ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Социальная политика в Российской Федерации в области
социальной защиты пожилых граждан 6
1.2 Нормативно - правовые основы социальной защиты пожилых
граждан 16
1.3 Организационно-экономические аспекты социальной защиты в
Российской Федерации 24
1.4 Вывод по I главе 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН ПО Г. КАМЫШЛОВУ И КАМЫШЛОВСКОМУ РАЙОНУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Система организации социальной защиты пожилых
граждан 32
2.2 Организация социальной защиты пожилых граждан в
Управлении Социальной Политики г. Камышлова 42
2.3 Совершенствование организации социальной защиты пожилых
граждан муниципального образования 53
2.4 Вывод по II главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В течение последних 50 лет стремительно развивается процесс демографического старения населения в мировом масштабе. В 2018 году количество пожилых граждан в Российской Федерации составляет 42 млн. человек. Это 35,4% от всей численности населения. А к 2030 году прогнозируют 46 млн. человек - это 37,8%. Количество людей, не обладающих способностью работать, увеличивается с каждым годом.
Для соблюдения прав человека и удовлетворения его социальных потребностей существует социальная защита населения. На портале проектов правовых актов опубликовано, что на социальную политику в Российской Федерации из государственного бюджета в 2018 году было выделено 4,703 триллиона рублей, на 2019 год составляет - 4,728
триллиона рублей, а на 2020 год запланировано - 4,866 триллиона рублей. В результате, мы можем сделать вывод, что затраты с каждым годом возрастают.
Вопросы помощи гражданам пожилого возраста должны занимать важное место в системе социальной защиты населения. В силу своего возраста, пожилые люди сталкиваются с огромным количеством проблем. Например, в исследованиях таких авторов, как В. Альперович, В.П. Войтенко, А.И. Егоров были рассмотрены общие принципы организации социальной защиты пожилых людей и условия их реализации. Авторы пришли к выводу, что “решение проблем, обусловленных пожилым возрастом, возможно только при взаимопонимании, сотрудничестве государства, некоммерческого сектора и бизнес сектора, а также, взаимообогащении науки и практики”. Для этого нам нужно повысить эффективность управления социальной сферы.
Решение проблем пожилых граждан требует больших финансовых ресурсов, ведь в социальной политике решаются многие вопросы обеспечение жизнедеятельности пожилых граждан. Однако, финансирование социального сектора не является ведущим в структуре государственных бюджетных средств. Оно носит дотационный характер, т.е. с одной стороны - потребности пожилых граждан велики, они не трудоспособны, не могут сами зарабатывать, но они также несут расходы по ЖКХ, транспорту, лечению и др. Но с другой стороны, государство не обладает такими объёмами финансовых вложений, которые можно было выделить на эту сферу.
Необходима консолидация общественных слоёв населения, координирование государственных органов, а также привлечение некоммерческих организаций, которые минимизируют финансовую нагрузку на социальный сектор. Следует расширять объёмы и улучшать виды новых социальных услуг пожилым гражданам на всех уровнях власти, разрабатывать, социальные программы, направленные на улучшение качества жизни, с учётом особенностей региона и муниципального образования.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется необходимостью повышения эффективности методов и форм организации социальной защиты в современных изменяющихся и усложняющихся социально - экономических условиях. В условиях ограниченных ресурсов, направленных на решение социальных вопросов, мы отмечаем большое количество острых проблем, которые пожилым гражданам приходится решать. Поэтому необходимо совершенствовать организацию социальной защиты и развивать организационные вопросы, которые повысят качество социальной защиты пожилых граждан.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать организацию социальной защиты пожилых граждан с учётом муниципального образования г. Камышлова и предложить мероприятия по её совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть организацию социальной защиты населения в РФ.
2) Показать правовые основы социальной защиты населения.
3) Рассмотреть финансирование социальной защиты в РФ.
4) Изучить систему организации социальной защиты пожилых граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
5) Проанализировать организацию социальной защиты пожилых граждан в УСП г. Камышлова.
6) Разработать рекомендации по совершенствованию организации социальной защиты пожилых граждан в УСП г. Камышлова .
Объект исследования - социальная политика Российской Федерации.
Предмет исследования - организация социальной защиты пожилых граждан на примере УСП Министерства социальной политики Свердловской области по городу Камышлову.
Методологической основой проведённого исследования служили научная, методическая, учебная литература, материалы периодических изданий и специализированных интернет-сайтов, посвященных тематике государственного и муниципального управления в области социальной политики, нормативно-правовые документы УСП по г. Камышлову и Камышловскому району.
Метод исследования - сбор, обобщение и сравнение информации, дедукция, анкетирование, информационно-целевой анализ, статистические данные, SWOT-анализ, иллюстрированные таблицы, диаграммы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения (обоснование актуальности избранной темы, постановка целей и задачи исследования), двух глав, заключения (содержащее выводы и предложения), а также списка литературы из 41 источника. Работа изложена на 77 страницах и включает в себя 6 таблиц, 5 рисунков и 1 приложение.
В настоящий момент в современной Российской Федерации социальная защита населения регламентируется целым комплексом нормативно-правовых документов. Социальная защита населения является главным аспектом государственной социальной политики. Находится в ответственности профильного ведомства - Министерства труда и социальной защиты РФ.
Финансирование социальной защиты в Российской Федерации происходит из разных источников: бюджеты бюджетной системы РФ, государственные внебюджетные фонды, негосударственные источники финансирования. Формируется накоплением налогов, сборов и других платежей, а также за счет целевых взносов, состоящих из ставки страховой премии, определенной законом.
Наша работа была посвящена организации социальной защиты пожилых граждан муниципального образования. В качестве объекта изучения было выбрано Управление социальной политики по
г. Камышлову и Камышловскому району. В функции Управления входит реализация государственной политики социальной защиты, установление и ведение граждан имеющих право на меры социальной поддержки, выплата социальных льгот, контакт с другими организациями (например, некоммерческие) для маршрутизации граждан и др. Исследование показало, что организация социальной защиты несовершенна и требует более тщательной проработки.
В процессе выпускной квалификационной работы были разработаны следующие мероприятия, улучшающие организацию социальной защиты пожилых граждан населения города Камышлова и Камышловского района:
- проект «Школа по уходу за пожилыми людьми». Проект будет
направлен на обучение социальных работников, медсестер, родственников, волонтеров и других лиц, осуществляющих уход за пожилыми людьми на дому;
• создание жилищного маневренного фонда на территории города Камышлова в рамках частно-муниципального партнерства. Проект направлен на предоставление временного жилья гражданам, заключившим ипотечные договоры на жилье, в рамках капитального ремонта и реконструкции дома в связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые сделали жилье непригодным для использования и для других целей;
• обновление проекта, помогающий инициировать общение между престарелыми и сиротами детских домов. Дети смогут получать заботу и привязанность к взрослому, а пожилые - заботу и привязанность ребенка;
• проект «Клуб пожилых». На встречах пожилые люди смогут общаться, находить единомышленников, говорить о проблемах и насущных потребностях, слушать работников социальной службы.
От работы органов социальной защиты муниципальных образований зависит реализация государственной социальной политики. От качества выполнения полномочий, возложенных на исполнительные органы муниципального образования, зависит социальная защищенность населения и уровень жизни социально уязвимых слоев населения. По этой причине требуется совершенствование организации социальной защиты пожилых граждан муниципального образования.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
2. Декларация целей и задач Управления социальной политики по городу Камышлову и Камышловскому району о деятельности за 8 месяцев 2018 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://usp11.msp.midural.ru/]
3. Закон РФ от 2 августа 1995г. N 122-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Текст] : офиц. текст. - Москва : Норма : Норма-ИнфраМ, 2015. - 128 с.
5. Муниципальные межведомственные планы-графики
мероприятий, посвященных Дню пенсионера в Свердловской области в 2018 году по КГО 03.09.2018 - 09.09.2018 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://usp11.msp.midural.ru/]
6. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований [Текст]. - М.: ФАТРМ, 2013. - 54 с.
7. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296 «Об утверждении государственной программы Российской федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
8. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 31.01.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://rosmintrud.ru/]
9. Постановление Правительства Свердловской области от 12.05.2012 г. № 485-ПП (с изменениями на 29.03.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://msp.midural.ru/]
10. Постановление Главы муниципального образования
«Камышловский район» от 31.10.2002 № 413 «Об учреждении
муниципального учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Камышловского района» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [http://gorod-kamyshlov.ru/]
11. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 611 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по труду и занятости» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
12. Постановление Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года № 303 «Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилья к жилью экономического класса» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
14. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
15. Постановление Правительства Свердловской области от
07.11.2008 г. (с изменениями на 07.12.2017 г.) «Об утверждении Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Камышлову и Камышловскому району» [Электронный ресурс] // Режим доступа: [https://usp11.msp.midural.ru/]...