Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе

Работа №96910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 6
1.2. Исследование познавательного интереса в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Культурное музыкальное наследие и воспитание
познавательного интереса к нему 24
Глава II. Опытно-поисковая работа по воспитанию познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на примере МБОУ СОШ №1г. Советский 33
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 1 по воспитанию
познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников 33
2.2. Диагностика познавательного интереса у младших
школьников к культурному музыкальному наследию 38
2.3 Программа по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у младших школьников 51
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 74


Актуальность исследования. Потребность воспитания познавательного интереса к культурному музыкальному наследию в школе вызвана рядом объективных причин. Первая из них - современная социально- экономическая ситуация, которая отличается наличием модернизационных процессов, очень большой скоростью изменений, сдвигами в фундаментальных общественных установках. Культурное наследие, в том числе и музыкальное, является источником стабильности и надежности в постоянно меняющемся мире, выступает одним из оснований идентичности в рамках отдельных субкультур и целых наций, позволяет выстраивать сценарии развития личности и культуры. Н.Ю. Кособуцкая пишет, что наследие можно воспринимать как «бесценный стабилизационный, идентификационный, идеологический ресурс, способный в эпоху перемен нивелировать ощущение тотального разрыва» [25.С.4].
Вторая причина - необходимость выполнения требований ФГОС начального общего образования, где в качестве базовых воспитательных задач указывается на «приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической и социокультурной группы» [53].
Третья причина - содействие реализации Программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 413-п) [46].
Школа должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к музыкальному культурному наследию, воспитания бережного отношения к нему, развития умения воспринимать музыку и специфические музыкальные формы, пробуждения интереса к активному познанию культурного музыкального наследия.
Общеобразовательные учреждения потенциалом воспитания, именно в школе ребенок проводи большую часть своего времени. Кроме того, младшие школьники, как целевая аудитория очень восприимчивы к воспитательным воздействиям. В качестве главного результата воспитания познавательного интереса к культурному музыкальному наследию в младшем школьном возрасте следует рассматривать активное эмоционально-познавательное отношение к музыкальному творчеству, стремление проникнуть в суть явления.
Разработанность проблемы в науке. В современных исследованиях накоплен значительный объем материала, посвященный анализу культурного наследия в широком смысле слова и культурного музыкального наследия. Данный феномен рассматривается в работах А.А. Мазенковой [33], Е.М. Шишкиной [55], С.А. Окольниковой [42], Н.Ю. Кособуцкой [25], Е.В. Самохваловой [48]. Понятие и структура познавательного интереса описывалась в трудах П.И. Семеновой [49], С.А. Трыковой [51], С.Ш. Абдуллоевой[2].
Проблема исследования. Анализ этих и других работ показал, что сам факт существования культурного наследия не говорит о том, что оно автоматически становится достоянием отдельной личности. Поэтому одним из ключевых является вопрос о том, как организовать процесс воспитания познавательного интереса младших школьников к культурному музыкальному наследию.
Тема исследования «Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе».
Гипотеза исследования: воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе должно носить непрерывный характер и осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Объект исследования-процесс воспитания познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования - культурное наследие и воспитание у младших школьников познавательного интереса к нему в школе.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу, направленную на воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту;
2) проанализировать понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе и методы его воспитания в школе;
3) проанализировать понятие и содержание культурного музыкального наследия;
4) проанализировать деятельность МБОУ СОШ №1 г. Советский в воспитании познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников;
5) разработать программу по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Методы исследования:
-теоретические: синтез, обобщение, анализ.
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документов, опрос.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы: в первой главе - три параграфа, во второй главе - три параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст - важный этап в развитии ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы его варьируются в различных странах, культурах и исторических условиях. В нашей стране они определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет и соответствуют официально принятому четырехлетнему периоду начальной школы. В этом возрасте происходят значительные изменения в познавательном, эмоциональном, личностном развитии детей младшего школьного возраста. Обучение в школе буквально ставит ребенка в те условия, когда ему необходимо регулировать не только свое поведение, но и психические процессы. Тем самым стимулируется развитие мышления, восприятия, произвольной памяти школьника, произвольного внимания, запоминания и воспроизведения программного материала. Дети младшего школьного возраста отличаются любознательностью, которая находит свое выражение в эмоционально-положительной реакции на все новое, в том числе и к учению. На этой основе можно успешно формировать интересы, стремление к получению новой информации, обогащению кругозора. Желание познать новое способствует повышению умственной активности, заинтересованности в результатах деятельности.
Приоритетной задачей, стоящей перед начальным общим образованием является формирование у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Это невозможно без воспитания познавательной активности ребенка в той деятельности, которую он выполняет. Одним из факторов, влияющих на познавательную активность детей младшего школьного возраста, является познавательный интерес.
Исследованиями познавательного интереса детей занимались АК. Маркова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова и другие. В их работах познавательный интерес представлен как сложное образование, отличительными чертами которого являются его связь с деятельностью; наличие стремления проникнуть в суть явлений, изучить непознанное, неизведанное для субъекта; активную вовлеченность всех познавательных процессов; наличие эмоционального отклика, эмоционального отношения к объекту.
Обобщая существующие подходы к трактовке познавательного интереса, мы считаем, что его следует рассматривать через единство мотивационной готовности к деятельности, эмоционального отношения к ней, способности сохранять интерес длительное время, самостоятельность и наличия определенного уровня знаний, умений и навыков.
Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является комплексной задачей, решение которой предполагает учет мотивации школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния познавательной деятельности, а так же подбор эффективных педагогических средств, соответствующих этапам работы над развитием познавательного интереса. Особенно эффективным могут стать интегративные формы организации работы по развитию познавательного интереса за счет использования возможностей учебной и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность предполагает большую свободу в действиях, естественную атмосферу, меньшее количество ограничений. Она дает возможность использовать разнообразные методы работы с детьми, а отсутствие отметок снижает тревожность по отношению к результату и позволяет детям сосредоточиться на самом процессе познания.
Под культурным музыкальным наследием можно понимать совокупность значимых, исторически устойчивых и отобранных музыкальных произведений разного характера, происхождения и направленности (народных, классических), представленных в нематериальных формах. Культурное музыкальное наследие, как и любой другой вид культурного наследия, несет в себе интегративную, защитную, развивающую, презентационную функцию и обладает значительным потенциалом для личностного и интеллектуального развития человека.
Для развития этих интересов нужно создать систему музыкального образования школьников на принципах доступности, музыкальности и проблемности, привлечения ближайшего социального окружения. Сочетания в процессе воспитания урочной и внеурочной деятельности дает мощный толчок развитию мышления и познавательных интересов детей.
Анализ деятельности МБОУ СОШ №1 г. Советский показал, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Вместе с тем практически не уделяется внимания воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию. Данная задача если и решается, то косвенно. На основании этого мы считаем необходимым организацию целенаправленной работы по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Результаты изучения познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что у значительного количества детей он находится на невысоком уровне. Это говорит о необходимости организации дополнительной работы по формированию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию как в урочной, так во внеурочной деятельности.
Для развития познавательного интереса к культурному музыкальному наследию детей младшего школьного возраста мы предлагаем программу музыкального образования школьников, основанную на принципах доступности, систематичности работы, проблемности, привлечения ближайшего социального окружения, системности.



1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983.112 с.
2. Абдуллоева, С. Ш. Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих школьников : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Абдуллоева Саноатхоним Шарифовна Курган Тюбе, 2009. 162 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 336 с.
4. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности [Текст] / Ш. Амонашвили. М. : Амрита, 2010. 258 с.
5. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В.П. Анисимов. М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 130 с.
6. Баева, Л.В. Модель культурного наследия [Текст] / Л.В. Баева // Каспийский регион: экономика, политика, культура. 2011. №3. С. 229¬235.
7. Баллер, Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие [Текст]/ Э.А. Баллер. М. : Наука, 1987. 160 с.
8. Бараз, Э.Ф. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 19с.
9. Блинова, Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательных интересов учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 24 c.
10. Богуславский, М.М. Международная охрана культурных ценностей [Текст]/ М.М. Богуславский. М.: Международные отношения, 1979. 191с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. СПб. : Питер, 2008. 399 с.
12. Веденин, Ю. А. Основные положения современной концепции управления культурным наследием [Текст]/ Ю. А. Веденин // Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информ. сб. Вып. 10. Москва, 2002. С. 7-18.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений:В 6-ти т. Т. 4. Детская психология [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984.432 с.
14. Галкова, О. В. Теоретические основы культурного наследия [Текст]/ О.В.Галкова // Вестник Волгоградского государственного университета: Сер. 7. 2011.№ 3 (15). С. 110-114.
15. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин М. :КДУ, АСТ, Харвест, 2008. 400 с.
16. Гарифулин М.С. Формирование интереса к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста на основе ТРИЗ. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 22 с.
17. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 16 с.
18. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. 240 с.
19. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия[Текст] / В.И. Даль. М. : ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 407.
20. Дудчик, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения Дис. канд. пед. наук. 13.00.01. [Текст] /Светлана Викторовна Дудчик. М, 2008. 234 с.
21. Замятин, Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов [Текст] / Д.Н. Замятин. М. .: Знак, 2006. 488с.
22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2 томах.
Том1. Психическое развитие ребенка [Текст] / Под.ред. В. В. Давыдова,
B. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
23. Здравомыслов, А.Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст] / А.Г. Здравомыслов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 29 с.
24. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение[Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. М. : Знание, 1981. 96 с.
25. Кособуцкая, Н.Ю. Актуализация культурного наследия в пространстве народной сценической хореографии: дис. канд. культурологии 22.00.04. [Текст] / Наталья Юрьевна Кособуцкая Челябинск, 2018. 159 с.
26. Кулешова, М. Е. Понятийно терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия [Текст]/ М. Е. Кулешова // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: сб. науч. тр. Москва: Изд-во РНИИ культур.и природ. наследия, 1994. С. 41.
27. Курьянова, Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика [Текст] / Т. С. Курьянова // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 16-18.
28. Лавриненко, В.Н. Проблема социальных интересов [Текст] / В.Н. Лавриненко. М.: Мысль 1978, 188с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леоньтев. Москва: Наука, 1977. 304 с.
30. Лихачёв, Д. С. Декларация прав культуры и её международное значение [Текст] / Д. С. Лихачёв. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 96 с.
31. Лихачёв, Д. С. Память преодолевает время [Электронный ресурс] / Д.
C. Лихачёв // Наше наследие. 2014. № 108. Режим доступа: http://nasledie-rus.ru/podshivka/10801.php(дата обращения: 15.02.2018).
32. Лоуэнталь, Д. Прошлое чужая страна [Текст]/ Д. Лоуэнталь; пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб. : Русский остров; Владимир Даль, 2004. 618с.
33. Мазенкова, А. А.. Культурное наследие как самоорганизующаяся система : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 [Текст] / Мазенкова Анна Алексеевна Тюмень, 2009. 151 с.
34. Маркова, А.К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 1983. 96 с. URL:http://pedlib.ru/Books/1/0389(Дата обращения 23.02.2018)
35. Мастеница, Е. Н. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики [Текст]/ Е. Н. Мастеница // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: сб. статей / СПбГУКИ. СПб., 2008. С. 252-262.
36. Менчинская, Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка [Текст] / Н.А. Менчинская М. :МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. 512 с.
37. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 1979.-186с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. М. : Академия, 2006. 608 с.
39. Науменко О.В. Формирование познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у учащихся классов педагогической поддержки: Автореф.дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 30 с.
40. Нора, П. Проблематика мест памяти [Текст] / П. Нора // Франция память. Санкт-Петербург: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1999. 865 с. С. 55¬56.
41. Обухова, Л. Ф.О26 Возрастная психология [Электронный ресурс] / Л. Ф. Обухова. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 460 с. URL: https://24centre.ru/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Vozrastnaya psiholog iya.pdf(Дата обращения 28.02.2018)
42. Окольникова, С.А. Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст: региональная модель : дис. канд. культурологии: 24.00.01 [Текст] / Окольникова Светлана Анатольевна Москва, 2011. 183 с.
43. Основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс]ПКЬ: http://86sch1- sov.edusite.ru/DswMedia/oop_noo2011-2015.pdf(Дата обращения 15.04.2018)
44. Платонов, К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога) [Текст] / К.К. Платонов.М.: ИП РАН 2005. 310 с.
45. Постникова, Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников : дис. кан. пед. наук. [Текст] Ленинград. 1968 197с.
46. Программа «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 413-п) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/468963092(дата обращения 25.01.2018).
47. Савина, Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Ф.К. Савина // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина). Вып. 4. Волгоград: Перемена, 1997. С. 44-47.
48. Самохвалова, Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.- 200 с.
49. Семенова, П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной воспитательной работе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Полина Ивановна Семенова. Чебоксары, 1999. 242 с.
50. Силкина, О.С. Развитие познавательного интереса школьников в
условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] / О.С. Силкина // Universum: Психология и образование : электрон.научн. журн. 2016. № 6 (24) URL:
http ://7universum.com/ru/psy/archive/item/3270.
51. Трыкова, С.А. Формирование познавательного интереса младших школьников к изобразительной деятельности : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ Светлана Анатольевна Трыкова М, 2000. 211 с.
52. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский. 2е изд., стер. М. : Издательство Юрайт, 2017.
284 с. URL:http://static.my-shop.ru/product/pdf/243/2423955.pdf(Дата обращения 18.02.2018).
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Официальный сайт компании «,№№№.минобрнауки.рф»]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.htmlфайл/2280/13.06.14- ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
54. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология[Текст] / И. В. Шаповаленко. 3е изд., перераб. и доп.М. : Издательство Юрайт, 2015. 576 с.
55. Шишкина Е.М. Традиционное музыкальное наследие волжских немцах в прошлом и современности: дис. доктора искусствоведения : 17.00.09 / Шишкина Елена Михайловна Москва, 2011. 713 с.
56. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л.В. Школяр. М. : Педагогика, 2001.
57. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике[Текст] / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
58. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. Издание 2е, стереотипное.М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. 416 с.
59. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников [Текст] / В.С. Юркевич// Вопросы психологии. 1980. № 2. 83 - 92.
60. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №4. С. 122 - 124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ