ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФРАЗЕОЛОГИЕЙ 6
1.1. Психолого-педагогические основы обогащения активного словаря
фразеологией 6
1.2. Лингво-методические основы обогащения активного словарного
запаса детей старшего дошкольного возраста фразеологией 18
1.3. Методы и приемы словарной работы в ДОО 31
1.4. Анализ ФГОС ДО и образовательных программ 40
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВАЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФРАЗЕОЛОГИЕЙ 46
2.1. Диагностика уровня владения фразеологизмами детей старшего
дошкольного возраста 46
2.2. Комплекс игр и упражнений, направленных на обогащение активного
словарного запаса детей старшего дошкольного возраста фразеологией 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте словарь детей достигает такого уровня, что возникает возможность обогащать его образными средствами языка. К тому такая насущная потребность появляется и у детей: они уже достаточно хорошо владеют нормами правильности, чтобы перейти к качественному освоению общения, а именно - овладению такими качествами речи, как выразительность и богатство. Другими словами, от речи правильной дети приходят к потребности формировать речь «хорошую», как называл ее Б.Н. Головин. Возможность обогатить речь яркими эпитетами, образными выражениями предоставляет фразеология, которая кроме всего прочего напрямую связана с культурой и ментальностью народа. Последнее весьма ценно в плане формирования национальной картины мира. В дошкольном возрасте ребенок особо восприимчив к богатствам устного народного творчества в силу того, что сказки, пословицы и поговорки изобилуют образными средствами языка, которые понимаются и принимаются детьми.
Богатство родного языка - это то, чем человек овладевает всю свою жизнь, совершенствуя свою речь, оттачивая речевое мастерство. На каждом этапе развития человека речь развивает и обогащает его, выступая в разных своих ипостасях. Изначально речь возникает как средство общения, как социальное явление, как средство социальной адаптации человека. Позже речь станет еще и средством изучения мира, окружающего человека [55]. От уровня развития речи зависит и общий уровень ребенка. Так, развитие словаря ребенка непосредственно связано с его познавательной деятельностью и развитием психических процессов.
Происходящие сегодня в системе дошкольного образования изменения прямо нацелены на то, чтобы детский сад ориентировался на каждого ребенка, чтобы ребенок стал полноправным субъектом образования, чтобы в полной мере учитывались его индивидуальные особенности.
Система государственных реформ, отвечая на вызовы современности, на запросы общественности, направлена на решение задач улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми-дошкольниками.
Педагогическая и родительская общественность всегда заостряли внимание на развитии речи детей. В последнее время этот интерес увеличился из-за многочисленных проблем, с которыми сталкивается семейная, дошкольная и школьная педагогика: у значительного числа дошкольников есть трудности в развитии речи, особенности речи мешают их психологической подготовке к школе [45].
Как самый благоприятный возраст для развития речи со всех сторон психологи выделяют период дошкольного детства. Отечественные психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др., внесли немалый вклад в решение связанных с развитием речи дошкольников проблем. В работах М.М. Алексеевой, О.И.Соловьевой, Б.И. Яшиной и многих других рассматривается методика развития речи детей-дошкольников. О необходимости активно знакомить дошкольников с фразеологией говорили еще такие русские педагоги, как Е.И. Тихеева, А.Н. Усова, К.Д. Ушинский и другие [3].
Исследованием развития речи занимались выдающиеся лингвисты, психологи, и педагоги, такие, как Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. Практически все авторы подчеркивают, что отставание в развитии речи обычно бывает в тех случаях, когда ребенок-дошкольник недостает личного контакта со взрослыми, когда существует дефицит детско- родительского общения, положительно окрашенного контакта. Во время общения ребенок учится ориентироваться в разного рода ситуациях, знакомится с новыми предметами и явлениями, называет их словами, осваивает их содержание. Развитие речевого слуха и внимание к артикулированию звуков, в свою очередь, позволяет малышу овладевать механизмом речи, узнавать названия предметов, которые его окружают. Он начинает стремиться к подражанию взрослым в произношении звуков и слов. Чем больше родители занимаются с ребенком, чем больше развивающих игр, используемых ими, чем чаще они обращают внимание ребенка на предметы, и подробно рассказывают о них, тем больше новых слов он запоминает. Таким образом, развивается его активный словарный запас [52].
Цель исследования: разработка комплекса педагогических
мероприятий, направленных на обогащение активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста фразеологией.
Объект исследования: процесс обогащения активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста фразеологией.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на обогащение активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста фразеологией.
Данная цель реализуется на основе следующих задач:
1) изучить особенности развития словаря детей старшего дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2) подобрать диагностику определения уровня сформированности лексических умений у детей старшего дошкольного возраста и провести ее;
3) разработать комплекс упражнений и дидактических игр для обогащения словаря детей фразеологией.
База исследования: исследование осуществлялось на базе
МАДОУ № 40/228 г. Екатеринбурга. Испытуемыми были дети среднего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
С самого раннего возраста дети интересуются процессом общения. Это из-за постоянной речевой и предметной деятельности самого ребенка и вместе со взрослым. Процесс развития речи у детей напрямую связан с их умственным развитием. В первую очередь с развитием мышления. Именно эта связь является доказательством того, что язык, речь и ее развитие имеет огромное значения для развития мышления.
Если рассматривать роль игр в развитии языка, то можно с уверенностью сказать, что главными являются дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами. В любой, правильно составленной игровой деятельности формируются положительные личные и личностные качества ребенка. Игра развивает порядочность и послушание за счет необходимости соблюдения правил игры, формирует и совершенствует навыки, полученные во время игры или на занятиях, прививает чувство ответственности, развивает память и логическое мышление. Гораздо успешнее дети получают и усваивают знания именно в игре, а не на занятиях. В игре ребенок стремится найти выход из ситуаций, которые появляются в процессе игровой деятельности, ребенок заинтересован игрой, ему понятен ее смысл, он не замечает трудностей, так как тут же находит их решение. Ему интересна роль ведущего и он стремиться понять и запомнить как можно больше, чтобы тоже проявить себя и стать ведущим.
Исходя из перечисленного выше, следует, что в играх ребенку создаются условия для физической и умственной активности. Условия, в которых ребенку приходиться учиться быстро реагировать, принимать решения. В игре ребенок получает новые знания и умения, закрепляет старые. Ребенок плохо понимает и запоминает правило поведения не в игре. В то время, как в процессе игры дети контролируют себя и свое поведение. Им приходиться точно соблюдать правила игры, чтобы получить одобрение воспитатели, быть принятыми другими детьми.
Немалая роль при обогащении и активизации словаря ребенка играют и сюжетно-ролевые игры. При игре на определенную тему активизируется именно этот словарь - названия предметов и действий, качества и признаки материалов и т.д.
С развитием словаря детей и речи в целом, с овладением богатствами родного для ребенка языка связан один из самых основных критериев формирования детской личности. Освоение выработанных ценностей народной культуры, связано, непосредственно, с нравственным, умственным и эстетическим развитием. Обогащение является приоритетом в языковом обучении и воспитании детей-дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения детей в детском саду предполагает включение в жизнь детей специально продуманных и воспроизведенных ситуаций общения (коллективных и индивидуальных), в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В таких ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, задумки, идеи, создаются условия для совершенствования понимания речи.
При проведении и организации совместных специальных игр ребенку необходимо обеспечить возможность самостоятельно выбрать языковые средства в той или иной ситуации. Необходимо обеспечить возможность индивидуального «речевого вклада» в решение задачи, поставленной перед всеми детьми в группе, коллективе - в подобных играх у ребенка развивается способность выражать свои мысли, эмоции и намерения в изменяющихся ситуациях общения.
Активизацию и обогащение словаря надо обязательно начинать с самого раннего возраста. А в дальнейшем нужно еще больше увеличивать его и усовершенствовать. Только у ребенка, имеющего богатый словарный запас, может сформироваться правильная грамотная речь.
Задача педагога состоит в том, чтобы максимально оптимизировать процесс обогащения словаря и развития речи. При применении различных методик преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем при использовании шаблонных приемов. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что словарный запас ребенка является основой развития его речи.
Анализ программ позволил нам сделать вывод о том, что в них не рассматривается вопрос о фразеологических единицах, не учитывается, что они также входят в состав лексического уровня языка. Не учитывается также, что фразеология является неотъемлемой частью культуры народа, оказывает большое значение в формировании языковой национальной картины мира подрастающего человека.
Разработанный нами комплекс педагогических мероприятий включал как основное направление работы работу с детьми. В это направление входил комплекс игр, заданий и упражнений, был направлен на обогащение речи детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами. Подбор игр осуществлялся исходя из результатов констатирующего исследования, показавшего недостаточный уровень владения детьми фразеологией. В силу этого использовались игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с фразеологизмами как таковыми. Закреплялись основные признаки фразеологических сочетаний: неизменяемость формы и постоянный состав компонентов. Также выполнялись задания на восприятие образности языка, которая сопровождает все переносные значения.
Работа по обогащению словаря строилась по трем направлениям: работа с детьми, создание развивающей среды и работа с родителями. Особенностью данного комплекса является активное использование в качестве наглядности ИКТ (презентации, мультфильмы и пр.).
1. Абраменко Л.П. Фразеология в современных художественных произведениях для детей: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Л.П. Абраменко ; Моск. гос. пед. ин-т. Москва, 1985. 16 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий /
Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 274 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 153 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 229 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Просвещение,
1999. 270 с.
6. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Спб.: Либроком, 1970. 221 с.
7. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.Н. Бавыкина ; Ленинград, 1976. 20 с.
8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005. 256 с.
9. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 93 с.
10. Бородич A.M. Методика словарной работы в детском саду. М.: Пресса, 1968. 67 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1999. 256 с.
12. Бронникова Н.Г. Тавтологические и рифмованные фразеологизмы в детской речи. М.: Просвещение, 1996. 523 с.
13. Васильева М.Д. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Просвещение, 1985. 174 с.
14. Венгер Л.А. Развитие: Примерная образовательная программа дошкольного образования / О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. М.: Просвещение, 2016. 173 с.
15. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.:
Просвещение, 1977. 312 с.
16. Волина В.В. Фразеологический словарь. М.: АСТ-Пресс, 1997. 96 с.
...