Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Формирование эколого-эстетических представлений как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования эколого-эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию эколого-эстетических
представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Формирование эколого-эстетических представлений как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования эколого-эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию эколого-эстетических
представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
На современном этапе развития общества негативное воздействие человека на окружающую среду заметно усиливается. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет в настоящее время более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно - технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Поэтому воспитание подрастающего поколения в гармонии с окружающей средой является сегодня одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Одним из перспективных в этом смысле представляется такое направление как экологическая эстетика, исследующая проблему взаимосвязи человека и природы в контексте экологической культуры [11].
В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, её эстетические и ценностные установки. Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому и яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Развитие способности к эстетическому восприятию природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), как основы выстраивания гармоничного взаимоотношения с природой.
Проблема эколого-эстетического воспитания рассматривается педагогами, психологами (Л.П. Печко, С.Н. Глазычев, А.К. Шульженко, В.Я.Скворцов). Идеи педагогики художественного воспитания, основанной на принципах природосообразности и культуросообразности, рассмотрены в исследованиях (В.С. Библера, Д.К. Кирнарской, Б.П. Юсова). Вопросы воздействия искусства на развитие личности в период детства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов). В последнее десятилетие обозначилась тенденция к обновленному подходу в понимании возможностей педагогики искусства, в воспитании ценностного отношения к природе.
В то же время, методические основы включения детей в художественную деятельность, как в творческий, игровой процесс, направленные на решение воспитательных задач по взаимоотношению личности ребёнка с окружающим миром, не осмыслены и не раскрыты, отсутствуют методические рекомендации, реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к экокультурным ценностям в процессе художественного воспитания.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено следующее противоречие: между возросшей социальной потребностью в целенаправленном формировании эколого-эстетической грамотной личности ребёнка и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий для формирования эколого-эстетических представлений старших дошкольников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эколого-эстетические представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эколого-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующий формированию эколого-эстетических представлений детей, повышению уровня их сформированности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 п.г.т. Шаля. В исследовательской работе приняло участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 65 источника, приложения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, её эстетические и ценностные установки. Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому и яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Развитие способности к эстетическому восприятию природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), как основы выстраивания гармоничного взаимоотношения с природой.
Проблема эколого-эстетического воспитания рассматривается педагогами, психологами (Л.П. Печко, С.Н. Глазычев, А.К. Шульженко, В.Я.Скворцов). Идеи педагогики художественного воспитания, основанной на принципах природосообразности и культуросообразности, рассмотрены в исследованиях (В.С. Библера, Д.К. Кирнарской, Б.П. Юсова). Вопросы воздействия искусства на развитие личности в период детства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов). В последнее десятилетие обозначилась тенденция к обновленному подходу в понимании возможностей педагогики искусства, в воспитании ценностного отношения к природе.
В то же время, методические основы включения детей в художественную деятельность, как в творческий, игровой процесс, направленные на решение воспитательных задач по взаимоотношению личности ребёнка с окружающим миром, не осмыслены и не раскрыты, отсутствуют методические рекомендации, реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к экокультурным ценностям в процессе художественного воспитания.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено следующее противоречие: между возросшей социальной потребностью в целенаправленном формировании эколого-эстетической грамотной личности ребёнка и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий для формирования эколого-эстетических представлений старших дошкольников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса мероприятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эколого-эстетические представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эколого-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующий формированию эколого-эстетических представлений детей, повышению уровня их сформированности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 п.г.т. Шаля. В исследовательской работе приняло участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 65 источника, приложения.
На современном этапе развития общества негативное воздействие человека на окружающую среду заметно усиливается. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Поэтому воспитание подрастающего поколения в гармонии с окружающей средой является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, сопоставляя позиции разных авторов, (В.Л. Глазачев, В.В. Николина, А.К. Шульженко, И.Д. Зверев и др. ) было определено, что эколого-эстетическое воспитание - это процесс формирования у детей представлений о природе как эстетической ценности и о самом человеке, т.е. о себе, как части универсальной природной целостности; готовности личности к самостоятельному выбору в пользу духовности, творчества; потребности в самореализации в созидательной деятельности по законам красоты и выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира. А.К. Шульженко
Для изучения и теоретического обоснования сущности понятия «эколого-эстетические представления» мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. Опираясь на определение А.К. Шульженко, под эколого-эстетическими представлениями мы понимаем важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом формирования у детей эстетического отношения к миру, и потребности к самореализации в созидательной деятельности по законам красоты.
В структуре эколого-эстетических представлений мы выделяем такие компоненты, как:
• эстетический (эстетические эмоции, чувства, переживания и
т.д.), который выражает эмоционально-чувственное освоение
действительности;
• деятельностный (потребность в самореализации в созидательной деятельности), которые выступают продуктивным результатом эстетического освоения окружающего мира.
• преобразующий компонент, (побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы и активностью по преобразованию природного мира).
Были определены показатели и критерии сформированности эколого-эстетических представлений, а также разработана характеристика уровней его сформированности у старших дошкольников. Таким образом, к показателям сформированности эколого-эстетических представлений у старших дошкольников были отнесены:
• образно-содержательный - наличие у детей эмоционально-образного содержания, воплощающего эколого-эстетические ценности красоты и выразительности окружающего мира природы в художественных образах;
• эмоционально-мотивационный - закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта «перенесения» в состояния природы через взаимодействие с ее очеловеченными, одухотворенными образами в искусстве, эмоциональной подстройки к окружающим людям при взаимодействии с ними, выражения и гармонизации собственных эмоциональных состояний
• действенно-практический - овладение гармоничными моделями невербального поведения в процессе художественно-игровой деятельности, а именно, идентификация себя с положительными героями, сопереживание очеловеченным образам природы, явленным в искусстве, удовольствие от позитивного поведения в окружающей среде.
На начальном этапе практического исследования был выявлен преимущественно низкий уровень сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 10 детей (55%) находятся на низком уровне сформированности эколого-эстетических представлений и 8 детей (45%) на среднем уровне.
На основе анализа методической литературы были определены особенности интегрированной художественной деятельности в развитии эколого-эстетических представлений.
Интегрированной художественная деятельность представляет собой объединение разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию личности. Такая деятельность дает широкий спектр возможностей ребёнку для творческого потенциала, не ограничивая его каким-либо одним направлением, повышает мотивацию ребенка к творчеству, расширяет его кругозор, способствует формированию всесторонней личности.
Был разработан комплекс занятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей в процессе интегрированной художественной деятельности и реализован на практике. Для развития творческих способностей в совокупности выделенных показателей нами использовались методы:
• метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан);
• метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина);
• метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);
• беседа;
• метод моделирования художественно-творческого процесса
(Л. В. Школяр);
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
• метод созданий композиций (Л.В. Горюнова);
• метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева);
• метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаева);
• метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);
• метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличяускас).
Все методы направлены на развитие эколого-эстетических представлений.
Для развития образно-содержательного показателя мы использовали методы:
• метод уподобления эмоционально-образному содержанию произведения (двигательное, мимическое, тактильное, инструментальное, графическое, цветовое) (О.П. Радыгнова );
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) - метод создания композиции
Для развития эмоционально-мотивационный показателя :
• метод эмоционального сопереживания (Ветлугина, Мелик-Пашаев); что они чувствовали, переживали в момент восприятия произведения.
• метод беседы:
• метод художественно-творческого моделирования
Для действенно-практического показателя:
• метод эмоционально-деятельностного переживания ^детьми эколого-эстетических ценностей позволяет направлять полихудожественную игровую деятельность на выработку и закрепление у детей навыков позитивного, жизнеоберегающего поведения в окружающей среде).
• метод ритуализации экологической деятельности.
Были определены педагогические условия формирования эколого-эстетических представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
• интегрированный подход в эколого-эстетическом образовании детей дошкольного возраста;
• повышение компетентности педагогов по формированию эколого-эстетических представлений у детей дошкольного возраста;
• организация работы с родителями по формированию эколого- эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, сопоставляя позиции разных авторов, (В.Л. Глазачев, В.В. Николина, А.К. Шульженко, И.Д. Зверев и др. ) было определено, что эколого-эстетическое воспитание - это процесс формирования у детей представлений о природе как эстетической ценности и о самом человеке, т.е. о себе, как части универсальной природной целостности; готовности личности к самостоятельному выбору в пользу духовности, творчества; потребности в самореализации в созидательной деятельности по законам красоты и выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира. А.К. Шульженко
Для изучения и теоретического обоснования сущности понятия «эколого-эстетические представления» мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. Опираясь на определение А.К. Шульженко, под эколого-эстетическими представлениями мы понимаем важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом формирования у детей эстетического отношения к миру, и потребности к самореализации в созидательной деятельности по законам красоты.
В структуре эколого-эстетических представлений мы выделяем такие компоненты, как:
• эстетический (эстетические эмоции, чувства, переживания и
т.д.), который выражает эмоционально-чувственное освоение
действительности;
• деятельностный (потребность в самореализации в созидательной деятельности), которые выступают продуктивным результатом эстетического освоения окружающего мира.
• преобразующий компонент, (побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы и активностью по преобразованию природного мира).
Были определены показатели и критерии сформированности эколого-эстетических представлений, а также разработана характеристика уровней его сформированности у старших дошкольников. Таким образом, к показателям сформированности эколого-эстетических представлений у старших дошкольников были отнесены:
• образно-содержательный - наличие у детей эмоционально-образного содержания, воплощающего эколого-эстетические ценности красоты и выразительности окружающего мира природы в художественных образах;
• эмоционально-мотивационный - закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта «перенесения» в состояния природы через взаимодействие с ее очеловеченными, одухотворенными образами в искусстве, эмоциональной подстройки к окружающим людям при взаимодействии с ними, выражения и гармонизации собственных эмоциональных состояний
• действенно-практический - овладение гармоничными моделями невербального поведения в процессе художественно-игровой деятельности, а именно, идентификация себя с положительными героями, сопереживание очеловеченным образам природы, явленным в искусстве, удовольствие от позитивного поведения в окружающей среде.
На начальном этапе практического исследования был выявлен преимущественно низкий уровень сформированности эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 10 детей (55%) находятся на низком уровне сформированности эколого-эстетических представлений и 8 детей (45%) на среднем уровне.
На основе анализа методической литературы были определены особенности интегрированной художественной деятельности в развитии эколого-эстетических представлений.
Интегрированной художественная деятельность представляет собой объединение разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию личности. Такая деятельность дает широкий спектр возможностей ребёнку для творческого потенциала, не ограничивая его каким-либо одним направлением, повышает мотивацию ребенка к творчеству, расширяет его кругозор, способствует формированию всесторонней личности.
Был разработан комплекс занятий по формированию эколого-эстетических представлений у детей в процессе интегрированной художественной деятельности и реализован на практике. Для развития творческих способностей в совокупности выделенных показателей нами использовались методы:
• метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан);
• метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина);
• метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);
• беседа;
• метод моделирования художественно-творческого процесса
(Л. В. Школяр);
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
• метод созданий композиций (Л.В. Горюнова);
• метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева);
• метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаева);
• метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);
• метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличяускас).
Все методы направлены на развитие эколого-эстетических представлений.
Для развития образно-содержательного показателя мы использовали методы:
• метод уподобления эмоционально-образному содержанию произведения (двигательное, мимическое, тактильное, инструментальное, графическое, цветовое) (О.П. Радыгнова );
• метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) - метод создания композиции
Для развития эмоционально-мотивационный показателя :
• метод эмоционального сопереживания (Ветлугина, Мелик-Пашаев); что они чувствовали, переживали в момент восприятия произведения.
• метод беседы:
• метод художественно-творческого моделирования
Для действенно-практического показателя:
• метод эмоционально-деятельностного переживания ^детьми эколого-эстетических ценностей позволяет направлять полихудожественную игровую деятельность на выработку и закрепление у детей навыков позитивного, жизнеоберегающего поведения в окружающей среде).
• метод ритуализации экологической деятельности.
Были определены педагогические условия формирования эколого-эстетических представлений у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
• интегрированный подход в эколого-эстетическом образовании детей дошкольного возраста;
• повышение компетентности педагогов по формированию эколого-эстетических представлений у детей дошкольного возраста;
• организация работы с родителями по формированию эколого- эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности.



