Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой грамотности младших воспитателей в дошкольных учреждениях

Работа №96950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой грамотности младших воспитателей в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Дошкольное образовательное учреждение: понятие, цель, задачи, виды
1.2. Характеристика должностных обязанностей младших воспитателей
1.3. Правовая грамотность: понятие, методы формирования
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой грамотности младших воспитателей в дошкольном образовательном учреждении № 21
2.1. Анализ уровня правовой грамотности младших воспитателей в ДОУ №21
2.2. Комплекс мероприятий по формированию правовой
грамотности младших воспитателей
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 71

Актуальность исследования. На протяжение длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общества. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного.
В ДОУ младший воспитатель является не просто помощником, но и опорой, поддержкой. Он также оказывает огромное влияние на воспитание и развитие ребенка, как и педагог [17].
Таким образом, от правовой грамотности младшего воспитателя зависит и уровень развития наших детей.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от умелого использования знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного, международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении практически невозможна без работы с правовой информацией и ее активного использования в образовательном процессе [7]. Важно выработать особый тип правовой грамотности педагогов дошкольного образования, основанный на современных правовых знаниях, этических ценностях и научном мировоззрении.
Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения.
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой грамотности воспитанников. От самого педагогического работника требуется обязательное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае воспитанники смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.
Необходимо отметить, что данным вопросом занимались такие ученые как Александрова Е.С., Битинина Б.П., Дуброва В.Н. и Милашевич Е.П.
Противоречие исследования. Необходимость формирование правовой грамотности у младших воспитателей и недостаточность методического обеспечения данного процесса в ДОУ.
Проблема исследования: как формировать правовую грамотность.
Объект исследования: процесс формирования правовой грамотности младших воспитателей.
Предмет исследования: правовая грамотность младших воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по формированию правовой грамотности младших воспитателей в дошкольных учреждениях.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование правовой грамотности младших воспитателей в дошкольных учреждениях будет результативна, если:
1) на основании анализа и диагностики будут определены проблемы правовой грамотности младших воспитателей и будет разработан комплекс мероприятий, направленный на решение выявленных проблем.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть дошкольное образовательное учреждение.
2. Проанализировать должностные обязанности младших воспитателей.
3. Изучить правовую грамотность, методы ее формирования.
4. Дать определения уровня правой грамотности младших воспитателей на примере ДОУ №21.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию правовой грамотности младших воспитателей.
Методы исследования:
-теоретические: анализ, обобщение, сравнение, синтез;
-эмпирические: наблюдение, опрос, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» город Артемовский.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество.
Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного. Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество.
Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования -воспитание человека культурного и грамотного. Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру .Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество.
Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования -воспитание человека культурного и грамотного. Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка , его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру .Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам выпускного квалификационного исследования были получены следующие выводы и результаты. Анализ литературы позволил установить, что формирование правовой грамотности младших воспитателей является актуальной проблемой. Это обусловлено тем, что право охватывает все важнейшие сферы жизни общества и одним из важнейших элементов формирования правового государства и гражданского общества становления правового сознания, правовой и нравственной культуры личности становится правовая грамотность.
В ходе исследования нами были определены задачи.
В первой задачи мы рассмотрели дошкольное общеобразовательное учреждения. В Федеральном законе «Об образовании» звучат такие слова, что «Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми».
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от умелого использования знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного, международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний нормативно-правовых актов и умений их применять на практике.
В итоге, дошкольное образование преобразовывается прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Новая концепция, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений.
По решению второй задачи, мы проанализировали должностные обязанности воспитателей. Узнали кто является младшим воспитателем, рассмотрели общие положения, должностные обязанности, права младших воспитателей.
Младшие воспитатели не имеют права заменять воспитателя, они только оказывают содействие работе педагога-дошкольника в направлении повышения эффективности образовательного процесса и создании благоприятных условий для развития воспитанников в условиях садика.
Решая третью задачу, изучили правовую грамотность, рассмотрели методы формирования правовой грамотности. Ознакомились с определениями. И выяснили, что необходимо научиться грамотно пользоваться правовой информацией, всегда помнить о развитии личности, о творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.
По четвертой задачи, проводя анализ опыта деятельности по формированию правовой грамотности младших воспитателей в ДОУ «Детский сад №21», выявили что, в дошкольном учреждении не проводится целенаправленная деятельность на формирование правовой грамотности младших воспитателей. Из-за чего младшие воспитатели и затруднялись ответить на предлагаемые вопросы.
Разработали комплекс мероприятий по формированию правовой грамотности младших воспитателей. И выяснили, что только при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленных мероприятий, возможен качественный рост уровня формирования правовой грамотности у младших воспитателей.
Таким образом, сформированные в результате проведения исследования выводы и результаты позволяют говорить о достижении поставленной в выпускной квалификационной работы цели и подтверждении выдвинутой гипотезы.



1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб, 2000. 19 с.
2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
3. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе; Детство-Пресс, 2010. 112 c.
4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ; Детство-Пресс, 2011. 112 c.
5. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства, 2001. 210 с.
6. Балабан М.А., Леонтьева О.М. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов // Новые ценности образования: десять концепций. Серия «Новые ценности образования». Выпуск 3. М.: Учебно¬воспитательный центр «Инноватор», 1995. С.12-21.
7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Перспектива, 2010. 290 с.
8. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. №6. С. 61.
9. Браже Т.Г. Роль гуманитарной культуры в жизнедеятельности взрослых // Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Ч. 1.СПб.: Институт образования взрослых, 1995. С.28 - 32.
10. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. № 5. С. 15-19.
11. Виноградова Н.А.,Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. М.: Перспектива, 2011 278 с.
12. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Трудовые отношения в ДОУ; Сфера, 2006. 144 c.
13. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. №6. С. 70-78.
14. Глинкина Т.А. Правовая подготовка работников образования // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно-практической конференции. Т. III. М.: АПК и ПРО, 1998. С. 101 -103.
15. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ; Скрипторий 2003, 2011. 325 c.
16. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ; Сфера, 2006. 128 c.
17. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ; Детство-Пресс, 2008. 176 c.
18. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я.,Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДО.Айрис-Пресс, 2008. 160 c.
19. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. С. 168-170.
20. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М., 2010. 151 с.
21. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М., 2009. 109 с.
22. Елжова Н. В. Аккредитация дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа ДОУ, нормативные документы; Феникс, 2011. 288 c.
23. Елжова Н. В. Практикум для воспитателей ДОУ; Феникс, 2011. 192 c.
24. Зарецкая И.И. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. С. 173 - 174.
25. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ; Айрис-Пресс, 2009. 128 c.
26. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация; Сфера, 2011. 128 c.
27. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб., 1999. 22с.
28. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с.
29. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности заместителя руководителя общеобразовательного учреждения (завуча). Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. 40с.
30. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. Учебно-практическое пособие. Проблемно-ситуационные задачи. Решения. Комментарии и пояснения. М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с.
31. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации; Сфера, 2007. 112 c.
32. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1995. 656с
33. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ; Детство-Пресс, 2009. 492 c.
34. Крыжко В.В. Аксиологические аспекты становления руководителя школы. Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно
35. Кузнецова С. В., Гнедова Н. М., Романова Т. А., Котова Е. В. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие; Сфера, 2009. 112 c.
36. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С.Кукушин Ростов н/Д:Феникс, 2006. 508с.
37. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухин В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. 2000. Изд. 2-е. СПб: Издательство «Образование - Культура», 2001. 212 с.
38. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2011. 152 с.
39. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ; Сфера, 2010. 128 c
40. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия в системе повышения квалификации // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. С. 309-313.
41. Об образовании. Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 10 июня 1992 г. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2002 г.
42. Образовательная политика России на современном этапе. Материалы Государственного Совета РФ // Управление школой. Август 2001 г. №32.
43. Образовательное право. Учебно-методическое пособие. Экспериментальная образовательно-профессиональная программа / Под ред.проф. В.М. Сырых и проф. В.И. Шкатуллы. Уфа: «Восточный университет», 1999. 120 с.
44. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Издательство «Зерцало», 1998. 416 с.
45. Пономарева Г.М. Общие проблемы современного образования // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО,
2001. С.6-8.
46. Привезенцев В.А. Как сошьешь, так и износишь. О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы // Образовательное право. 2000 г. № 15.
47. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. М., 1999. 93 с.
48. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
49. Урванцева С.О. Современный взгляд на правовое просвещение // Педагогическое образование в России 2017 №3 с 204-208.
50. Ушаков К.М. Управление изменениями как актуальное содержание повышение квалификации руководителей // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. С.222-223.
51. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г «Об утверждении Федеральной программы образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.
52. Фриш Г.Л. Методические рекомендации для разработки Устава школы // Сборник материалов для практического руководства современной школой. М.: УЦ «Перспектива», 2000. 176 с.
53. Хавроничев В. Управленческое решение: поиск и реализация. Из опыта исследования взаимоотношений администрации и педагогов // Директор школы. 1999. № 1. С. 2 - 5; № 2. С. 2
54. Хуторской В.Д. Юридическая энциклопедия. М.: Юрист, 2005. 208 с.
55. Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе постдипломного образования педагогических кадров. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб., 1997. 47 с.
56. Черемисина А.А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. 2008.№ 10.С.35.
57. Чечулина О.А. Современный ребенок: семья плюс детский сад // Обруч. 2008. №1. С.45.
58. Шабельник Е.С. Права ребенка. М.: Вита-пресс, 2011. 204с.
59. Шерайзина P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологические аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб, 1994. 48 с.
60. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 194. 144с.
61. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. 352с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ