ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Структура и содержание ИКТ-компетентности педагогического
персонала школы 12
1.2. Сущность и особенности неформального образования 24
1.3. Дидактические возможности виртуальной образовательной среды
как средства формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов в условиях неформального образования 46
1.4 Модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования 58
Выводы по материалам главы 1 69
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 71
2.1. Деятельностные аспекты методики формирования ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования 71
2.2 Организация опытно-поисковой работы и описание ее результатов 86
Выводы по материалам главы 2 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
ЛИТЕРАТУРА 100
Приложение 1 114
Приложение 2 115
Приложение 3 117
С бурным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые предоставляют огромные объемы знаний и информации в любое время и в любом месте, в сфере образования возникла потребность в специальных компетенциях у всех участников образовательного процесса.
Современное информационное общество предъявляет особые требования к уровню профессиональной подготовки педагога. Одним из требований Профессионального стандарта педагога [72] в рамках общепедагогической функции обучение является владение ИКТ - компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [24] по вопросу кадров в системе образования особое внимание направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов, так как «важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях». При этом указывается на возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: «доля учителей пенсионного возраста составляет 18 процентов, доля педагогов-мужчин - немного более 12 процентов. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 процентов».
Низкий уровень готовности педагогов среднего и старшего возраста со значительным стажем работы в образовании к осуществлению образовательной деятельности с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, необходимость разработки методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Современной педагогической наукой предложены методики формирования ИКТ-компетентности педагога в области формального образования. Так, в проекте Профессионального стандарта педагога определено, что начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности проходит «в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в информационной системе образовательного учреждения» [77]. Однако, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» отмечено, что эффективность мер по повышению квалификации часто оказывается ниже ожидаемой. Поэтому «обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ» [24].
При этом, учитывая состояние кадрового потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения, в настоящее время, по мнению автора, актуальным становится вопрос об использовании неформального образования, как наиболее гибкой и эффективной формы повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов.
Изучению проблем формирования и повышения уровня ИКТ - компетентности педагогического персонала образовательного учреждения посвящены работы Солдатовой Г., Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковой В.[91], Аристовой М.П., Ильиной Н.В., Штины М.Ю.[3], Титовой С.В.[99], Мельничук Н.Г.[51], Афанасенковой Л.М.[4], Орловой Е.К.[68], Соколова О.И.[89], Стариченко Б.Е.[93-94] и др.
Вместе с тем, в данных работах недостаточно описаны вопросы, связанные с развитием ИКТ-компетентности педагогических работников образовательного учреждения в условиях неформального образования (краткосрочные курсы, мастер-классы, обучающие семинары по месту работы) в рамках непрерывного процесса повышения квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В связи с вышеизложенным выявлены следующие противоречия:
на социально-педагогическом уровне - между потребностями общества в повышении квалификации учителей в области ИКТ - компетентности и сложившейся системой подготовки (обучения), не позволяющей в достаточной мере соответствовать требованиям к профессиональному мастерству;
на научно-педагогическом уровне - между необходимостью применения различных форм неформального образования для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников образовательного учреждения и недостаточной развитостью теоретических оснований их использования;
на научно-методическом уровне - между необходимостью формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала
образовательного учреждения в условиях неформального образования и отсутствием соответствующих методик.
Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования и определяет его проблему: необходимость разработки методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования по месту работы.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Формирование ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования».
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Предмет исследования: методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала
образовательного учреждения в условиях неформального образования, применение которой обеспечит формирование общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой:
если методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования будет основана на:
- принципах системности, непрерывности, деятельности, саморазвития;
- использовании виртуальной образовательной среды,
а структура методов будет включать профессионально-значимые приемы и способы как индивидуальной, так и совместной деятельности, то она обеспечит формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы с целью:
- выявления структуры и содержания ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
- уточнения определения и сущности неформального образования;
2) Проанализировать дидактические возможности виртуальной образовательной среды для формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов в условиях неформального образования;
3) Разработать методику формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
4) Разработать инструментарий для формирования и диагностики уровня сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения;
5) Провести опытно-поисковую работу по проверке результативности методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по структуре и содержанию ИКТ-компетентности педагога (Титовой С.В.[99], Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО [97], Профессиональный стандарт «Педагог» [72]);
- об особенностях обучения взрослых (Кларин М.В. [41], Суртаевой Н.Н. [98], Соколовой Е.М.[90], Вершловского С.Г. [16-18], Огарева Е.И.[66]);
- по теории неформального образования (Бабаковой Т.А., Левиной О.Р. [5], Мухлаеваой Т.В. [55], П.Кумбс (P.Coombs), М.Ахмед (M.Ahmed) [110], Скрынник И.К. [85]);
- по использованию современных информационных технологий в организации обучения (Седовой Д.В.[82], Семеновой И. Н., Слепухина А.В. [83], Стариченко Б.Е. [93-94]).
Методы исследования:
теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, профессионального стандарта педагога, учебных программ, учебных пособий и методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование;
экспериментальные методы: наблюдение за деятельностью педагогов в процессе использования на занятии информационно-коммуникационных технологий; анкетирование; методы педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (тестирование), методы статистической обработки результатов.
Этапы проведения исследования: исследование проходило в три этапа:
1 этап - подбор и анализ литературных источников по проблеме исследования;
2 этап - разработка методики формирования ИКТ-компетентности педагогов;
3 этап - проверка эффективности разработанной методики.
База исследования: ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»».
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается достаточно полным анализом работ авторов по исследуемой тематике.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В отличие от работ Афанасенковой Л.М., Букиной Н. Н., Вайндорф- Сысоевой М. Е., Галанова А. Б., Дубровиной Т. Л., Захаровой О. А., Лапчик, М. П., Мельничук Н. Г., Мухлаевой Т. В., Никитина В. Я., Соколовой Е.М. разработана методика формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования по месту работы, применение которой обеспечивает формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагога.
2. Выявлены условия формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в среде неформального образования.
3. Разработана структурная модель методики формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
4. Разработан инструментарий для формирования и диагностики уровня
сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности
педагогического персонала образовательного учреждения.
5. Опытным путем подтверждена результативность предложенной методики формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнено определение понятия «неформальное образование», под которым в настоящем исследовании понимается: «специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и профессиональной деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».
2. Выделены принципы использования неформального образования, в рамках которого формируется ИКТ-компетентность педагога, это:
- добровольность;
- доступность;
- ориентация на педагогические цели (здесь и сейчас);
- взаимодополнение (дополняет составные части непрерывного обучения, в том числе формальное обучение);
- приоритет активной деятельности, социальных компетентностей;
- опора на опыт;
- стремление к удовлетворению запросов обучающихся.
На основании выделенных принципов построена структурная модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в образовательную практику повышения квалификации педагогов могут быть включены следующие полученные в ходе диссертационного исследования материалы:
- методика, обеспечивающая формирование общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения в условиях неформального образования;
- система учебных заданий для формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагога;
- описание среды взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- измерительные материалы для оценки уровня сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности педагога.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»» в учебной группе, состоящей из 10 преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин.
На защиту выносится:
1. Определение понятия «неформальное образование»;
2. Разработанная методика формирования общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов в условиях неформального образования;
3. Обоснование разработанной методики.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 96 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 109 источников, приложений.
В соответствии с поставленной в работе целью, были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить структуру и содержание ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. Рассмотрев существующие трактовки понятия ИКТ-компетентность была выделена общая трактовка, согласно которой: ИКТ-компетентность - это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях развивающегося информационного общества. Уточнены определения и сущность неформального образования. Было выявлено, что неформальное образование может служить инструментом дополнительного профессионального образования и может быть рассмотрено как самостоятельный вид деятельности, осуществляемый по инициативе педагогических работников как вид инициативного образования группы или групп педагогов как вне контекста системы повышения квалификации, так и внутри организации дополнительного профессионального образования.
2. Проанализированы дидактические возможности виртуальной образовательной среды для формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов в условиях неформального образования.
3. Разработана методика формирования общепользовательской ИКТ- компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. В практической главе нами было проведено описание апробации разработанной методики. Были описаны методы, применяемые в работе с педагогами по формированию их общепользовательской ИКТ- компетентности.
4. Разработан инструментарий для формирования и диагностики уровня
сформированное™ общепользовательской ИКТ-компетентности
педагогического персонала образовательного учреждения.
5. Проведена опытно-поисковая работа по проверке результативности методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. Результаты опытно-поисковой работы позволили выявить, что разработанная методика обеспечивает формирование общепользовательской ИКТ- компетентности педагогов. Достоверность полученных результатов была подтверждена методами математической статистики.
В заключении отметим, что процесс формирования ИКТ- компетентности учителя носит развивающий характер. В конечном счете учитель-предметник должен обладать предметно-педагогической ИКТ- компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.
1. Актуальные задачи современной модели образования: методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования / Письмо Минобрнауки РФ № 03-946 от 08 мая 2008 г.
2. Андреев, А.А. Введение в интернет образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.: ЛОГОС, 2003. - 76 с.
3. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.
4. Афанасенкова Л.М. Дистанционные формы повышения квалификации,
как средство развития профессионализма педагога // "Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании"(сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») // Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru // URL:
http://www.proshkolu.ru/club/prosvescheniexxivek/file2/4125047.pdf.-C.201- 205.
5. Бабакова Т.А., Левина О.Р. Открытый университет как феномен образования взрослых. Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век Выпуск 2 (14), Summer 2016.
6. Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника [Текст] / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -
2013. - Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.
7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000.
8. Букина Н. Н. Интеграция формального и неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов [Текст]/Н.Н. Букина//Российский научный журнал. - 2010. - №16. - С. 150-155.
9. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России [Текст]/Н. Н. Букина/Человек и образование. - 2008. - №3. - С.3-9.
10. Букина Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых [Текст]/Н. Н. Букина//Человек и образование. - СПб.: Академич. вестник ИОВ РАО. - 2006. - №7. - С.81-86.
11. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
12. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как
неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. - 2012 - № 14. - С. 86-91.
13. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. - М.: МГОУ, 2010. - 102 с.
14. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - Москва: МГПДУ, 2009. - 50 с.
15. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Организация виртуальной образовательной среды: теория и практика: моногр. / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 368 с.
...