Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детский образовательный туризм как способ патриотического воспитания на этапе младшего школьного детства

Работа №96936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 9
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, структура,
направления 9
1.2. Формы патриотического воспитания детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Детский образовательный туризм как форма
патриотического воспитания младшего школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА 32
2.1. Диагностика уровня патриотического воспитания младших
школьников на констатирующем этапе 32
2.2. Разработка программы патриотического воспитания
младших школьников «Красная линия Екатеринбурга для младших школьников» 44
2.3. Анализ эффективности реализации программы
патриотического воспитания младших школьников «Красная линия Екатеринбурга для младших школьников» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 120


Актуальность исследования. Преобразования, социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и методов развития, обучения и воспитания, в частности, внесения изменений в содержание патриотического воспитания подрастающего поколения. В условиях современного общества на первый план выступают личностные качества, которыми обладает подрастающее поколение, их нравственный, культурный, интеллектуальный уровень, так как от этого зависит судьба страны в будущем. В связи с этим приоритетным направлением в педагогике является всестороннее развитие личности, создание условий для активизации личностных качеств, воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание младшего поколения - это самая важная задача, которая стоит перед школой, именно детство - самая благоприятная пора для привития чувства уважения и любви к своему Отечеству.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» разработаны идеи формирования духовных и нравственных ценностей, а также развития человека как свободной саморазвивающейся личности. При этом одной из важнейших задач выступает воспитание патриотизма, любви к Отечеству, гордости за свой народ, интереса к культуре нации, народным традициям и обычаям [11].
Также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на реализацию программы патриотического воспитания младших школьников, обращение к национальным общественным ценностям и нравственным принципам, лежащим в основе воспитания человека [54].
Основными направлениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, являются: формирование и воспитание гражданской идентичности, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, к защите Отечества и т.д. [50].
Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматривались в трудах В. Г. Белинского, Е. Р. Дашковой, Н. А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, К. Д. Ушинского и др. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания. Так вопросами патриотического воспитания детей младшего школьного возраста занимались Г. Х. Валеева, Н. А. Ивашкина, Т. М. Маслова и др. Несмотря на это, актуальной остается проблема разработки и создания педагогических условий, программ, содержания и методов патриотического воспитания младших школьников.
Проанализировав современное состояние теории и педагогической практики в сфере патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, были выявлены следующие противоречия:
- между существующей системой патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, с одной стороны, и требованиями современного российского общества к изменению подходов, форм, методов и способов патриотического воспитания младших школьников.
- между необходимостью создания современных способов и методов патриотического воспитания младших школьников и недостаточной их разработанностью.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в выборе и разработке новых способов патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, отвечающих целям и задачам патриотического воспитания на современном этапе российского общества.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы патриотического воспитания на этапе младшего школьного возраста, обусловили актуальность темы нашего исследования: «Детский образовательный туризм как способ патриотического воспитания на этапе младшего школьного детства».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем апробировать способы формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста посредством детского образовательного туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) изучить сущность патриотического воспитания, его структуру, формы и основные направления;
2) обосновать значимость детского образовательного туризма как способа патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
3) разработать программу по патриотическому воспитанию младших школьников посредством детского образовательного туризма;
4) провести анализ эффективности реализации программы патриотического воспитания младших школьников «Красная линия для младших школьников».
Объект исследования - патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - детский образовательный туризм как способ патриотического воспитания на этапе младшего школьного возраста (на примере МАОУ Гимназия № 94).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных педагогов, посвященные исследованию проблем патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях(И. А. Агапова, М. П. Бузский, В. А. Датский, Т. А. Коновалов, В. П. Лукьянова, С. Е. Матушкин, В. Ф. Фролов и др.), патриотического воспитания школьников средствами народной педагогики (Н. А. Ануфриева, А. А. Аронов, Г. И. Батурина, Г. Х.Валеева, Т. И. Горная, Я. И. Ханбиков, С. В. Чотчаев и др.); патриотического воспитания обучающихся в туристско- краеведческой деятельности (Г. Н. Абросимова, М. А. Горбова, М. Е. Трубочева, Н. П. Чеснокова и др.), военно-патриотического воспитания школьников (Л. А. Бублик, В. И. Буев, Ю. С. Васютин, В. Г. Криворотенко, Е. Н. Цветаев, В. С. Чудный и др.)
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста;
-эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование.
-методы обработки результатов исследования: статистические, математические.
База исследования. Базой исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) Гимназия №94, находящееся по адресу: 620062,г. Екатеринбург, ул. Бажова, 139.
Практическая значимость исследования связана с возможностью учитывать полученные результаты в педагогической деятельности. В частности, в формировании патриотического воспитания младших школьников посредством детского образовательного туризма.
Структура курсовой работы.
Во введении обоснован научный аппарат исследования.
В главе I «Теоретические основы патриотического воспитания младшего школьного возраста» изучена сущность патриотического воспитания, его структура и основные направления.
В главе II «Опытно - поисковая работа по патриотическому воспитанию младших школьников посредством образовательного туризма» описан образовательный туризм как форма работы в начальной школе; составлена программа «Красная линия Екатеринбурга для младших школьников» для третьего класса, и осуществлена диагностика уровня развития патриотической воспитанности.
В заключении даны основные выводы исследования.
В работе имеется список литературы, состоящий из 62 источников и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная система образования характеризуется противоречивыми процессами, разрешение которых связано с воспитательной деятельностью педагогов начального образования. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современной школы выступает патриотическое воспитание, которое определяется как воспитание у ребенка любви к своей Родине, родной природе и бережное к ним отношение.
Аналитическое изучение теории патриотического воспитания в отечественной науке в исторической ретроспективе позволило нам раскрыть истоки зарождения патриотизма, его сущностные характеристики, взаимосвязь с духовно-нравственным миром человека. Патриотизм осмысливается как сложное многогранное понятие, поэтому для его формирования у младших школьников необходима целенаправленная систематическая работа школы, семьи и общественности в единой системе.
Патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высок™ уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов [21].
В соответствии с поставленными целью, задачами нами изучалась сущностная характеристика патриотического воспитания, структура патриотизма, направления и формы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Установлено, что система патриотического воспитания младших школьников состоит из следующих компонентов: когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, деятельностного и рефлексивного [35].
Патриотического воспитания обучающихся начальных классов обеспечивается разными средствами, в том числе, детским образовательным туризмом.
Детский образовательный туризм представляет собой туристские поездки, путешествия, связанные с получением новых или дополнительных знаний и умений, которые осуществляются вне постоянного места жительства.
Основные формы детского образовательного туризма, направленные на формирование патриотического воспитания: учебные поездки,
экскурсионно-ознакомительные и краеведческие путешествия по заранее определенным маршрутам, временные сезонные поездки в детские тематические и специализированные лагеря для получения новых знаний, умений и навыков, дополнительного образования.
В настоящие дни проблема развития детского образовательного туризма становится наиболее актуальной.
В рамках патриотического воспитания детский образовательный туризм активно пропагандирует достижения отечественной культуры и техники; помогает изучить героическое прошлое нашей Родины, используя культурно-исторические объекты; привить уважение к культурному и историческому прошломустраны, к национальным традициям; воспитать чувство толерантности, расовой, национальной, религиозной терпимости, создать и развить дружеские взаимоотношения между народами.
Результаты проведенной опытно-поисковой работы, в которой принимало участие 21 обучающийся 3 «Г» класса МАОУ Гимназия № 94, доказали значимость и эффективность детского образовательного туризма в воспитании патриотизма у младших школьников.
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень патриотического воспитания у участников нашего исследования.
У большинства младших школьников был выявлен средний и ниже среднего уровень патриотического воспитания. Результаты проведенных исследований указывают на проблемы, связанные со знанием истории родного края, отношением к своей малой Родине.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, нами разработана и апробирована программа патриотического воспитания посредством детского образовательного туризма «Красная линия Екатеринбурга для младших школьников».
Программа направлена на формирование представлений об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Екатеринбурга; формирование ценностного отношения к истории «малой Родины», страны посредством реализации образовательно-туристических маршрутов; на воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности; формирование интереса к своему краю, его истории и культуре, развитие эмоционально-чувственного восприятия краеведческих знаний и доброжелательного отношения к людям; воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству; формирование уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры. Программа состоит из 3 модулей.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе младших школьников в результате формирующего этапа, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы.
Анализ данных, полученных нами с помощью повторного диагностирования, свидетельствует об эффективности разработанной программы патриотического воспитания младших школьников посредством детского образовательного туризма. Анализируя результаты контрольного этапа, выявлена положительная динамика в уровнях ценностно-патриотических ориентаций, а также в уровнях патриотического воспитания.
Исследования проблемы патриотического воспитания младших школьников нуждаются в дальнейшем изучении и представляются перспективным направлением в части влияния детского образовательного туризма на процесс патриотического воспитания школьников.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 17-20.
3. Белинский, В. Г. О воспитании детей [Текст] / В. Г. Белинский. - М.: Просвещение, 1971. - 489 с.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Педагогика, 1979. - 224 с.
5. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29 - 36.
6. Быков, А. К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст] / А. К. Быков // Воспитание школьников. - 2006. - №5. - С. 4-7.
7. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 37-42.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
9. Голикова, О. М. Исследование основных направлений детского туризма [Текст] / О. М. Голикова // Сервис плюс. - 2013. - №1. - С. 15-19.
10. Горбова, М. А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 09.00.01 / М. А. Голикова ; Московск. гос. ун-т. - М., 1999. - 20 с.
11. Г осударственная программа «Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»
[Электронный ресурс]: от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание Правительства РФ. 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 23.04.2018).
12. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. - 2009. - №4 - С. 55- 64.
13. Дмитриев, А.В. Интернационально-патриотическое воспитание [Текст] / А.В. Дмитриев // Воспитание школьников. - 1990. - №2. - С. 21 - 32.
14. Ефремова, Г. И. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2012. - № 8. - С. 17-20.
15. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]: Постановление от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание
законодательства. 2012. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 23.04.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ