Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ

Работа №96909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА КАК БАЗА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Специфика деятельности библиотеки как культурно-досугового
учреждения 11
1.2 Особенности досуга в библиотеке 19
ГЛАВА 2. БИБЛИОТЕКА - КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ 31
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ РАССМОТРЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ КАК СИСТЕМЫ КАНАЛОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЕЙ .... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение 1 59
Приложение 2 60


Социокультурные институты, с присущими им функциями, целями и задачами, являются доминантными на фоне происходящих преобразований, которыми характеризуется современный этап развития общества. Текущие социально-культурные условия диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации досуговой деятельности библиотек. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуального досуга, как одной из форм деятельности библиотек.
Актуальность исследования. Сферу свободного времени, информирования и досуга, как среду, в которой возможно совмещение и продуктивное взаимовлияние областей, где пересекаются индивидуальные и общественно-социальные интересы, следует назвать одним из предметов научного интереса.
В современном библиотековедении, включая деятельность библиотек в практической области организации досуга, сформировано поле терминов и понятий, которое надлежит уточнить и конкретизировать. В частности, следует отметить понятие «интеллектуальный досуг», которая пока не сформирована даже в общей теории социально-культурной деятельности: не выявлено проблемное поле, не выявлена специфика взаимодействия социокультурных субъектов в этой области, не обозначены перспективы развития как отдельного вида досуговой деятельности. Поскольку узкоспециальное знание развивается только вслед за общим, то вполне естественно, что на сегодняшний день теоретическое обоснование интеллектуально-досуговой деятельности в библиотеке также отсутствует. Этим объясняется отсутствие методической литературы, направленной в помощь сотрудникам библиотек в решении задач по организации интеллектуального досуга.
Однако, проблема, указанная выше не является единственной для организации досуговой деятельности в библиотеках. В современной практике библиотек сложилась непростая ситуация: где библиотека активно выполняет социальный заказ в деле организации досуга населения, используя для этого весь технологический потенциал.
При этом обеспечивается выполнение разнообразных функций, таких как социализирующая, коммуникативная и др. Однако, выполнение первостепенной основной функции, которая заключается в продвижении чтения, продолжает оставаться затруднительной вследствие потери интереса пользователей к этому занятию. На ряду с этими проблемами выделяется третья - специалисты, работающие в библиотеках, рассматривают досуговую деятельность исключительно как развлекательную, упуская из вида то обстоятельство, что кроме названного, существует несколько уровней досуга, среди которых также есть создание интеллектуального продукта, и саморазвития.
Эти проблемы могут перестать быть таковыми, если организация библиотекой досуга, который бы способствующим развитию интеллекта пользователей. Тогда пропаганда чтения перестает представляться затруднительной, ведь саморазвитие личности невозможно без включения в непассивное чтение. Именно для реализации такого вида досуга необходимо сложить теорию досуговой деятельности, практику библиотек в организации досуговых мероприятий, сущность интеллектуального досуга и определить принципы, которые способствуют организации интеллектуального и эстетического досуга в деятельности библиотек.
На основе данного опыта уже будет возможно создать отдельные библиотечные интеллектуально-досуговые методики и пособия. Вследствие обозначения круга проблем и данность возможно сформулировать определение интеллектуального досуга в данном исследовании представляется весьма своевременной. Кроме того, для решения проблемы организации интеллектуального и эстетического досуга с сохранением всех его функций, предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО». Реализация такого проекта позволит рассматривать мероприятия в Централизованной библиотечной системе г. Нижнего Тагила (МБУК «ЦГБ») как возможность продвижения чтения, а также как условие удовлетворения очевидной потребности пользователей в саморазвитии при участии и творении культурных мероприятий.
Разработанность проблемы. Анализ содержания специальной литературы позволяет утверждать, что в современном научном знании вопросы организации интеллектуального досуга в деятельности библиотек разработаны недостаточно.
Досуговые мероприятия в библиотеке как способ реализации потребности в досуговой деятельности как целесообразно организованной, содержательно наполненной и функционально оправданной активной деятельности человека рассматривают Г.В. Головина, М.Я. Дворкина, М.Е. Еленина. Технологии организации библиотечных досуговых мероприятий отражаются в работах Л.С. Жарковой, Г.К. Олзоевой, Т. Б. Ловковой. Методика организации библиотечных праздников, практика сценарных технологий, режиссура досуговых мероприятий были освещены в исследованиях Ю.М. Паршина, В.А. Гагина, Д.М. Генкина, О.И. Маркова, А.И. Чечётина, И.Г. Шароева.
Определенную роль в формировании концептуальной базы выпускной квалификационной работы сыграли труды отечественных ученых в области библиотековедения (A.B. Соколов, М.Д. Афанасьев, В.М. Беспалов, И.И. Ганицкая, С.Г. Матлина, Т.Б. Ловкова, В.Д. Стельмах, В.Р. Фирсов); культурологии и социально-культурной деятельности (Г.А. Аванесова, Г.М. Бирженюк, Т.Г. Киселева, А И. Кравченко Ю.Д. Красильников, H.H. Ярошенко). Исследование трудов М.А. Арианского, Д. Дюмазедье, Ю.А. Стрельцова и других способствовало осмыслению сущности досуговой деятельности, которая помогает гармонично сочетать отдых и всестороннее развитие личности.
Существенный смысл в описании досуговой деятельности в библиотеке имеет исследование многовариантной классификации функций библиотеки, которые являются предметом пристального внимания Н.В. Жадько, P.C. Мотульского, Е.Т. Селиверстовой, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина, В.Р. Фирсова и других.
Содержание понятия досуговой деятельности, ее субъектов, структуры, функций нашло отражение в публикациях Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, П.Ф. Максютина, Г.Н. Новиковой, Ю.А. Стрельцова.
Определенный интерес для данного исследования представили труды отечественных библиотековедов, которые рассматривают деятельность библиотеки в культурологическом и коммуникативном аспектах: Е.Ю. Гениевой, М.Я. Дворкиной, Е.В. Домаренко, В.П. Леонова, Т.Б. Марковой, В.А. Невского и других.
Профессиональная литература освещает широкий спектр досуговых библиотечных форм, которые подробно классифицировали в своих работах В.А. Бородина, Г.В. Головина, JI.C. Жаркова, Т.Б. Ловкова.
В последнее время стали появляться публикации по проблемам интеллектуального досуга. Среди них следует отметить монографию Г.Л. Рукши и Е.Л. Кудриной об интеллектуальном досуге жителей мегаполисов, в которой авторы рассмотрели проблемы интеллектуального досуга как фактора формирования специфического типа городской культуры.
На сегодняшний день фундаментальные исследования, характеризующие организацию интеллектуального досуга в досуговой деятельности библиотеки как самостоятельное направление, имеющее значительный потенциал для стимулирования саморазвития пользователей, отсутствуют.
Объект: библиотеки в современном городском пространстве.
Предмет: деятельность библиотеки по организации интеллектуального досуга молодёжи.
Цель: изучить особенности деятельности библиотек по организации интеллектуального досуга молодёжи.
В соответствии с заявленной целью при проведении исследования предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть специфику библиотеки как культурно-досугового учреждения;
• определить основные направления деятельности библиотек по организации досуга населения;
• проанализировать понятие «интеллектуальный досуг» в теории социально-культурной деятельности;
• исследовать основные технологии организации
интеллектуального досуга в библиотеке на современном этапе;
• разработать проект по организации интеллектуального досуга в библиотеке.
В качестве гипотезы рассматривается предположение, что пространство интеллектуального досуга формируется не самой деятельностью библиотек, а во взаимодействии библиотеки как культурно-досугового учреждения и пользователя.
Методологическая основа исследования. Тематическая направляющая исследования находится на стыке разных наук, раскрывая взаимосвязи библиотековедения, социологии, культурологии, что потребовало обращения к концепциям различных научных направлений и школ.
В основе исследования лежит взаимодействие системно-функционального и культурологического подходов известных отечественных ученых в области библиотековедения (М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, Г.К. Олзоева, В.Д. Стельмах); культурологии и социальнокультурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) и самой деятельности библиотеки в целом.
Также одной из баз для исследования досуговой деятельности библиотек послужили научные труды М.Я. Дворкиной, Г.К. Олзоевой. Существенно укрепляют методологическую базу социально-культурные и коммуникационные подходы к исследованию досуговой деятельности В.З. Дуликова, С.А. Езовой, Т.Б. Ловковой, Г.Н. Новиковой.
Для обоснования досуговой функции библиотеки как способа реализации досуговой деятельности в современных условиях использованы библиотековедческие исследования P.C. Мотульского, Е.Т. Селиверстовой, В.Р. Фирсова.
Общенаучные методы способствовали осмыслению источников из разных областей знаний; источниковедческий и сравнительный методы позволили провести анализ специальной литературы по исследуемой теме; системно-деятельностный, структурно-функциональный анализ применялись при характеристике досуговой деятельности как самостоятельного направления в системе деятельности библиотеки. Эмпирические данные были получены при использовании методов анкетирования.
Научная новизна исследования определяется следующими результатами:
> осуществлено комплексное исследование досуговой
деятельности библиотек;
> выделены основные виды досуговой деятельности библиотек со свойственными тенденциями и формами досуговых мероприятий;
> введено рабочее понятие «интеллектуальный досуг», проявляющее специфику данного вида досуговой деятельности для библиотеки как культурно-досугового учреждения;
> предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО» в качестве примера организации интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки, технологии продвижения чтения, суммы теоретических знаний, организационно-творческих умений и владения технологией досуговых библиотечных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации понятийного аппарата, используемого для характеристики досуговой деятельности в библиотеке; в систематизации библиотечных досуговых мероприятий; в определении сущности интеллектуального досуга; в определении места интеллектуального досуга в досуговой деятельности библиотек; в обогащении теории библиотековедения в части представления об особенностях интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования позволяют определить подходы к реализации технологий организации интеллектуального досуга в системе досуговой деятельности библиотек; предложены пути решения проблемы организации интеллектуально-досуговой деятельности в библиотеке; предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО» как одна из возможностей организации интеллектуально-эстетического досуга в библиотеке.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была поставлена цель исследования деятельности библиотек по организации культурного и интеллектуального досуга. В работе, в соответствии с поставленными задачами, была рассмотрена специфика библиотеки как культурно-досугового учреждения.
Специфику содержания этой деятельности определяет информационный, культурно-просветительский и воспитательный характер, это обусловливает разнообразие форм и тематики культурно-досуговой деятельности библиотек. у них отношения к чтению не только как удовольствию, но и как первооснове развития интеллектуальных способностей. Таким образом, определены особенности библиотечной досуговой деятельности, главная цель которой — привлечение к овладению ценностями культуры максимального количества пользователей библиотеки. Эта цель достижима при выполнении первоначальной функции библиотек, которая заключается в продвижении чтения и реализуется через организацию культурно-просветительской, информационно-развивающей и творческой деятельности.
Библиотечный досуг состоит из многообразия форм деятельности, которая в условиях изменения способствует возрастанию читательского интереса, формированию и развитию интеллектуальных и творческих способностей человека. В исследовании это показано через систематизацию досуговой деятельности библиотек. Библиотека обладает всем необходимым для организации досуговой деятельности пользователей: ресурсами (включающими кадры, финансы и материально-техническую базу), технологиями обслуживания, возможностью профилактической работы по устранению негативных проявлений в обществе.
Из этого следует, что библиотека в социально-культурной практике является не только информационно-просветительским учреждением, но также выступает и как база культурно-досуговой деятельности, имеющей свою специфику.
В выпускной квалификационной работе была сделана попытка определить проблемное поле, в котором располагается понятие «интеллектуальный досуг». В процессе исследования проанализировано само понятие «интеллектуальный досуг» в теории социально-культурной деятельности, выявлена сущность интеллектуально-досуговой деятельности, которая характеризуется, во-первых, общими досуговыми функциями: рекреативной, развлекательной и развивающей, — и во-вторых, включает дополнительные в виде деятельности или творчества и отличается организацией группового взаимодействия.
Обусловлено это тем, что органическая потребность развитого интеллекта состоит не только в том, чтобы потреблять продукты интеллектуальных достижений других индивидов, но и в том, чтобы делиться своими собственными достижениями с другими. Кроме этого, необходимо, чтобы соблюдались условия взаимодействия индивида и группы, а также постоянная постановка новых интеллектуальных задач, ведущих к саморазвитию человека. Одним из главных результатов исследования можно считать то, что удалось вывести определение интеллектуального досуга.
Интеллектуальный досуг — это групповая интерактивная форма деятельности, которая в условиях рекреации и развлечения способствует формированию, развитию и проявлению интеллектуальных и творческих способностей индивида. Также целью работы было поставлено исследование основных технологий организации интеллектуального досуга в библиотеке на современном этапе Интеллектуальную составляющую досуговой деятельности стоит рассматривать как одно из требований социально¬экономического развития и духовного обновления современной жизни.
Выполнение социального заказа на интеллектуально наполненный досуг, определяется возможностями библиотек в этом направлении деятельности. Так, в исследовании была проявлена клубная форма как наиболее удобная для выполнения задач, поставленных библиотекой в деле организации интеллектуального досуга.
Также были рассмотрены игровые технологии, основным приоритетом которых является усвоение индивидом информации в процессе рекреации и развлечения. Игровой процесс предполагает самые разнообразные вариативные возможности, и в этом заключается его преимущество перед другими видами деятельности. Технологический процесс организации интеллектуального досуга также включает и просветительские технологии, которые в современной интерпретации могут также носить игровое начало, однако имеют более выраженную «образовательность».
Кроме групповых технологий, в организации интеллектуального досуга важную роль играет индивидуальная работа с пользователями, которая проявляется в руководстве чтением.
Суммируя технологические особенности, следует сделать вывод, что интеллектуальный досуг в библиотеке может выступить самостоятельной формой, способствующей продвижению чтения. В качестве примера был разработан практический образец технологии организации интеллектуального досуга на примере социокультурного проекта «ART- ПРОСТРАНСТВО».
Полезный досуг в библиотеке, реализуемый через интеллектуальное творчество пользователей, включая молодежь и средний возраст, создание интеллектуальных ценностей возможно через деятельность клуба, в котором используются игровые технологии. Клубы, основанные на интересах пользователей, считаются самой оптимальной моделью среди других форм массовой работы в библиотеках. Такое объединение позволяет создать в библиотечном пространстве ядро развития интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков, логического мышления, актерского и ораторского мастерства. Немаловажным является и творчество пользователей, которое активно поощряется библиотекой.
Клуб развивающих игровых технологий поможет не только расширить круг интересов и знакомств пользователей, развить их творческие и мыслительные способности, но и будет способствовать разрешению проблемы продвижения чтения, которая на сегодняшний день является весьма актуальной не только для Центральной городской библиотеки г. Нижнего Тагила, но и для любых отечественных библиотек. Перспективы развития такого вида досуга, как интеллектуально-игровой, могут быть определены через призму комплекса библиотечных технологий, направленных на продвижение чтения. Это обусловлено тем, что игровая деятельность основывается на интересе, и развитие активного чтения с помощью этой технологии перестает представлять затруднение, поскольку пользователь, включенный в игру, начинает читать добровольно.
В работе была выявлена специфика взаимодействия социокультурных объектов, которая заключается в создании системы субъект-субъектных отношений. Разработанный социокультурный проект является иллюстрацией такой системы.
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, выполнены, цель исследования достигнута. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что пространство интеллектуального досуга формируется во взаимодействии библиотеки как социально-культурного учреждения и пользователя. Это было доказано в ходе исследования и разработки социокультурного проекта «ART-ПРОСТРАНСТВО», который также может рассматриваться в качестве образца суммы теоретических знаний, организационно-творческих умений и владения технологиями организации досуговых библиотечных мероприятий, в частности организации интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки как одной из форм продвижения чтения.
Исследование было также направлено на дополнение, обоснование, определение понятий: «библиотечный досуг», «досуговая деятельность библиотеки», «интеллектуальный досуг». Эти понятия в процессе работы были уточнены, и на основании результатов исследования может быть создано методическое пособие, которое будет являться суммой теоретических знаний досуговой деятельности, библиотечной организационно-досуговой практики, интеллектуально-досуговой деятельности библиотек. Такое пособие позволит определить технологические принципы, которые будут способствовать организации интеллектуального досуга, и внедрить их в деятельности библиотек.


1. Азарова Л.И. Чтение как социокультурное явление / Л.И. Азарова, Л. М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. — 2013. — Выпуск 2. — С. 163- 168.
2. Андреева, А. В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия [Электронный реурс] / А. В. Андреева // Режим доступа www.gramota.net/materials/3/2014/12-3/1.html.
3. Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность / Е. С. Бабосова // Социологический альманах. - 2012. - Выпуск № 3. - С. 336-344.
4. Беляева Л.Ф. Повышение читательского интереса к библиотекам : работа с молодёжной аудиторией / Л. Ф. Беляева, И. В. Перевозникова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - №9. - С. 74-79.
5. Батуева, Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект / Б. Б. Батуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. — Выпуск № 14. — С. 268-271.
6. Белянский, Р. Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения / Р. Г. Белянский // Вестник Тамбовского университета. - 2011. — том 99. — Выпуск № 7. - С. 126-129. (Гуманитарные науки).
7. Биллингтон Д. Х. «Прививали молодёжи любовь к чтению»: Библиотека Конгресса США / Д. Х. Биллингтон // Школьная библиотека. - 2005. - №9-10. - С. 28-30.
8. Бородина Н. От 15-ти и старше / Н. Бородина // Библиотека. - 2012. - №11. - С. 36-41.
9. Бородина, В. А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч.1. : Научные и методологические основы / В. А. Бородина. -Москва : Школьная библиотека, 2006. - 336 с.
10. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развития в
отечественном библиотековедении: научные и методологические основы /В.А.Бородина. - В2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. - Москва: Шк. б-ка, 2006. - 336 с. - (Профессиональная библиотека школьного
библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 10-11)
11. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развития: практикум. Ч. 2 / В. А. Бородина. - Москва: Шк. б-ка, 2006. - 208 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 12).
12. Вальтер В. Молодёжные задачи «публичек» : [Обслуживание подростков в публичных библиотеках США] / В. Вальтер // Библиотека. - 2003. - №4. - С. 73-74.
13. Ветошкина, А. А. «Образовательный компонент в организации работы литературного клуба» [Электронный ресурс] / А. А. Ветошкина// Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы: материалы второго регионального симпозиума, Красноярск (26 ноября 2014 г.)/ Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т ; отв. за вып. Е. А. Ноздренко. - Электрон. текст. данные (PDF, 1,2 Мб). - Красноярск : СФУ, 2014. - 74 с. - режим доступа: http://lib3 .sfukras.ru/ft/lib2/elib tech/b77/i-220417100.pdf.
14. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : диссертация д-ра пед. наук: 05.25.03 / Е. Ю. Гениева - Москва, 2006. - 304 с.
15. Губарева Р. Обслуживание молодёжи в условиях перемен / Р. Губарева. - (БИБЛИОТЕКА НА ДЕЛЕ И ПО ЗАКОНУ) // Независимый библиотечный адвокат. - 2014. - №4. - С. 11-18. - Библиогр.: с. 17-18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ