Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №96893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Структура и содержание ИКТ-компетентности педагогического
персонала школы 12
1.2. Сущность и особенности неформального образования 24
1.3. Дидактические возможности виртуальной образовательной среды
как средства формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов в условиях неформального образования 46
1.4 Модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования 58
Выводы по материалам главы 1 69
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 71
2.1. Деятельностные аспекты методики формирования ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования 71
2.2 Организация опытно-поисковой работы и описание ее результатов 86
Выводы по материалам главы 2 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
ЛИТЕРАТУРА 100
Приложение 1 114
Приложение 2 115
Приложение 3 117


С бурным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые предоставляют огромные объемы знаний и информации в любое время и в любом месте, в сфере образования возникла потребность в специальных компетенциях у всех участников образовательного процесса.
Современное информационное общество предъявляет особые требования к уровню профессиональной подготовки педагога. Одним из требований Профессионального стандарта педагога [72] в рамках общепедагогической функции обучение является владение ИКТ - компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [24] по вопросу кадров в системе образования особое внимание направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов, так как «важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях». При этом указывается на возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: «доля учителей пенсионного возраста составляет 18 процентов, доля педагогов-мужчин - немного более 12 процентов. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 процентов».
Низкий уровень готовности педагогов среднего и старшего возраста со значительным стажем работы в образовании к осуществлению образовательной деятельности с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, необходимость разработки методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Современной педагогической наукой предложены методики формирования ИКТ-компетентности педагога в области формального образования. Так, в проекте Профессионального стандарта педагога определено, что начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности проходит «в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в информационной системе образовательного учреждения» [77]. Однако, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» отмечено, что эффективность мер по повышению квалификации часто оказывается ниже ожидаемой. Поэтому «обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ» [24].
При этом, учитывая состояние кадрового потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения, в настоящее время, по мнению автора, актуальным становится вопрос об использовании неформального образования, как наиболее гибкой и эффективной формы повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов.
Изучению проблем формирования и повышения уровня ИКТ - компетентности педагогического персонала образовательного учреждения посвящены работы Солдатовой Г., Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковой В.[91], Аристовой М.П., Ильиной Н.В., Штины М.Ю.[3], Титовой С.В.[99], Мельничук Н.Г.[51], Афанасенковой Л.М.[4], Орловой Е.К.[68], Соколова О.И.[89], Стариченко Б.Е.[93-94] и др.
Вместе с тем, в данных работах недостаточно описаны вопросы, связанные с развитием ИКТ-компетентности педагогических работников образовательного учреждения в условиях неформального образования (краткосрочные курсы, мастер-классы, обучающие семинары по месту работы) в рамках непрерывного процесса повышения квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В связи с вышеизложенным выявлены следующие противоречия:
на социально-педагогическом уровне - между потребностями общества в повышении квалификации учителей в области ИКТ - компетентности и сложившейся системой подготовки (обучения), не позволяющей в достаточной мере соответствовать требованиям к профессиональному мастерству;
на научно-педагогическом уровне - между необходимостью применения различных форм неформального образования для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников образовательного учреждения и недостаточной развитостью теоретических оснований их использования;
на научно-методическом уровне - между необходимостью формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала
образовательного учреждения в условиях неформального образования и отсутствием соответствующих методик.
Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования и определяет его проблему: необходимость разработки методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования по месту работы.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Формирование ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования».
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Предмет исследования: методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала
образовательного учреждения в условиях неформального образования, применение которой обеспечит формирование общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой:
если методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования будет основана на:
- принципах системности, непрерывности, деятельности, саморазвития;
- использовании виртуальной образовательной среды,
а структура методов будет включать профессионально-значимые приемы и способы как индивидуальной, так и совместной деятельности, то она обеспечит формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы с целью:
- выявления структуры и содержания ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
- уточнения определения и сущности неформального образования;
2) Проанализировать дидактические возможности виртуальной образовательной среды для формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов в условиях неформального образования;
3) Разработать методику формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
4) Разработать инструментарий для формирования и диагностики уровня сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
5) Провести опытно-поисковую работу по проверке результативности методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по структуре и содержанию ИКТ-компетентности педагога (Титовой С.В.[99], Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО [97], Профессиональный стандарт «Педагог» [72]);
- об особенностях обучения взрослых (Кларин М.В. [41], Суртаевой Н.Н. [98], Соколовой Е.М.[90], Вершловского С.Г. [16-18], Огарева Е.И.[66]);
- по теории неформального образования (Бабаковой Т.А., Левиной О.Р. [5], Мухлаеваой Т.В. [55], П.Кумбс (P.Coombs), М.Ахмед (M.Ahmed) [110], Скрынник И.К. [85]);
- по использованию современных информационных технологий в организации обучения (Седовой Д.В.[82], Семеновой И. Н., Слепухина А.В. [83], Стариченко Б.Е. [93-94]).
Методы исследования:
теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, профессионального стандарта педагога, учебных программ, учебных пособий и методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование;
экспериментальные методы: наблюдение за деятельностью педагогов в процессе использования на занятии информационно-коммуникационных технологий; анкетирование; методы педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (тестирование), методы статистической обработки результатов.
Этапы проведения исследования: исследование проходило в три этапа:
1 этап - подбор и анализ литературных источников по проблеме исследования;
2 этап - разработка методики формирования ИКТ-компетентности педагогов;
3 этап - проверка эффективности разработанной методики.
База исследования: ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»».
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается достаточно полным анализом работ авторов по исследуемой тематике.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В отличие от работ Афанасенковой Л.М., Букиной Н. Н., Вайндорф- Сысоевой М. Е., Галанова А. Б., Дубровиной Т. Л., Захаровой О. А., Лапчик, М. П., Мельничук Н. Г., Мухлаевой Т. В., Никитина В. Я., Соколовой Е.М. разработана методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования по месту работы, применение которой обеспечивает формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагога.
2. Выявлены условия формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в среде неформального образования.
3. Разработана структурная модель методики формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
4. Разработан инструментарий для формирования и диагностики уровня
сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности
педагогического персонала образовательного учреждения.
5. Опытным путем подтверждена результативность предложенной методики формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнено определение понятия «неформальное образование», под которым в настоящем исследовании понимается: «специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и профессиональной деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».
2. Выделены принципы использования неформального образования, в рамках которого формируется ИКТ-компетентность педагога, это:
- добровольность;
- доступность;
- ориентация на педагогические цели (здесь и сейчас);
- взаимодополнение (дополняет составные части непрерывного обучения, в том числе формальное обучение);
- приоритет активной деятельности, социальных компетентностей;
- опора на опыт;
- стремление к удовлетворению запросов обучающихся.
На основании выделенных принципов построена структурная модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в образовательную практику повышения квалификации педагогов могут быть включены следующие полученные в ходе диссертационного исследования материалы:
- методика, обеспечивающая формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования;
- система учебных заданий для формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагога;
- описание среды взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- измерительные материалы для оценки уровня сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности педагога.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»» в учебной группе, состоящей из 10 преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин.
На защиту выносится:
1. Определение понятия «неформальное образование»;
2. Разработанная методика формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов в условиях неформального образования;
3. Обоснование разработанной методики.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 96 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 109 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной в работе целью, были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить структуру и содержание ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. Рассмотрев существующие трактовки понятия ИКТ-компетентность была выделена общая трактовка, согласно которой: ИКТ-компетентность - это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях развивающегося информационного общества. Уточнены определения и сущность неформального образования. Было выявлено, что неформальное образование может служить инструментом дополнительного профессионального образования и может быть рассмотрено как самостоятельный вид деятельности, осуществляемый по инициативе педагогических работников как вид инициативного образования группы или групп педагогов как вне контекста системы повышения квалификации, так и внутри организации дополнительного профессионального образования.
2. Проанализированы дидактические возможности виртуальной образовательной среды для формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов в условиях неформального образования.
3. Разработана методика формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. В практической главе нами было проведено описание апробации разработанной методики. Были описаны методы, применяемые в работе с педагогами по формированию их общепользовательской ИКТ- компетентности.
4. Разработан инструментарий для формирования и диагностики уровня
сформированное™ общепользовательской ИКТ-компетентности
педагогического персонала образовательного учреждения.
5. Проведена опытно-поисковая работа по проверке результативности методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. Результаты опытно-поисковой работы позволили выявить, что разработанная методика обеспечивает формирование общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов. Достоверность полученных результатов была подтверждена методами математической статистики.
В заключении отметим, что процесс формирования ИКТ- компетентности учителя носит развивающий характер. В конечном счете учитель-предметник должен обладать предметно-педагогической ИКТ- компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.



1. Актуальные задачи современной модели образования: методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования / Письмо Минобрнауки РФ № 03-946 от 08 мая 2008 г.
2. Андреев, А.А. Введение в интернет образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.: ЛОГОС, 2003. - 76 с.
3. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.
4. Афанасенкова Л.М. Дистанционные формы повышения квалификации,
как средство развития профессионализма педагога // "Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании"(сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») // Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru // URL:
http://www.proshkolu.ru/club/prosvescheniexxivek/file2/4125047.pdf.-C.201- 205.
5. Бабакова Т.А., Левина О.Р. Открытый университет как феномен образования взрослых. Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век Выпуск 2 (14), Summer 2016.
6. Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника [Текст] / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -
2013. - Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.
7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000.
8. Букина Н. Н. Интеграция формального и неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов [Текст]/Н.Н. Букина//Российский научный журнал. - 2010. - №16. - С. 150-155.
9. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России [Текст]/Н. Н. Букина/Человек и образование. - 2008. - №3. - С.3-9.
10. Букина Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых [Текст]/Н. Н. Букина//Человек и образование. - СПб.: Академич. вестник ИОВ РАО. - 2006. - №7. - С.81-86.
11. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
12. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как
неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. - 2012 - № 14. - С. 86-91.
13. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. - М.: МГОУ, 2010. - 102 с.
14. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - Москва: МГПДУ, 2009. - 50 с.
15. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Организация виртуальной образовательной среды: теория и практика: моногр. / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ