Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности

Работа №96984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у детей 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня
развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. «В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации» [53, с. 49].
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внес ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование в статье 26. Перед дошкольными образовательными организациями (далее - ДОО), стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие творческому развитию воображения дошкольников.
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политике, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века. Дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития. Сложность сегодняшнего воспитания - как отмечают многие исследователи, у детей искажены представления о эстетическом воспитании. В связи с обозначенной проблемой развития творческих способностей воображения у детей начиная с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [39, с. 49].
Метод проектов является эффективным средством развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Проектная деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей).
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Организационно-педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития у дошкольников творческого воображения.
Предметом исследования является комплекс занятий по интегрированной художественной деятельности направленный развития у дошкольников творческого воображения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по интегрированной художественной деятельности направленный развития у дошкольников творческого воображения.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у детей;
2. Проанализировать особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование по выявлению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи и мысли следующих психологов и педагогов о развитии творческого воображения у дошкольников: Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичовой, Т.Н. Дороновой, В.А. Сластенина, Л.С. Выготский и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №496 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по интегрированной художественной деятельности, определялись методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости воображения у детей старшего дошкольного возраста, одним из центральных направлений работы является развитие творческого воображения. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования творческого воображения.
Первые экспериментальные исследования, посвященные творческому воображению, относятся к началу XX веков. Проведенный нами анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека.
Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, и др., а также проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «развитие творческого воображения», опираясь на позицию ряда авторов, таких как Т.С. Комарова, Р.С. Немов и др., мы определяем развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: оригинальность формы изображенного предмета, оригинальность цветового решения, испоьзование нетрадиционной техники.
Творчество - это процесс мысленного создания новых образов на основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действия в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее - воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь - творческого, необходимо для успешного развития детей.
Существенную роль воображение играет в обучении другим языковым умениям: чтению, аудированию, орфографии и пунктуации. На механизме воображения основано опережение при письме и чтении, догадка (антиципация) при восприятии текста - устного и записанного, «предчувствие» знаков препинания в момент, когда предложение еще не составлено (или не воспринято - если это диктант).
В результате проделанной работы, нами сделан вывод, что выбранная тема актуальна, так как творческое развитие воображения действительно занимает важное место во всей системе учебно -воспитательного процесса. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастным и физиологическими особенности ребенка. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано». Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.
Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования воображения у детей до школьного возраста на занятиях изобразительной деятельности сегодня становится все более актуальной. Это связанно с тем, что изобразительная деятельность заключают в себе большие возможности для развития этого качества личности. Она была рассмотрена как продуктивный вид деятельности, который имеет художественно-образное начало и носит моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок подходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в условно-плоскостном изображении.
Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь мы понимаем, что все дети наделены способностями, их просто нужно постараться увидеть, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и творческим воображениям проявиться, развиться. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игровая, игра является весьма привлекательной и желаемой для детей, что учитывалось при составлении данной программы, включающей в себя множество разнообразных игр и упражнений. Игра создает атмосферу непринужденности, помогает детям расслабиться. В игре проще и легче усваиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся знания, умения и навыки, легче раскрываются творческие способности детей, т.к. им присуща активная двигательная деятельность, в которой происходит как формирование и закрепление навыков, ролей и форм поведения, так и разрядка эмоционального состояния, физического напряжения, сплочение детского коллектива.
Взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция - это уровень взаимодействия, взаимосвязи. В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.
Рассмотрев сущность метода проектов, его роль, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффектным средством развития творческого воображения. Работа над проектом дает возможность чувство, эмоции, волевые качества и т. п., оказывает содействие «погружению» в проектный материал развития творческого воображения.
В ходе исследования нами был проведен, с учетом особенностей старшего дошкольного возраста и задач развития творческого воображения, комплекс занятий по проектной деятельности (Приложение № 2). В содержание комплекса занятий по проектной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения (Приложение № 3). Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации проектной деятельности, что на наш взгляд сможет обеспечить положительный результат при решении задач развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Ко всему выше сказанному напрашиваются выводы:
1. Для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте необходимо соблюдение ряда условий:
- психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностного ориентирования подхода во взаимодействии с детьми;
- игровая форма организации занятий;
- разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественной творческой деятельности;
- интеграция различных видов художественной практической деятельности.
2. Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в изобразительной деятельности, дать свободу фантазии в различных направлениях.
3. Приобщая детей старшего дошкольного возраста к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
4. Творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Несмотря на то, что при обучении в ДОО детям в основном требуется овладевать иными навыками, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной.
5. В процессе дальнейшего развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, составляет основу творческой деятельности субъекта.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы решены.


1. Айдарова, Л.И. Ребенок и слово // Мир детства [Текст]: учеб. Младший школьник / Л.И Айдарова. Москва, 2015. 109 с.
2. Акулова Е.В. Творческое развитие воображения [Текст]: / Е.В.
Акулова // Дошкольное воспитание, 2009. № 9, 52 с.
3. Богословский В.В. Общая психология [Текст]: учебное пособие / В.В. Богословский. Москва, 2016. 635 с.
4. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология [Текст]: учеб. / О.В. Боровик, 2013. № 2. с. 18.
5. Боровик О.В. Развитие воображения [Текст]: учеб. / О.В. Боровик, Москва, 2014. 235 с.
6. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно - ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании [Текст]: учеб. / О.В. Боровик, Биробиджан, 2015. 45 с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Электронный ресурс] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Москва, 2014.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учеб. / Л.С. Выготский, Москва, 2013. 74 с.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]: учеб. / Л.С. Выготский, Москва, 2015. 378 с.
10. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей [Электронный ресурс] / О.П. Гаврилушкина, Москва, 2015.
11. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание [Текст] / О.А. Григорьева, Москва, 2014. № 20, 568 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: учеб. / В.В. Давыдов, Москва, 2016. 274 с.
13. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] учеб. // Вопросы психологии [Текст]: учеб. / О.М. Дьяченко, 2014. № 6, 18 с.
14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст]: учеб. / О.М. Дьяченко, Москва, 2007. 275 с.
15. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках [Текст]: учеб. / С.Д. Забрамная, Москва, 2016. 189 с.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст]: учеб. // Вопросы психологии [Текст] учеб. / Е.В. Заика, Москва, 2014. № 2, 21 с.
17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков, Москва, 2015. 424 с.
18. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] учеб. / Т.С. Комарова, Москва: Мозайка синтез, 2011. 46 с.
19. Комарова Т.С. Дети в мире творчества [Текст] учеб. / Т.С. Комарова, Москва, 2014. 190 с.
20. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] учеб. / Е.Е. Кравцова, Москва: Просвещение, 1996. 160 с.
21. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству [Текст] // Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования [Текст] // Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст] учеб. / А.А. Мелик-Пашаев, Москва: Психология и педагогика, 2014.
22. Махунина В.С. Возрастная психология [Текст] учеб. / В.С Махунина, Москва, 2015. 483 с.
23. Махунина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] учеб. / В.С. Махунина, Москва, 2014. 154 с.
24. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? [Электронный ресурс] / З.Н. Новлянская, Москва, 2016.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, под. ред. Н.Ю. Шведовой, Москва: 22 изд., 1990. 917 с.
26. Обучение и развитие [Текст] / Под ред. Л.В. Занкова, Москва, 2013. 36 с.
27. Основы декоративного искусства в ДОО [Электронный ресурс], Москва, 2016.
28. Петровский А.В. Воображение [Текст] учеб. // Общая психология [Текст] учеб. / А.В. Петровский, Москва, 2014. 127 с.
29. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников [Текст] учеб. / Е.Г. Речицкая, В.А. Сошина, Москва, 2013. 250 с.
30. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] учеб. / Н.П. Сакулина, Москва: Просвещение, 1979. 280 с.
31. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] учеб. / Л.Ю. Субботина, Ярославль, 2016. 143 с.
32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] учеб. // Избранные педагогические сочинения [Текст] учеб. / В.А. Сухомлинский, Москва: Т - 3, 2013. 375 с.
33. Тамбовкина Т.И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка [Текст] учеб. / Т.И. Тамбовкина, Калининград, 2014. 187 с.
34. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой, Москва: учеб. 2013. 469 с.
35. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] учеб. / Н.В. Шайдурова, Москва: Сфера, 2010. 32 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин, Москва, 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ