Введение 3
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Художественно-эстетическое воспитание: понятие и сущность 12
1.3. Методы художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста в образовательной организации 25
Глава 2.Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста детского развивающегося центра «Маленькое чудо» 39
2.1. Анализ деятельности развивающегося центра «Маленькое чудо»
по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста 39
2.2. Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности
детей младшего школьного возраста 45
2.3 Комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста детского развивающегося центра «Маленькое чудо» в городе Первоуральске 60
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 82
Актуальность исследования. Художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка младшего школьного возраста. Художественно-эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в том числе художественно -эстетическое воспитание помогает воспитать личность, умеющею многогранно и неординарно мыслить, находить оригинальные пути решения в различных жизненных ситуациях[1, с. 17].
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания художественно-эстетически грамотных людей, с детских лет стремящихся понимать и оценивать искусство, без активизации у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [54, с. 31].
Именно в этот момент младшему школьнику необходимо для воспитания художественно-эстетических потребностей совмещение трех компонентов в организации педагогической деятельности:
• Накопление знаний о специфике искусства в его различных видах;
• Развитие способности восприятий, эмоционального мира;
• Вовлечение в активную творческую деятельность искусства.
Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности[25, с. 71]. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Изучению художественно-эстетического воспитания младших школьников посвящено значительное количество работ, среди них работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой, С.В. Погодиной, В.В. Давыдовой, Ю.П. Ветрова и д.р.
Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы.
Противоречие исследования: между необходимостью художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержания.
Проблема исследования,: как осуществляется художественно-эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте в образовательной организации?
Тема исследования: Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте в образовательной организации.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания будет осуществляться наиболее эффективно, если разработанный комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста будет:
1. Учитывать уровень художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
2. Учитывать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Построен на взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса, а именно: учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик, ученик-родитель.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Изучить сущность художественно-эстетического воспитания.
3. Рассмотреть методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность детского развивающегося центра в г. Первоуральске по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
5. Провести диагностику уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
База исследования: некоммерческое частное образовательное учреждение детский развивающий центр «Маленькое чудо»» в городе Первоуральске.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - беседа, интервью.
Структура работы: введение, 2 главы (1 глава-3 параграфа,2 глава-3 параграфа), заключение, список использованной литературы, приложения.
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что младший дошкольный возраст (от 6-7 до 9-11 лет) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Было рассмотрено понятие «Художественно-эстетическое воспитание», его понятие и сущность.
Художественно - эстетическое воспитание - это педагогическое воздействие на ребенка, которое способствуют развитию у него способности воспринимать вокруг себя, отличать красивое гармоничное от безобразного.
Целью художественно-эстетического воспитания на ступени начального общего образования является становление основ художественно-эстетической культуры личности и способности к эстетическому освоению действительности.
При реализации поставленной цели в условиях образовательно воспитательного пространства общеобразовательной организации необходимо выполнение следующих задач:
• во-первых, создание элементарных художественно-эстетических знаний и впечатлений, которые формируют мотивационный компонент;
• во-вторых, развитие на основе созидаемых знаний способности художественного и художественно-эстетического восприятия окружающей действительности;
• в-третьих, формирование художественно-эстетических творческих способностей, развитие художественной культуры и эстетического вкуса.
Для осуществления комплекса мероприятий были использованы методы художественно-эстетического воспитания:
• метод убеждения, направлен на формирование художественно-эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
• метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;
• метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.
Далее мы провели анализ деятельности в образовательной организации детский центр «Маленькое чудо» по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста показал, что работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском центре «Маленькое чудо» является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех субъектов: педагогов, детей, родителей. В том числе центр взаимодействует с другими культурными организациями по художественно-эстетическому воспитанию детей. Педагогический состав центра своевременно проходит повышение квалификации в рамках курсовой подготовки по художественно-эстетическому воспитанию. Для повышения компетентности у родителей по художественно-эстетическому воспитанию в образовательной организации «Маленькое чудо» составляются и проводятся разнообразные мероприятия.
Нами было проведено исследование уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста, которое проводилось на базе детского развивающегося центра «Маленькое чудо» по четырем методикам: «Диагностика восприятия музыкальных произведений», «Диагностика восприятия художественных произведений», а так же «Диагностика развития творческой активности» и «диагностика знаний об искусстве» младших школьников показало достаточно невысокий уровень качества художественно-эстетической воспитанности младших школьников по средствам искусства.
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, который включал в себя задачи такие как:
□ совершенствовать художественное эстетические представления о различных видах изобразительного искусства; (живопись, графика, скульптура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт), народно-прикладного искусства;
□ способствовать становлению художественно-эстетического отношения к окружающему миру,
- совершенствовать художественно-эстетический, эмоциональный, оценочный и деятельностный опыт детей младшего школьного возраста;
- стимулировать у младших школьников сопереживание к персонажам художественных произведений; поддерживать характер и настроение, создаваемого образов, передача точной формы, строения, пропорций, фактуры, представление по собственному замыслу, интереса к изображаемым объектам реального мира и фантазийного мира с натуры;
□ воспитывать художественной эстетические чувства, впечатления к народно-прикладному искусству, музыке, художественной литературе, по восприятию художественных произведений; художественной эстетического вкуса к произведениям искусства;
□ повысить уровень знаний об искусстве.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем подтвердить гипотезу о том, что художественно-эстетическая воспитанность будет наиболее результативной, если:
1. Учитывать уровень художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
2. Учитывать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Построен на взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса, а именно: учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик, ученик-родитель.
Цель, которая была сформулирована в начале исследовательской работы, достигнута, задачи решены.
1. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учеб.пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 c.
2. Алейникова О. С. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами музыки // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2001. с.126-131
3. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 608с.
4. АриарскийМ.А. Прикладная культурология. СПб, 2001. 287с.
5. Ветров Ю. П. Художественная потребность и пути ее воспитания. Астрахань, 2000. 300 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 185с.
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 27,48с.
8. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Изд. центр «Аз», 1995. 214с.
9. Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288с.
10. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152с.
11. ИльенковЭ.В.Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. М.: Инфра-М, 2009. с.276-277
12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001. 200с.
13. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
14. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. 50 с.
15. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2007. 151, 198с.
16. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. М.: Центр, 1994. 129с.
17. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. - М.: Просвещение,
1983. 244с.
18. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. - М.: Знание,
1984. 112с.
19. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работа по мотивам дымковской игрушки// Начальная школа. - 2000. с.65-70
20. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания. М.: Зимородок: Карапуз, 2006. 415 с.
21. Константиновский В. Учить прекрасному.М., Молодая гвардия, 1973. 83с.
22. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М., 1985. 58 с.
23. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. М.: Академия, 2008. 96 с.
24. Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство» // Начальная школа. - 2001. с.41-42
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1997. 86 с.
26. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания // Педагогика. 1998.с.49-54
27. Курбатова И. В., Макарова Л. Н., Прокудин Ю. П., Терехина Т. А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. 200 с.
28. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение.
2007. 240 с.
29. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. М.: Дрофа,»2002. 128с.
30. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974. 500 с.
31. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. М., 1989. 156с.
32. Логинова А.А.. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов.
33. Люблинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и
искусствознания. М.: Просвещение, 1993. 234с.
34. Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд»// Начальная школа. 2001. с.39-40
35. Никитин Б. Развивающие игры. М., 1985. 57 с.
36. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. Л, 1982. 89с.
37. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник. 1996. 78 с.
38. Общая психология/Под ред. Богословского В.В. Ковалева А.Т. Степановой А. М.: Просвещение, 1981. 345с.
39. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология. 2013. 240-243 с.
40. Перминова Н. Дымковская расписная. Вятка, 1979. 100 с.
41. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
69 с.
42. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. учеб. Заведений / С.В. Погодина. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 352 с.
43. Поспелова Ю. Л., Груздова И. В. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях развития современного общества // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология. 2011.с. 231-233
44. Проблемы эстетического воспитания детей: Сборник научно-методических статей. М.: Наука, 1985. 296с.
45. Рабчевская Т.В., Херсон Г. Генетические истоки игровых методов обучения. М., 2003. 89с.
46. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1989. 190с.
47. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. М., 1961. 200 с.
48. Рафикова О. С. Педагогическая поддержка развития самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. с. 167-168
49. Сироткин Л.Ю. Становление личности дошкольника // Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998. 70 с.
50. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986. 320с.
51. Сухомлинский В. А, Духовный мир школьника. М., 1961. 100 с.
52. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1982. 300 с.
53. Тутолмин А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Глазов, 2003. с.185-192
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение, 2010. 31 с.
55. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося. М., 1988. 213 с.
56. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Высш. школа, 1990. 576с.
57. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. М.: Рольф, 1999.
208с.
58. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М.: Новая школа, 1993. 89с.
59. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. 2001. с.43-45
60. Щацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1980. 123 с.
61. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, стереотипное. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 284 с.
62. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. М., 1998. 240с.
63. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1981. 237с.
64. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание // Знание. Серия «Педагогика и психология». 1986. 62с.