Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Содержание понятия «правовое воспитание»: определение,
методы, формы, средства, принципы 16
1.3. Условия и критерии организации правового воспитания
старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания старших дошкольников на примере МБДОУ д/с «Родничок» СП д/с № 139 г. Нижний Тагил 40
2.1 Анализ опыта деятельности МБДОУ д/с «Родничок» СП д/с №
139 по организации правового воспитания старших дошкольников 40
2.2. Диагностика критериев организации правового воспитания
старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 47
2.3. Содержание и обоснование программы по организации
правового воспитания старших дошкольников 59
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 80
Актуальность. На современном этапе социально-экономической модернизации в России особое внимание уделяется проблемам воспитания личности, в частности проблемам правового воспитания.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается необходимость утверждения в детской среде «позитивных моделей поведения как нормы, снижения «уровня негативных социальных явлений» [66].
Начальные представления о нормах поведения людей, о необходимости соблюдения определенных правил и норм в обществе приобретаются еще в период дошкольного детства. Поведение личности в правовой сфере, зачастую зависит от того, какое отношение к праву сложилось в период становления личности.
Результатом правового воспитания выступает правовая воспитанность личности. Уровень правовой воспитанности характеризуется как знанием права и пониманием необходимости исполнять его предписания, так и степенью сформированности отношения к праву как к ценности демократического общества [63, с. 109].
Процесс правового воспитания в области дошкольного образования должен быть направлен на приобщение дошкольников к правовым ценностям и приобретение ими необходимых знаний о правах и обязанностях человека; освоение нравственно-правовых норм поведения и взаимодействия как основы для формирования активной жизненной позиции [32, с. 45]. Все это возможно только в случае координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса (педагогов, родителей и общественности, т.е. всей социальной среды).
Организация правового воспитания возможна только при условии взаимодействия детского сада и семьи, в систематизации работы по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса, в подборе адекватных форм и методов работы. Таким образом, организация правового воспитания на сегодняшний день остается одним из актуальных вопросов.
Теоретические и практические основы организации правового воспитания детей дошкольного возраста отражены в работах Ю.В. Атемаскиной, И.Б. Бичевой, Н.Е. Гладковой, О.В. Григорьевой, Я.Э. Жадан, С.А. Козловой, С.М. Куницыной, А.Н. Наумовой и др.
На основе всего вышесказанного можно сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью организации правового воспитания и недостаточным теоретико-методическим обеспечением процесса организации правового воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каково теоретико-методическое обеспечение процесса организации правового воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Организация правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: направления организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических аспектов исследования разработать программу организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная программа организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешна, если учтены:
1. Методы, формы и средства правового воспитания старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями.
2. Критерии и условия организации правового воспитания в дошкольной образовательной организации.
3. Особенности взаимодействия всех субъектов правового воспитания в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить содержание понятия «правовое воспитание»: определение, методы, формы, средства, принципы.
3. Рассмотреть условия и критерии организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности МБДОУ д/с «Родничок» СП д/с № 139 в аспекте организации правового воспитания старших дошкольников.
5. Провести диагностику критериев организации правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида - структурное подразделение детский сад № 139 комбинированного вида (г. Нижний Тагил).
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В настоящее время в обществе возрос интерес к проблеме правового воспитания личности, в том числе и в системе дошкольного образования. Вместе с тем, организации правового воспитания старших дошкольников в ДОО, теоретико-методическому обеспечению этого процесса уделено недостаточно внимания. Для решения обозначенной проблемы была проведена следующая работа.
Во-первых, была изучена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Это позволило сделать вывод, что в этот возрастной период (5-7 лет) интенсивно развиваются такие психические процессы, как память, мышление, воображение, восприятие и, как следствие, появляются новообразования (саморегуляция, осознание и рефлексия общепринятых норм и правил поведения, стремление к разностороннему общению, совершенствование наглядно-образного мышления и развитие словесно-логического мышления и др.), свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по правовому воспитанию старших дошкольников в ДОО.
Во-вторых, определено содержание понятия «правовое воспитание», под которым в данном исследовании понимается, целенаправленный процесс, результатом которого являются сформированные правовые ценности, знания о правах и обязанностях человека, освоенные нравственно-правовые нормы поведения и взаимодействия. К основным формам правового воспитания относят правовое обучение, правовую пропаганду, правовую практику и самовоспитание личности. Методы правового воспитания объединяют в три группы: стимулирующие методы, методы формирования правосознания и методы формирования правового поведения. Также принято выделять средства правового воспитания, которые включают в себя: нормативно-правовые акты; юридическую и научную литературу по правовой тематике; правовые материалы в СМИ и др.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, в структуре которой можно выделить три компонента: запас правовых знаний, правовые убеждения и реальное правовое поведение.
В-третьих, были рассмотрены условия и критерии организации правового воспитания старших дошкольников в ДОО. Организация правового воспитания представляет собой совокупность мероприятий, направленных на упорядочивание и координацию деятельности с целью формирования объема правовых знаний, положительного отношения к правовым нормам и обеспечение на этой основе сознательного правомерного поведения у всех участников правовоспитательного процесса.
Работа по организации правового воспитания в ДОО осуществляется в определенной системе по трем направлениям (с педагогическим коллективом, с воспитанниками и их родителями) и включает в себя четыре этапа (анализ исходного состояния правовоспитательной работы, разработка текущих и перспективных планов (программ) и их практическая реализация, контроль за эффективностью правовоспитательной работы). Для каждого направления теоретически обоснованы формы и методы работы, способствующие эффективности и результативности организации правового воспитания в ДОО, а также выделен комплекс педагогических и методических условий:
• с воспитанниками: четкость планирования и систематичность предусмотренных мероприятий; подбор форм, методов и приемов правового воспитания, соответствующих уровню эмоционально-психического и индивидуально-типологическиого развития детей этого возраста;
• с родителями: их включенность в совместную с педагогами ДОО деятельность; информирование родителей об особенностях правового воспитания детей; снижение количества претензий и агрессивных проявлений со стороны родителей, в том числе в отношении своих детей;
• с педагогическим коллективом: учет особенностей педагогического коллектива; диагностическое изучение личности педагогов; обеспечение рефлексии их деятельности; анализ особенностей содержания методической работы; обогащение возможностей предметно-развивающей среды; организация методического сопровождения педагогов.
В-четвертых, был проанализирован опыт деятельности МБДОУ д/с «Родничок» СП д/с № 139 и проведена первичная диагностика критериев организации правового воспитания старших дошкольников. Это позволило сделать вывод, что работа по организации правового воспитания старших дошкольников в д/с № 139 носит системный характер, строится целенаправленно и поэтапно в трех направлениях: с педагогическим коллективом, с детьми и их родителями (законными представителями). Для каждого направления используются соответствующие формы и методы организации правового воспитания.
Анализ опыта деятельности и диагностика критериев организации правового воспитания старших дошкольников позволили выявить также и некоторые проблемы в работе д/с № 139: использование однообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников; недостаточность обеспеченности учебно-методическим комплексом; отсутствие разнообразия тематики мероприятий правовой направленности для педагогов; отсутствие единой системы контроля.
Для устранения выявленных трудностей и проблем в д/с № 139 была разработана единая Программа организации правового воспитания старших дошкольников, целью которой является создание целостной системы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Структура и содержание Программы представлены в приложении 9. Программа имеет свое практическое и прикладное значение и может быть использована при организации правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Адаева О. В., Козуров А. С. Методы правовоспитательного процесса //
Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2016. С.4-6. URL:
https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10719/(дата обращения: 11.01.2019).
2. Андрушишин Р.А. Этапы организации правового воспитания в современном обществе // Закон и Жизнь. 2015. №1 (277). С. 31-34.
3. Атемаскина Ю.В. Организация правового просвещения в ДОУ: методическое пособие. Барнаул, 2016. 68 с.
4. Багирова А.П., Вавилова А.С. Развитие организационной культуры как критерий эффективности управленческого труда // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2013. №1. С.142-151.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
6. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы Науки и Образования, 2017. №5 (29). С. 45 - 49.
7. Богданова О. В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. №1 (21). С. 44-51.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Воспитание человека // Психология и педагогика. Хрестоматия: электронное учебное пособие. URL: http://eos.ibi.spb.ru/umk/1 6/6/6 P1 R2 T9.html(дата обращения: 13.01.2019).
9. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир, 2010. 848 с.
10. Бошно С.С. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. 400с.
11. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. С.1-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedago gicheskaya-harakteristika-detey-starshe go-doshkolno go-i-mladshe go- shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 09.01.2019).
12. Вильчинская Г.М. Правовое воспитание учащихся. Методические рекомендации. Калининград: МАУ «Учебно-методический образовательный центр», 2015. 102 с.
13. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов / В.О. Волков, Н.В. Волкова, под ред. B.C. Волкова. М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 366 с.
14. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина, 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 608 с.
15. Волкова В.М., Клюковская И.Н. Теория государства и права: учебное пособие // Студенческая библиотека онлайн. URL: https://studbooks.net/56752/pravo/printsipy funktsii sredstva formy metody pra vovogo vospitaniya(дата обращения: 15.12.2018).
16. Волобуевa Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №6. с.70-78.
17. Волобуева Л.М. Старший воспитатель или заместитель руководителя
ДОУ: требования к должности // Проект партии «Единая Россия» «Детские сады - детям», 2015. URL: http://erdetsad.ru/topic/starshiy-vospitatel-ili- zamestitel-rukovoditelya-dou-trebovaniya-k-dolzhnosti/# ftnref2 (дата
обращения: 29.12.2018).
18. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4: Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 433 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky ss-v-6tt t4 1984/(дата обращения: 15.12.2018).
20. Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
21. Гладченко О.П., Парафиянович Т.А. Гражданская культура и правовое воспитание молодежи: учеб.-метод. пособие. Мн.: МГВРК, 2008. 76 с.
22. Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей. М.: Издательские решения, 2016. 90 с.
23. Григорьева О. В., Наумова А. Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №4. С.816-819. URL: https://moluch.ru/archive/63/9791/(дата обращения: 25.01.2019).
24. Губанихина Е.В., Деулина Л.А. Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности ее деятельности // Молодой ученый. 2016. №24. С. 441-444. URL: https://moluch.ru/archive/128/35491/(дата обращения: 13.01.2019).
25. Гусева Н.Г. Дидактическая игра как средство формирования основ правовых знаний детей старшего дошкольного возраста // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2017. С.136-139.
26. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 160 с.
27. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для
педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. 144 с. URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212516(дата обращения: 02.02.2019).
28. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.110с.
29. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
30. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова, 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
31. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. В. Микляева. М.: Издательство Юрайт, 2013. 510 с.
32. Жадан Я.Э. Изучение правовой воспитанности детей старшего
дошкольного возраста // VII Международная студенческая научная конференция: Студенческий научный форум, 2015. URL:
https://scienceforum.ru/2015/article/2015014123(дата обращения: 13.01.2019).
33. Заяц Н.М. Авторская модель правового воспитания старших
дошкольников. СПб: ГАОУ ЛОИРО, 2018. URL:
http://www.loiro.ru/files/pages/page 134 0073.docx. (дата обращения: 01.02.2019).
34. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Данилина Т.А., Лагода Т.С., Соловьева Е.В., Степина Н.М., 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 88 с.
35. Исследование систем управления: Управление инновациями и инвестициями: Учебное пособие / Н.А. Мешков, Ю.А. Крупнов, под ред. В.М. Четверикова. М.: МИЭМ, 2011. 106 с.
36. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. ... канд. юрид. наук наук: 12.00.01. СПб, 2004. 202 с.
37. Киреев Д.Р. Направления, формы и методы организации правового воспитания // Научное мнение. 2013. №4. С. 121-126.
38. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 160с.
39. Кравцов Р.В. Организационные основы правового воспитания в
современной России: постановка проблемы // Сибирский юридический вестник. 2006. №1. С.10-18. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-osnovy-pravovogo-vospitaniya- v-sovremennoy-rossii-postanovka-problemy(дата обращения: 26.01.2019).
40. Куницына С.М. Организация правового воспитания в дошкольных образовательных организациях // Образование и инновации. 2015. №1-2. С. 58-59.
41. Леготкина С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения: метод. пособие. СПб: Информационно-аналитический и издательский центр базового Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края, 2014. 71 с.
42. Лизинский В. М. Критерии, оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом / / Завуч. 2005. №8. С.13-23.
43. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005. 76 с.
44. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 34-39.
45. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2004. 672 с.
46. Матюхин А.Н. Правовое воспитание и обучение учащихся в средней
школе // Вестник ТГПУ. 2013. №5 (133). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-i-obuchenie-uchaschihsya-v- sredney-shkole(дата обращения: 25.01.2019).
47. Мухаммадиев Н.Б. Понятие, сущность и роль правового воспитания //
Вестник ТГУПБП. 2014. №1 (57). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-suschnost-i-rol-pravovogo-vospitaniya(дата обращения: 25.01.2019).
48. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практ. пособие / Рогов Е. И., 4-е изд., перераб. и доп. изд. М.: Юрайт, 2014. 412 с.
49. Организация правового воспитания обучающихся на 2017 год: Методические рекомендации / Гонцова М.В., Куликов В.Б., Мельникова Е.В., Токмянина С.В., Скорняков А.В. Екатеринбург: ИРО, 2017. 17 с.
50. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энциклопедия, 2002. 528 с.
51. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 3. Теория и методика воспитания. Курс лекций: учебное пособие. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2010. 98 с.
52. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. 368 с.
53. Понятие «организация». Подходы в исследовании организаций / Н.А.
Сентюрева, под ред. С.В. Богданова. М.: Современная Гуманитарная Академия, 2015. URL: http://www. standard-company.ru/ standard-
company5.shtml(дата обращения: 29.12.2018).
54. Попова А.Н. Методы и методика правового воспитания. // VI Международная студенческая научная конференция: Студенческий научный форум, 2014. 7 с. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001485(дата обращения: 26.12.2018).
55. Попова Е.В. Заведующий в системе управления дошкольным
учреждением // Молодой ученый. 2017. №47. С.222-225. URL:
https://moluch.ru/archive/181/46685/(дата обращения: 14.01.2019).
56. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / отв. ред. В.М. Сапогов. - Псков: ПОИПКРО. 2008. 159 с.
57. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: утверждена протоколом от 20 мая 2015 г. № 2/15. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP DO.pdf(дата обращения 03.12.2018).
58. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ. ред. В.С. Нерсесянца, 2-e изд., пересмотр. изд. М.: Норма: ИНФА-М, 2010. 816 с.
59. Пырова Л.Н. Анализ эффективности воспитательного процесса.
Администрирование школы // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2009. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D0%B8/553699/(дата обращения: 11.12.2018).
60. Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №1 (134). С. 32-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoy- printsip-upravleniya-obrazovaniem(дата обращения: 18.01.2019).
61. Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 2000. С. 556-571.
62. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник. Харьков: Консум, 2000. 704 с. URL: https://lawbook.online/page/pvv/ist/ist-16--idz-ax308.html(дата обращения: 29.12.2018).
63. Смольников И.В., Толмачева В.В. Правовая воспитанность несовершеннолетних как результат правового воспитания // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №4. С. 105-110.
64. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / Е.В. Пляскина. Троицкое: РМК, 2013. 60 с.
65. Социальная психология: учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2006. 219 с.
66. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р. URL: http://government.ru/docs/18312/(дата обращения: 17.12.2018).
67. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года: утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2017 года № 900-ПП. URL: http://www.pravo.gov66.ru/15607/(дата обращения: 17.12.2018).
68. Сухарев А.Я. Правовое воспитание и юридическая наука // Советское государство и право. М.: Наука, 2011. №2. С.3-11.
69. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер., 8-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 848 с.
70. Теория управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Корниенко, Л.Д. Шиндина. Таганрог: РГСУ, 2015. 171 с.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 24.12.2018).
72. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 10.01.2019).
73. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М.: Гардарики, 2001. 384 с.
74. Шушарина Н.В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2015. №8. С.1078-1080. URL: https://moluch.ru/archive/88/17256/(дата обращения: 13.01.2019).
75. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для вузов / Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И., под ред. В.И.
Червонюка. М.: КолосС, 2003.544