Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка модели организации проектной деятельности в образовательном учреждении

Работа №96901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 8
1.1 Понятие проектной деятельности обучающихся 8
1.2 Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в ОУ 15
1.3 Организационные аспекты реализации проектной деятельности в
образовательных учреждениях 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 67 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 29
2.1 Теоретические основы модели организации проектной деятельности 29
2.2 Внешняя и внутренняя среда школы как сопутствующий и
сдерживающий факторы организации проектной деятельности 33
2.3 Модель организации проектной деятельности в образовательном
учреждении 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70

Инструментом реализации политики государства в сфере образования являются стандарты. Они отражают требования к выпускникам школ в соответствии с теми изменениями, которые претерпевает жизнь и общество в процессе своего существования. В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся [1].
Согласно ФГОС требования к результатам, включают в себя познавательные и социальные практики, умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Рекомендуется предоставить обучающимся возможность осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах. Делается акцент на вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, так как именно проектная деятельность «признана наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности» [14].
Таким образом, для того, чтобы выполнить важнейшие задачи современного образования, педагогическому коллективу школы необходимо научить выпускников не только оценивать достигнутые результаты, но и решать те проблемы, которые обычно связанны с выполнением будущей социальной роли; сформировать у них ключевые компетентности, обладающие универсальным значением для различных видов деятельности. Учащиеся должны иметь навыки поиска, анализа и обработки информации, решения проблем, принятия решений, а также обладать навыками коммуникативности, сотрудничества, измерений.
Важно подготовить выпускника школы к профессиональному выбору, научить его ориентироваться в мире профессий, разбираться в сложившейся на рынке труда ситуации, в системе профессионального образования.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогическом процессе становится важным использование тех форм работы, которые развивают у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Востребованными становятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Следовательно, актуальной задачей для школы становится организация проектной деятельности, которая должна быть выстроена в единую систему работы образовательного учреждения.
Вопросам организации проектной деятельности в школе, начиная с 90-х годов прошлого века, уделялось достаточно внимания. Источниками исследования теории проектной деятельности могут считаться труды Л.В.Выготского о зонах ближайшего развития ребенка, С.Т.Шацкого о развитии образовательной среды, В.А.Давыдова о теории развивающего образования, а также концепция проблемного обучения И.Я.Лернера, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, теория научных школ М.Я.Ярошевского, работа В.И.Вернадского «Мысль как планетарное явление».
В целях оказания практической помощи учителям и администрации в организации проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении рядом издательств «Просвещение», УЦ «Перспектива», «АРКТИ», «КАРО», «Учитель», «Первое сентября» были выпущены книги и методические пособия. Так в работе К.Н.Поливаной «Проектная деятельность школьников» впервые в отечественной педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности в образовательном учреждении [22]. В труде И.В.Комаровой «Проектно¬исследовательская деятельность школьников» описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности в школе в условиях реализации ФГОС ООО [14]. Алгоритмы построения и оформления проектных работ и организации научно-исследовательской деятельности были представлены в пособиях М.А.Ступницкой [28], О.Ю.Меренковой [20], И.С.Сергеева [27], Е.В.Масловой [19]. В пособии С.Г.Щербаковой была представлена одна из первых попыток организации системы практических занятий, направленных на формирование у обучающихся проектных умений [29]. Опыт реализации проектной деятельности представлен в научных и методических журналах «Эксперименты и инновации в школе», «Философия образования», «Концепт», «Современные исследования социальных проблем», «Символ науки», «Наука - образованию» и др.
Однако, несмотря на имеющуюся педагогическую литературу и опыт образовательных организаций страны, методического обеспечения по вопросам организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях недостаточно.
Ведущим противоречием, разрешаемым в данной работе, является, с одной стороны, требование нормативных документов по реализации проектной деятельности в образовательных учреждениях, с другой стороны, отсутствие пошагового алгоритма организации данного вида деятельности для администрации и педагогов.
Актуальная проблема заключается в том, что невозможно организовать проектную деятельность в образовательном учреждении со 100% охватом обучающихся без внедрения в практику работы модели проектной деятельности, предусматривающей реализацию различных видов проектов в школе.
Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
обучающихся.
Цель работы: разработать модель организации проектной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Рассмотреть и обосновать теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
2. Изучить и проанализировать способствующие и сдерживающие факторы реализации проектной деятельности в школе.
3. Разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении на примере МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
Новизна работы заключается в обобщении сведений о проектной деятельности обучающихся и ее организации в ОУ на разных уровнях образования с уточнением базовых понятий. Определены принципы и подходы к организации проектной деятельности. Предложена модель организации проектной деятельности.
В самой общей форме исследовательская проблема будет следующей: каковы устойчивые типы взаимодействия между организатором проектной деятельности в школе, учителем и учеником в ходе проектной деятельности? Какие методы и формы работы используют администрация и учитель для организации проектной деятельности учащихся? В поиске ответов на эти вопросы, сформулирована гипотеза: если разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении, то увеличится число желающих заниматься проектной деятельностью как среди обучающихся, так и педагогов.
В работе использованы нормативные документы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, Примерные программы начального, основного общего и среднего общего образования. Изучен опыт регионов и школ Екатеринбурга, а также зарубежный опыт, представленный в открытом доступе сети Интернет, в ходе семинаров, мастер-классов и вебинаров. Использованы материалы проводимого по теме исследования анкетирования субъектов образовательных отношений в МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
В данной работе используются следующие методы исследования: опрос, нестандартизированное фокусированное интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).
Во второй главе предложена модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
Положения, выносимые на защиту:
1. При организации проектной деятельности в образовательном учреждении необходимо учитывать возможности внешней и внутренней среды.
2. Если разработать модель организации проектной деятельности, то повысится охват учащихся проектной деятельностью в образовательном учреждении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе познания мира каждый ребенок проявляет любознательность, активность, испытывает тягу к экспериментам и открытиям . Именно на эту особенность обратил внимание педагогического сообщества американский ученый и психолог Дж. Дьюи. Он считал, что для удовлетворения инстинктов детей для обучения необходимо вовлекать их в игровую и практическую деятельность. Он был первым, кто попытался заменить классно-урочную форму проектной деятельностью. У Дж. Дьюи было много последователей, в том числе и в России, где подобная деятельность получила название «метод проектов».
Дальнейшее развитие метод проектов получил в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, однако к учебному процессу в школах к проектной деятельности возвратились лишь в конце 90-х годов, когда эта форма работы была включена в Государственные образовательные стандарты как один из разделов по предмету «Технология». И только в 2004 году в ФК ГОС проектная деятельность стала считаться обязательной при освоении программы по предмету «Технология», хотя по остальным предметам учащиеся могли выполнять проекты на добровольной основе.
Сегодня проектная деятельность - элемент проблемного обучения, дающий возможность ученику под руководством учителя творчески мыслить, ставить самостоятельно проблемы, учиться их решать. В этом процессе учащийся овладевает начальными профессиональными знаниями, навыками и умениями, развивает свои способности.
Несмотря на отсутствие термина «проектная деятельность» в нормативных документах учеными и педагогами предлагаются свои варианты раскрытия данного вида деятельности. Автор проанализировал их и составил таблицу, из которой следуют наиболее характерные черты данного вида деятельности, и предложил собственный вариант определения.
Были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей различного возраста, нормативно-правовое обеспечение и организационные аспекты проектной деятельности в образовательных учреждениях. Проанализирован опыт по организации проектной деятельности в образовательных учреждениях нашей страны и за рубежом. Также была проанализирована проектная деятельность в школах Екатеринбурга, подробно рассмотрена организация данной работы в МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов. Определены причины отсутствия заинтересованности в проведении проектной деятельности, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей, и рекомендованы меры по исправлению данной ситуации.
В результате исследования предложены три модели организации проектной деятельности учащихся. Предлагаемые модели базируются на сопутствующих и сдерживающих факторов организации проектной деятельности в ОУ и вместе с этим позволяют учитывать постепенное усложнение учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС НОО, ООО, СОО.
Каждое образовательное учреждение имеет возможность строить работу, опираясь на предложенные модели, как с опорой на собственные ресурсы, так и с опорой на возможности сетевого сотрудничества и социальных партнеров.
В основе всех трех моделей лежат принципы построения проектной деятельности: пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, саморазвития, активности участников проектирования, реалистичности, управляемости.
Используя все три модели в своей деятельности, работая по предложенному алгоритму, образовательная организация сможет эффективно организовать у себя проектную деятельности, направив ее как на реализацию образовательных стандартов, так и на развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей в условиях реализации ФГОС.



1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России от 06.02.2015 № 35915).
2. Приказ министерства образования и науки РФ № 375 от
06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования».
С изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года
№ 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года
№ 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
5. Примерная основная образовательная программа
обраовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
7. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001. - 320 с.
8. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования. Социология: 4М, 1991, № 2. - С. 45-54.
9. Васильева Е.В., Сторожева Н.В., Пахомова Н.Ю., Рулиене Л.Н., Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Корепанова А.А., Романива М.А., Терентьева Н.Г., Ильина Л.В. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе // Красноярск, 2012. - 128 с.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. - М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований».Институт социологии РАН, 2012. - 404 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996. - 267 с.
12. Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. - 216 с.
13. Зборовский Г.Е., Костина Н.К. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. - 230 с.
14. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб: КАРО, 2017. - 128 с
15. Комарова О.В. Модель организации проектной деятельности в школе. - Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # VI, 2014 | Педагогические науки. - 98 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ