ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 8
1.1 Понятие проектной деятельности обучающихся 8
1.2 Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в ОУ 15
1.3 Организационные аспекты реализации проектной деятельности в
образовательных учреждениях 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 67 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 29
2.1 Теоретические основы модели организации проектной деятельности 29
2.2 Внешняя и внутренняя среда школы как сопутствующий и
сдерживающий факторы организации проектной деятельности 33
2.3 Модель организации проектной деятельности в образовательном
учреждении 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
Инструментом реализации политики государства в сфере образования являются стандарты. Они отражают требования к выпускникам школ в соответствии с теми изменениями, которые претерпевает жизнь и общество в процессе своего существования. В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся [1].
Согласно ФГОС требования к результатам, включают в себя познавательные и социальные практики, умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Рекомендуется предоставить обучающимся возможность осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах. Делается акцент на вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, так как именно проектная деятельность «признана наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности» [14].
Таким образом, для того, чтобы выполнить важнейшие задачи современного образования, педагогическому коллективу школы необходимо научить выпускников не только оценивать достигнутые результаты, но и решать те проблемы, которые обычно связанны с выполнением будущей социальной роли; сформировать у них ключевые компетентности, обладающие универсальным значением для различных видов деятельности. Учащиеся должны иметь навыки поиска, анализа и обработки информации, решения проблем, принятия решений, а также обладать навыками коммуникативности, сотрудничества, измерений.
Важно подготовить выпускника школы к профессиональному выбору, научить его ориентироваться в мире профессий, разбираться в сложившейся на рынке труда ситуации, в системе профессионального образования.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогическом процессе становится важным использование тех форм работы, которые развивают у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Востребованными становятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Следовательно, актуальной задачей для школы становится организация проектной деятельности, которая должна быть выстроена в единую систему работы образовательного учреждения.
Вопросам организации проектной деятельности в школе, начиная с 90-х годов прошлого века, уделялось достаточно внимания. Источниками исследования теории проектной деятельности могут считаться труды Л.В.Выготского о зонах ближайшего развития ребенка, С.Т.Шацкого о развитии образовательной среды, В.А.Давыдова о теории развивающего образования, а также концепция проблемного обучения И.Я.Лернера, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, теория научных школ М.Я.Ярошевского, работа В.И.Вернадского «Мысль как планетарное явление».
В целях оказания практической помощи учителям и администрации в организации проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении рядом издательств «Просвещение», УЦ «Перспектива», «АРКТИ», «КАРО», «Учитель», «Первое сентября» были выпущены книги и методические пособия. Так в работе К.Н.Поливаной «Проектная деятельность школьников» впервые в отечественной педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности в образовательном учреждении [22]. В труде И.В.Комаровой «Проектно¬исследовательская деятельность школьников» описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности в школе в условиях реализации ФГОС ООО [14]. Алгоритмы построения и оформления проектных работ и организации научно-исследовательской деятельности были представлены в пособиях М.А.Ступницкой [28], О.Ю.Меренковой [20], И.С.Сергеева [27], Е.В.Масловой [19]. В пособии С.Г.Щербаковой была представлена одна из первых попыток организации системы практических занятий, направленных на формирование у обучающихся проектных умений [29]. Опыт реализации проектной деятельности представлен в научных и методических журналах «Эксперименты и инновации в школе», «Философия образования», «Концепт», «Современные исследования социальных проблем», «Символ науки», «Наука - образованию» и др.
Однако, несмотря на имеющуюся педагогическую литературу и опыт образовательных организаций страны, методического обеспечения по вопросам организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях недостаточно.
Ведущим противоречием, разрешаемым в данной работе, является, с одной стороны, требование нормативных документов по реализации проектной деятельности в образовательных учреждениях, с другой стороны, отсутствие пошагового алгоритма организации данного вида деятельности для администрации и педагогов.
Актуальная проблема заключается в том, что невозможно организовать проектную деятельность в образовательном учреждении со 100% охватом обучающихся без внедрения в практику работы модели проектной деятельности, предусматривающей реализацию различных видов проектов в школе.
Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
обучающихся.
Цель работы: разработать модель организации проектной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Рассмотреть и обосновать теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
2. Изучить и проанализировать способствующие и сдерживающие факторы реализации проектной деятельности в школе.
3. Разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении на примере МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
Новизна работы заключается в обобщении сведений о проектной деятельности обучающихся и ее организации в ОУ на разных уровнях образования с уточнением базовых понятий. Определены принципы и подходы к организации проектной деятельности. Предложена модель организации проектной деятельности.
В самой общей форме исследовательская проблема будет следующей: каковы устойчивые типы взаимодействия между организатором проектной деятельности в школе, учителем и учеником в ходе проектной деятельности? Какие методы и формы работы используют администрация и учитель для организации проектной деятельности учащихся? В поиске ответов на эти вопросы, сформулирована гипотеза: если разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении, то увеличится число желающих заниматься проектной деятельностью как среди обучающихся, так и педагогов.
В работе использованы нормативные документы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, Примерные программы начального, основного общего и среднего общего образования. Изучен опыт регионов и школ Екатеринбурга, а также зарубежный опыт, представленный в открытом доступе сети Интернет, в ходе семинаров, мастер-классов и вебинаров. Использованы материалы проводимого по теме исследования анкетирования субъектов образовательных отношений в МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
В данной работе используются следующие методы исследования: опрос, нестандартизированное фокусированное интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
Во второй главе предложена модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
Положения, выносимые на защиту:
1. При организации проектной деятельности в образовательном учреждении необходимо учитывать возможности внешней и внутренней среды.
2. Если разработать модель организации проектной деятельности, то повысится охват учащихся проектной деятельностью в образовательном учреждении.
В процессе познания мира каждый ребенок проявляет любознательность, активность, испытывает тягу к экспериментам и открытиям . Именно на эту особенность обратил внимание педагогического сообщества американский ученый и психолог Дж. Дьюи. Он считал, что для удовлетворения инстинктов детей для обучения необходимо вовлекать их в игровую и практическую деятельность. Он был первым, кто попытался заменить классно-урочную форму проектной деятельностью. У Дж. Дьюи было много последователей, в том числе и в России, где подобная деятельность получила название «метод проектов».
Дальнейшее развитие метод проектов получил в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, однако к учебному процессу в школах к проектной деятельности возвратились лишь в конце 90-х годов, когда эта форма работы была включена в Государственные образовательные стандарты как один из разделов по предмету «Технология». И только в 2004 году в ФК ГОС проектная деятельность стала считаться обязательной при освоении программы по предмету «Технология», хотя по остальным предметам учащиеся могли выполнять проекты на добровольной основе.
Сегодня проектная деятельность - элемент проблемного обучения, дающий возможность ученику под руководством учителя творчески мыслить, ставить самостоятельно проблемы, учиться их решать. В этом процессе учащийся овладевает начальными профессиональными знаниями, навыками и умениями, развивает свои способности.
Несмотря на отсутствие термина «проектная деятельность» в нормативных документах учеными и педагогами предлагаются свои варианты раскрытия данного вида деятельности. Автор проанализировал их и составил таблицу, из которой следуют наиболее характерные черты данного вида деятельности, и предложил собственный вариант определения.
Были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей различного возраста, нормативно-правовое обеспечение и организационные аспекты проектной деятельности в образовательных учреждениях. Проанализирован опыт по организации проектной деятельности в образовательных учреждениях нашей страны и за рубежом. Также была проанализирована проектная деятельность в школах Екатеринбурга, подробно рассмотрена организация данной работы в МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов. Определены причины отсутствия заинтересованности в проведении проектной деятельности, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей, и рекомендованы меры по исправлению данной ситуации.
В результате исследования предложены три модели организации проектной деятельности учащихся. Предлагаемые модели базируются на сопутствующих и сдерживающих факторов организации проектной деятельности в ОУ и вместе с этим позволяют учитывать постепенное усложнение учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС НОО, ООО, СОО.
Каждое образовательное учреждение имеет возможность строить работу, опираясь на предложенные модели, как с опорой на собственные ресурсы, так и с опорой на возможности сетевого сотрудничества и социальных партнеров.
В основе всех трех моделей лежат принципы построения проектной деятельности: пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, саморазвития, активности участников проектирования, реалистичности, управляемости.
Используя все три модели в своей деятельности, работая по предложенному алгоритму, образовательная организация сможет эффективно организовать у себя проектную деятельности, направив ее как на реализацию образовательных стандартов, так и на развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей в условиях реализации ФГОС.
1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России от 06.02.2015 № 35915).
2. Приказ министерства образования и науки РФ № 375 от
06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования».
С изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года
№ 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года
№ 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
5. Примерная основная образовательная программа
обраовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
7. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001. - 320 с.
8. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования. Социология: 4М, 1991, № 2. - С. 45-54.
9. Васильева Е.В., Сторожева Н.В., Пахомова Н.Ю., Рулиене Л.Н., Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Корепанова А.А., Романива М.А., Терентьева Н.Г., Ильина Л.В. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе // Красноярск, 2012. - 128 с.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. - М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований».Институт социологии РАН, 2012. - 404 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996. - 267 с.
12. Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. - 216 с.
13. Зборовский Г.Е., Костина Н.К. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. - 230 с.
14. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб: КАРО, 2017. - 128 с
15. Комарова О.В. Модель организации проектной деятельности в школе. - Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # VI, 2014 | Педагогические науки. - 98 с.
...