Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие правовой компетентности у субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Работа №96929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития правовой компетентности у субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Субъекты образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации 7
1.2. Правовая компетентность: понятие, структура 19
1.3. Методы и формы развития правовой компетентности педагогов в
дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию правовой компетентности у педагогов как субъекта образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на
примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №288» г. Екатеринбург 41
2.1. Анализ деятельности детского сада по развитию правовой
компетентности педагогов 41
2.2. Комплекс мероприятий по развитию правовой компетентности у
педагогов как субъекта образовательного процесса в ДОО 51
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения

Актуальность темы исследования. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Правовая компетентность не всегда реализуется на практике, если она не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правовая компетентность- один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.
В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовой компетентности, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Конец двадцатого столетия, который можно характеризовать бурными общественно-политическими преобразованиями, в том числе крушением государственности и ростом числа совершенных противоправных деяний стал временем, когда развитию правовой компетентности практически не уделялось внимание.
История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, развитию правовой компетентности является составным компонентом идеологической функции любого государства.
При развитии правовой компетентности очень важно, чтобы все субъекты дошкольной образовательной организации почувствовали, что знание права имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правонарушением, научились уважать права других людей, решать конфликты в повседневной жизни в правовом поле.
Субъектами образовательного процесса в дошкольной образовательной организации являются дети, родители и педагоги. В нашей работе мы останавливаемся на таком субъекте образовательного процесса как педагоги, потому что именно они могут передать информацию правильно и в полном объеме, как до детей, так и до их родителей, а также разъяснить все непонятные темы.
Знания должны передаваться от субъекта к субъекту не в готовом виде, а только на основе самостоятельного осмысления, что повышает практическую значимость правового образования. Развитие умения мыслить, критически осмысливать полученную информацию, самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, вести диалог, обосновывать свою точку зрения возможно только как результат деятельностного подхода к развитию дошкольников. Одной из приоритетных задач развития правовой компетентности является создание реальных условий для развития у субъектов дошкольной образовательной организации правовой компетентности на занятиях, в ходе игр и в свободное время.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах В. А. Балюк[7], А. Д. Бойков[12],Г. П. Давыдов[19], Л. М. Корниенко[30], А. Ф. Никитин [39], В. М. Обухов[41], Л. А. Петровская[43], В. Г. Подзолков[44],
Е. В. Татаринцева[52],А. В. Хуторской [57].
Таким образом, основой развития правовой компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации является опыт субъектов дошкольной образовательной организации, который передается между собой, освоенный в повседневных и познавательных ситуациях и актуализированный на занятии, в ходе игр или в свободное время; приобретенный в ходе познавательной деятельности, ролевых игр, практикумов, решении проблемных ситуаций.
Противоречие: между необходимостью развития правовой компетентности у субъектов образовательно процесса в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для специалистов дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы методы и приемы развития правовой компетентности у субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Развитие правовой компетентности у субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».
Ограничение: в своей работе мы будем рассматривать педагогов как одного из субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития правовой компетентности у педагогов как субъекта образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методы и формы развития правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, как субъекта образовательного процесса.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по развитию правовой компетентности у педагогов как субъекта образовательного процесса в детском саду.
Гипотеза исследования: вероятно, развитие правовой компетентности у педагогов как субъекта в ходе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации будет успешно, если будет представлен комплекс мероприятий по развитию правовой компетентности у педагогов с учетом выделенных методов (наглядные, словесные, практические) и форм(индивидуальные, групповые).
Задачи исследования:
1) изучить субъекты образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
2) проанализировать понятие «правовая компетентность» и обозначить ее структуру;
3) выделить методы и формы развития правовой компетентности у педагогов в дошкольной образовательной организации;
4) проанализировать опыт работы детского сада по развитию правовой компетентности у педагогов образовательного процесса.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288, г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольная образовательная организация -типобразовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.
Правовая компетентность - это личностное качество педагога, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к реализации профессиональной деятельности, защите прав и интересов детей.
И.А. Зимняя выделяет следующие структурные компоненты компетентности: когнитивный, мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой.
Правовая компетентность дошкольника, как свойство личности, выражающееся интегративной совокупностью взаимосвязанных компетенций, реализуется через умения и навыки, способствующие формированию правовых отношений в правовом образовательном пространстве.
Правовая компетенция родителей характеризуется как, знание основных прав ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи.
Правовая компетентность руководителя образовательной организации представляется как его способность к результативному осуществлению профессиональной деятельности в условиях финансово-экономической самостоятельности.
Методы, которые применяются для развития правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации: коллективные деловые игры; творческие и проблемные группы; мастер-классы; педагогические тренинги; конкурсы профессионального мастерства; педагогические советы; обучающие семинары; консультации (индивидуальные и групповые); диагностика; деловые игры; открытые просмотры видов детской деятельности; методические объединения; повышение качества образовательной деятельности; круглый стол; конкурсы; практикумы; самообразование; курсы повышения квалификации.
Формами развития правовой компетенции у педагогов в ДОО выступают правовое обучение, правовое воспитание, пропаганда знаний о праве, самообразование.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №288» г. Екатеринбурга.
В дошкольной образовательной организации №288 г. Екатеринбурга проводят следующие мероприятия по развитию правовых компетенций педагогов: семинар «Правовой статус ребенка»; круглый стол «Основные федеральные нормативно-правовые документы по защите прав детства»; дискуссия «Права, обязанности и ответственность педагогов ДОО».
Формами работы с педагогами являются консультации, семинары, деловые игры, дискуссии, а методами и средствами - самостоятельная подготовка к выступлению на семинарах, анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей, детей с выявлением причин их возникновения, просмотр видеозаписей с последующим обсуждением, чтение научной психолого-педагогической литературы по проблеме, журнальных и газетных статей, обмен опытом с коллегами.
Для выявления уровня развития правовой компетентности педагогов дошкольной организации мы провели анкетирование среди педагогов в количестве 6 человек на базе МБДОУ №288 г. Екатеринбург.
Из полученных данных можно увидеть, что все педагоги ДОО знают
законы и права детей, знают на какие документы необходимо упираться; для получения новой информации о правах и свободах детей педагоги получают на дополнительных курсах и на семинарах, а также из учебников и чтении законов; абсолютно все педагоги знают права детей; 4 педагога 67% оценивают свои знания на высокий уровень; также педагоги отмечают, что дополнительные курсы несут большой вклад в их знания и они имеют желание дальше их посещать и развиваться, что является огромным плюсом в работе педагогов дошкольной образовательной организации.
В работе нами представлен комплекс мероприятий по развитию правовой компетентности у педагогов как субъекта образовательного процесса в ДОО.
Цель комплекса: совершенствование развития процесса правовой компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации.
Комплекс включает в себя семь мероприятий. Его реализация будет проходить в 2019 - 2020 учебном году.
После апробирования некоторых мероприятий нами было проведено краткое анкетирование педагогов ДОО, где видно что уровень правовых компетенций у педагогов ДОО имеет рост, но более точный уровень правовых компетенций возможно будет замереть лишь после полного проведения предложенного нами комплекса мероприятий.
По нашему мнению, данный комплекс мероприятий позволит повысить уровень правовой компетентности у педагогов детского сада.


1. Акулова О.В., Писарева С.А., Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. М.: Каро, 2008. 362c.
2. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 3-11.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
4. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. C. 24-28.
5. Антонов В. Ваши права, «Декларация прав человека в картинках» 1997.
6. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. С. 54-69.
7. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся: учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1986. 100 с.
8. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., 1986. 445 с.
10. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 92-106.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 34.
12. Бойков А.Д., Каминская В.И., Ратинов А.Р., Степанов В.В., Шляпочников А.С. Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. Трудов: 1974. 202 с.
13. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.
14. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
15. Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс 2010. 159 с.
16. Висторобская В.Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса // Молодой ученый. 2017. №15. С. 556-560.
17. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 21-25.
18. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск: Мурман. гос. пед. ун-т, 2004. 23 с.
19. Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы школы: Учителю о сов. законодательстве. М.: Педагогика, 1976. 48 с.
20. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. 2002. №6. С. 9.
21. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 c.
22. ДонцовА.И. Психология коллектива. Методические проблемы исследования. 1984. 208 с.
23. Доронова Т. Право и образование // Дошкольное воспитание. 2001. № 10. С. 2-6.
24. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников ДОУ.
М., 2006. 143 с.
25. Дубровина И.В., Прихоожан А.М, Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.,1999. 320 с.
26. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2015. 416 c.
27. Зайцева О.В. На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. 192 с.
28. Кларин М.В.Инновации вмировой педагогике: обучение на основе исследования, игры идискуссии.М.: Пед. центр эксперимент, 1998. 180 с.
29. Коломинский Я.Л. Психология личности и взаимоотношения в детском коллективе. Мн.: Народная асвета, 1969. 240 с.
30. Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников. Автореф. канд. дисс. М., 1974. С. 13.
31. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. 2010. № 3. С. 194-201.
32. Косникова А.А., Косникова В.Р. Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 951-955.
33. Лебедев O.E., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухин В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. 2000. Изд. 2-е. СПб: Издательство «Образование - Культура», 2001. 212 с.
34. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 420с.
35. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание,1979.48 с.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
37. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 9-14.
38. Мягкова С.В. Структура и функции правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения // Психопедагогика. 2009. № 3. С. 19.
39. НикитинА.Ф. Обществознание, 8 класс. Издательство: Дрофа- Вентана. 2013.260 с.
40. Новиков А.М. Педагогика: слов.системы осн.понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
41. Обухов В.М. Философия права. Научно-исследовательский ин-т проблем правового нигилизма. М.: Графика, 2016. 311 с.
42. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. М.: Смысл, 2007, 688 c.
43. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Издательство Московского университета, 1989. 216 с.
44. Подзолков В.Г. Материалы к курсу лекций по правовому воспитанию. М-во образования Рос. Федерации Тула.: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2001. 113 с.
45. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
46. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М.: Юриспруденция, 2013. 110 c.
47. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. М.:НОРМА-ИНФРА 2001. 157 с.
48. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. 2007. 185 с.
49. Соболева М.А. Понятие и структура правовой компетентности//Педагогическое мастерство: материал междунар. науч. конф., г.Москва, 2012.С. 27-29.
50. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 c.
51. Табарданова Т.Б. Деятельностный подход при формировании предметных и ключевых компетентностей учащихся: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 60 с.
52. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: Высшая школа, 1990. 174 с.
53. ТарасоваЛ.В. Профессиональная компетентность как структурный компонент личности // Журнал прикладной психологии. Психологияпрофессийи образования 2005. № 4. С. 45-50.
54. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т. 1. М.: ФГИЗ, 1935. 1427 с.
55. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
56. Фергюсон Джеймс Практическое пособие по развитию компетенций. М.: Карьера Пресс, 2012. 640 c.
57. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
58. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения // Управление образованием : теория и практика. 2012. № 1. С. 10.
59. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
60. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31
61. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. М., 2012.148 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ