ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЗЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Понятие досуга и особенности организации досуговой деятельности
современных детей и подростков 8
1.2 Цели и задачи социального воспитания детей и подростков в досуговой
деятельности 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛУБАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА 32
2.1. Клубы по месту жительства как субъекты организации досуговой деятельности современных детей и подростков 32
2.2 Модель организации работы с детьми и подростками по месту жительства
на примере деятельности клуба «Вымпел» 43
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ
ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ КЛУБА «ВЫМПЕЛ» .... 53 3.1 Программа исследования на тему: «отношение к здоровому образу жизни
подростков и молодёжи клуба «Вымпел» 53
3.2 Анализ исследования на тему: «Отношение к здоровому образу жизни подростков и молодёжи клуба «Вымпел» 55
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДАРТСЛЭНД» 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Актуальность исследования. В современном обществе свободное время и досуг становятся объектами научного интереса. Это обусловлено тем, что в их пространстве осуществляются специфические социальные процессы, реализующие потребности и мотивы личности, в обеспечении которых участвуют разнообразные социальные институты. На данный момент признано, что досуг является доминирующим пространством для духовного и физического развития современного человека.
Произошедший в девяностых годах прошлого века в России социально-экономический кризис привел к ослаблению внимания к организации досуга населения со стороны государственных структур. Особенно негативно это повлияло на воспитание подрастающего поколения. Если на уровне образовательного процесса воспитание является организуемым и контролируемым школой, то сфера досуга оставалась долгое время вне зоны социального контроля и приобретала деструктивный характер.
Особую социально-культурную проблему составляет организация свободного времени в детском и подростковом возрасте, которые являются этапами интенсивного личностного развития. Неспособность детей и подростков самостоятельно организовать досуг, рационально и безопасно использовать свободное время часто приводит к серьезным социальным проблемам.
Право детей и подростков на развивающий отдых и досуг закреплено в нормативных документах: Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др. правительственных программах и постановлениях, таких как «Национальная доктрина образования в России на период до 2025 года», «Наша новая школа», «Типовые положения о детских оздоровительных лагерях» и многих других. Однако главное - не наличие этих прав, а возможность их реализации.
В научных исследованиях, посвященных социально-педагогической поддержке и социально-культурному сопровождению развития личности (А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина, Н. Н. Михайлова, Г. И. Симонова, Т. А. Стрельникова и др.) вопросы организации свободного времени рассматриваются в контексте личностной самореализации.
Непосредственное отношение к тематике нашей работы имеют исследования, посвященные анализу свободного времени в целом и досуговой сферы, в частности (В. А. Артемова, В. И. Болгова, Л. А. Гордон, Б. А. Грушина, В. Н. Пименова, С. Г. Струмилина, Э. В. Соколова. Б. А. Трегубова и др.).
Концептуальные модели досуга в зарубежных социологических исследованиях представлены в работах Д. Келли, М. Каплана, Д. Шивере, Л. Хейвуда. Дифференциация досуга осуществлена Р. А. Стеббинсом. В отечественной науке досуговой проблематике посвящены работы Л. А. Акимовой, А. И. Вишняк, А. Д. Жаркова, В. Я. Суртаева,
В. И. Тарасенко.
Культура досуга ребенка попала в круг исследовательских интересов относительно недавно. Можно назвать комплексные исследования, посвященные методологическим вопросам духовно-нравственных проблем, досуговых интересов и культуры взаимоотношений таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, Э. К. Васильева, А. Г. Волков, В. И. Добрынина, И. С. Кон, М. С. Мацковский, Н. Я. Соловьёв, А. Г. Харчев, З. А. Янкова, В. Я. Ядов и др.
При этом следует отметить, что специальных исследований, посвященных закономерностям и особенностям организации досуговой деятельности детей и подростков недостаточно.
Особую роль в организации досуга детей и молодёжи играют клубы по месту жительства, которые максимально приближены к контингенту, отличаются равной открытостью и доступностью для всех детей и подростков и создают условия не только для занятий в свободное время, но и для встреч и общения со сверстниками. В случае неблагополучной ситуации в семье дети и подростки могут найти в таких клубах «второй дом», освоить опыт позитивного социального поведения, общения, ответственности.
Детские и подростковые клубы по месту жительства являются важными социальными институтами, в которых на добровольных началах происходит объединение детей и подростков с общими интересами и способностями к деятельности с целью социализации, приобретения и обогащения социального опыта, личностной самореализации, неформального общения со взрослыми и сверстниками. Отметим, что при росте коммерциализации досуговых услуг в современной социокультурной ситуации такие клубы становятся наиболее доступными для детей и подростков из малообеспеченных семей.
Часто формы досуга, предлагаемые взрослыми детям и подросткам, не отвечают их интересам и потребностям, что порождает, с одной стороны, их социально-культурную пассивность, с другой стороны, создает негативную установку относительно содержания досуга на дальнейшую жизнь.
Таким образом, существует противоречие между высокой потребностью детей и подростков в использовании досуга как сферы общения, активного проявления самостоятельности, сферы личностной самореализации и недостаточным соответствием предлагаемых форм досуга детским и подростковым запросам. Разрешение данного противоречия составляет содержание проблемы нашего исследования.
Объект исследования: досуговая деятельность клубов по месту жительства для детей и подростков.
Предмет исследования: формы и содержание досуговой деятельности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства.
Цель исследования - изучить, проанализировать и предложить эффективные содержательно и организационно формы организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
Проанализировать теоретические аспекты феномена «досуг» детей и подростков.
Выявить особенности досуговой деятельности детей и подростков, обусловленные их возрастными психофизиологическими характеристиками.
Определить эффективные формы организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.
Разработать проект организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
- гуманистические идеи воспитания (А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.);
- системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. Н. Аверьянов,
A. Д. Урсул и др.);
- деятельностный подход (Л. В. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.);
- положения теории полноценного развития личности в учреждениях дополнительного образования (В. А. Горский, М. Б. Коваль, Л. Ю. Круглова и др.);
- концептуальные разработки реализации социально-культурной
деятельности (Т. И. Бакланова, М. А. Беляева, Т. Г. Бортникова,
Н. Д. Булатова, Е. И. Григорьева, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,
B. С. Русанова, Б. А. Титов и др.), раскрывающие различные аспекты процесса развития культуры досуга детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;
- исследования, посвященные особенностям педагогической организации свободного времени подростков (В. П. Бедерханова,
C. Н. Иконникова, А. В. Мудрик, В. Я. Суртаев, С. А. Шмаков и др.) и изучению культуры досуга подростков (Л. Ю. Антонова, Г. В. Головина, Н. Ю. Куницына, А. В. Плеханова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация выводов;
- изучение социально-педагогической документации;
- анализ практического опыта работы подростковых любительских объединений и клубов по интересам;
- социально-культурное проектирование.
База исследования - клуб по месту жительства «Вымпел» (г. Екатеринбург, ул. Боровая, 21); контингент клуба - 164 человека.
Практическая значимость исследования: заключается в
возможности использования результатов и разработок в практической деятельности клубов по месту жительства с целью обогащения содержания, модернизации методик организации досуговой деятельности детей и подростков, создания условий для их самореализации.
Структура исследования включает: введение, три главы, проект, заключение и список литературы, приложение.
По результатам написания ВКР можно сделать следующие выводы:
1. Проблема организации досуговой деятельности является одной из приоритетных задач современного общества. Необходимость формирования самостоятельной, активной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию, требует создания условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; компенсировать дефицит общения со сверстниками со схожими интересами и потребностями; заполнить свободное время новыми досуговыми формами деятельности, отвечающими запросам времени.
2. Организованная досуговая деятельность позволяют детям и подросткам содержательно и с пользой проводить свободное время. Специфика досуговой деятельности детей и подростков обусловлена современной социально-экономической ситуацией, их возрастными особенностями и состоит в единстве мотивации, поведения и самосознания. Процесс организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях клубов по интересам включает:
- цель и задачи формирования культуры досуга детей и подростков;
- взаимодействие субъектов социокультурного взаимодействия (подростки, педагоги, родители, представители общественных организаций и др.);
- принципы формирования культуры досуга детей и подростков (индивидуальности, свободы выбора, самовыражения, творчества);
- условия организации досуговой деятельности;
- направления взаимодействия субъектов досуговой деятельности;
- содержательную деятельность (чаще всего коллективную) и результат - повышение уровня и качества досуговой деятельности детей и подростков.
3. Изучение деятельности клубов по месту жительства по организации досуговой деятельности детей и подростков показывает наличие определенных трудностей, связанных с недостаточным финансированием, устареванием многих традиционных форм организации досуговой деятельности и, как следствие, снижение интереса подростков к работе клубов по месту жительства и др. Совершенствование организации досуговой деятельности в клубе по месту жительства обеспечивает возможности повышения личностной самореализации, духовного развития, эффективного социально-воспитательного воздействия на группы подростков, особенно с отклоняющимся поведением.
4. Реализованная модель организации досуговой деятельности детей и подростков показала свою результативность, а также открыла перспективы дальнейшего развития работы клуба по месту жительства через увеличение направлений деятельности, разнообразия кружков и секций, творческих, спортивных, социально-значимых подпрограмм и проектов. На основе реализованной модели могут быть предложены рекомендации по организации досуговой деятельности подростков в на базе клуба.
5. Данное исследование не исчерпывает всех проблем организации досуговой деятельности детей и подростков, однако опыт модели «Вместе весело шагать» подтверждает эффективность целенаправленной социокультурной деятельности досуговой направленности, соответствующей запросам времени, интересам и потребностям подростков. Перспективы данной работы заключаются в расширении круга социального взаимодействия и партнерства.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель достигнута.
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. М.: Аспект-Пресс, 2006. - 201 с.
2. Акимова Л. А. Социология досуга: Учебное пособие /
Л. A. Акимова; МГУКИ. М., 2003. - 123 с.
3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой
деятельности подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. - С. 1-3. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 03.04.2018).
4. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. B. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. - С. 179-251.
5. Баразгова Е. С., и др. Социализационный потенциал каникул подростков / Е. С. Баразгова, М. Н. Вандышев, Л. С. Лихачева // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Вып.1(87). - 2011. - С.253-262.
6. Бирженюк Г. М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк,
A. П. Марков. СПб., 1992. - 127 с.
7. Вассерберг В. В. Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью /
B. В. Вассерберг // Человек и образование. - 2017. - №3 (52). - С.142-146.
8. Викторов А. Досуг дело серьезное / А. Викторов // Воспитание школьников. - 2001. - № 5.
9. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. - 2004. - № 2.
10. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: МПСИ Флинта, 2008. - 232 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, 2003. - 512 с.
12. Гагин В. П. Досуговая культура подростка как педагогическая проблема / В. П. Гагин // Мир образования - образование в мире. - 2003. - № 2. - С. 136-144.
13. Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только /
A. Б. Гальченко. М.: Знание, 2012. - 320 с.
14. Герасимов Г. И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления / Г. И. Герасимов, Л. Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003. - С. 36-37.
15. Гимазетдинова О. В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно¬просветительской деятельности : Монография / О. В. Гимазетдинова,
B. К. Крючек. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 - 218 с.
...