Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности изобразительного искусства в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственной
воспитанности у старших дошкольников на начальном этапе 29
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности изобразительного искусства в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственной
воспитанности у старших дошкольников на начальном этапе 29
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В период социально-экономических преобразований в обществе возросли негативные явления в детской среде: двойственность сознания и морали, отсутствие нравственных идеалов, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни, снижение культуры поведения в быту и обществе. Недостаточный уровень нравственной культуры, насилье в средствах массовой информации продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных детей. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности.
Значительными возможностями в решении задач «нравственное воспитание» детей обладает система образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Образование компенсирует неудачи, выполняя культурообразующую, личностно-порождающую, психотерапевтическую и информационную функции. Для воспитательной среды учреждения образования детей характерны признаки гуманистически - ориентированной системы: целенаправленность на взаимодействие субъектов воспитательного процесса, значимые для детей виды деятельности, ситуации выбора, индивидуальные маршруты развития и становления личности.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Нравственное воспитание осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Процесс «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста тесно связан с личностным ростом ребенка, с их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. В ст. 87 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. говорится об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и об особенностях получения теологического и религиозного образования.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) где прописана одна из задач является объединение обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим актуализируется обращение к изобразительной деятельности в организации «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, сфера общественного образования призвана обеспечивать нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Дошкольный возраст наиболее сензитивен к нравственному воспитанию. Все дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того насколько успешно происходит процесс нравственного развития ребенка. Согласно представлениям А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., нравственное воспитание, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объектом исследования: является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей;
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности изобразительного искусства в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. На начальном этапе практического исследования подобрать диагностические методики по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности, провести диагностику и сделать выводы.
5. Разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: являются концепции организации «нравственное воспитание» детей, разработанные психологами и педагогами: Л.С. Выготский, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, Н.С. Ежкова, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, .А.И. Шешмурина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по нравственному воспитанию детей, рекомендованы родителям.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 4 города Верхняя Пышма, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование по нравственному воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Значительными возможностями в решении задач «нравственное воспитание» детей обладает система образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Образование компенсирует неудачи, выполняя культурообразующую, личностно-порождающую, психотерапевтическую и информационную функции. Для воспитательной среды учреждения образования детей характерны признаки гуманистически - ориентированной системы: целенаправленность на взаимодействие субъектов воспитательного процесса, значимые для детей виды деятельности, ситуации выбора, индивидуальные маршруты развития и становления личности.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Нравственное воспитание осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Процесс «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста тесно связан с личностным ростом ребенка, с их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. В ст. 87 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. говорится об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и об особенностях получения теологического и религиозного образования.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) где прописана одна из задач является объединение обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим актуализируется обращение к изобразительной деятельности в организации «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, сфера общественного образования призвана обеспечивать нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Дошкольный возраст наиболее сензитивен к нравственному воспитанию. Все дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того насколько успешно происходит процесс нравственного развития ребенка. Согласно представлениям А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., нравственное воспитание, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объектом исследования: является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей;
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности изобразительного искусства в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. На начальном этапе практического исследования подобрать диагностические методики по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности, провести диагностику и сделать выводы.
5. Разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: являются концепции организации «нравственное воспитание» детей, разработанные психологами и педагогами: Л.С. Выготский, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, Н.С. Ежкова, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, .А.И. Шешмурина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по нравственному воспитанию детей, рекомендованы родителям.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 4 города Верхняя Пышма, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование по нравственному воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является нравственное воспитание. Старший дошкольный возраст представляет большие возможности для формирования нравственных качеств у детей в изобразительной деятельности. Вопросы нравственного воспитания дошкольников исследовались в трудах: Н.А. Ветлугиной [6], Р.С. Буре [4], Н.Д. Зотова [19], Г.Л. Лэндрет [29], Н.Л. Кряжевой [25], А.М. Щетининой [43], А.А. Люблинской [30] и т.д., а так же проведено диагностическое исследование на начальном этапе подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственное воспитание», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственных ценностей на основе деятельностного проявления чувств любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Полянского, А.Н. Сорокин и др., мы определяем нравственную воспитанность детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательного, проявляющегося в наличии представлений о родственных связях, истории, культурных традициях своей семьи и народа, владение определенными понятиями и знаниями произведений, в которых выражены нравственные ценности. В эмоционально-мотивационном критерии является эмоциональная отзывчивость на образы-носители нравственных ценностей, сформированность интереса и желания поддерживать традиции своего народа и семьи. В критерий действенно-практического способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиций.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, истории, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенным понятием (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы-носители нравственных ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - это все необходимо учитывать при выборе тематике исследования.
3. Проведена исследовательская работа, которая показала, что в изобразительной деятельности возможно формирование нравственных качеств у старших дошкольников. Посредством изобразительной деятельности дети научились выполнять просьбы и поручения, сами стали стремиться оказать помощь другим. Они стали проявлять внимание близким людям не только в поведении, но и словесно. Дети стали более самостоятельными в проявлении заботы о других, активно стали оказывать им помощь, а в общении стали проявлять сочувствие и сопереживание. Наблюдается у детей устойчивость в проявлении заботливости при некоторых изменениях в собственных жизненных ситуациях. У детей наблюдаются мотивы, обеспечивающие общественную направленность заботливости, проявляемой помощи. Дети стали более отзывчивыми, доброжелательными, внимательными в отношении к окружающим.
4. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс занятий. В содержание занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейно, культурно-обрядовой тематике. Выбор форм, содержания и методов организации исследовательской деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности, что было выявлено в процессе практического исследования работы на начальном этапе.
1. На основе психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственное воспитание», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственных ценностей на основе деятельностного проявления чувств любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Полянского, А.Н. Сорокин и др., мы определяем нравственную воспитанность детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательного, проявляющегося в наличии представлений о родственных связях, истории, культурных традициях своей семьи и народа, владение определенными понятиями и знаниями произведений, в которых выражены нравственные ценности. В эмоционально-мотивационном критерии является эмоциональная отзывчивость на образы-носители нравственных ценностей, сформированность интереса и желания поддерживать традиции своего народа и семьи. В критерий действенно-практического способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиций.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, истории, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенным понятием (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы-носители нравственных ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - это все необходимо учитывать при выборе тематике исследования.
3. Проведена исследовательская работа, которая показала, что в изобразительной деятельности возможно формирование нравственных качеств у старших дошкольников. Посредством изобразительной деятельности дети научились выполнять просьбы и поручения, сами стали стремиться оказать помощь другим. Они стали проявлять внимание близким людям не только в поведении, но и словесно. Дети стали более самостоятельными в проявлении заботы о других, активно стали оказывать им помощь, а в общении стали проявлять сочувствие и сопереживание. Наблюдается у детей устойчивость в проявлении заботливости при некоторых изменениях в собственных жизненных ситуациях. У детей наблюдаются мотивы, обеспечивающие общественную направленность заботливости, проявляемой помощи. Дети стали более отзывчивыми, доброжелательными, внимательными в отношении к окружающим.
4. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс занятий. В содержание занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейно, культурно-обрядовой тематике. Выбор форм, содержания и методов организации исследовательской деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности, что было выявлено в процессе практического исследования работы на начальном этапе.



