Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Организация взаимодействия дошкольных образовательных
учреждений с родителями 6
1.2. Развитие самостоятельности детей как педагогическая
проблема 15
1.3. Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных
форм взаимодействия воспитателя и родителей 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД
№366» 34
2.1. Анализ эффективности взаимодействия воспитателей с родителями детей старшего дошкольного возраста
34 2.2.Организация взаимодействия воспитателя и родителей в ходе
реализации проекта «Азбука
самостоятельности» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Проблема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Самостоятельность должна стать одной из характерных черт молодого поколения. Самостоятельность - качество, сформированное на основе уверенности в себе, в своих знаниях и умениях. По заключению психологов, стремление человека к самостоятельности присуще с детства. Психологи отмечают, что самостоятельность, как черта личности, может сформироваться и развиться только в условиях деятельности. Бездействующий человек самостоятельным быть не может. Важность воспитания самостоятельности подчеркивали в своих научных трудах Н. В Бочкина, П. Я. Гальперина, Е. Я. Голанта, Л.В. Жарова,В. В. Кузьменко, С. Л. Рубинштейна, А. Я. Савченко, В. А. Тюриной, Т. И. Шамова и другие.
Данные наблюдений за детьми дошкольного возраста свидетельствуют, что уровень их самостоятельности с каждым годом становится все ниже. Причинами этого явления выступает, с одной стороны, чрезмерная загруженность детей различными видами деятельности, которая определяется и регламентируется взрослыми - занятия, кружки, интеллектуальная подготовка к школе. Уменьшается доля времени, которое дети проводят самостоятельно в свободной деятельности, ограничиваются возможности выбора ребенком как вида, так и способа деятельности. С другой стороны, в условиях, когда родители, даже по объективным причинам, мало внимания уделяют воспитанию детей, навыкам самостоятельности, умение ребенка работать совместно с другими не формируются, поскольку процесс этот не происходит спонтанно, а требует целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать решать именно в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения [6].
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами еще в младшем дошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година). Вышеперечисленными психологами и педагогами подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Основа самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О.А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И.Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы нашего исследования: «Организация взаимодействия воспитателя и родителей по развитию самостоятельности старших дошкольников».
Проблема исследования: как организовать взаимодействие воспитателя и родителей по развитию самостоятельности старших дошкольников?
Цель - выявить востребованные формы взаимодействия воспитателя с родителями по развитию самостоятельности старших дошкольников.
Объект исследования - организация взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Предмет исследования - формы взаимодействия воспитателя и родителей по развитию самостоятельности старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организации взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей.
2. Рассмотреть особенности развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями по развитию самостоятельности старших дошкольников.
4. Провести диагностику уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и взаимодействия воспитателей и родителей в МАДОУ №366.
5. Разработать проект с целью организации взаимодействия воспитателя и родителей по развитию самостоятельности старших дошкольников.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В.
Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М., М.И. Лисиной, С.А. Марутяна, Н.Я. Михайленко.
Методы исследования -
• теоретические: теоретический анализ, синтез, сравнение,
обобщение, моделирование, систематизация.
• эмпирические: наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 366» г. Екатеринбурга.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Развитие самостоятельности детей является педагогической проблемой, так как самостоятельность - одно из важных качеств в человеке, которое в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. В развитии самостоятельности важную роль занимают родители, так как такое качество личности человека как самостоятельность начинает формироваться еще с младшего дошкольного возраста, и помощь в формировании этого качества должны оказывать родители. Самостоятельность является основой становления индивида как личности, предпосылкой его самоутверждения в социуме.
Организация взаимодействия воспитателя и родителей также необходима, так как в современном обществе уровень развития самостоятельности с каждым годом становится все ниже, следовательно, педагоги и родители должны поддерживать развитие самостоятельности у дошкольников. Результат развития может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
Необходимо вовлечь родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, регулярно знакомить с событиями, происходящими в дошкольном учреждении. И тогда родители станут активными помощниками и единомышленниками для педагогов. Следовательно, организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями действительно станет разрешением проблем, при котором будут учитываться потребности и интересы каждой из сторон и находиться взаимно удовлетворяющее решение.
Исследование проблемы организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями имеет большое значение, особенно в процессе модернизации современного дошкольного образования. Идет постоянный поиск условий для решения проблем возникающих в процессе сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с родителями, помощи в процессе семейного воспитания. Только в условиях партнерских отношений между дошкольными образовательными учреждениями и семьями воспитанников возможны положительные результаты.
Особенностями развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте являются:
Самостоятельность гарантирует независимость, что формирует ощущение ребенком своего «Я», своей ценности.
Самостоятельность является основой становления индивида как личности, предпосылкой его самоутверждения в социуме.
Самостоятельность является стержневым образованием личности, отражающим ее способность свободно, но сознательно и обоснованно, действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и независимо от групповых действий;
Основу самостоятельности составляет внутренняя свобода личности, которая базируется на рефлексии. Ее механизмами выступают факторы самоуправленческих характера (самоанализ, самооценка и т.д.);
Самостоятельность взаимосвязана с такими качествами, как активность, ответственность, креативность, сознание;
Самостоятельность может проявляться с разной степенью интенсивности, активности и продолжительности, которые детерминируются индивидуальными свойствами психики каждого человека;
Самостоятельность дает личности возможность успешно реализовывать свой творческий потенциал, самоутвердиться в социальном окружении.
Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам взаимодействия можно отнести индивидуальные, коллективные и традиционные формы.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации, заочные консультации, посещение семьи ребенка, переписка с ребенком, индивидуальные памятки.
К коллективным формам относят в себя родительские собрания, конференции, круглые столы и прочее.
К наглядно - информационным формам относятся записи бесед с детьми, стенды, ширмы, папки - передвижки и прочее.
Нетрадиционные формы подразделяются на информационно - аналитические, познавательные, досуговые, а также наглядно-информационные, к которым относят информационно -ознакомительные и информационно- просветительские.
Информационно - аналитические включают в себя проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты.
Познавательные формы включают в себя семинары - практикумы, тренинги, мини - собрания, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме и пр.
К досуговым формам относятся совместные досуги, праздники, кружки и секции, выставки работ родителей и детей и пр.
Наглядно - информационные включают в себя информационные проспекты для родителей, дни (недели) открытых дверей, выпуск стен газет, открытые занятия, газеты и журналы и пр.
Проведя анализ эффективности взаимодействия воспитателя с родителями по развитию самостоятельности старших дошкольников в МАДОУ «Детский сад № 366» был определен:
исходный уровень состояния работы с родителями в детском саду;
уровень готовности к взаимодействию педагогов детского сада с родителями;
разработан проект «Азбука самостоятельности», нацеленный на организацию взаимодействия воспитателей с родителями по развитию самостоятельности старших дошкольников;
определены критерии эффективности взаимодействия педагога и родителей по развитию самостоятельности детей.
Также проводилась диагностика уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Выясняя отношение воспитателей к понятию «самостоятельность» установлено, что сами воспитатели не придают большого значения развитию самостоятельности у своих воспитанников, не понимают важности этого качества в характере человека. Большинство воспитателей детских садов не знают, на кого должна ложиться ответственность в воспитании самостоятельности у детей и с какого возраста нужно учить детей быть самостоятельными. К числу трудностей, связанных с воспитанием самостоятельности у детей старшей группы почти половина воспитателей отнесли отсутствие методики данной работы и невнимание к этой проблеме родителей.
В целом, анализ показал невнимание воспитателей к проблеме воспитания самостоятельности в учебно-воспитательной деятельности и отсутствие соответствующего уровня подготовки по формированию самостоятельности у детей, а также полную пассивность родителей в разрешении этой проблемы. В поиске новых форм и методов работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Азбука самостоятельности», который направлен организацию взаимодействия воспитателей с родителями по развитию самостоятельности старших дошкольников.
На наш взгляд наиболее востребованными традиционными формами взаимодействия по развитию самостоятельности старших дошкольников являются такие формы как: консультации, круглые столы, конференции.
К востребованным нетрадиционным формам можно отнести семинары - практикумы, тренинги, игры с педагогическим содержанием, а также совместные досуги, праздники.
1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. К 100-летию со дня рождения [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский- М. :Наука, 2014. - 248 с.
2. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004.
- № 9. - С.52-58.
3. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова- М. : Просвещение, 1994. - 206 с.
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. М. Бабунова
- М. : Сфера, 2007. - 204 с.
5. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая - М. : Сфера, 2005. - 64с.
6. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города [Текст] / Л. Г. Богославец,
А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2004. - №5. - С. 18-27.
7. Васильева, М. А. Трудовое воспитание [Текст] / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С.18-22.
8. Взаимодействие - понятие [Электронный ресурс] - URL : psihotesti.ru/gloss/tag/vzaimodeystvie/ (дата обращения: 28.04.2018).
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1956. - 350 с.
10. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова - М. : АРКТИ, 2004. - 80 с.
11. Доронова Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. О. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С.49-55.
12. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова - М. : Просвещение, 2006. - 191с.
13. Доронова, Т. Н. Дошкольные учреждения и семья [Текст] / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 224 с.
14. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] / В. П. Дуброва - М. : Просвещение, 2005. - 220 с.
15. Дьяченко, О. М. Пути активизации самостоятельности дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 2014. - № 5.
- С. 13-19.
16. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья [Текст] / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева - М. : Мозаика - синтез, 2007. - 167 с.
...