Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности

Работа №96985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Формирование эколого-эстетических представлений как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования эколого-эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию эколого-эстетических
представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85

На современном этапе развития общества негативное воздействие человека на окружающую среду заметно усиливается. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет в настоящее время более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно - технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Поэтому воспитание подрастающего поколения в гармонии с окружающей средой является сегодня одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Одним из перспективных в этом смысле представляется такое направление как экологическая эстетика, исследующая проблему взаимосвязи человека и природы в контексте экологической культуры [11].
В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, её эстетические и ценностные установки. Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому и яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Развитие способности к эстетическому восприятию природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), как основы выстраивания гармоничного взаимоотношения с природой.
Проблема эколого-эстетического воспитания рассматривается педагогами, психологами (Л.П. Печко, С.Н. Глазычев, А.К. Шульженко, В.Я.Скворцов). Идеи педагогики художественного воспитания, основанной на принципах природосообразности и культуросообразности, рассмотрены в исследованиях (В.С. Библера, Д.К. Кирнарской, Б.П. Юсова). Вопросы воздействия искусства на развитие личности в период детства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов). В последнее десятилетие обозначилась тенденция к обновленному подходу в понимании возможностей педагогики искусства, в воспитании ценностного отношения к природе.
В то же время, методические основы включения детей в художественную деятельность, как в творческий, игровой процесс, направленные на решение воспитательных задач по взаимоотношению личности ребёнка с окружающим миром, не осмыслены и не раскрыты, отсутствуют методические рекомендации, реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к экокультурным ценностям в процессе художественного воспитания.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено следующее противоречие: между возросшей социальной потребностью в целенаправленном формировании эколого-эстетической грамотной личности ребёнка и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий для формирования эколого-эстетических представлений старших дошкольников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эколого-эстетические представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эколого-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующий формированию эколого-эстетических представлений детей, повышению уровня их сформированности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 п.г.т. Шаля. В исследовательской работе приняло участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 65 источника, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития общества негативное воздействие человека на окружающую среду заметно усиливается. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Поэтому воспитание подрастающего поколения в гармонии с окружающей средой является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, сопоставляя позиции разных авторов, (В.Л. Глазачев, В.В. Николина, А.К. Шульженко, И.Д. Зверев и др. ) было определено, что эколого-эстетическое воспитание - это процесс формирования у детей представлений о природе как эстетической ценности и о самом человеке, т.е. о себе, как части универсальной природной целостности; готовности личности к самостоятельному выбору в пользу духовности, творчества; потребности в самореализации в созидательной деятельности по законам красоты и выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира. А.К. Шульженко
Для изучения и теоретического обоснования сущности понятия «эколого-эстетические представления» мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. Опираясь на определение А.К. Шульженко, под эколого-эстетическими представлениями мы понимаем важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом формирования у детей эстетического отношения к миру, и потребности к самореализации в созидательной деятельности по законам красоты.
В структуре эколого-эстетических представлений мы выделяем такие компоненты, как:
• эстетический (эстетические эмоции, чувства, переживания и
т.д.), который выражает эмоционально-чувственное освоение
действительности;
• деятельностный (потребность в самореализации в созидательной деятельности), которые выступают продуктивным результатом эстетического освоения окружающего мира.
• преобразующий компонент, (побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы и активностью по преобразованию природного мира).
Были определены показатели и критерии сформированности эколого-эстетических представлений, а также разработана характеристика уровней его сформированности у старших дошкольников. Таким образом, к показателям сформированности эколого-эстетических представлений у старших дошкольников были отнесены:
• образно-содержательный - наличие у детей эмоционально-образного содержания, воплощающего эколого-эстетические ценности красоты и выразительности окружающего мира природы в художественных образах;
• эмоционально-мотивационный - закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта «перенесения» в состояния природы через взаимодействие с ее очеловеченными, одухотворенными образами в искусстве, эмоциональной подстройки к окружающим людям при взаимодействии с ними, выражения и гармонизации собственных эмоциональных состояний
• действенно-практический - овладение гармоничными моделями невербального поведения в процессе художественно-игровой деятельности, а именно, идентификация себя с положительными героями, сопереживание очеловеченным образам природы, явленным в искусстве, удовольствие от позитивного поведения в окружающей среде.
На начальном этапе практического исследования был выявлен преимущественно низкий уровень сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 10 детей (55%) находятся на низком уровне сформированности эколого-эстетических представлений и 8 детей (45%) на среднем уровне.
На основе анализа методической литературы были определены особенности интегрированной художественной деятельности в развитии эколого-эстетических представлений.
Интегрированной художественная деятельность представляет собой объединение разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию личности. Такая деятельность дает широкий спектр возможностей ребёнку для творческого потенциала, не ограничивая его каким-либо одним направлением, повышает мотивацию ребенка к творчеству, расширяет его кругозор, способствует формированию всесторонней личности.
Был разработан комплекс занятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей в процессе интегрированной художественной деятельности и реализован на практике. Для развития творческих способностей в совокупности выделенных показателей нами использовались методы:
• метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан);
• метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина);
• метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);
• беседа;
• метод моделирования художественно-творческого процесса
(Л. В. Школяр);
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
• метод созданий композиций (Л.В. Горюнова);
• метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева);
• метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаева);
• метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);
• метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличяускас).
Все методы направлены на развитие эколого-эстетических представлений.
Для развития образно-содержательного показателя мы использовали методы:
• метод уподобления эмоционально-образному содержанию произведения (двигательное, мимическое, тактильное, инструментальное, графическое, цветовое) (О.П. Радыгнова );
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) - метод создания композиции
Для развития эмоционально-мотивационный показателя :
• метод эмоционального сопереживания (Ветлугина, Мелик-Пашаев); что они чувствовали, переживали в момент восприятия произведения.
• метод беседы:
• метод художественно-творческого моделирования
Для действенно-практического показателя:
• метод эмоционально-деятельностного переживания ^детьми эколого-эстетических ценностей позволяет направлять полихудожественную игровую деятельность на выработку и закрепление у детей навыков позитивного, жизнеоберегающего поведения в окружающей среде).
• метод ритуализации экологической деятельности.
Были определены педагогические условия формирования эколого-эстетических представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
• интегрированный подход в эколого-эстетическом образовании детей дошкольного возраста;
• повышение компетентности педагогов по формированию эколого-эстетических представлений у детей дошкольного возраста;
• организация работы с родителями по формированию эколого- эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности.



1. Адам, Д. А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. Дис. кан. пед. наук по специальности 13.00.07 (Теория и методика дошкольного образования). / Д. Адам - Екатеринбург, 2005. - 200 с.
2. Акулова О.В, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПБ.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.¬400с.
3. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников [Текст] : автореф. дис канд. пед. наук. - Екатеринбург: [б.и.], 1999. - 22 с.
4. Ветлугина Н.А., И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
5. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7. - С. 39 - 44.
6. Вересов, Н.Н. «Мы земляне» [Текст]: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 1 - С. 19-26.
7. Вострухина Т.Н., Л.А. Кондрыкинская. Знакомство с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. И доп.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-192с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
9 .Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
10. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: Горизонт. 1997.- 763с.
11. Глазачев С.Н., Козлова ОН. Шульженко А.К. и др. Гуманизм в отношении человека и среды в эпоху экологического кризиса: опыт исследования //Экологическая культура и образование: опыт России и Беларусии. - М: Альфа, 2000. - 614 с.
12. Глазачев С.Н. Экология. Образование. Духовность. [Текст] / С.Н. Глазачев // Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. Серия «Экопедагогика». - 2005. - № 3. - С. 3 - 7.
13. Давыдова, С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики [Текст]: Учеб. пособие / С.Д. Давыдова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2003. - 305 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс», издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 321с.
15. Дерябо, С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
16. Доронова Т.Н, Соловьёва Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка- Пресс, 2001. - 224 с.
17. Дудина, М.Н. Теоретико-методические основы и практика этической педагогики [Текст]: дисс. д-ра пед. наук. - М., 998. - 326 с.
18. Жумадиллаева О. Психолого-педагогические особенности развития творческой одаренности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Алматы, 1998. - 19 с.
19. Захлёбный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.- 76 с.
20 . Зацепина, Т.В. Антонова; под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 152 с.
21. Зверев И.Д., Печко Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 100 с.
22. Зверев И.Д., Печко Л.П., Сидельковский А.П. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания // Экологическое и эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1994. - 217 с.
23. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. -М.: «Центр педагогического образования», 2010.-80с.
24. Козина Е.О. Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов. Дис. кан. пед. наук по специальности 13.00.02 (Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). / Е. О. Козина - Санкт-Петербург, 2010. - 199 с.
25. Копцева, Т.А. Природа и художник. Художественно-эстетическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов [Текст] / Т.А. Копцева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -208 с.
26. Куликовская, И.Э. Педагогические условия становления целостной
картины мира у дошкольников [Текст] / И.Э. Куликовская. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
27. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Комарова, Т.С. - Москва: Мозаика - Синтез, 2010. - 144 с.
28. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Красота. Радость. Творчество.- М: Педагогическое общество России, 2005.¬128с.
29. Куприна Н. Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: монография / Н. Г. Куприна; ФГБОУ ВПО УрГПУ. Екатеринбург. 2014 - с.379
30. Куприна Н.Г Онтогенические основания экологии и музыки: Монография/ Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2004.- 350с.
31. Куприна, Н. Г. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей / Н. Г. Куприна // Воспитание школьников. - 2005. - № 4. - С. 30 - 35 (0,8 п. л.)
32. Куприна, Н. Г. Развитие у дошкольников эстетического отношения к природе средствами фольклора / Н. Г. Куприна // Детство. - 2004. - № 1. - С. 37-2(0,8 п. л.)
33. Куприна, Н. Г. Экология музыки в воспитательном процессе ДОУ / Н. Г. Куприна // Вестник Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧПГУ Центр личностно ориентированного и развивающего обучения. - Серия 3. Актуальные проблемы образования. - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2004. - С. 158 - 162 (0,4 п. л.)
34. Лазарева, О.Н. Формирование эколого-эстетической культуры в период детства [Текст] / О.Н. Лазарева, Л.В. Моисеева // Эстетическое образование в период детства : монография /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - С. 223 - 249.
35. Лыкова, И.А. «Цветные ладошки» [Текст]: программа
художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет/ Лыкова, И.А. - Москва: Цветной мир, 2011. - 144с.
36. Лыкова, И.А., Рыжова, Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду [Текст]: учебно - методическое пособие / Лыкова, И.А., Рыжова, Н.А. - Москва: Цветной мир, 2014. -142с
37. Лыкова, И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников [Текст]: Дис. д - ра пед. наук/ Лыкова, И.А. - Москва, 2009. - 435с.
38. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
39. Минияров. Развитие эмоций дошкольника [Текст]: занятия, игры / Минияров. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
40. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская // Искусство в школе. - 1994. - № 2. - С. 9 -15.
41. Моисеева, Л.В. Теоретические основы экологической педагогики [Текст] / Л.В. Моисеева // Развитие региональных систем экообразования в России: материалы Всероссийской конференции, Пермь, 28 -30 сентября 2004 г. / отв. ред. В.В. Мисенжников; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: [б.и.], 2004. - С. 70 - 74.
42. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / С. Н. Николаева - М.: «Академия», 2001. - 184 с.
43. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.- 96с.
44. НазайкинскийЕ.В. // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред-сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 195-228.
45. Назарова, М.Г. Эстетический опыт и эстетическая культура: определение и содержание понятий в контексте современных наук [Текст] / М.Г. Назарова // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: Сб. на-уч. трудов / Ин-т художественного образования РАО; Владимирский гос. пед. ун-т. - М, 2003. - С. 19 - 29.
46. Островская Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы. Дис. кан. пед. наук по специальности 13.00.07 (Теория и
методика дошкольного образования. / Г. И. Островская - Екатеринбург, 1998, 164 с.
47. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа.- М.: «Издательство Скрипторий2003», 2011.-56с.
48. Педагогика эстетической среды: теория и опыт [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. - Мн.: НИО, 2002. - 172 с.
49. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
50. Пузанков Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики // Образование и общество.- 2009. -№ 1. - С. 9 - 13.
51. «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с
52. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: учебно - методическое пособие/ Рыжова, Н.А. - Москва: Карапуз, 2001. - 432с.
53. Рыжова, Н.А. «Наш дом - природа» [Текст]: программа, блок занятий «Я и природа»/ Рыжова, Н.А. - Москва: «Карапуз», 2005. - 192с.
54. Рыжова Н.А. экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.- 237с.
55. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] (из опыта работы) / Н.А. Рыжова. -М.: Линка-Пресс, 2003. - 192 с. 5
56. Савенкова, Л.Г. Особенности интегрированного обучения [Текст] / Л.Г. Савенкова // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений: Сб. науч. статей / ред. - сост. Е.П. Кабкова. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 23 - 34.
57. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. Программа и методические рекомендации. - Новосибирск НИПКиПРО, 2007. - 65с.
58. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособ. для студ.пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Б.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
59. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 кл. //Интегрированные программы. - М.: Просвещение, 1995.- 76с.
60. Татаренко Л. Е., Фомовская М. В. Система сотрудничества
педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2016. -
№23.2. - С. 108-114. - URL https://moluch.ru/archive/127/35361/(дата
обращения: 29.01.2019).
61. Чумичёва, Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника [Текст] / Р.М. Чумичёва. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 272 с.
62. Шульженко A. K. От этики благоговения перед жизнью к экологической культуре / Веста Полоцкого государственного университета. Сер. А: Гуманитарные науки. Новополоцк. 1996. - с.98-103.
63. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе // под общей ред. Б.П. Юсова. - Мурманск, 1995.- 120с.
64. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развитие школьников. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 1984 - 44 с
65. Ясинских, Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 [Электронный ресурс] / Л. В. Ясинских. URL:.http://dlib.rsl.ru/viewer/01003251720#?page=1(дата обращения: 18.09.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ