Введение 3
Глава 1.Теоретические основы эстетического воспитания младших подростков в учреждении дополнительного образования 6
1.1. Учреждение дополнительного образования: цели, задачи,
функции 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших подростков. 14
1.3. Эстетическое воспитание: понятие, формы, методы 25
Глава 2.Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию младших подростков в учреждении дополнительного образования на примере студии танцев «Альфа. Цитадель хореографии» г. Каменск- Уральский 36
2.1. Анализ эстетического воспитания младших подростков в студии
танцев 36
2.2. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших
подростков в студии танцев 47
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность исследования. Тема эстетического воспитания младших подростков в учреждении дополнительного образования является актуальной как никогда. Современный человек живет в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, по большей части материальных. К сожалению, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы услуг и развлечений, больше всего подвержены этому разрушающему влиянию. Именно поэтому в последнее время особенно увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как немаловажному средству развития взаимоотношения личности к действительности. На данный момент эстетическое воспитание в учреждениях дополнительного образования решает социально значимые вопросы организации досуга младших подростков. Значение эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания младших подростков обладает именно система дополнительного образования, т.к. она призвана удовлетворять духовные и социокультурные потребности.
Тема эстетического воспитания личности всегда интересовала философов, педагогов и психологов.
В настоящее время изменяются эстетические вкусы нового поколения, происходит падение традиционных эстетических норм. Особенно это сказывается на младших подростках, т. к. в силу возрастных особенностей они пытаются подражать современным эстетическим эталонам.
Проведённый анализ литературных источников выявил недостаточное освещение вопросов эстетического воспитания младших подростков в учреждениях дополнительного образования.
Противоречие исследования: необходимость эстетического воспитания младших подростков в учреждении дополнительного образования и одновременно недостаточная разработанность этого вопроса в литературе.
Вопрос и соответственно проблема исследования - как осуществлять эстетическое воспитание младших подростков в учреждении дополнительного образования?
Объектом нашего исследования является процесс воспитания младших подростков.
Предмет исследования - эстетическое воспитание младших подростков.
В исследовании мы ставим перед собой следующую цель исследования - на основе анализа теоретических и практических данных разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших подростков в учреждении дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели и в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи исследования:
1) Определить значение учреждения дополнительного образования в жизни младших подростков;
2) Изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков;
3) Раскрыть понятие эстетического воспитания;
4) Проанализировать эстетическое воспитание младших подростков в студии танцев.
Гипотезой исследования будет являться предположение о том, что эстетическое воспитание младших подростков в учреждении дополнительного образования будет более результативным при применении разнообразных форм и методов эстетического воспитания.
В своём исследовании мы использовали следующие методы:
1) Теоретические: анализ, обобщение, синтез, классификация.
2) Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседы с детьми и сотрудниками, анкетирование.
Базой исследования является студия танцев «Альфа. Цитадель хореографии» города Каменск-Уральский.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При выполнении выпускной квалификационной работы мы решили все поставленные задачи.
Мы определили значение учреждения дополнительного образования в жизни младших подростков. Мы выяснили, что дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования. Мы выявили, что целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации и развития творческой индивидуальности личности в избранной ей сфере деятельности на основе её интересов и потребностей.
Задачи учреждений дополнительного образования:
• выявление интересов молодежи;
• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации;
• помощь в общем социальном развитии;
• решение вопросов профессионального самоопределения школьников;
• развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
Функции учреждений дополнительного образования:
• социальная функция;
• психологическая функция;
• образовательная функция.
Также мы изучили психолого-педагогическую характеристику младших подростков. Мы выяснили, что младший подростковый возраст можно назвать завершением детства и первой стадией подросткового возраста. Согласно периодизации подросткового возраста Д.Б. Эльконина, обучающиеся 12-14 лет относятся к младшему подростковому возрасту[57].Младший подростковый возраст является наиболее важным периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде начинаются все изменения в организме. Начинает полностью перестраиваться мышление, начинают меняться ценностные ориентиры. В так называемом предподростковом возрасте ребёнок начинает глубже познавать себя, изучать свои реакции на те или иные события. Приходит понимание того, что мы живём в обществе людей и нужно уметь взаимодействовать со всеми.
Также мы раскрывали понятие эстетического воспитания. Мы выяснили, что понятий эстетического воспитания существует достаточно много. Одним из них является следующее: эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Но в целом эстетическое воспитание - это всегда целенаправленный процесс. Формами эстетического воспитания можно считать все уроки, где решаются задачи эстетического развития школьников. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач, положительный пример, поощрение и т.д.
Эстетическое воспитание в учреждениях дополнительного образования является составной частью единого процесса образовательной деятельности, цель которого направлена на формирование у обучающихся эстетического отношения к окружающей действительности. Под влиянием эстетических средств, форм и методов работы значительно усиливаются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающем мире, при этом в значительной степени внимание у ребенка становится устойчивым и целенаправленным, осуществляется обогащение воображения.
Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения ее основных показателей. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения обучающегося. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование), наблюдение.
Затем мы анализировали эстетическое воспитание младших подростков в студии танцев «Альфа. Цитадель хореографии» г. Каменск-Уральский и проводили диагностическое исследование уровня сформированности эстетической воспитанности младших подростков в студии танцев. Диагностика показала, что большинство младших подростков имеют средний уровень сформированности эстетической воспитанности - 77%, высокий уровень сформированности эстетической воспитанности имеют 8% младших подростков, и 15% имеют низкий уровень сформированности эстетической воспитанности. Для диагностики мы использовали анкетирование учащихся и метод педагогического наблюдения.
Полученные результаты педагогической диагностики позволили нам так же сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень эстетической воспитанности. По каждому компоненту результаты получились следующие: музыкальность - средний балл составил 7,3 (средний уровень); эмоциональность - средний балл составил 6,2 (средний уровень); воображение - средний балл получился 6,4 (средний уровень); и внимание - 5,9 (средний уровень). Исходя из результатов по каждому компоненту, средний балл общего уровня эстетической воспитанности получился 6,45 - это средний уровень эстетической воспитанности младших подростков в студии танцев.
По результатам диагностики мы разработали комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших подростков в студии танцев, целью которого является повышение уровня сформированности эстетической воспитанности.
Все части эстетического воспитания непосредственно взаимосвязаны друг с другом, ведь от того, какой эстетический идеал сформируется в голове ребенка, зависит, как он будет относиться к произведению искусства, каким способом и по каким критериям его оценивать, будет ли он сопереживать автору произведения, и все это будет свидетельствовать о его эстетическом вкусе. Следовательно, при познании эстетики через дополнительное образование, при правильной реализации и подаче их детям младшего подросткового возраста, они способствуют их эстетическому воспитанию. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в работе, подтвердилась. Поставленные задачи решены, цели исследования достигнуты.
1. Бабанский Ю.К. «Педагогика». Москва, «Просвещение», 1983 558с.
2. Борев Ю. Эстетика. М.: Просвещение, 2007. 154 с.
3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 224с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 2010.
5. Беляева-Челомбитько Г.В. Балет: эпоха sovieticka (1917- 1991г.г.). М., 2005. 298 с., 34 с.
6. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург, 2015.
7. Вержибок Г.В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. Минск, 2001.С. 242-247.
8. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Е.Н. Степанова. М., 2005. 224с., 110 с.
9. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся. М.: «Музыка», 1970.36с.
10. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126с.
11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: М. Академия, 2000. 313с.
12. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб.пособие / под ред. С.В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с.
13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. М., Владос, 2005. 204 с.
14. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды как условие художественно-эстетического воспитания дошкольников, 2008. 235с.
15. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Материалы XIII Всероссийского совещания: В 2 кн. М., 2012. Кн. 2.
16. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов чреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Е. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. 2-е изд., стер. М.: Издателььский центр «Академия», 2012. 352 с.
17. Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004. 569 с.
18. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает добро. [Эстет.воспитание. Статьи, доклады, выступления]. М. «Педагогика», 1973. 334с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 176 с.
20. Кле, М. Психология подростка / М. Кле. Москва // Психология развития: хрестоматия / Ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. Москва. ЧеРо: Омега-Л, 2005. С. 318-330.
21. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. Пер. с фр. М., 1991.
22. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций / Б.В. Куприянов/ URl:http://isiksp.ru(Дата обращения 28.01.2019).
23. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Издательство Московского университета, 1964. 155 с.
24. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 41-47.
25. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М: Педагогика, 2000. 133 с.
26. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. 175 с.
27. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М., 1990.
28. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
29. Михайлина М.Ю. Социально-психологические параметры формирования подростковой агрессивности // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2014.
30. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение. 1987. 205 с.
31. Новикова Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. М.: Прогресс, 1986. 136с.
32. Павлова Е.Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2013. №7. С. 405¬407.
33. Потапова Е.Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. 2014. №17. С. 532-535.
34. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. М., 2013. Ч. 1.
35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. М.: Просвещение, 2010. 356с.
36. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2014.
37. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. Е.И. Исениной М., 2014. 77 с.
38. Смольянинов И.Ф. Система эстетического воспитания.
39. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973. 272 с.
40. Современна энциклопедия, 2000.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
42. Система дополнительного образования детей//Вестник образования России, 2008. №12. С.63-75.М.: Просвещение, 1984. 218с.
43. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 221 с.
45. Трубина, И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И.И. Трубина // Информатика и образование, 2005, №5. С. 122-123.
46. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей//Народное образование, 2007. №3. С. 258-266.
47. Ушаков Д.Н. Толковый словарь, М.: Гос. ин-т "Сов.энцикл."; ОГИЗ, 1935. 1562 с.
48. Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи // Специалист, 1994. №1. С. 15-19.
49. Федеральный Закон Российской Федерации ст. 26 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ.
50. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
51. Ходунова Л.Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования: методические рекомендации Л.Н.Ходунова. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 52 с.
52. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии». Вопросы психологии, 1998. №3. С. 17-31.
53. Цаллагова Ф.К. Эстетическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат дисс. канд. пед. наук / Ф. К. Цаллагова. Владикавказ, 2014. 45 с.
54. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 2010.
55. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. 200 с.
56. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения 4 т. М.: Просвещение. 1962. Т.
2. 412 с.
57. Щетинская А.И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях. А.И. Щетинская. М.: Просвещение, 2010. 376 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология детского развития/ Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2013. 420с.
59. Яковлев Е. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 464 с.
60. http://knigi.link/osnovyi-pedagogiki/uchreideniya-dopolnitelnogo- obrazovaniya-dlya-51986.html(Дата обращения: 04.02.2019).