Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование законопослушного поведения у подростков в школе

Работа №96905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования законопослушного поведения подростков в школе 7
1.1. Законопослушное поведение: понятие, цель, структура и функции ..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 16
1.3. Принципы, формы, методы, направления формирования
законопослушного поведения у подростков в школе 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию законопослушного поведения у подростков на примере МАОУ ПГО СОШ №8 35
2.1. Анализ деятельности МАОУ ПГО СОШ №8 по формированию
законопослушного поведения у подростков 35
2.2. Диагностика уровня законопослушного поведения у подростков ... 41
2.3. Программа по формированию законопослушного поведения у
подростков в школе 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения

В настоящее время одним из важных приоритетов модернизации в системе образования российских общеобразовательных организаций является формирование законопослушного поведения у подрастающего поколения. Связано это с изменениями в различных сферах жизни общества, обновлением законодательства, переоценкой ценностей, изменением сознания граждан нашего государства.
Высокий уровень законопослушного поведения каждого гражданина является необходимым условием для построения гражданского общества правового государства. Это возможно лишь тогда, если права и свободы отдельного человека рассматриваются как наивысшая ценность общества, и как следствие безусловно соблюдаются. Граждане и государство будут нести взаимную ответственность. И каждый член общества займет активную гражданскую позицию, будет проявлять интерес к изменениям законодательства, каждый гражданин станет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), и с уверенностью будет знать, в какие органы обращаться с целью восстановления нарушенных прав. Законопослушное поведение способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет социальную справедливость, законность - в целом происходит создание благоприятной атмосферы для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня законопослушного поведения значительно снизит число правонарушений, которые совершают люди по причине незнания того, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение.
Важную роль в решении задач по формированию законопослушного поведения подростков играет система образования. Образовательные организации занимаются обучением и воспитанием личности. В школе обучающиеся осваивают правила поведения и нормы в обществе, обучаются взаимодействию друг с другом, выражают своё мнение и учатся уважать мнение остальных людей. Подросток, который еще не достиг совершеннолетия, так же может защитить свои некоторые права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие законопослушного поведения, могут быть востребованы в самых различных жизненных ситуациях, в том числе, и таких, где от наличия у ребёнка законопослушного поведения будет зависеть его личная безопасность.
Формирование законопослушного гражданина происходит постепенно, по мере складывания и развития личности. Одним из основных инструментов формирования законопослушного гражданина является воспитание. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», школа выстраивает работу по воспитанию законопослушного гражданина.
Над проблемой формирования законопослушного поведения работали такие ученые как: Матузов Н.И., Зивс Л.С., Гусев С.И., Темушин О.П., Коренев А.П., Шейнсен Х.Б., Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С., Самощенко И.С..
В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного поведения гражданина и только тогда, когда гражданин имеет сформированное законопослушное поведение право начнет защищать его.
Из-за отсутствия должного внимания к данной проблеме, совершаются правонарушения подростками. А ученые-юристы в своих исследованиях показали, что подростки, которые нарушили закон не осведомлены в своих правах и обязанностях, а знают их только после вынесения им приговора.
Помощь подросткам в адаптации к жизни в демократическом обществе и урегулировании отношений с государством, является главной задачей формирования законопослушного поведения в данное время.
Результатом формирования законопослушного поведения будет являться развитие правового сознания и правовой культуры подростков, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, устойчивого развития общества, а также выполнение ими норм закона и права.
Таким образом, можно сделать вывод, что все выше сказанное обусловило актуальность выбранной темы.
В данной работе мы будем рассматривать старший подростковый возраст.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе и отсутствие целенаправленной деятельности в школе, недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов школы.
Проблема исследования: что входит в процесс формирования законопослушного поведения старших подростков в школе?
Тема исследования: «Формирование законопослушного поведения у подростков в школе».
Объект исследования: процесс формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических знаний разработать программу по формированию законопослушного поведения у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе должно включать в себя:
1) три направления (работа со старшими подростками, работа с педагогами, работа с родителями);
2) формы (урок, экскурсия, лекция, консультация, семинар, дискуссии) методы (репродуктивный метод, исследовательский метод, объяснительно-иллюстрационный метод, методы формирования сознания, методы стимулирования и мотивации, методы самоконтроля, самооценки).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, структуру, цель и функции законопослушного поведения.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
3. Рассмотреть методы, формы и направления формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе.
4. Провести анализ деятельности МАОУ ПГО СОШ №8 по формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе.
5. Провести диагностику уровня законопослушного поведения у старших подростков МАОУ ПГО СОШ №8.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, систематизация, синтез, сравнение.
Эмпирические: анкетирование, анализ документов, устный опрос, обработка данных, беседа.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8».
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время формирование законопослушного поведения становится важным аспектом всестороннего развития личности. Как правило, в наше время знание прав, умение ориентироваться в правовых вопросах, не отступая от рамок дозволенного, понимание важности роли права в жизни государства, так или иначе, влияет не только на развитие отдельно взятого индивида, но и на развития общества в целом. Ведь только законопослушный гражданин сможет решить сложившиеся ситуации путем применения правовых знаний без применения противоправных действий.
Целиковский С.Б., и Абакумов И.О. определяют законопослушное поведение в целом, как такое, которое не отклоняется от предписаний закона.
По мнению Рукавишникова Д.В. под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.
Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а так же выполнение и следование всем нормам закона и права. Тем самым, законопослушное поведение обеспечивает интеграцию личности в социуме.
Процесс формирования законопослушного поведения сопряжен с существенной трансформацией отношения личности к праву, с выработкой у неё правовых установок. Данное свойство человека характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объёмом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Благоприятным периодом для формирования законопослушного поведения является старший подростковый возраст, который, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина заключается от 15 до 17 лет.
Связано это с особенностями формирования мышления у старшего подросткового возраста.
Протекая в условиях школьной жизни, формирование законопослушного поведения опирается на принципы обучения и воспитания.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены принципы, формы, методы, направления формирования законопослушного поведения у старших подростков в школе. Выделяются следующие формы формирования законопослушного поведения: по количеству участников: индивидуальные, групповые и массовые; по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно-полезной и ценностно-ориентационной; в зависимости от метода воздействия: словесные, практические и наглядные. Также к формам формирования законопослушного поведения относятся: урок, экскурсии, консультации, лекции, дискуссии, правовая пропаганда и правовое просвещение старших подростков.
К методам формирования законопослушного поведения относятся объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; исследовательский метод; методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации; методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Направлениями формирования законопослушного поведения являются: работа со старшими подростками, работа с родителями, работа с педагогами.
Во второй главе на основе Отчета по результатам самообследования МАОУ ПГО «СОШ № 8» и беседы с преподавателем обществознания был проведён анализ деятельности МАОУ ПГО «СОШ № 8» в области формирования законопослушного поведения старших подростков, который наглядно показал, что данный процесс в школе не систематизирован и носит достаточно ситуативный характер. В плане экскурсий и реализации проектной деятельности отсутствуют мероприятия решающие задачи по формированию законопослушного поведения старших подростков.
Нами также было проведено исследование, направленное на определение уровня сформированности законопослушного поведения старших подростков. Результаты данного исследования показали, что уровень законопослушного поведения низкий, поскольку обучающиеся плохо владеют терминологией права, не ориентируются в основных положениях, не осознают важность его применения, допускают нарушение прав других людей, не участвуют в мероприятиях, посвящённых формированию законопослушного поведения старших подростков. Так же многие старшие подростки не стремятся быть законопослушными, потому что не имеют представления о возможности наказания, некоторые из старших подростков не нарушают правомерное поведение не потому, что они законопослушны и стремятся следовать законам, а потому что знают, что за совершенные правонарушения могут быть наказаны.
На основании деятельности МАОУ ПГО «СОШ № 8» в области формирования законопослушного поведения и проведённого исследования была разработана программа, которая направленна на повышение уровня формирования законопослушного поведения старших подростков в школе.
Реализация составленной нами программы должна осуществляться непрерывно и проводиться согласно разработанному плану с привлечением всех необходимых специалистов (сотрудники ГИБДД, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, МВД, сотрудники Администрации г. Полевского, сотрудники Законодательного собрания Свердловской области, сотрудники Уставного суда Свердловской области, сотрудники Управления образования г. Полевского).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. Ст. 6.
4. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. 608 с.
5. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
6. Асташова Н.А. Формирование личности с законопослушным поведением. Издат. МПСИ., МОДК., 2013. 19 с.
7. Баранов В.Н., Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.:Изд. «Лань». 2003. 347 с.
8. Баранов П.Л., Русских В.В., Актуальные проблемы теории правового сознания, правовой культуры и правомерного воспитания. Ростов- на-Дону: изд. РГУ, 2012. 26-37 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
10. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка. М.: Знание, 2009. 40 с.
11. Болдырев Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Инст. М: Просвещение, 2013. 115 с.
12. Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже: Собр. соч. т. 2. М., 1982. 284 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
14. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. В кн.: Избранные психологические исследования. М.: 1956., 519 с.
15. Выготский Л.С. собр. соч.: 6 т, М: Педагогика. 1984. т.4., 17 с.
16. Головченко В.В., Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев.: Наукова Думка, 1985г. 128 с.
17. Гранат Н.Л., Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ПРАВО, 2001. 72-79 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения // М.: ИНТОР, 2010. 544с.
19. Давыдов Г.П., Формирование правосознания и поведения учащихся. М.: Академия, 2008. 80 с.
20. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б Эльконин. М.: Мысль, 2006. 125 с.
21. Елин В.М., Педагогические условия формирования правовых знаний старшеклассников. М.: Речь, 2003. 21 с.
22. Ивлева Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты института правового поведения // Наука и практика. 2011. № 3. С. 167-168.
23. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы законопослушного воспитания. М., 2013. 179 с.
24. Карамнов М. Н. Правомерное поведение и правонарушение: грани отличия //Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 2. С. 70-72.
25. Карева А.В., Воспитание правовой культуры личности и формирование правовых компетенций / А.В. Карева // Образование и наука :изв. УрО РАО. 2008. № 5 (17). 29-41 с.
26. Кожевников С.Н. Законопослушное поведение и правонарушение: сущность и содержание. Н. Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис», 2012. С. 190с.
27. Конарев С.В. Ценностные элементы в содержании правомерного поведения // Юридический мир. 2011. N 5. С. 54-56.
28. Кондаков И.М. . Психологический словарь. 2000
29. Кулюткин Ю., Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2011. № 1. С. 6-7
30. Лазарев В.В., Морозова Л.А., Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Издательство Проспект, 2014. 568 с.
31. Летнева О.В., Правовое воспитание в школе. Уровни сформированности правомерного поведения: Учитель, 2012. 280 с.
32. Лукашева Е.А., Правосознание, правовое воспитание и правовая культура // Советское государство и право. М.: Наука, 2010, № 1. 129-137 с.
33. Магомедов А.А. Правомерное и неправомерное поведение: понятие, признаки и взаимосвязи с государством и правом //Аграрное и земельное право. 2012. № 6. С. 72-79.
34. Маллаев Д.М., Правовое воспитание в школе. М.:Вита-Пресс, 2014. 253 с.
35. Мельников В. Ю., Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2014. № 3. 11-17 с.
36. Михайлов С. В. Методология правовых ценностей: понятийно-категориальный анализ. М., 2015. 24 c.
37. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016.351 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. 456 с. 128
39. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. СПб.: Питер, 2016.
40. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: учеб.пособие / Л.Ф. Обухова. М: Педагогическое общество России. 2011
41. Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа средней общеобразовательной школы №8 (ФГОС), Полевской, 2018г. 424 с.
42. Певцова Е. А., О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе // Основы государства и права. 2012. N 1. 49-61 с.
43. Певцова Е. А., Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Е. А. Певцова. М. : Новый учебник , 2011. С. 415.
44. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред Б. М. Бим- Бад. М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. 528 с.
45. Подласый, И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения: новый курс. М.: ВЛАДОС, 2004. 574 с.
46. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. СПб: Питер. 1998
47. Рабовская О.С. Интегративный подход при формировании правомерного поведения // Специальное образование. 2011. № 4. С. 104-113.
48. Рассолова Е. А., Правовое воспитание старшеклассников // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2014. N 1. 45-47 с.
49. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., Правовая психология и преступное поведение. Красноярск: КГПУ, 1988. 67-91 с.
50. Рукавишников Д.В. Виды законопослушного поведения // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 57-59.
51. Рукавишников Д.В. Понятие законопослушного поведения // Адвокатская практика. 2011. N 2. С. 6-10.
52. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 2013. 304 с.
53. Сластенин В.А., Педагогика / В.А. Сластенин. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
54. Соболева М.Н., Правовое воспитание в школе / М.Н. Соболева, Н.В. Савина// Управление школой. 2010. № 3. 56 с.
55. Сухарев А.Я., Правовое воспитание и юридическая наука // Советское государство и право. М.: Наука, 2011, № 2. 3-11 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 2002. 294 с.
57. Целиковский С.Б., Абакумов И.О. Законопослушное поведение и психическая саморегуляция. Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. 32 с.
58. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1997. 35 с.
59. Юсфин С.М. Ребенок и педагог в договорном пространстве // На стороне подростка. 2001. №4. С. 56-64 
http://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law.php(дата обращения 10.11.2018).
61. Исторический аспект правового воспитания. URL: http://lektsia.info/4x659a.html(дата обращения 20.11.2018).
62. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71543618/(дата обращения
24.11.2018) .
63. Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения 30.03.2018).
64. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. URL: http://www.minobraz.ru/(дата обращения 28.11.2018) .
65. Направленность и содержание правовоспитательной деятельности. URL: http://www.tisbi.ru/home/science/journal-of-tisbi/2000/4/17-2/(дата обращения 27.11.2018).
66. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. URL: http://be5.biz/pravo/t001/index.html(дата обращения 27.11.2018)
67. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/(дата обращения 01.12.2018).
68. Официальный сайт МАОУ ПОГ «СОШ №8» г. Полевского https://8pol.uralschool.ru/
69. Панченко Т. С. Возрастные особенности как фактор формирования
правосознания личности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vozrastnyeosobennosti-kak-faktor-formirovaniya- pravosoznaniya-lichnosti(дата обращения 19.12.2018).
70. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://ivo.garant.ru(дата обращения 09.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ