Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства

Работа №96953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности изобразительного искусства в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственной
воспитанности у старших дошкольников на начальном этапе 29
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


В период социально-экономических преобразований в обществе возросли негативные явления в детской среде: двойственность сознания и морали, отсутствие нравственных идеалов, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни, снижение культуры поведения в быту и обществе. Недостаточный уровень нравственной культуры, насилье в средствах массовой информации продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных детей. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности.
Значительными возможностями в решении задач «нравственное воспитание» детей обладает система образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Образование компенсирует неудачи, выполняя культурообразующую, личностно-порождающую, психотерапевтическую и информационную функции. Для воспитательной среды учреждения образования детей характерны признаки гуманистически - ориентированной системы: целенаправленность на взаимодействие субъектов воспитательного процесса, значимые для детей виды деятельности, ситуации выбора, индивидуальные маршруты развития и становления личности.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Нравственное воспитание осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Процесс «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста тесно связан с личностным ростом ребенка, с их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. В ст. 87 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. говорится об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и об особенностях получения теологического и религиозного образования.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) где прописана одна из задач является объединение обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим актуализируется обращение к изобразительной деятельности в организации «нравственно-эстетическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, сфера общественного образования призвана обеспечивать нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Дошкольный возраст наиболее сензитивен к нравственному воспитанию. Все дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того насколько успешно происходит процесс нравственного развития ребенка. Согласно представлениям А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., нравственное воспитание, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объектом исследования: является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей;
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности изобразительного искусства в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. На начальном этапе практического исследования подобрать диагностические методики по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности, провести диагностику и сделать выводы.
5. Разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: являются концепции организации «нравственное воспитание» детей, разработанные психологами и педагогами: Л.С. Выготский, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, Н.С. Ежкова, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, .А.И. Шешмурина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по нравственному воспитанию детей, рекомендованы родителям.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 4 города Верхняя Пышма, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование по нравственному воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является нравственное воспитание. Старший дошкольный возраст представляет большие возможности для формирования нравственных качеств у детей в изобразительной деятельности. Вопросы нравственного воспитания дошкольников исследовались в трудах: Н.А. Ветлугиной [6], Р.С. Буре [4], Н.Д. Зотова [19], Г.Л. Лэндрет [29], Н.Л. Кряжевой [25], А.М. Щетининой [43], А.А. Люблинской [30] и т.д., а так же проведено диагностическое исследование на начальном этапе подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственное воспитание», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственных ценностей на основе деятельностного проявления чувств любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Полянского, А.Н. Сорокин и др., мы определяем нравственную воспитанность детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательного, проявляющегося в наличии представлений о родственных связях, истории, культурных традициях своей семьи и народа, владение определенными понятиями и знаниями произведений, в которых выражены нравственные ценности. В эмоционально-мотивационном критерии является эмоциональная отзывчивость на образы-носители нравственных ценностей, сформированность интереса и желания поддерживать традиции своего народа и семьи. В критерий действенно-практического способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиций.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, истории, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенным понятием (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы-носители нравственных ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - это все необходимо учитывать при выборе тематике исследования.
3. Проведена исследовательская работа, которая показала, что в изобразительной деятельности возможно формирование нравственных качеств у старших дошкольников. Посредством изобразительной деятельности дети научились выполнять просьбы и поручения, сами стали стремиться оказать помощь другим. Они стали проявлять внимание близким людям не только в поведении, но и словесно. Дети стали более самостоятельными в проявлении заботы о других, активно стали оказывать им помощь, а в общении стали проявлять сочувствие и сопереживание. Наблюдается у детей устойчивость в проявлении заботливости при некоторых изменениях в собственных жизненных ситуациях. У детей наблюдаются мотивы, обеспечивающие общественную направленность заботливости, проявляемой помощи. Дети стали более отзывчивыми, доброжелательными, внимательными в отношении к окружающим.
4. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс занятий. В содержание занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейно, культурно-обрядовой тематике. Выбор форм, содержания и методов организации исследовательской деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности, что было выявлено в процессе практического исследования работы на начальном этапе.



1. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В.П. Анисимов // Музыкальная палитра.- 2016.- №4. - С. 36-39.
2. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. - 151 с.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.Н. Белкина. - М. : Академический проект: Гаудеамус, 2015. - 256 с.
4. Березовская, Т.П. Общая психология [Текст] / Под ред.
Ю.А. Коломейцева, Л.С. Янчук. - Мн. : БГПУ, 2010. - 76 с.
5. Бодраченко И.В. Воспитание нравственных основ личности ребенка-дошкольника [Текст] / И.В. Бордаченко // Современный детский сад. - 2008. - №5. - С. 5-18.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: учебное пособие [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Институт практической психологии, 2011. - 352 с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М., 2009. - 112 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Владос, 2017. - 256 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Питер, 2013.- 123 с.
12. Выготский, Л.С. Обучение и развитие возрасте[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 2008. - 437 с.
13. Григорьев, Д.В. Куприянов, Б.В. Программы внеурочной
деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. -М. : Просвещение, 2013. - 96 с.
14. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: учебное пособие [Текст] / Т.А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 160 с.
15. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе [Текст] / Н.С. Даведьянова // Православная педагогика: Традиции и современность. -Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2010.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
17. Ежкова, Н.С. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента [Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание
- 2014. - №8. - С. 65-70.
18. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Ежкова. - М. : Владос, 2010. - 127 с.
19. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М., 2013. - 378с.
20. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. - М. : Академия, 2015. - 338с.
21. Запорожец, А.В. Детская эмоциональность[Текст] / А.В. Запорожец.
- М. : «Академия», 2010. - 512 с.
22. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] /Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во «Флингта, 2018. - 134 с.
23. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2016.
24. Каирова, И.А. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / И.А. Каирова, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2017.
25. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / П.Ф. Каптерев. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. - 336 с.
26. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html. (дата обращения: 12.01.2017).
27. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное воспитание: учебник по педагогике [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М.: Профиздат, 2013. - 345 с.
28. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста
: Сб. ст. [Текст] / ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность как основание личности [Электронный ресурс]: Психология эмоций: Деятельность. Сознание. Личность. - Режим доступа URL: http://www.intelligence.su/lib/0002718.html. - (дата обращения: 14.01.2017).
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М., 2013. - 304 с.
31. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
32. Незнаева, Ю.Ю. Программа по формированию духовно-нравственной сферы в ДОУ средствами изобразительной деятельности [Текст] /Ю.Ю. Незнаева. - Сургут: Изд-во РИО СурГПУ, 2015. - 40 с.
33. Незнаева, Ю.Ю. Модель формирования духовно-нравственной сферы детей в ДОУ средствами изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Незнаева // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17419 (дата обращения: 18.02.2015).
34. Неверович, Я.З. Психология ребенка: учебное пособие [Текст] / Я.З. Неверович. - Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2012. - 318 с.
35. Незнаева, Ю.Ю. «Тропинка к добру» [Текст]: Методика
формирования духовно-нравственной сферы детей в ДОУ средствами изобразительной деятельности: учеб.-метод. пособие / Ю.Ю. Незнаева,
B. И. Прокопенко. - Сургут: Изд-во РИО СурГПУ, 2015 г. - 116 с.
36. Незнаева, Ю.Ю. Формирование духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст]: дисс....канд. пед. наук: 13.00.02, ФГОУ ФПО Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2015. - 214 с.
37. Незнаева, Ю.Ю., Формирование духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (погружение в цвет) [Текст] / Ю.Ю. Незнаева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. -№ 2. -C. 90-99.
38. Немов, Р.С. Общая психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. - 608 с.
39. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников[Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
40. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А.Е. Ольшанникова. - М. : Знание, 2013. - 80 с.
41. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Академический проект, 2009. - 480 с. 52
42. Самойлова, И.Г. Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Радуга эмоций». [Электронный ресурс]. URL: /http://www.gdoy115.ru- (дата обращения: 02.01.2017).
43. Сидорова, А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Сидорова Анастасия Николаевна. - Челябинск, 2009. - 215 с.
44. Сивак, И. Радость каждый день: Эмоциональное воспитание дошкольников [Текст] / И. Сивак // Дошкольное воспитание - 2014. - №10. - С. 34-38
45. Стрелкова, Л.П. Игровое воспитание детей [Текст] / Л.П. Стрелкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
46. Радуга [Текст]: примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Проект [Текст] / С. Г. Якобсон, Т. П. Гризик, Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
47. Ульенкова, У. Важнейшее условие полноценного формирования личности [Текст] / У. Ульенкова // Дошкольное воспитание - 2010. - №4. - С. 15-20
48. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 23 » ноября 2009 г. № 655. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru- (дата обращения: 10.01.2017).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gdoy115.ru- (дата обращения: 10.01.2017).
50. Федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012. -
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/ - (дата обращения: 10.01.2017).
51. Шешмурина, А. Урок изобразительного искусства как средство воспитания [Текст] / А. Шешмурина // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 23-24
52. Хромова, С.А. Игровые уроки общения для детей [Текст] / С. А. Хромова. - М.: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. - 189с.
53. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Под редакцией Н. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2014.- 234 с.
54. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2012. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ