственному воспитанию 31
2.2. Диагностика уровня нравственного воспитания у младших
подростков 38
2.3. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших
подростков в общеобразовательной организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Нравственные идеалы, которые русский народ копил веками, уводящие от дурных поступков и уберегающие от неверных мыслей сегодня вытесняются и заменяются ценностями других наций, а зачастую и совсем исчезают, а вместо них возникает безнравственность. Примеры безнравственного и аморального поведения на сегодня доступны взгляду не только взрослых, но и детей во всемирной паутине, художественных фильмах, в журналах и газетах, а так же проявляются и в литературе. Часть подростков поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, иждивенческими настроениями. Именно поэтому актуальность исследования обуславливает необходимость нравственного воспитания в общеобразовательных организациях.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» своей целью ставит тот факт, что образование является единым и целенаправленным процессом обучения и воспитания, при этом определяющимся, как общественно значимое благо и осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых им знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворяя его образовательные потребности и интересы. Также Федеральный закон определяет воспитание, как деятельность, направленную на развитие личности, создающую условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. На основе данного закона и проекта Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленных Российской академией образования была разработана А.М. Кандаковым, А.Я. Данилюк и В.А. Тишковым «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников до 2025 года» [3], которая говорит нам о том, что в нашем обществе не выражена система нравственных качеств и ценностей, не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, что в развитии нашей страны проявились не только позитивные перемены, но и имеют место негативные, среди которых есть те, которые оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и самосознание.
Противоречие исследования: между необходимостью нравственного воспитания младших подростков в образовательной организации и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для специалистов образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: на основании анализа актуальности темы исследования сформулирована проблема исследования: как осуществлять нравственное воспитание младших подростков в образовательной организации?
Тема исследования: «Нравственное воспитание подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: воспитание младших подростков.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания младших подростков.
Цель исследования: На основании теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза: Вероятно, нравственное воспитание младших подростков будет осуществлено в том случае, если:
- Будут использоваться различные мероприятия по нравственному воспитанию.
- Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.
Задачи исследования:
1. дать характеристику общеобразовательной организации;
2. изучить психолого - педагогическую характеристику младшего подросткового возраста;
3. проанализировать понятие нравственного воспитания;
4. рассмотреть деятельность общеобразовательной организации по нравственному воспитанию младших подростков;
5. провести диагностику уровня нравственного воспитания у младших подростков.
Методы исследования:
-Теоретические: теоретический анализ, обобщение, сравнение, синтез, классификация.
- Эмпирические: анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка результатов исследования.
Практической базой исследования явилось муниципальная общеобразовательная организация МБОУ СШ №9 городского округа Красноуфимск.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложений.
Исследовав нравственное воспитание как составную часть воспитания младших подростков, была подтверждена гипотеза, о том, что наиболее успешно нравственное воспитание будет происходить, если в содержание работы классного руководителя будут включены компоненты способствующие воспитанию нравственного сознания, чувств, мышления, будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания будут способствовать всестороннему воспитанию личности подростка, системообразующим признаком которой является нравственное воспитание, отмечая, что сердцевиной нравственного воспитания является развитие нравственных чувств личности. Нравственное воспитание личности младшего подростка является одной из самых важных задач общеобразовательной организации.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
- школа относится к общеобразовательным организациям, а значит в качестве основной цели ее деятельности выступает осуществление образовательной деятельности по основным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Общеобразовательные организации создаются в целях реализации прав граждан РФ на получение гарантированного государством общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Основными задачами деятельности общеобразовательной организации является обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами для общеобразовательных учреждений, создание системы образования, приемлемой к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманизации содержания образования.
- младший подростковый возраст является переходным периодом подростка, который характеризуется частой сменой настроения, повышенной эмоциональностью, возбудимостью, испытывая психологические трудности взросления, противоречивостью притязаний и образа «Я», формирование способности к самопознанию и объективации; интенсивное развитие потребности в социальных взаимоотношениях; закладывание основ нравственной позиции; формирование социальных установок, стабилизация черт характера и основных форм межличностного поведения, развитие процессов самосознания и самоопределения; появление «чувства взрослости», стремления к самоутверждению. Эти особенности позволяют отметить, что младший подростковый возраст является благоприятным для своевременного оказания педагогической помощи в нравственном воспитании.
- нравственное воспитание - это воспитательное воздействие общеобразовательной организации, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, чувств, потребностей, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
Оно является целостным процессом педагогической деятельности. Так же в себя включает: формирование у обучающихся сознания связи с обществом; формирование нравственных привычек. Имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Также имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.
Проанализировав деятельность школы, мы пришли к следующим выводам: в целях своей деятельности коллектив МБОУ СШ 9 ставит перед собой одним из направлений деятельности - нравственное воспитание, которое основывается на следующих принципах: приоритета общечеловеческих ценностей, разностороннего развития личности, воспитания патриотизма. В школе ведется работа по нравственному воспитанию начиная с начальных классов, которая реализуется во время классных часов, бесед, диспутов, читательских конференций, и т.п. Процесс нравственного воспитания младших подростков строится на принципе единства сознания и деятельности.
В школе проводится ряд мероприятий по нравственному воспитанию подростков в рамках внеурочной деятельности. Ежегодно проводится акция «неделя милосердия», в которой принимают участие все классы от первого до одиннадцатого.
При проведении диагностики уровня нравственного воспитания у младших подростков (обучающихся 5 класса, детей 11-12 лет), мы получили следующие результаты:
- больше половины класса младших подростков не имеют четкого представления о том, в чем проявляется нравственность. Три младших подростка отметили, что они не умеют решать конфликтные ситуации, а 4 человека не интересует происходящее вокруг.
- в исследуемом нами кадетском классе разработана и ведется личная карточка кадета. Так же в классе присутствует правила внутреннего порядка (приложение 3) и общие обязанности кадета. Каждый ученик данного класса знает наизусть законы чести кадета и клятву кадета. Нравственное поведение это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: справедливости, добра, свободы, взаимопомощи и др.
- несмотря на средний уровень понимания нравственного воспитания учеников кадетского 5 класса МБОУ СШ 9 (младшие подростки 11-12 лет), наблюдается средний уровень нравственного воспитания, отсутствие чувства сострадания, отзывчивости; падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России. В связи с этим необходим комплексный подход к воспитанию младших подростков, который способствовал бы осмыслению ими сущности нравственного воспитания, формированию их активной жизненной позиции. Вышесказанное обусловило разработку комплекса мероприятий, нацеленных на повышение уровня нравственного воспитания младших подростков в МБОУ СШ 9.
Предложенный нами комплекс мероприятий, поможет повысить уровень нравственного воспитания у младших подростков.
Итак, чтобы добиться успеха в воспитании младших подростков, необходимо своевременно и систематично начать формировать нравственность.
В процессе исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Государственная дума РФ от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения 20.12. 2018)
2. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения 15.12.2018г.)
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» - ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»; проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. ПКЬ: http://mosmetod.ru(дата обращения: 15.11.2018).
4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для вузов. М.:
2014. 150 с.
5. Абрамова Г.С. Азбука нравственного воспитания. М.: 2016. 205 с.
6. Артюхова И.С. Ценности и воспитание подростков. Педагогика. 2018. 150 с.
7. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со школьниками. М.: 2017. 158 с.
8. БожовичЛ.И., КонниковаТ.Е.Нравственное формирование личности подростка в коллективе. М.: 2010. 216 с.
9. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика и психология. М.:2018. 184 с.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Учебник для вузов. М.: Педагогика, 2016. 162 с.
11. Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания. Педагогика, 2017.184 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития. М.: 2012. 216 с.
13. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Основные характеристики младшего подросткового возраста. М.: - Астрель, 2012. 172 с.
14. ГалузинскийВ.М.Индивидуальный подход в воспитании подростков. Киев: Радянська школа, 2012. 173 с.
15. ГиппенрейтерЮ.Б.Как общаться с ребенком. М.: 2015. 291 с.
16. ГоловейЛ.А., РыбалкоЕ.Ф.Практикум по возрастной психологии. СПб.:2016. 260 с.
17. ГригоровичЛ.А.Педагогика и психология подросткового возраста. М.: 2014. 173 с.
18. ДальВ.И.Толковый словарь живаговеликаго русского языка. М.:
2015. т. 11.
19. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология нравственности. М.: 2014. 315 с.
20. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2013. 68 с.
21. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика.2018.156 с.
22. Каиров И.А. Нравственное развитие младших подростков в процессе воспитания. М.: Просвещение, 2014. 170 с.
23. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. Педагогика. А-а, 2018. 152 с.
24. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 2016. 165 с.
25. Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. 162 с.
26. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для высшего образования. М.: Просвещение,
2017. - 386с.
27. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего подростка: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2018. 190 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Воспитание ребенка от рождения до 17 лет. М.: 2014. 211 с.
29. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания подростков в России. М.: Просвещение, 2016. 130 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Учеб. М.: 2015. 285 с.
31. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 2016. 275 с.
32. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М.: 1979, т. IV. 152 с.
33. Маклаков А.Г. Общая психология подросткового возраста. СПб.:2014. 450 с.
34. Максимюк С.П. Нравственное становление личности подростка. М.: 2015, 247 с.
35. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. Просвещение.М.: 2011. 120 с.
36. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. Просвещение. М.: Владос, 2013. 197 с.
37. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. М.: Владос, 2010. 251 с.
38. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в современном российском обществе и цели воспитания. Школа. 2012. 55 с.
39. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 2017. 83 с.
40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. М: 2012. 170 с.
41. Обухова Л.Ф. доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. Москва, Российское педагогическое агентство. 2016. 205 с.
42. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Просвещение.М.: Издат. центр, 2016. 184 с.
43. Педагогика. Под ред. Э.Т. Малиночки. М.: Краснодар, 2012. 240 с.
44. Педагогика школы. Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение,2018. 216 с.
45. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. М.: 2016. 92 с.
46. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2017. 155 с.
47. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Учеб. Классный руководитель. 2011. 50 с.
48. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2015. 115 с.
49. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 117 с.
50. Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания младших подростков. М.: 2016. 180 с.
51. Сенько В.Г. Воспитание у младших подростков норм поведения (Работа с трудными детьми). Минск: Народная асвета, 2016. 305 с.
52. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., МищенкоА.И.,
Шиянов Е.Н.Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. М.: Школа- пресс, 2012. 140 с.
53. Сокольников Ю.П. Средства воспитания (методический подход). Классный руководитель. 2012. 211 с.
54. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.
Просвещение. М.: 2017. 310 с.
55. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. Уч. пособие для студентов педвузов. Сельская школа. 2012. 190 с.
56. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего подростка. Педагогика.2016. 158 с.
57. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «средняя школа № 9» в новой редакции
URL:http://kruf9.3dn.ru/ ld/0/60 ustav092017.pdf(дата обращения 15.12.2018)
58. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 2017. 259 с.
59. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2015. 130 с.
60. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983. 161 с.
61. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2012. 170 с.
62. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О.В.Хухлаева. М.: Академия, 2006. 208 с.
63. Чернышевский Н.Г., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. М.: Просвещение, 2006. 130 с.
64. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2011, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование» М.: Педагогическое общество России, 2011. 211с.