ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА КАК БАЗА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Специфика деятельности библиотеки как культурно-досугового
учреждения 11
1.2 Особенности досуга в библиотеке 19
ГЛАВА 2. БИБЛИОТЕКА - КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ 31
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ РАССМОТРЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ КАК СИСТЕМЫ КАНАЛОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЕЙ .... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Социокультурные институты, с присущими им функциями, целями и задачами, являются доминантными на фоне происходящих преобразований, которыми характеризуется современный этап развития общества. Текущие социально-культурные условия диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации досуговой деятельности библиотек. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуального досуга, как одной из форм деятельности библиотек.
Актуальность исследования. Сферу свободного времени, информирования и досуга, как среду, в которой возможно совмещение и продуктивное взаимовлияние областей, где пересекаются индивидуальные и общественно-социальные интересы, следует назвать одним из предметов научного интереса.
В современном библиотековедении, включая деятельность библиотек в практической области организации досуга, сформировано поле терминов и понятий, которое надлежит уточнить и конкретизировать. В частности, следует отметить понятие «интеллектуальный досуг», которая пока не сформирована даже в общей теории социально-культурной деятельности: не выявлено проблемное поле, не выявлена специфика взаимодействия социокультурных субъектов в этой области, не обозначены перспективы развития как отдельного вида досуговой деятельности. Поскольку узкоспециальное знание развивается только вслед за общим, то вполне естественно, что на сегодняшний день теоретическое обоснование интеллектуально-досуговой деятельности в библиотеке также отсутствует. Этим объясняется отсутствие методической литературы, направленной в помощь сотрудникам библиотек в решении задач по организации интеллектуального досуга.
Однако, проблема, указанная выше не является единственной для организации досуговой деятельности в библиотеках. В современной практике библиотек сложилась непростая ситуация: где библиотека активно выполняет социальный заказ в деле организации досуга населения, используя для этого весь технологический потенциал.
При этом обеспечивается выполнение разнообразных функций, таких как социализирующая, коммуникативная и др. Однако, выполнение первостепенной основной функции, которая заключается в продвижении чтения, продолжает оставаться затруднительной вследствие потери интереса пользователей к этому занятию. На ряду с этими проблемами выделяется третья - специалисты, работающие в библиотеках, рассматривают досуговую деятельность исключительно как развлекательную, упуская из вида то обстоятельство, что кроме названного, существует несколько уровней досуга, среди которых также есть создание интеллектуального продукта, и саморазвития.
Эти проблемы могут перестать быть таковыми, если организация библиотекой досуга, который бы способствующим развитию интеллекта пользователей. Тогда пропаганда чтения перестает представляться затруднительной, ведь саморазвитие личности невозможно без включения в непассивное чтение. Именно для реализации такого вида досуга необходимо сложить теорию досуговой деятельности, практику библиотек в организации досуговых мероприятий, сущность интеллектуального досуга и определить принципы, которые способствуют организации интеллектуального и эстетического досуга в деятельности библиотек.
На основе данного опыта уже будет возможно создать отдельные библиотечные интеллектуально-досуговые методики и пособия. Вследствие обозначения круга проблем и данность возможно сформулировать определение интеллектуального досуга в данном исследовании представляется весьма своевременной. Кроме того, для решения проблемы организации интеллектуального и эстетического досуга с сохранением всех его функций, предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО». Реализация такого проекта позволит рассматривать мероприятия в Централизованной библиотечной системе г. Нижнего Тагила (МБУК «ЦГБ») как возможность продвижения чтения, а также как условие удовлетворения очевидной потребности пользователей в саморазвитии при участии и творении культурных мероприятий.
Разработанность проблемы. Анализ содержания специальной литературы позволяет утверждать, что в современном научном знании вопросы организации интеллектуального досуга в деятельности библиотек разработаны недостаточно.
Досуговые мероприятия в библиотеке как способ реализации потребности в досуговой деятельности как целесообразно организованной, содержательно наполненной и функционально оправданной активной деятельности человека рассматривают Г.В. Головина, М.Я. Дворкина, М.Е. Еленина. Технологии организации библиотечных досуговых мероприятий отражаются в работах Л.С. Жарковой, Г.К. Олзоевой, Т. Б. Ловковой. Методика организации библиотечных праздников, практика сценарных технологий, режиссура досуговых мероприятий были освещены в исследованиях Ю.М. Паршина, В.А. Гагина, Д.М. Генкина, О.И. Маркова, А.И. Чечётина, И.Г. Шароева.
Определенную роль в формировании концептуальной базы выпускной квалификационной работы сыграли труды отечественных ученых в области библиотековедения (A.B. Соколов, М.Д. Афанасьев, В.М. Беспалов, И.И. Ганицкая, С.Г. Матлина, Т.Б. Ловкова, В.Д. Стельмах, В.Р. Фирсов); культурологии и социально-культурной деятельности (Г.А. Аванесова, Г.М. Бирженюк, Т.Г. Киселева, А И. Кравченко Ю.Д. Красильников, H.H. Ярошенко). Исследование трудов М.А. Арианского, Д. Дюмазедье, Ю.А. Стрельцова и других способствовало осмыслению сущности досуговой деятельности, которая помогает гармонично сочетать отдых и всестороннее развитие личности.
Существенный смысл в описании досуговой деятельности в библиотеке имеет исследование многовариантной классификации функций библиотеки, которые являются предметом пристального внимания Н.В. Жадько, P.C. Мотульского, Е.Т. Селиверстовой, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина, В.Р. Фирсова и других.
Содержание понятия досуговой деятельности, ее субъектов, структуры, функций нашло отражение в публикациях Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, П.Ф. Максютина, Г.Н. Новиковой, Ю.А. Стрельцова.
Определенный интерес для данного исследования представили труды отечественных библиотековедов, которые рассматривают деятельность библиотеки в культурологическом и коммуникативном аспектах: Е.Ю. Гениевой, М.Я. Дворкиной, Е.В. Домаренко, В.П. Леонова, Т.Б. Марковой, В.А. Невского и других.
Профессиональная литература освещает широкий спектр досуговых библиотечных форм, которые подробно классифицировали в своих работах В.А. Бородина, Г.В. Головина, JI.C. Жаркова, Т.Б. Ловкова.
В последнее время стали появляться публикации по проблемам интеллектуального досуга. Среди них следует отметить монографию Г.Л. Рукши и Е.Л. Кудриной об интеллектуальном досуге жителей мегаполисов, в которой авторы рассмотрели проблемы интеллектуального досуга как фактора формирования специфического типа городской культуры.
На сегодняшний день фундаментальные исследования, характеризующие организацию интеллектуального досуга в досуговой деятельности библиотеки как самостоятельное направление, имеющее значительный потенциал для стимулирования саморазвития пользователей, отсутствуют.
Объект: библиотеки в современном городском пространстве.
Предмет: деятельность библиотеки по организации интеллектуального досуга молодёжи.
Цель: изучить особенности деятельности библиотек по организации интеллектуального досуга молодёжи.
В соответствии с заявленной целью при проведении исследования предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть специфику библиотеки как культурно-досугового учреждения;
• определить основные направления деятельности библиотек по организации досуга населения;
• проанализировать понятие «интеллектуальный досуг» в теории социально-культурной деятельности;
• исследовать основные технологии организации
интеллектуального досуга в библиотеке на современном этапе;
• разработать проект по организации интеллектуального досуга в библиотеке.
В качестве гипотезы рассматривается предположение, что пространство интеллектуального досуга формируется не самой деятельностью библиотек, а во взаимодействии библиотеки как культурно-досугового учреждения и пользователя.
Методологическая основа исследования. Тематическая направляющая исследования находится на стыке разных наук, раскрывая взаимосвязи библиотековедения, социологии, культурологии, что потребовало обращения к концепциям различных научных направлений и школ.
В основе исследования лежит взаимодействие системно-функционального и культурологического подходов известных отечественных ученых в области библиотековедения (М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, Г.К. Олзоева, В.Д. Стельмах); культурологии и социальнокультурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) и самой деятельности библиотеки в целом.
Также одной из баз для исследования досуговой деятельности библиотек послужили научные труды М.Я. Дворкиной, Г.К. Олзоевой. Существенно укрепляют методологическую базу социально-культурные и коммуникационные подходы к исследованию досуговой деятельности В.З. Дуликова, С.А. Езовой, Т.Б. Ловковой, Г.Н. Новиковой.
Для обоснования досуговой функции библиотеки как способа реализации досуговой деятельности в современных условиях использованы библиотековедческие исследования P.C. Мотульского, Е.Т. Селиверстовой, В.Р. Фирсова.
Общенаучные методы способствовали осмыслению источников из разных областей знаний; источниковедческий и сравнительный методы позволили провести анализ специальной литературы по исследуемой теме; системно-деятельностный, структурно-функциональный анализ применялись при характеристике досуговой деятельности как самостоятельного направления в системе деятельности библиотеки. Эмпирические данные были получены при использовании методов анкетирования.
Научная новизна исследования определяется следующими результатами:
> осуществлено комплексное исследование досуговой
деятельности библиотек;
> выделены основные виды досуговой деятельности библиотек со свойственными тенденциями и формами досуговых мероприятий;
> введено рабочее понятие «интеллектуальный досуг», проявляющее специфику данного вида досуговой деятельности для библиотеки как культурно-досугового учреждения;
> предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО» в качестве примера организации интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки, технологии продвижения чтения, суммы теоретических знаний, организационно-творческих умений и владения технологией досуговых библиотечных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации понятийного аппарата, используемого для характеристики досуговой деятельности в библиотеке; в систематизации библиотечных досуговых мероприятий; в определении сущности интеллектуального досуга; в определении места интеллектуального досуга в досуговой деятельности библиотек; в обогащении теории библиотековедения в части представления об особенностях интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования позволяют определить подходы к реализации технологий организации интеллектуального досуга в системе досуговой деятельности библиотек; предложены пути решения проблемы организации интеллектуально-досуговой деятельности в библиотеке; предложен социокультурный проект «ART-ПРОСТРАНСТВО» как одна из возможностей организации интеллектуально-эстетического досуга в библиотеке.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В выпускной квалификационной работе была поставлена цель исследования деятельности библиотек по организации культурного и интеллектуального досуга. В работе, в соответствии с поставленными задачами, была рассмотрена специфика библиотеки как культурно-досугового учреждения.
Специфику содержания этой деятельности определяет информационный, культурно-просветительский и воспитательный характер, это обусловливает разнообразие форм и тематики культурно-досуговой деятельности библиотек. у них отношения к чтению не только как удовольствию, но и как первооснове развития интеллектуальных способностей. Таким образом, определены особенности библиотечной досуговой деятельности, главная цель которой — привлечение к овладению ценностями культуры максимального количества пользователей библиотеки. Эта цель достижима при выполнении первоначальной функции библиотек, которая заключается в продвижении чтения и реализуется через организацию культурно-просветительской, информационно-развивающей и творческой деятельности.
Библиотечный досуг состоит из многообразия форм деятельности, которая в условиях изменения способствует возрастанию читательского интереса, формированию и развитию интеллектуальных и творческих способностей человека. В исследовании это показано через систематизацию досуговой деятельности библиотек. Библиотека обладает всем необходимым для организации досуговой деятельности пользователей: ресурсами (включающими кадры, финансы и материально-техническую базу), технологиями обслуживания, возможностью профилактической работы по устранению негативных проявлений в обществе.
Из этого следует, что библиотека в социально-культурной практике является не только информационно-просветительским учреждением, но также выступает и как база культурно-досуговой деятельности, имеющей свою специфику.
В выпускной квалификационной работе была сделана попытка определить проблемное поле, в котором располагается понятие «интеллектуальный досуг». В процессе исследования проанализировано само понятие «интеллектуальный досуг» в теории социально-культурной деятельности, выявлена сущность интеллектуально-досуговой деятельности, которая характеризуется, во-первых, общими досуговыми функциями: рекреативной, развлекательной и развивающей, — и во-вторых, включает дополнительные в виде деятельности или творчества и отличается организацией группового взаимодействия.
Обусловлено это тем, что органическая потребность развитого интеллекта состоит не только в том, чтобы потреблять продукты интеллектуальных достижений других индивидов, но и в том, чтобы делиться своими собственными достижениями с другими. Кроме этого, необходимо, чтобы соблюдались условия взаимодействия индивида и группы, а также постоянная постановка новых интеллектуальных задач, ведущих к саморазвитию человека. Одним из главных результатов исследования можно считать то, что удалось вывести определение интеллектуального досуга.
Интеллектуальный досуг — это групповая интерактивная форма деятельности, которая в условиях рекреации и развлечения способствует формированию, развитию и проявлению интеллектуальных и творческих способностей индивида. Также целью работы было поставлено исследование основных технологий организации интеллектуального досуга в библиотеке на современном этапе Интеллектуальную составляющую досуговой деятельности стоит рассматривать как одно из требований социально¬экономического развития и духовного обновления современной жизни.
Выполнение социального заказа на интеллектуально наполненный досуг, определяется возможностями библиотек в этом направлении деятельности. Так, в исследовании была проявлена клубная форма как наиболее удобная для выполнения задач, поставленных библиотекой в деле организации интеллектуального досуга.
Также были рассмотрены игровые технологии, основным приоритетом которых является усвоение индивидом информации в процессе рекреации и развлечения. Игровой процесс предполагает самые разнообразные вариативные возможности, и в этом заключается его преимущество перед другими видами деятельности. Технологический процесс организации интеллектуального досуга также включает и просветительские технологии, которые в современной интерпретации могут также носить игровое начало, однако имеют более выраженную «образовательность».
Кроме групповых технологий, в организации интеллектуального досуга важную роль играет индивидуальная работа с пользователями, которая проявляется в руководстве чтением.
Суммируя технологические особенности, следует сделать вывод, что интеллектуальный досуг в библиотеке может выступить самостоятельной формой, способствующей продвижению чтения. В качестве примера был разработан практический образец технологии организации интеллектуального досуга на примере социокультурного проекта «ART- ПРОСТРАНСТВО».
Полезный досуг в библиотеке, реализуемый через интеллектуальное творчество пользователей, включая молодежь и средний возраст, создание интеллектуальных ценностей возможно через деятельность клуба, в котором используются игровые технологии. Клубы, основанные на интересах пользователей, считаются самой оптимальной моделью среди других форм массовой работы в библиотеках. Такое объединение позволяет создать в библиотечном пространстве ядро развития интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков, логического мышления, актерского и ораторского мастерства. Немаловажным является и творчество пользователей, которое активно поощряется библиотекой.
Клуб развивающих игровых технологий поможет не только расширить круг интересов и знакомств пользователей, развить их творческие и мыслительные способности, но и будет способствовать разрешению проблемы продвижения чтения, которая на сегодняшний день является весьма актуальной не только для Центральной городской библиотеки г. Нижнего Тагила, но и для любых отечественных библиотек. Перспективы развития такого вида досуга, как интеллектуально-игровой, могут быть определены через призму комплекса библиотечных технологий, направленных на продвижение чтения. Это обусловлено тем, что игровая деятельность основывается на интересе, и развитие активного чтения с помощью этой технологии перестает представлять затруднение, поскольку пользователь, включенный в игру, начинает читать добровольно.
В работе была выявлена специфика взаимодействия социокультурных объектов, которая заключается в создании системы субъект-субъектных отношений. Разработанный социокультурный проект является иллюстрацией такой системы.
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, выполнены, цель исследования достигнута. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что пространство интеллектуального досуга формируется во взаимодействии библиотеки как социально-культурного учреждения и пользователя. Это было доказано в ходе исследования и разработки социокультурного проекта «ART-ПРОСТРАНСТВО», который также может рассматриваться в качестве образца суммы теоретических знаний, организационно-творческих умений и владения технологиями организации досуговых библиотечных мероприятий, в частности организации интеллектуально-досуговой деятельности библиотеки как одной из форм продвижения чтения.
Исследование было также направлено на дополнение, обоснование, определение понятий: «библиотечный досуг», «досуговая деятельность библиотеки», «интеллектуальный досуг». Эти понятия в процессе работы были уточнены, и на основании результатов исследования может быть создано методическое пособие, которое будет являться суммой теоретических знаний досуговой деятельности, библиотечной организационно-досуговой практики, интеллектуально-досуговой деятельности библиотек. Такое пособие позволит определить технологические принципы, которые будут способствовать организации интеллектуального досуга, и внедрить их в деятельности библиотек.
1. Азарова Л.И. Чтение как социокультурное явление / Л.И. Азарова, Л. М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. — 2013. — Выпуск 2. — С. 163- 168.
2. Андреева, А. В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия [Электронный реурс] / А. В. Андреева // Режим доступа www.gramota.net/materials/3/2014/12-3/1.html.
3. Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность / Е. С. Бабосова // Социологический альманах. - 2012. - Выпуск № 3. - С. 336-344.
4. Беляева Л.Ф. Повышение читательского интереса к библиотекам : работа с молодёжной аудиторией / Л. Ф. Беляева, И. В. Перевозникова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - №9. - С. 74-79.
5. Батуева, Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект / Б. Б. Батуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. — Выпуск № 14. — С. 268-271.
6. Белянский, Р. Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения / Р. Г. Белянский // Вестник Тамбовского университета. - 2011. — том 99. — Выпуск № 7. - С. 126-129. (Гуманитарные науки).
7. Биллингтон Д. Х. «Прививали молодёжи любовь к чтению»: Библиотека Конгресса США / Д. Х. Биллингтон // Школьная библиотека. - 2005. - №9-10. - С. 28-30.
8. Бородина Н. От 15-ти и старше / Н. Бородина // Библиотека. - 2012. - №11. - С. 36-41.
9. Бородина, В. А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч.1. : Научные и методологические основы / В. А. Бородина. -Москва : Школьная библиотека, 2006. - 336 с.
10. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развития в
отечественном библиотековедении: научные и методологические основы /В.А.Бородина. - В2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. - Москва: Шк. б-ка, 2006. - 336 с. - (Профессиональная библиотека школьного
библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 10-11)
11. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развития: практикум. Ч. 2 / В. А. Бородина. - Москва: Шк. б-ка, 2006. - 208 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 12).
12. Вальтер В. Молодёжные задачи «публичек» : [Обслуживание подростков в публичных библиотеках США] / В. Вальтер // Библиотека. - 2003. - №4. - С. 73-74.
13. Ветошкина, А. А. «Образовательный компонент в организации работы литературного клуба» [Электронный ресурс] / А. А. Ветошкина// Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы: материалы второго регионального симпозиума, Красноярск (26 ноября 2014 г.)/ Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т ; отв. за вып. Е. А. Ноздренко. - Электрон. текст. данные (PDF, 1,2 Мб). - Красноярск : СФУ, 2014. - 74 с. - режим доступа: http://lib3 .sfukras.ru/ft/lib2/elib tech/b77/i-220417100.pdf.
14. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : диссертация д-ра пед. наук: 05.25.03 / Е. Ю. Гениева - Москва, 2006. - 304 с.
15. Губарева Р. Обслуживание молодёжи в условиях перемен / Р. Губарева. - (БИБЛИОТЕКА НА ДЕЛЕ И ПО ЗАКОНУ) // Независимый библиотечный адвокат. - 2014. - №4. - С. 11-18. - Библиогр.: с. 17-18.
...