ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Характеристика основных понятий темы исследования 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
школьников с системным недоразвитием речи 12
1.3. Обзор коррекционно-педагогических технологий по формированию
слухового внимания у умственно отсталых школьников 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения
констатирующего эксперимента 25
2.2. Содержание методики проведения констатирующего эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ВНИМАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ШКОЛЬНИКОВ 36
3.1. Основные принципы, цели и задачи коррекционного обучения по формированию внимания у умственно отсталых школьников 36
3.2. Содержание этапов логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как одно из средств коррекции фонетико-
фонематической стороны речи 42
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
В последнее время в России сложилась демографическая ситуация, для которой характерно как общее снижение рождаемости, так и уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных (стертых, латентных, с микро симптоматикой) и до выраженных случаев [32].
Статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей младшего возраста с умственной отсталостью, что связано с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, и с недостаточной эффективностью, используемых в работе традиционных технологий воспитания и обучения детей данной категории.
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом отечественной системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить роль личностного, социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями [18].
Правильная и хорошая речь - важное условие полноценного, всестороннего развития детей. Чем разностороннее и грамотнее речь ребенка, тем проще он может выражать свои мысли и изречения. Благодаря чему у ребенка появляются большие возможности в познании окружающей действительности, а также полноценнее становятся отношения со взрослыми и сверстниками.
Анализ работ психологов А. Р. Лурия [31] и Ф. Я. Юдович показывает, что речь и высшие психические функции имеют глубокую взаимосвязь.
Теоретические аспекты проблемы развития внимания в общей психологии и педагогике раскрывались в трудах Б. Ананьева, Ю. Бабанского, М. Добрынина, Ю. Рождественского, И. Страховая и др. [2] Учеными были исследованы вопросы сущности внимания (Л. Выготский, П. Гальперин, М. Добрынин, М. Ланге, Т. Рибо, С. Спичак, Д. Узнадзе, К. Ушинский, и др.); возрастной динамики развития внимания (И. Баскакова, Н. Действенная, Я. Коломинский, В. Крутецкий, М. Лила, А. Люблинская, В. Чяпас и др.); свойств внимания (Ф. Гоноболин, М. Добрынин, Т. Егоров, А. Запорожец, Ф. Королев, С. Рубинштейн, И. Страхов, В. Романов и др.); роль отдельных свойств внимания в учебном процессе (Ю Бабанский, И. Баскакова, И. Бартишникова, В. Бодрова, Г. Лаптиева, М. Лила, Ю. Рождественский, Н. Пахомова, М. Фицула и др.).
В специальной психолого-педагогической литературе проблема внимания и его формирование у младших школьников с умственной отсталостью раскрыта в трудах И. Л. Баскакова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. В. Лиепинь, А. Р. Лурии, М. Матвеевой, М. С. Певзнер, С. Рубинштейн, в частности, ими рассматриваются закономерности и особенности развития внимания, которые указывают на своеобразие проявления произвольного внимания у детей с нарушениями умственного развития; С. В. Лиепинь, Л. Переслени, С. Мироновой, О. Хохлиной и др. раскрывают особенности проявления свойств внимания в учебном процессе школьников с нарушениями умственного развития. Однако, несмотря на актуальность и проведенные исследование, проблема формирования внимания у младших школьников с нарушениями умственного развития остается недостаточно исследованной именно в контексте как средства коррекции фонетико-фонематической стороны речи, что требует разработки логопедической технологии.
Исследование существующей проблемы, изучение опыта работы с обучающимися школьного возраста позволило обнаружить несоответствия, носящие противоречивый характер между:
- возросшими социальными требованиями к уровню развития детей, способных эффективно включаться в образовательный процесс и существующей системой коррекции отклонений в развитии, в частности, умственной отсталости;
- практической востребованностью логопедических технологий формирования внимания у детей и степенью их теоретической обоснованности;
- возможностями логопедической работы по формированию внимания как средства коррекции фонетико-фонематической стороны* речи у умственно отсталых школьников и фрагментарным характером применения психодиагностических и психокоррекционных методик в современной системе коррекционной работы.
В результате выявления противоречий и несоответствий, данная проблема остается актуальной для современного специального образования.
Объект - уровень сформированности внимания и фонетико-фонематической стороны речи у умственно отсталых школьников
Предмет - содержание коррекционной работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
Цель и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования: предполагается, что эффективность процесса формирования внимания как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи может быть обеспечена путем использования логопедической работы, объединяющей средства коррекции речи у умственно отсталых школьников путем формирования слухового внимания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены задачи:
1. Теоретически обосновать исследуемую проблему формирования внимания у умственно отсталых школьников при коррекции нарушений фонетико-фонематического компонента речи при изучении специальной научной, методической литературы в области современной теории и практики специальной психологии и логопедии.
2. Определить основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения, содержание методик исследования при изучении уровня сформированности внимания и фонетико-фонематического компонента речи у умственно отсталых школьников в рамках констатирующего эксперимента.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать содержание коррекционной работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников при устранении нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
4. Выявить взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности внимания у умственно отсталых школьников в процессе организации специальной логопедической работы.
Новизна исследования полагает в том, что была выявлена взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности внимания у умственно отсталых школьников в процессе организации специальной логопедической работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: изучение документов, эксперимент;
- статистические: методы количественной обработки результатов.
База исследования: Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №1,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Всего в исследовании приняло участие 10 обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 9-11 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе исследования раскрываются теоретические вопросы обоснования проблемы формирования внимания у умственно отсталых школьников при организации логопедической работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи. Во второй главе представлены основные принципы цели, задачи содержание, алгоритм проведения, содержание используемых диагностических методик и анализ результатов констатирующего эксперимента. В третьей главе раскрыто содержание логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи, а также анализ характера динамики коррекционного процесса в экспериментальной и контрольной группе исследуемых детей.
Для всестороннего и полноценного развития человека необходимо в полной мере овладеть речевыми навыками. Правильная и грамотная речь - залог успешного освоения грамоты и чтения. Но, тем не менее, из практики психологии и логопедии известно, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наблюдаются нарушения познавательной сферы, которые негативно влияют на всё формирование речевой деятельности. Кроме того, данная проблема становится всё более актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, поскольку наблюдается неуклонный рост числа детей с умственной отсталостью.
Проведённый анализ литературы показал, что такие нарушения могут привести к серьёзным трудностям во время развития ребенка в целом, ведь фонематические процессы играют в этом построении огромную роль. Вследствие этого необходимо проводить логопедическую работу по развитию фонематических процессов. Поскольку, среди младших школьников с интеллектуальной недостаточностью чаще всего встречаются фонетико-фонематические нарушения стороны речи, мы рассмотрели именно эту категорию.
Анализ литературных данных в первой главе показал, что фонетико-фонематическая сторона речи является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей подчёркивается, что познавательные процессы и развитие речи образуют единый процесс. Во второй главе представлены основные принципы цели, задачи содержание, алгоритм проведения, содержание используемых диагностических методик и анализ результатов констатирующего эксперимента. После проведенного эксперимента были отобраны дети в экспериментальную группу и контрольную. Экспериментальную группу составили пять детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с минимальными показателями. Основываясь на анализе исследования, в третьей главе были определены направления логопедической работы по формированию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Проведённый контрольный эксперимент показал незначительную, но положительную динамику в формировании внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, результат исследования подтверждает практическую ценность разработанного комплекса упражнений для работы на логопедических занятиях. Таким образом, можно констатировать, что поставленные в начале исследования цель и задачи полностью достигнуты. Выбранная логопедическая работа является эффективной.
На протяжении всего исследования были разработаны и опубликованы следующие статьи: «Теоретические аспекты формирование внимания как средства коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников», «Анализ результатов констатирующего эксперимента по проблеме формирования внимания как одно из средств коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников».
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. деф. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Ананьев, Б. Г. О системе возрастной психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5 - С. 156-170.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми [Текст] : учеб. пособ. / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Белякова, Л. И. Нарушения речи [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Воронеж, 2008. - 777 с.
5. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1997. - 64 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : СПб, 2008. - 398 с.
7. Власова, Т. А. Методы обследования нарушений речи у детей [Текст] : сб. науч. тр. / Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. - М. : Издательство АПН СССР, 1982. - 160 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
9. Володина, Н. А. Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ [Текст] / Н. А. Володина // Коррекционная педагогика. - 2014. - №3. - С. 35-38.
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец - М. : Спб, 2000. - 200 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Школа- Пресс, 1995. - 128 с.
12. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Союз, 1997. - 144 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 512 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-ПРЕСС, 1999. - 536 с.
...