Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 6
1.2. Исследование познавательного интереса в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Культурное музыкальное наследие и воспитание
познавательного интереса к нему 24
Глава II. Опытно-поисковая работа по воспитанию познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на примере МБОУ СОШ №1г. Советский 33
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 1 по воспитанию
познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников 33
2.2. Диагностика познавательного интереса у младших
школьников к культурному музыкальному наследию 38
2.3 Программа по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у младших школьников 51
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 74
Глава I. Теоретические основы воспитания познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 6
1.2. Исследование познавательного интереса в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Культурное музыкальное наследие и воспитание
познавательного интереса к нему 24
Глава II. Опытно-поисковая работа по воспитанию познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на примере МБОУ СОШ №1г. Советский 33
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 1 по воспитанию
познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников 33
2.2. Диагностика познавательного интереса у младших
школьников к культурному музыкальному наследию 38
2.3 Программа по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у младших школьников 51
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 74
Актуальность исследования. Потребность воспитания познавательного интереса к культурному музыкальному наследию в школе вызвана рядом объективных причин. Первая из них - современная социально- экономическая ситуация, которая отличается наличием модернизационных процессов, очень большой скоростью изменений, сдвигами в фундаментальных общественных установках. Культурное наследие, в том числе и музыкальное, является источником стабильности и надежности в постоянно меняющемся мире, выступает одним из оснований идентичности в рамках отдельных субкультур и целых наций, позволяет выстраивать сценарии развития личности и культуры. Н.Ю. Кособуцкая пишет, что наследие можно воспринимать как «бесценный стабилизационный, идентификационный, идеологический ресурс, способный в эпоху перемен нивелировать ощущение тотального разрыва» [25.С.4].
Вторая причина - необходимость выполнения требований ФГОС начального общего образования, где в качестве базовых воспитательных задач указывается на «приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической и социокультурной группы» [53].
Третья причина - содействие реализации Программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 413-п) [46].
Школа должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к музыкальному культурному наследию, воспитания бережного отношения к нему, развития умения воспринимать музыку и специфические музыкальные формы, пробуждения интереса к активному познанию культурного музыкального наследия.
Общеобразовательные учреждения потенциалом воспитания, именно в школе ребенок проводи большую часть своего времени. Кроме того, младшие школьники, как целевая аудитория очень восприимчивы к воспитательным воздействиям. В качестве главного результата воспитания познавательного интереса к культурному музыкальному наследию в младшем школьном возрасте следует рассматривать активное эмоционально-познавательное отношение к музыкальному творчеству, стремление проникнуть в суть явления.
Разработанность проблемы в науке. В современных исследованиях накоплен значительный объем материала, посвященный анализу культурного наследия в широком смысле слова и культурного музыкального наследия. Данный феномен рассматривается в работах А.А. Мазенковой [33], Е.М. Шишкиной [55], С.А. Окольниковой [42], Н.Ю. Кособуцкой [25], Е.В. Самохваловой [48]. Понятие и структура познавательного интереса описывалась в трудах П.И. Семеновой [49], С.А. Трыковой [51], С.Ш. Абдуллоевой[2].
Проблема исследования. Анализ этих и других работ показал, что сам факт существования культурного наследия не говорит о том, что оно автоматически становится достоянием отдельной личности. Поэтому одним из ключевых является вопрос о том, как организовать процесс воспитания познавательного интереса младших школьников к культурному музыкальному наследию.
Тема исследования «Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе».
Гипотеза исследования: воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе должно носить непрерывный характер и осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Объект исследования-процесс воспитания познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования - культурное наследие и воспитание у младших школьников познавательного интереса к нему в школе.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу, направленную на воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту;
2) проанализировать понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе и методы его воспитания в школе;
3) проанализировать понятие и содержание культурного музыкального наследия;
4) проанализировать деятельность МБОУ СОШ №1 г. Советский в воспитании познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников;
5) разработать программу по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Методы исследования:
-теоретические: синтез, обобщение, анализ.
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документов, опрос.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы: в первой главе - три параграфа, во второй главе - три параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.
Вторая причина - необходимость выполнения требований ФГОС начального общего образования, где в качестве базовых воспитательных задач указывается на «приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической и социокультурной группы» [53].
Третья причина - содействие реализации Программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 413-п) [46].
Школа должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к музыкальному культурному наследию, воспитания бережного отношения к нему, развития умения воспринимать музыку и специфические музыкальные формы, пробуждения интереса к активному познанию культурного музыкального наследия.
Общеобразовательные учреждения потенциалом воспитания, именно в школе ребенок проводи большую часть своего времени. Кроме того, младшие школьники, как целевая аудитория очень восприимчивы к воспитательным воздействиям. В качестве главного результата воспитания познавательного интереса к культурному музыкальному наследию в младшем школьном возрасте следует рассматривать активное эмоционально-познавательное отношение к музыкальному творчеству, стремление проникнуть в суть явления.
Разработанность проблемы в науке. В современных исследованиях накоплен значительный объем материала, посвященный анализу культурного наследия в широком смысле слова и культурного музыкального наследия. Данный феномен рассматривается в работах А.А. Мазенковой [33], Е.М. Шишкиной [55], С.А. Окольниковой [42], Н.Ю. Кособуцкой [25], Е.В. Самохваловой [48]. Понятие и структура познавательного интереса описывалась в трудах П.И. Семеновой [49], С.А. Трыковой [51], С.Ш. Абдуллоевой[2].
Проблема исследования. Анализ этих и других работ показал, что сам факт существования культурного наследия не говорит о том, что оно автоматически становится достоянием отдельной личности. Поэтому одним из ключевых является вопрос о том, как организовать процесс воспитания познавательного интереса младших школьников к культурному музыкальному наследию.
Тема исследования «Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе».
Гипотеза исследования: воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе должно носить непрерывный характер и осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Объект исследования-процесс воспитания познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования - культурное наследие и воспитание у младших школьников познавательного интереса к нему в школе.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу, направленную на воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту;
2) проанализировать понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе и методы его воспитания в школе;
3) проанализировать понятие и содержание культурного музыкального наследия;
4) проанализировать деятельность МБОУ СОШ №1 г. Советский в воспитании познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников;
5) разработать программу по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Методы исследования:
-теоретические: синтез, обобщение, анализ.
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документов, опрос.
Базой исследования является: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы: в первой главе - три параграфа, во второй главе - три параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.
Младший школьный возраст - важный этап в развитии ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы его варьируются в различных странах, культурах и исторических условиях. В нашей стране они определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет и соответствуют официально принятому четырехлетнему периоду начальной школы. В этом возрасте происходят значительные изменения в познавательном, эмоциональном, личностном развитии детей младшего школьного возраста. Обучение в школе буквально ставит ребенка в те условия, когда ему необходимо регулировать не только свое поведение, но и психические процессы. Тем самым стимулируется развитие мышления, восприятия, произвольной памяти школьника, произвольного внимания, запоминания и воспроизведения программного материала. Дети младшего школьного возраста отличаются любознательностью, которая находит свое выражение в эмоционально-положительной реакции на все новое, в том числе и к учению. На этой основе можно успешно формировать интересы, стремление к получению новой информации, обогащению кругозора. Желание познать новое способствует повышению умственной активности, заинтересованности в результатах деятельности.
Приоритетной задачей, стоящей перед начальным общим образованием является формирование у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Это невозможно без воспитания познавательной активности ребенка в той деятельности, которую он выполняет. Одним из факторов, влияющих на познавательную активность детей младшего школьного возраста, является познавательный интерес.
Исследованиями познавательного интереса детей занимались АК. Маркова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова и другие. В их работах познавательный интерес представлен как сложное образование, отличительными чертами которого являются его связь с деятельностью; наличие стремления проникнуть в суть явлений, изучить непознанное, неизведанное для субъекта; активную вовлеченность всех познавательных процессов; наличие эмоционального отклика, эмоционального отношения к объекту.
Обобщая существующие подходы к трактовке познавательного интереса, мы считаем, что его следует рассматривать через единство мотивационной готовности к деятельности, эмоционального отношения к ней, способности сохранять интерес длительное время, самостоятельность и наличия определенного уровня знаний, умений и навыков.
Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является комплексной задачей, решение которой предполагает учет мотивации школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния познавательной деятельности, а так же подбор эффективных педагогических средств, соответствующих этапам работы над развитием познавательного интереса. Особенно эффективным могут стать интегративные формы организации работы по развитию познавательного интереса за счет использования возможностей учебной и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность предполагает большую свободу в действиях, естественную атмосферу, меньшее количество ограничений. Она дает возможность использовать разнообразные методы работы с детьми, а отсутствие отметок снижает тревожность по отношению к результату и позволяет детям сосредоточиться на самом процессе познания.
Под культурным музыкальным наследием можно понимать совокупность значимых, исторически устойчивых и отобранных музыкальных произведений разного характера, происхождения и направленности (народных, классических), представленных в нематериальных формах. Культурное музыкальное наследие, как и любой другой вид культурного наследия, несет в себе интегративную, защитную, развивающую, презентационную функцию и обладает значительным потенциалом для личностного и интеллектуального развития человека.
Для развития этих интересов нужно создать систему музыкального образования школьников на принципах доступности, музыкальности и проблемности, привлечения ближайшего социального окружения. Сочетания в процессе воспитания урочной и внеурочной деятельности дает мощный толчок развитию мышления и познавательных интересов детей.
Анализ деятельности МБОУ СОШ №1 г. Советский показал, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Вместе с тем практически не уделяется внимания воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию. Данная задача если и решается, то косвенно. На основании этого мы считаем необходимым организацию целенаправленной работы по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Результаты изучения познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что у значительного количества детей он находится на невысоком уровне. Это говорит о необходимости организации дополнительной работы по формированию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию как в урочной, так во внеурочной деятельности.
Для развития познавательного интереса к культурному музыкальному наследию детей младшего школьного возраста мы предлагаем программу музыкального образования школьников, основанную на принципах доступности, систематичности работы, проблемности, привлечения ближайшего социального окружения, системности.
Приоритетной задачей, стоящей перед начальным общим образованием является формирование у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Это невозможно без воспитания познавательной активности ребенка в той деятельности, которую он выполняет. Одним из факторов, влияющих на познавательную активность детей младшего школьного возраста, является познавательный интерес.
Исследованиями познавательного интереса детей занимались АК. Маркова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова и другие. В их работах познавательный интерес представлен как сложное образование, отличительными чертами которого являются его связь с деятельностью; наличие стремления проникнуть в суть явлений, изучить непознанное, неизведанное для субъекта; активную вовлеченность всех познавательных процессов; наличие эмоционального отклика, эмоционального отношения к объекту.
Обобщая существующие подходы к трактовке познавательного интереса, мы считаем, что его следует рассматривать через единство мотивационной готовности к деятельности, эмоционального отношения к ней, способности сохранять интерес длительное время, самостоятельность и наличия определенного уровня знаний, умений и навыков.
Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является комплексной задачей, решение которой предполагает учет мотивации школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния познавательной деятельности, а так же подбор эффективных педагогических средств, соответствующих этапам работы над развитием познавательного интереса. Особенно эффективным могут стать интегративные формы организации работы по развитию познавательного интереса за счет использования возможностей учебной и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность предполагает большую свободу в действиях, естественную атмосферу, меньшее количество ограничений. Она дает возможность использовать разнообразные методы работы с детьми, а отсутствие отметок снижает тревожность по отношению к результату и позволяет детям сосредоточиться на самом процессе познания.
Под культурным музыкальным наследием можно понимать совокупность значимых, исторически устойчивых и отобранных музыкальных произведений разного характера, происхождения и направленности (народных, классических), представленных в нематериальных формах. Культурное музыкальное наследие, как и любой другой вид культурного наследия, несет в себе интегративную, защитную, развивающую, презентационную функцию и обладает значительным потенциалом для личностного и интеллектуального развития человека.
Для развития этих интересов нужно создать систему музыкального образования школьников на принципах доступности, музыкальности и проблемности, привлечения ближайшего социального окружения. Сочетания в процессе воспитания урочной и внеурочной деятельности дает мощный толчок развитию мышления и познавательных интересов детей.
Анализ деятельности МБОУ СОШ №1 г. Советский показал, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Вместе с тем практически не уделяется внимания воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию. Данная задача если и решается, то косвенно. На основании этого мы считаем необходимым организацию целенаправленной работы по воспитанию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию младших школьников.
Результаты изучения познавательного интереса к культурному музыкальному наследию у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что у значительного количества детей он находится на невысоком уровне. Это говорит о необходимости организации дополнительной работы по формированию познавательного интереса к культурному музыкальному наследию как в урочной, так во внеурочной деятельности.
Для развития познавательного интереса к культурному музыкальному наследию детей младшего школьного возраста мы предлагаем программу музыкального образования школьников, основанную на принципах доступности, систематичности работы, проблемности, привлечения ближайшего социального окружения, системности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПЕРМСКОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСАХ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019



