Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация досуговой деятельности детей и подростков в клубах по месту жительства (на примере клуба «Вымпел»)

Работа №96916

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЗЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Понятие досуга и особенности организации досуговой деятельности
современных детей и подростков 8
1.2 Цели и задачи социального воспитания детей и подростков в досуговой
деятельности 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛУБАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА 32
2.1. Клубы по месту жительства как субъекты организации досуговой деятельности современных детей и подростков 32
2.2 Модель организации работы с детьми и подростками по месту жительства
на примере деятельности клуба «Вымпел» 43
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ
ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ КЛУБА «ВЫМПЕЛ» .... 53 3.1 Программа исследования на тему: «отношение к здоровому образу жизни
подростков и молодёжи клуба «Вымпел» 53
3.2 Анализ исследования на тему: «Отношение к здоровому образу жизни подростков и молодёжи клуба «Вымпел» 55
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДАРТСЛЭНД» 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82


Актуальность исследования. В современном обществе свободное время и досуг становятся объектами научного интереса. Это обусловлено тем, что в их пространстве осуществляются специфические социальные процессы, реализующие потребности и мотивы личности, в обеспечении которых участвуют разнообразные социальные институты. На данный момент признано, что досуг является доминирующим пространством для духовного и физического развития современного человека.
Произошедший в девяностых годах прошлого века в России социально-экономический кризис привел к ослаблению внимания к организации досуга населения со стороны государственных структур. Особенно негативно это повлияло на воспитание подрастающего поколения. Если на уровне образовательного процесса воспитание является организуемым и контролируемым школой, то сфера досуга оставалась долгое время вне зоны социального контроля и приобретала деструктивный характер.
Особую социально-культурную проблему составляет организация свободного времени в детском и подростковом возрасте, которые являются этапами интенсивного личностного развития. Неспособность детей и подростков самостоятельно организовать досуг, рационально и безопасно использовать свободное время часто приводит к серьезным социальным проблемам.
Право детей и подростков на развивающий отдых и досуг закреплено в нормативных документах: Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др. правительственных программах и постановлениях, таких как «Национальная доктрина образования в России на период до 2025 года», «Наша новая школа», «Типовые положения о детских оздоровительных лагерях» и многих других. Однако главное - не наличие этих прав, а возможность их реализации.
В научных исследованиях, посвященных социально-педагогической поддержке и социально-культурному сопровождению развития личности (А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина, Н. Н. Михайлова, Г. И. Симонова, Т. А. Стрельникова и др.) вопросы организации свободного времени рассматриваются в контексте личностной самореализации.
Непосредственное отношение к тематике нашей работы имеют исследования, посвященные анализу свободного времени в целом и досуговой сферы, в частности (В. А. Артемова, В. И. Болгова, Л. А. Гордон, Б. А. Грушина, В. Н. Пименова, С. Г. Струмилина, Э. В. Соколова. Б. А. Трегубова и др.).
Концептуальные модели досуга в зарубежных социологических исследованиях представлены в работах Д. Келли, М. Каплана, Д. Шивере, Л. Хейвуда. Дифференциация досуга осуществлена Р. А. Стеббинсом. В отечественной науке досуговой проблематике посвящены работы Л. А. Акимовой, А. И. Вишняк, А. Д. Жаркова, В. Я. Суртаева,
В. И. Тарасенко.
Культура досуга ребенка попала в круг исследовательских интересов относительно недавно. Можно назвать комплексные исследования, посвященные методологическим вопросам духовно-нравственных проблем, досуговых интересов и культуры взаимоотношений таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, Э. К. Васильева, А. Г. Волков, В. И. Добрынина, И. С. Кон, М. С. Мацковский, Н. Я. Соловьёв, А. Г. Харчев, З. А. Янкова, В. Я. Ядов и др.
При этом следует отметить, что специальных исследований, посвященных закономерностям и особенностям организации досуговой деятельности детей и подростков недостаточно.
Особую роль в организации досуга детей и молодёжи играют клубы по месту жительства, которые максимально приближены к контингенту, отличаются равной открытостью и доступностью для всех детей и подростков и создают условия не только для занятий в свободное время, но и для встреч и общения со сверстниками. В случае неблагополучной ситуации в семье дети и подростки могут найти в таких клубах «второй дом», освоить опыт позитивного социального поведения, общения, ответственности.
Детские и подростковые клубы по месту жительства являются важными социальными институтами, в которых на добровольных началах происходит объединение детей и подростков с общими интересами и способностями к деятельности с целью социализации, приобретения и обогащения социального опыта, личностной самореализации, неформального общения со взрослыми и сверстниками. Отметим, что при росте коммерциализации досуговых услуг в современной социокультурной ситуации такие клубы становятся наиболее доступными для детей и подростков из малообеспеченных семей.
Часто формы досуга, предлагаемые взрослыми детям и подросткам, не отвечают их интересам и потребностям, что порождает, с одной стороны, их социально-культурную пассивность, с другой стороны, создает негативную установку относительно содержания досуга на дальнейшую жизнь.
Таким образом, существует противоречие между высокой потребностью детей и подростков в использовании досуга как сферы общения, активного проявления самостоятельности, сферы личностной самореализации и недостаточным соответствием предлагаемых форм досуга детским и подростковым запросам. Разрешение данного противоречия составляет содержание проблемы нашего исследования.
Объект исследования: досуговая деятельность клубов по месту жительства для детей и подростков.
Предмет исследования: формы и содержание досуговой деятельности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства.
Цель исследования - изучить, проанализировать и предложить эффективные содержательно и организационно формы организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
Проанализировать теоретические аспекты феномена «досуг» детей и подростков.
Выявить особенности досуговой деятельности детей и подростков, обусловленные их возрастными психофизиологическими характеристиками.
Определить эффективные формы организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.
Разработать проект организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
- гуманистические идеи воспитания (А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.);
- системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. Н. Аверьянов,
A. Д. Урсул и др.);
- деятельностный подход (Л. В. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.);
- положения теории полноценного развития личности в учреждениях дополнительного образования (В. А. Горский, М. Б. Коваль, Л. Ю. Круглова и др.);
- концептуальные разработки реализации социально-культурной
деятельности (Т. И. Бакланова, М. А. Беляева, Т. Г. Бортникова,
Н. Д. Булатова, Е. И. Григорьева, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,
B. С. Русанова, Б. А. Титов и др.), раскрывающие различные аспекты процесса развития культуры досуга детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;
- исследования, посвященные особенностям педагогической организации свободного времени подростков (В. П. Бедерханова,
C. Н. Иконникова, А. В. Мудрик, В. Я. Суртаев, С. А. Шмаков и др.) и изучению культуры досуга подростков (Л. Ю. Антонова, Г. В. Головина, Н. Ю. Куницына, А. В. Плеханова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация выводов;
- изучение социально-педагогической документации;
- анализ практического опыта работы подростковых любительских объединений и клубов по интересам;
- социально-культурное проектирование.
База исследования - клуб по месту жительства «Вымпел» (г. Екатеринбург, ул. Боровая, 21); контингент клуба - 164 человека.
Практическая значимость исследования: заключается в
возможности использования результатов и разработок в практической деятельности клубов по месту жительства с целью обогащения содержания, модернизации методик организации досуговой деятельности детей и подростков, создания условий для их самореализации.
Структура исследования включает: введение, три главы, проект, заключение и список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам написания ВКР можно сделать следующие выводы:
1. Проблема организации досуговой деятельности является одной из приоритетных задач современного общества. Необходимость формирования самостоятельной, активной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию, требует создания условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; компенсировать дефицит общения со сверстниками со схожими интересами и потребностями; заполнить свободное время новыми досуговыми формами деятельности, отвечающими запросам времени.
2. Организованная досуговая деятельность позволяют детям и подросткам содержательно и с пользой проводить свободное время. Специфика досуговой деятельности детей и подростков обусловлена современной социально-экономической ситуацией, их возрастными особенностями и состоит в единстве мотивации, поведения и самосознания. Процесс организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях клубов по интересам включает:
- цель и задачи формирования культуры досуга детей и подростков;
- взаимодействие субъектов социокультурного взаимодействия (подростки, педагоги, родители, представители общественных организаций и др.);
- принципы формирования культуры досуга детей и подростков (индивидуальности, свободы выбора, самовыражения, творчества);
- условия организации досуговой деятельности;
- направления взаимодействия субъектов досуговой деятельности;
- содержательную деятельность (чаще всего коллективную) и результат - повышение уровня и качества досуговой деятельности детей и подростков.
3. Изучение деятельности клубов по месту жительства по организации досуговой деятельности детей и подростков показывает наличие определенных трудностей, связанных с недостаточным финансированием, устареванием многих традиционных форм организации досуговой деятельности и, как следствие, снижение интереса подростков к работе клубов по месту жительства и др. Совершенствование организации досуговой деятельности в клубе по месту жительства обеспечивает возможности повышения личностной самореализации, духовного развития, эффективного социально-воспитательного воздействия на группы подростков, особенно с отклоняющимся поведением.
4. Реализованная модель организации досуговой деятельности детей и подростков показала свою результативность, а также открыла перспективы дальнейшего развития работы клуба по месту жительства через увеличение направлений деятельности, разнообразия кружков и секций, творческих, спортивных, социально-значимых подпрограмм и проектов. На основе реализованной модели могут быть предложены рекомендации по организации досуговой деятельности подростков в на базе клуба.
5. Данное исследование не исчерпывает всех проблем организации досуговой деятельности детей и подростков, однако опыт модели «Вместе весело шагать» подтверждает эффективность целенаправленной социокультурной деятельности досуговой направленности, соответствующей запросам времени, интересам и потребностям подростков. Перспективы данной работы заключаются в расширении круга социального взаимодействия и партнерства.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель достигнута.



1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. М.: Аспект-Пресс, 2006. - 201 с.
2. Акимова Л. А. Социология досуга: Учебное пособие /
Л. A. Акимова; МГУКИ. М., 2003. - 123 с.
3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой
деятельности подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. - С. 1-3. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 03.04.2018).
4. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. B. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. - С. 179-251.
5. Баразгова Е. С., и др. Социализационный потенциал каникул подростков / Е. С. Баразгова, М. Н. Вандышев, Л. С. Лихачева // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Вып.1(87). - 2011. - С.253-262.
6. Бирженюк Г. М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк,
A. П. Марков. СПб., 1992. - 127 с.
7. Вассерберг В. В. Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью /
B. В. Вассерберг // Человек и образование. - 2017. - №3 (52). - С.142-146.
8. Викторов А. Досуг дело серьезное / А. Викторов // Воспитание школьников. - 2001. - № 5.
9. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. - 2004. - № 2.
10. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: МПСИ Флинта, 2008. - 232 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, 2003. - 512 с.
12. Гагин В. П. Досуговая культура подростка как педагогическая проблема / В. П. Гагин // Мир образования - образование в мире. - 2003. - № 2. - С. 136-144.
13. Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только /
A. Б. Гальченко. М.: Знание, 2012. - 320 с.
14. Герасимов Г. И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления / Г. И. Герасимов, Л. Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003. - С. 36-37.
15. Гимазетдинова О. В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно¬просветительской деятельности : Монография / О. В. Гимазетдинова,
B. К. Крючек. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 - 218 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ