Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная адаптация детей и их родителей к обучению в школе

Работа №96894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 8
1.1 Социальный феномен адаптации 8
1.2 Особенности современной адаптации к школе 17
1.3 Психолого-педагогические и социальные факторы успешной адаптации
28
1.3 Воспитательный потенциал семьи как условие адаптации 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 44
2.1 Исследование мнений педагогов об особенностях социальной адаптации
первоклассников в условиях среднего города 44
(на примере г. Каменска-Уральского) 44
2.2 Современный первоклассник через мнение родителей: особенности
адаптационных процессов 55
2.3 Программа социальной адаптации первоклассников к обучению в школе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение 1 88
Приложение 2 92


В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и для нашей страны, где за последние 8-10 лет произошли глобальные перемены социально-политической ситуации, и человеку необходимо адекватно реагировать на эти изменения.
Актуальность исследования. Приходя в школу, первоклассник попадает в совершенно новую для себя социальную ситуацию развития. Неоднократно появляется множество проблем, которые связаны со сменой социально¬психологических условий в жизни ребенка, это может быть: большая учебная нагрузка, с которой ребенку тяжело справиться, непризнание смены коллектива, неприятие ребенка школьным коллективом, недоброжелательное отношение педагога и другие, непризнание ребенком нового уклада жизни. Этот период для первоклассника является самым сложным в плане адаптации к новым условиям взаимодействия: поведение ребенка оценивается по- другому, то, что могло сойти с рук ранее, сейчас наказывается строже. Вследствие этого меняется подача учебного материала: с ненавязчиво¬игровой до осознано-учебной, занятия увеличивается с 20 минут до 45 минут. Отсутствует осознание строгой дисциплины. Ребенку в начале обучения сложно не отвлекаться, трудно сдерживать эмоции и высидеть полностью урок. Невнимательность на уроке может влечет за собой ряд проблем с успеваемостью и на фоне этого могут возникают трудности: у ребенка появляется чувство страха перед школой, он начинает сомневаться в себе и в своих способностях, может понизиться самооценка, и как следствие может возникнуть из этого проблема - сложность установления дружеского контакта с ровесниками.
Поступление в школу, знакомство с новым коллективом и учителями, новые требования, переход к систематическому накоплению знаний является переломным моментом в жизни ребенка и не каждый ребенок в семилетнем возрасте может легко преодолеть и принять такой образ жизни. Нежелание ребенком принять новую социальную роль школьника может привести к конфликтам в семьи и в школьном коллективе, а так же привести к проблеме социальной дезадаптации.
Проблема адаптации занимает значимое место в различных педагогических и психологических исследованиях, посвященных готовности ребенка к школе и обучению первоклассников, данная проблема нашла отражение в трудах Божович Л.И., Макаренко А.С., Выготского Л.С., Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В, Ильина Е.П., Гумеровой А.Р., Ковалевой Г.С., Обуховой Л.Ф., Эльконина Д.Б., Сорокиной В.В. и других.
Выбранная тема выпускной работы очень широка, поэтому в своем исследовании мы опишем современного первоклассника в условиях среднего города (на примере МАО СОШ г. Каменска-Уральского).
Адаптация в первом классе - особенный и трудный этап в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид
деятельности - учебную, меняется социальное окружение - появляются одноклассники, педагоги и школа как большая социальная группа, в которую вливается ребенок, изменяется режим его жизни.
В последнее время, принимая во внимание возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все значительнее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.
В настоящее время наблюдается необходимость в проектировании системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью быстрой и успешной социальной адаптацией каждого ребенка к школе и отсутствием разработанной программы, способствующей этому процессу в образовательной организации. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом оптимизировать процесс социальной адаптации первоклассника к школе?
Объект - процесс социальной адаптации первоклассников к школе.
Предмет - направления работы участников образовательного процесса по социальной адаптации первоклассников.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов социальной адаптации первоклассников к школе разработать программу по социальной адаптации первоклассников к школе, обеспечивающую успешную социальную адаптацию у первоклассников.
Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
• Проанализировать литературу по теме исследования.
• Рассмотреть современные особенности адаптации.
• Выделить факторы успешной адаптации первоклассников.
• Проанализировать мнения педагогов об особенностях социальной адаптации первоклассников в условиях среднего города.
• Описать портрет современного первоклассника через мнение родителей.
• Разработать программу по социальной адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: социальная адаптация первоклассников к школе будет успешной, если реализовать программу по социальной адаптации первоклассников к школе, содержащей следующие направления:
• Взаимодействие специалистов образовательной организации по созданию благоприятной адаптационной среды;
• Организация режима учебной деятельности первоклассников;
• Организация оздоровительно - профилактической работы;
• Организация учебно - познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
• Организация внеучебной деятельности первоклассников;
• Взаимодействие с участниками образовательного процесса;
• План деятельности классного руководителя в адаптационный
период первоклассников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого¬
педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.
Элементы новизны исследования, представленные в работе:
- обобщены сведения о процессе социализации;
- разработана программа адаптации первоклассников к обучению в школе
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
В ведении прописана актуальность темы исследования, выявлено противоречие, определена проблема исследования, сформулирована гипотеза, определены цель и задачи, представлены методы исследования.
Первая глава «Теоретические подходы к социальной адаптации обучению в школе» включает в себя 4 параграфа. В этой главе рассмотрен психолого-педагогический портрет первоклассника, прописаны особенности данного возраста и современные особенности первоклассника. Рассмотрена адаптация обучающихся к школе как социальный феномен, изучены этапы социальной адаптации, выделены 3 уровня социальной адаптации школьников. Описан воспитательный потенциал семье, как условие успешной адаптации. Проанализированы направления работы по социальной адаптации первоклассников к школе.
Вторая глава «Методические особенности изучения современной социальной адаптации в инклюзивном образовательном пространстве» включает в себя 3 параграфа. В данной главе изучен опыт работы и проанализирована деятельность Каменск-Уральской гимназии по социальной адаптации первоклассников к школе, проведено исследование по изучению существующей системе адаптации первоклассников к обучению в школе в данном образовательном учреждении. С учетом направлений работы по социальной адаптации первоклассников к школе и результатов тестирования разработана программа «Программа социальной адаптации первоклассников к обучению в школе». В заключении представлены основные выводы по результатам исследования. Список используемой литературы содержит 60 источников. В работе имеются 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ состояния проблемы исследования в теории и практической деятельности подтвердил актуальность и своевременность разработки программы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что адаптация - это процесс удовлетворения потребностей личности в результате её активного присоединения к требованиям среды, новым отношениям, видам деятельности и способность к будущему развитию. Школьная адаптация является одной из сфер социальной адаптации. Адаптация первоклассника к школьной жизни - это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе ровесников, усвоение правил и норм школьной жизни, формирование внутренней позиции школьника. Адаптируясь к обучению в школе, первоклассник проходит четыре этапа адаптации:
• первый этап (начальный). Адаптирующийся индивид усваивает правила поведения, но система ценностей новой среды им не признается внутренне;
• второй этап (терпимость). И среда, и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;
• третий этап (приспособление - «аккомодация»). Этап взаимных уступок: не только индивид принимает и признает систему ценностей новой среды, но и представители данной среды признают некоторые ценности индивида;
• четвертый этап (полная адаптация - «ассимиляция»): индивид полностью принимает новые образцы поведения и ценности
Но не все дети с одинаковой успешностью адаптируются к обучению в школе и новым условия, поэтому выделяют три уровня адаптации - высокий, средний и низкий. Так же описали факторы, которые влияют на успешную адаптацию первоклассников к обучению в школе.
Проанализировав деятельность Каменск-Уральской гимназии по адаптации первоклассников к обучению в школе, мы выделили, что работа по адаптации обучающихся проводится по следующим направлениям:
• Работа с родителями - родительские собрания, индивидуальные консультации.
• Работа с первоклассниками - игровые разминки в учебное время, элементы игровой деятельности на уроке, создание группы продленного дня, школьные мероприятия, кружки по интересам и выездные экскурсии.
На базе Каменск-Уральской гимназии для изучения процесса социальной адаптации первоклассников к школе было проведено диагностическое исследование. Цель исследования: изучение существующей системы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Нами были разработаны анкеты для педагогов и родителей по вопросам адаптации и существующей системе адаптации в данном образовательном учреждении. Проанализировав результаты, мы выявили такие проблемы: учителя нуждаются в методической помощи по протеканию адаптационного процесса; отсутствует система единого контроля по уровню адаптации обучающихся, на базе школы нет единой программы по адаптации первоклассников к обучению в школе; родители нуждаются в помощи психолога по консультированию на этапе адаптации детей. Вследствие, мы пришли к выводу, что для того, чтобы процесс адаптации первоклассников протекал успешно, необходима программа по адаптации, в которой будет отражена работа всех школьных систем во взаимодействии с друг другом, а так же взаимодействие родителей со всеми системами.
На основе анализа анкет и выделенных проблем была разработана программа по адаптации первоклассников к обучению в школе. Данная программа содержит: описание целенаправленной педагогической
деятельности по адаптации первоклассников; представлена деятельность педагогического коллектива в адаптационный период учащихся; организацию режима учебной деятельности первоклассников и оздоровительно - профилактической работы; организацию внеурочной деятельности первоклассников; план деятельности классного руководителя в адаптационный период первоклассников.
Предложенные направления работы по социальной адаптации первоклассников способствуют успешной адаптации, таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.



1. Абрамов П.С. Возрастная психология. - М: Развитие, 2003. - 704 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьника.- М.: Развитие, 2004. - 75 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Развитие, 2000. - 188 с.
4. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н.О. Баюкова. - Магадан, 2007. 324 с.
5. Безруких М. М., Князева М. Т., Если ваш ребенок левша. Москва, 2004. с. 21-22, 44-48.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: Наука, 2000. - 132 с.
7. Бисалиева С.К., Пронина М.В. Роль учителя в адаптации ребенка к школе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 258-260.
8. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова // сб. метод. материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2004. - 123 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. 279 с.
10. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. - М., 1984. 287 с.
11. Бородкина Г.В. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002. с. 14-17
12. Бреслау Г.М. Пограничные варианты нормы в онтогенезе личности // «Методологическая проблема исследования функций мозга». - М.: Наука, 2004. - с.77.
13. Венгер А.Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А.А. - М.: Развитие, 2007. 188 с.
14. Войнов В. Б., К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям//Мир психологии. 2000, №4 с134-136.
15. Выготский Л. С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Журнал психологического общества Л. С. Выготского. 2000, с. 2-25.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ