ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. Понятие оценочной деятельности в современной педагогике 6
1.2. Особенности оценочной деятельности педагогов дошкольного
образования 18
1.3. Основные подходы к организации методической работы в
дошкольной образовательной организации 27
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНЫХ
УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.1. Исследование оценочных умений у педагогов дошкольной
образовательной организации 38
2.2. Содержание и формы методической работы по развитию
оценочных умений педагогов дошкольной образовательной организации 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от профессионально-педагогического образования совершенствования различных умений педагогов, в том числе необходимо обращать внимание на формирование оценочной деятельности педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая система оценивания формировалась в рамках предметно-ориентированной парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат освоения знаний по отдельным областям.
Расширяя грани профессиональной деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда. Поэтому важнейшей составляющей педагогического образования становится совершенствование оценочной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность без оценки практически невозможно, так как оценивание - это один из существенных компонентов образовательного процесса, оценивание выступает его регулятором, а также показателем результативности [68].
Вот почему одним из важнейших шагов повышения качества образования нужно считать изменение подходов к осуществлению оценочной деятельности в образовательном процессе.
Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в следующем: педагоги дошкольных образовательных организаций не обладают достаточным уровнем сформированности оценочных умений, а также, зачастую, не осознают важность их развития, что сказывается на оценочной 3
деятельности педагогов в целом. Поэтому необходимо создавать методические условия, которые максимально способствуют развитию оценочных умений педагогов дошкольных образовательных организаций.
О необходимости изменения сложившейся (традиционной) системы оценивания знаний говорили в своих работах Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др. Психолого-педагогические стороны организации оценочной деятельности педагога нашли своё отражение в исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.А. Сухомлинского, Л.М. Фридман, И.С. Якиманской и др.
Методологические основы организации и совершенствовании оценочной деятельности педагога представлены в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Вопросы зависимости организации оценочной деятельности в ДОО от уровня профессиональной компетенции нашли своё отражение в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, М.Н. Скаткина и др. В них подчёркивается, что высокий уровень педагогического мастерства в большой степени способствует объективности процесса оценивания.
Поиску различных путей модернизации процесса оценивания посвящены работы Л.А. Гаджиевой, А.В. Камелиной, Г.Ю. Ксензовой, А.И. Кукуева, И.М. Матусовой, Г.В. Прониной, А.Е. Смирновой, И.Е. Терещенко, Г.А. Хаустовой и др. Проблемы подготовки учителя к оценочной деятельности нашли своё определённое разрешение в исследованиях И.В. Гладковой, Н.Ю. Максимовой и др.
На сегодняшний день существует большое количество работ, посвящённых исследованию проблемы развития оценочных умений педагогов, но несмотря на это, анализ научных работ по исследованию оценочной деятельности и анализ практики показывает, что проблема формирования и развития оценочных умений педагогов изучена не в полной мере. Это отмечали Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцов, Г.Ю. Ксензова, П.Г. Нежнов, В.П. Симонов, Б.И. Хасан и другие авторы.
Объект данного исследования - оценочная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предмет - методические условия развития оценочных умений у педагогов дошкольных образовательных организаций
Цель работы - изучить методические условия развития оценочных умений у педагогов дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели, выделены следующие задачи:
1) Определить понятие оценочной деятельности в педагогике.
2) Рассмотреть особенности оценочной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
3) Выделить основные подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации.
4) Провести исследование оценочных умений педагогов дошкольной образовательной организации.
5) Разработать содержание и формы методической работы по формированию и развитию оценочной деятельности педагогов.
Исследование проводилось на базе муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Центр развития ребёнка» №587 с педагогами в количестве 21 человека.
В процессе исследований были реализованы следующие методики: теоретические (теоретический анализ и обобщение) и эмпирические (анкетирование, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ оценочных высказываний педагогов); статистическая обработка фактического материала.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
После рассмотрения теоретического материала по проблеме исследования, мы выяснили, как разные авторы (Ш.А. Амонашвили, А.Б. Воронцов, Г.Ю. Ксензова, П.Г. Нежнов, В.П. Симонов, Б.И. Хасан) описывают оценочную деятельность педагога. Также, нам удалось раскрыть сущность понятия «оценочная деятельность»:
Оценочная деятельность - процесс взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в ходе которого реализуется отношение человека к проявлениям этой действительности, в том числе и ценностное [66].
Результатом оценочной деятельности является оценка как выражение оценочного отношения, как заключение о качествах личности воспитанника, его поведении, характере деятельности.
Особенность оценочной деятельности педагогов дошкольного образования - отсутствие традиционной для школы отметочной системы оценивания, а также контрольных испытаний. Воспитатели в своей оценочной деятельности используют комплексное оценивание и текущую оценку.
Оценка важна для изучения степени усвоения детьми содержания основной образовательной программы в соответствии с требованиями к образовательным результатам представленным в ФГОС ДО. Данная оценка осуществляется в трёх направлениях: объективная диагностика, оценка видов деятельности детей (познавательно-исследовательской, трудовой, игровой и т.д.) и самооценка воспитанников.
Выделяя основные подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации по развитию оценочных умений педагогов дошкольного образования, мы установили, что методическая работа в детском саду - один из важнейших аспектов по преодолению профессиональных затруднений в оценочной деятельности. Методическая работа направлена на повышения качества образовательного процесса в ДОО. Следовательно, одно из направлений работы методической службы - развитие оценочной деятельности педагога, которая необходима для ведения качественной профессиональной деятельности.
Основываясь на теоретическом анализе были подобраны диагностические задания, суть которых заключается в выявлении профессиональных затруднений педагогов в ведении оценочной деятельности. Результаты исследований показали несформированность содержательного оценивания, неумение педагогами выделять критерии оценивания для выведения объективной оценки, а также выяснили, что педагоги не формируют самооценку детей через свою оценочную деятельность и не обращают должного внимания на оценку индивидуального развития воспитанников.
На основании выявленных проблем нами был разработан комплекс методических мероприятий, направленный на совершенствование оценочной деятельности воспитателей путём различных форм методической работы. Работа с педагогами велась как групповая, так и индивидуальная. После проведения ряда мероприятий и повторной диагностики, мы определили, что у некоторых педагогов повысился уровень сформированности оценочной деятельности. Некоторые педагоги стали обращать внимание на те стороны оценки, которые раньше им казались несущественными, либо вообще не принимались во внимание.
Таким образом, проблема оценивания воспитанников достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе. Раскрыты ее различные стороны: сущность, роль оценки, структура оценочной деятельности педагога и др.
Проблема недостаточной сформированности оценочных умений педагогов нашла своё решение в виде совершенствования оценочных умений в рамках системы методических мероприятий. Неразработанность многих вопросов, прежде всего вопросов совершенствования оценивания
педагогами воспитанников побуждает к дальнейшему изучению данной проблемы.
Многие исследователи акцентируют внимание именно на необходимости совершенствования оценочных умений педагогов с помощью разных форм работы. Именно от того, как педагог оценивает воспитанников зависит самооценка дошкольников, умение и желание общаться в коллективе, а также мотивация ребёнка к дальнейшему обучению в школе.
1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя [Текст] / В. А. Адольф. - Краснояр. Гос. Ун-т - Красноярск, 2008. - 231 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология : Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. - М. : МП ИГУ, 2004. - 80 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : 1984. - 69 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа
педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили - Минск : Изд-во Университетское, 1990. - 321 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш. А. Амонашвили. -М. : Знание, 1980. - 324 с.
6. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Ленинград : ин-т Мозга, 1935. - 146 с.
7. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. -М. : Педагогика, 1980. - 230 с.
8. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. -СПб. : Детство-Пресс, 2011. -112 с.
9. Ахмадиева, Ж. К. Развитие оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации образования [Текст] / Ж. К. Ахмадиева // Поиск. Сер. Гуманитарных наук. - 2014. -№4. - С. 249-25.
10. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2004. - №3. - С. 82-85.
11. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высш. Образование в России. -2010. -№4. - С.12-14
12. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. -М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
13. Близнюк, Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся [Текст] / Л.Б. Близнюк. - М. : Знание, 2009. - 234 с.
14. Божович, Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика.
Коррекция. Оценка. [Текст] / Е. Д. Божович. -М., 1999. -194 с.
15. Васильева, А. К. Старший воспитатель детского сада [Текст] / А. К. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кабитина ; -М., 1990. - с.32
16. Волковинская, Н. Ю. Формирование умений оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации [Текст] / Н. Ю. Волковинская. -Оренбург. - 2008. - 213 с.
...