Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование внимания как одно из средств коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых школьников

Работа №96889

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Характеристика основных понятий темы исследования 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
школьников с системным недоразвитием речи 12
1.3. Обзор коррекционно-педагогических технологий по формированию
слухового внимания у умственно отсталых школьников 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения
констатирующего эксперимента 25
2.2. Содержание методики проведения констатирующего эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ВНИМАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ШКОЛЬНИКОВ 36
3.1. Основные принципы, цели и задачи коррекционного обучения по формированию внимания у умственно отсталых школьников 36
3.2. Содержание этапов логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как одно из средств коррекции фонетико-
фонематической стороны речи 42
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81


В последнее время в России сложилась демографическая ситуация, для которой характерно как общее снижение рождаемости, так и уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных (стертых, латентных, с микро симптоматикой) и до выраженных случаев [32].
Статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей младшего возраста с умственной отсталостью, что связано с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, и с недостаточной эффективностью, используемых в работе традиционных технологий воспитания и обучения детей данной категории.
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом отечественной системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить роль личностного, социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями [18].
Правильная и хорошая речь - важное условие полноценного, всестороннего развития детей. Чем разностороннее и грамотнее речь ребенка, тем проще он может выражать свои мысли и изречения. Благодаря чему у ребенка появляются большие возможности в познании окружающей действительности, а также полноценнее становятся отношения со взрослыми и сверстниками.
Анализ работ психологов А. Р. Лурия [31] и Ф. Я. Юдович показывает, что речь и высшие психические функции имеют глубокую взаимосвязь.
Теоретические аспекты проблемы развития внимания в общей психологии и педагогике раскрывались в трудах Б. Ананьева, Ю. Бабанского, М. Добрынина, Ю. Рождественского, И. Страховая и др. [2] Учеными были исследованы вопросы сущности внимания (Л. Выготский, П. Гальперин, М. Добрынин, М. Ланге, Т. Рибо, С. Спичак, Д. Узнадзе, К. Ушинский, и др.); возрастной динамики развития внимания (И. Баскакова, Н. Действенная, Я. Коломинский, В. Крутецкий, М. Лила, А. Люблинская, В. Чяпас и др.); свойств внимания (Ф. Гоноболин, М. Добрынин, Т. Егоров, А. Запорожец, Ф. Королев, С. Рубинштейн, И. Страхов, В. Романов и др.); роль отдельных свойств внимания в учебном процессе (Ю Бабанский, И. Баскакова, И. Бартишникова, В. Бодрова, Г. Лаптиева, М. Лила, Ю. Рождественский, Н. Пахомова, М. Фицула и др.).
В специальной психолого-педагогической литературе проблема внимания и его формирование у младших школьников с умственной отсталостью раскрыта в трудах И. Л. Баскакова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. В. Лиепинь, А. Р. Лурии, М. Матвеевой, М. С. Певзнер, С. Рубинштейн, в частности, ими рассматриваются закономерности и особенности развития внимания, которые указывают на своеобразие проявления произвольного внимания у детей с нарушениями умственного развития; С. В. Лиепинь, Л. Переслени, С. Мироновой, О. Хохлиной и др. раскрывают особенности проявления свойств внимания в учебном процессе школьников с нарушениями умственного развития. Однако, несмотря на актуальность и проведенные исследование, проблема формирования внимания у младших школьников с нарушениями умственного развития остается недостаточно исследованной именно в контексте как средства коррекции фонетико-фонематической стороны речи, что требует разработки логопедической технологии.
Исследование существующей проблемы, изучение опыта работы с обучающимися школьного возраста позволило обнаружить несоответствия, носящие противоречивый характер между:
- возросшими социальными требованиями к уровню развития детей, способных эффективно включаться в образовательный процесс и существующей системой коррекции отклонений в развитии, в частности, умственной отсталости;
- практической востребованностью логопедических технологий формирования внимания у детей и степенью их теоретической обоснованности;
- возможностями логопедической работы по формированию внимания как средства коррекции фонетико-фонематической стороны* речи у умственно отсталых школьников и фрагментарным характером применения психодиагностических и психокоррекционных методик в современной системе коррекционной работы.
В результате выявления противоречий и несоответствий, данная проблема остается актуальной для современного специального образования.
Объект - уровень сформированности внимания и фонетико-фонематической стороны речи у умственно отсталых школьников
Предмет - содержание коррекционной работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
Цель и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования: предполагается, что эффективность процесса формирования внимания как средства устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи может быть обеспечена путем использования логопедической работы, объединяющей средства коррекции речи у умственно отсталых школьников путем формирования слухового внимания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены задачи:
1. Теоретически обосновать исследуемую проблему формирования внимания у умственно отсталых школьников при коррекции нарушений фонетико-фонематического компонента речи при изучении специальной научной, методической литературы в области современной теории и практики специальной психологии и логопедии.
2. Определить основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения, содержание методик исследования при изучении уровня сформированности внимания и фонетико-фонематического компонента речи у умственно отсталых школьников в рамках констатирующего эксперимента.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать содержание коррекционной работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников при устранении нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
4. Выявить взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности внимания у умственно отсталых школьников в процессе организации специальной логопедической работы.
Новизна исследования полагает в том, что была выявлена взаимосвязь характера динамики коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и уровня сформированности внимания у умственно отсталых школьников в процессе организации специальной логопедической работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: изучение документов, эксперимент;
- статистические: методы количественной обработки результатов.
База исследования: Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №1,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Всего в исследовании приняло участие 10 обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 9-11 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе исследования раскрываются теоретические вопросы обоснования проблемы формирования внимания у умственно отсталых школьников при организации логопедической работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи. Во второй главе представлены основные принципы цели, задачи содержание, алгоритм проведения, содержание используемых диагностических методик и анализ результатов констатирующего эксперимента. В третьей главе раскрыто содержание логопедической работы по формированию внимания у умственно отсталых школьников при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи, а также анализ характера динамики коррекционного процесса в экспериментальной и контрольной группе исследуемых детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для всестороннего и полноценного развития человека необходимо в полной мере овладеть речевыми навыками. Правильная и грамотная речь - залог успешного освоения грамоты и чтения. Но, тем не менее, из практики психологии и логопедии известно, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наблюдаются нарушения познавательной сферы, которые негативно влияют на всё формирование речевой деятельности. Кроме того, данная проблема становится всё более актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, поскольку наблюдается неуклонный рост числа детей с умственной отсталостью.
Проведённый анализ литературы показал, что такие нарушения могут привести к серьёзным трудностям во время развития ребенка в целом, ведь фонематические процессы играют в этом построении огромную роль. Вследствие этого необходимо проводить логопедическую работу по развитию фонематических процессов. Поскольку, среди младших школьников с интеллектуальной недостаточностью чаще всего встречаются фонетико-фонематические нарушения стороны речи, мы рассмотрели именно эту категорию.
Анализ литературных данных в первой главе показал, что фонетико-фонематическая сторона речи является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей подчёркивается, что познавательные процессы и развитие речи образуют единый процесс. Во второй главе представлены основные принципы цели, задачи содержание, алгоритм проведения, содержание используемых диагностических методик и анализ результатов констатирующего эксперимента. После проведенного эксперимента были отобраны дети в экспериментальную группу и контрольную. Экспериментальную группу составили пять детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с минимальными показателями. Основываясь на анализе исследования, в третьей главе были определены направления логопедической работы по формированию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Проведённый контрольный эксперимент показал незначительную, но положительную динамику в формировании внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, результат исследования подтверждает практическую ценность разработанного комплекса упражнений для работы на логопедических занятиях. Таким образом, можно констатировать, что поставленные в начале исследования цель и задачи полностью достигнуты. Выбранная логопедическая работа является эффективной.
На протяжении всего исследования были разработаны и опубликованы следующие статьи: «Теоретические аспекты формирование внимания как средства коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников», «Анализ результатов констатирующего эксперимента по проблеме формирования внимания как одно из средств коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников».



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. деф. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Ананьев, Б. Г. О системе возрастной психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5 - С. 156-170.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми [Текст] : учеб. пособ. / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Белякова, Л. И. Нарушения речи [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Воронеж, 2008. - 777 с.
5. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1997. - 64 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : СПб, 2008. - 398 с.
7. Власова, Т. А. Методы обследования нарушений речи у детей [Текст] : сб. науч. тр. / Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. - М. : Издательство АПН СССР, 1982. - 160 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
9. Володина, Н. А. Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ [Текст] / Н. А. Володина // Коррекционная педагогика. - 2014. - №3. - С. 35-38.
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец - М. : Спб, 2000. - 200 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Школа- Пресс, 1995. - 128 с.
12. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Союз, 1997. - 144 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 512 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-ПРЕСС, 1999. - 536 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ