ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ 9
1.1. Подростковая преступность и ее особенности на современном этапе 9
1.2. Подходы к определению делинквентного поведения подростков,
определению его причин и профилактике 15
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ (УЧАСТНИКИ) ПРОФИЛАКТИКИ
ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 25
2.1. Деятельность социального педагога по первичной профилактике
подростковой преступности: содержание и методы 25
2.2. Деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по первичной
профилактике подростковой преступности: содержание и методы 31
ГЛАВА 3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 37
3.1. Программа социологического исследования 37
ГЛАВА 4. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ИНСПЕКТОРА
ГЛАВА 4. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ............................ 57
4.1. Проект «Актив» .............................................................................................. 57
4.2. Мониторинг эффективности проекта ........................................................... 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .................................................... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 78
Приложение 1 ........................................................................................................ 78
Приложение 2 ........................................................................................................ 80
Приложение 3 ........................................................................................................ 82
Приложение 4 ........................................................................................................ 83
Актуальность исследования. В настоящее время проблема профилактики противоправного поведения подростков является одной из актуальных. Согласно официальным статистическим данным, преступность несовершеннолетних постепенно снижается. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними (а также с их участием), сократилось с 195,4 тыс. в 2000 году до 61,8 тыс. в 2015 году и на 54% с 2008 по 2016 гг. Уменьшилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в органах МВД, численность осужденных в возрасте до 17 лет, содержащихся в воспитательных колониях, сократилась на 80% с 2008 по 2016 гг. [44].
Но, несмотря на эти данные, есть и иные факты, вызывающие беспокойство. Во-первых, это высокая доля латентной преступности, не отраженной в официальной статистической информации. Во-вторых, происходят изменения в структуре подростковой преступности. Так, рост противоправного поведения несовершеннолетних в последние годы осуществляется быстрее, чем изменяется общее число представителей этой возрастной группы. Основными видами преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются кражи и грабежи. После снижения доли тяжких и особо тяжких преступлений в 2000-2008 годах с 8,9 до 6,8% [15] произошел их значительный рост в последние годы. По данным МВД, в 2016 году эта доля составила 21,5% от всех преступлений несовершеннолетних [39]. К негативным тенденциям стоит отнести и рост доли несовершеннолетних преступников женского пола, а также вовлечение подростков в виды преступной деятельности, ранее для них нехарактерные: преступления в сфере компьютерной безопасности, валютного мошенничества, вымогательства, торговли наркотиками и т.д.
Еще одна негативная тенденция связана с ростом участия несовершеннолетних в организованной преступности. Увеличение абсолютного числа правонарушений, произошедшее после 2014 года, сигнализирует о возможном переходе динамики показателей подростковой и детской преступности в негативную фазу, отражающую ухудшение социально-экономической обстановки в стране.
Преступность несовершеннолетних представляет собой государственную и общественную проблему, а также стратегическую угрозу безопасности России в будущем. Составляя примерно одну десятую часть от всех криминальных проявлений в стране, преступность несовершеннолетних демонстрирует наличие ряда негативных тенденций в обществе, что в условиях отставания социального контроля позволяет рассматривать ее в качестве одной из самых значимых социально-правовых проблем российского общества.
Проблемы преступности несовершеннолетних всегда находились в центре внимания, как социальной педагогики, так и
криминологической науки. Данные вопросы поднимаются в трудах М.М. Бабаева, Е.В. Болдырева, Г.С. Гаверова, Н.И. Крюковой, А.А. Реаном, В.П. Ревиным и др. В работах данных авторов анализируются методологические вопросы профилактики подростковой преступности и ее отдельных видов.
В психолого-педагогических исследованиях М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, Л.М. Семенюк, А.Е. Тарасова и др. предлагаются разные подходы к проблеме профилактики противоправного поведения подростков. Эти исследователи считают, что успех профилактики противоправного поведения подростков определяется в основном педагогическими условиями воспитательного процесса.
Составляя примерно одну десятую часть от всех криминальных проявлений в стране, преступность несовершеннолетних превращается из государственной и общественной проблемы в стратегическую угрозу безопасности России в будущем.
Именно поэтому преступность несовершеннолетних ставит перед специалистами новые задачи, связанные с разработкой действенных средств повышения эффективности социального контроля над ней и с разработкой направлений профилактики в зависимости от характера правонарушений.
Профилактика подростковой преступности представляет собой не столько устранение, нейтрализацию негативных обстоятельств и последствий противоправного поведения, но и стимулирование позитивных процессов, которые создали бы такие социальные условия, при которых противоправное поведение было бы невозможно. Криминологи выделяют раннюю и непосредственную профилактику, профилактику предпреступного поведения и профилактику рецидива [29]. По существу, профилактикой в полном смысле слова можно назвать только раннюю профилактику, поскольку именно она призвана оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное воздействие этих условий скажется на их поведении. (Непосредственная профилактика осуществляется тогда, когда правонарушение уже имеет место, но носит непреступный характер.)
Помимо этого, профилактика подростковой преступности - это сложная комплексная задача, требующая организации межведомственного взаимодействия различных групп специалистов. В частности, большое значение имеет просветительская работа, проводимая как специалистами инспекции по делам несовершеннолетних, так и социальных педагогов. Однако социальный педагог школы имеет больше возможностей по организации взаимодействия с подростками, изучению их индивидуально - психологических особенностей, выявлению предпосылок развития противоправного поведения, в отличие от инспектора по делам несовершеннолетних. Следовательно, его работа может оказаться более эффективной на этапах ранней и непосредственной профилактики, а инспектора по делам несовершеннолетних - на всех остальных. Совместная работа социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних позволит эффективно решать проблему первых двух этапов, которые направлены на предупреждение совершения подростками преступлений. Профилактику преступного поведения (т.е. этап предпреступный) подростков мы называем первичной профилактикой.
Анализ научной литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью изучения эффективного взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности и недостаточной практической разработанностью данного вопроса.
Научный поиск эффективного взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности представляет актуальную проблему исследования, требующую теоретического и практического решения.
Цель исследования: выявить условия оптимального взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности.
Объект исследования: первичная профилактика подростковой
преступности.
Предмет исследования: условия оптимального взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности.
Гипотеза исследования: взаимодействие социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних будет результативным в организации первичной профилактики подростковой преступности, если:
- содержание работы определяется совместно на основании данных мониторинга подростковой преступности на определенной территории и с учетом ее особенностей;
- в работе специалистов учитываются индивидуально-психологические особенности подростков, выявляются подростки группы риска и их индивидуальные и социальные потребности;
- в профилактической работе используются методы индивидуальной и групповой работы с учетом уровня сформированности гражданско- патриотических и лидерских подростков;
- выбираются активные методы работы не только с подростками, но и с их родителями.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности подростковой преступности и ее профилактики на современном этапе.
2. Проанализировать особенности деятельности субъектов
профилактики подростковой преступности.
3. Исследовать особенности организации взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в первичной профилактике подростковой преступности.
4. Разработать проект по совершенствованию взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации эффективной первичной профилактики подростковой преступности.
Теоретической и методологической основой исследования являются концепции социально-педагогической работы (С.А. Беличева, A.B. Буданов, И.А. Долгова, Л.В. Мардахаев и др.) и концепции организации воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, В.Н. Герасимов, С.И. Денисенко, A.B. Мудрик и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, обобщение и систематизация); эмпирические (наблюдение, беседы, опрос, анкетирование, анализ результатов профилактической деятельности).
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, который может использоваться в целях оптимизации взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних по первичной профилактике подростковой преступности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающегося 51 источник. Объем работы составляет 86 страниц, работа содержит 5 таблиц, 8 рисунков, 4 приложения.
В результате проведенной работы нами были сформированы следующие выводы:
1. Раскрыта актуальность темы подростковой преступности в современном обществе. На преступность в большей степени влияет обстановка в стране, неэффективность деятельности институтов воспитания, ближайшая социальное окружение подростков, особенно его семья и сверстники. Современные методы и средства воспитания не всегда являются эффективными, поэтому необходимо их переосмысление. Важно бороться с причинами и факторами подростковой преступности не жестокими мерами и санкциями, а влиять на эмоционально-нравственную сферу подростков, используя инновационные формы воспитательного воздействия и оздоровления социальной среды.
2. Показана роль активного участия в профилактике подростковой преступности социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних. Интеграция воспитательных усилий специалистов по профилактике подростковой преступности достигается за счет координации действий, проведения мероприятий в одном месте и в одно время, по единым методикам, ориентированным на формирование ассертивных форм поведения подростков, а именно личной ответственности; самоуважения и уважения к другим людям; умения сказать то, что думаешь или чувствуешь; уверенности и позитивной установки; умения внимательно слушать и понимать точку зрения другого человека; умения находить компромисса.
3. Проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 90 подростков Варгашинского района в возрасте от 12 до 14 лет, из них 35 девочек и 55 мальчиков. Исследование проводилось в несколько этапов: на начальном этапе изучались потребности подростков, находящихся на учете в ПДН и на внутришкольном учете, относительно того, чем бы они хотели заниматься в каникулярное время. На следующем этапе изучался уровень сформированности гражданско-патриотических и лидерских качеств у подростков с помощью метода незаконченных предложений. На заключительном этапе делали замеры произошедших изменений в уровне сформированности этих качеств после завершения лагерных смен.
4. Результаты опроса подростков показали, что интересы и желания подростков, состоящих из различного рода учетах, были весьма ограниченны, желание продуктивной, творческой и общественно полезной деятельности отсутствовали. Подростков интересовали в основном игры в компьютер, планшет, телефон, они были пассивны, дезадаптированы и не уверены в себе.
5. Результаты опроса по сформированности гражданско- патриотических качеств показали, что подростки имеют поверхностное («теоретическое») представление о патриотизме, о качествах, характерных для патриотов, о том, кто влияет на формирование патриотических чувств. Но они не знают известных патриотов России, отношение подростков к людям другой национальности у них не сформировано, они недостаточно осведомлены о гражданских правах и обязанностях и испытывают трудности в рассказе о своей стране сверстнику - представителю другой страны.
6. Результаты опроса по сформированности лидерских качеств показали, что подростки имеют иллюзорное представление о лидерах как о людях с положительными социальными и личными качествами. Они также не смогли назвать известных людей - лидеров, смешали понятия «лидерство» и «статусность». Свои лидерские качества подростки оценили очень низко, как инициативность и активность.
7. С целью повышения уровня сформированности гражданско- патриотических и лидерских качеств у подростков был разработан и апробирован проект «Актив». Цель проекта: создание благоприятных условий для организации и проведения досуга во время каникул для подростков с целью профилактики делинкветных проявлений. В данном проекте на основе объединенных усилий социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних использовались активные формы занятий: практические задания, деловые игры, интерактивные лекции, коллективные беседы, тренинги и др., - которые дали подросткам возможность максимально проявить свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, а также развивать гражданско-патриотические и лидерские качества. Это позволило многим подросткам преодолеть дезадаптированность и интегрироваться в сообщество подростков без девиаций.
8. По результатам контрольного тестирования с целью определения эффективности проекта «Актив» по формированию гражданско- патриотических и лидерских качеств у подростков можно сделать вывод, что проектный метод, использованный автором, был результативным, он оказал положительное влияние на формирование гражданско-патриотических и лидерских качеств подростков, успешную ресоциализацию подростков различных форм учета, проявившуюся в формировании у них качеств, позволяющих интегрироваться в сообщество сверстников без девиантных форм поведения.
9. Показана важность оптимального взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности на практике. Только совместная деятельность специалистов позволяет как устранить возникающие проблемы у подростков, так и выстроить траекторию дальнейшего личностного развития подростка уже на этапе первичной профилактики.
10. Цель ВКР достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/9333b5de65e2e7781f 375a17828ff26ce92044ad/ (дата обращения: 30.05.18).
2. Акутина С.П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 869 - 872.
3. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / И. Л. Башкатов. М.: Норма, 2013. - 54 с.
4. Беженцев А.А. Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних // Советник юстиции. - 2011. - № 5. - С. 12 - 14.
5. Беженцев А.А. Профилактика правонарушений
несовершеннолетних / А. А. Беженцев. М.: Инфра-М, 2015. - 122 с.
6. Беляева Л.И. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних / Л. И. Беляева. М.: Норма, 2012. - 127 с.
7. Бочкарева Г. Г. Психология подростков-правонарушителей // Советская юстиция. - 2011. - № 22. - С. 52 - 56.
8. Васильев В. П. Юридическая психология / В. П. Васильев. СПб.: Азбука, 2012. - 210 с.
9. Гаджиева А.А. Дети - жертвы в своей семье / А.А. Гаджиева. М.: Криминологическая ассоциация, 2012. - 145 с.
10. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних:
криминологический анализ // Криминалист. - 2010. - №2. С. 84 - 90.
11. Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся /
Л.А. Грищенко. Свердловск: СИПИ, 2011. - 75 с.
12. Гуминская Л. Н. Почему подростки совершают правонарушения // Социально педагогическая работа. - 2011. - №2. - С.27-29.
13. Гуров В. Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 54 - 58.
14. Денисенко В.В. Деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/deyatelnost- inspektorov-po-delam-nesovershennoletnih-i-uchastkovyh-upolnomochennyh- politsii-po-profilaktike-pravonarusheniy (дата обращения: 02.06.18).
15. Дети в России. 2009: статистический сборник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 121 с.
...