Введение 3
Глава 1.Теоретические основы нравственного воспитания детей в кадетской школе-интернат 7
1.1. Кадетская школа-интернат как социальный институт 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего
школьного возраста 15
1.3. Нравственное воспитание: понятие, формы и методы 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста кадетской школы-интернат города Верхняя Пышма 36
2.1. Анализ деятельности кадетской школы-интерната города
Верхняя Пышма по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста 36
2.2. Диагностика нравственной воспитанности детей среднего
школьного возраста в кадетской школе-интернат 44
2.3. Программа по нравственному воспитанию детей
среднего школьного возраста в кадетской школе-интернат ... 51
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения
Актуальность темы исследования. Современное общество отличается катастрофическим состоянием нравственного воспитания. У подрастающего поколения искажаются общечеловеческие ценности такие, как представления о добре и зле, справедливости, милосердия, о долге и чести, любви к Отечеству и многое другое.
На протяжении всего существования человечества воспитание играло огромную роль в жизни любого общества. Во все времена люди высоко ценили нравственно воспитанных людей. На современном этапе детей среднего школьного возраста обвиняют в безнравственности, безверия и озлобленности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о целенаправленном воспитании, определяющим интересы человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых им знаний, умений и навыков, определенных установок, опыта и компетенции, которые удовлетворяют образовательные потребности и интересы.
Федеральный закон определяет воспитание, как деятельность, направленную на развитие личности на основе нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[59].
Исследуемая проблема была отражена в работах ученых А. М. Кондакова, А. Я. Данилюк и В. А. Тишкова которые разработали «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников» в ней ясно говориться о том, что в нашем обществе не выражена система нравственных качеств и ценностей, не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов [14, с.480].
Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывает негативное воздействие на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. Об этом свидетельствуют постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное»[13, с.261].
Нравственное воспитание детей среднего школьного возраста является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Прежде, чем перейти к рассмотрению вопроса нравственного воспитания, необходимо познакомиться с ценностями общества в современном мире.
В педагогической литературе мы нашли отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания[48, с. 136].
Проблеме нравственного воспитания немалое внимание уделяют современные психологи и педагоги исследования показывают, что успешность нравственного воспитания в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности воспитанников.
Проблема нравственного воспитания очень актуальна, ведь от воспитания ребенка зависит дальнейшая его жизнь, и, возможно, судьбы других людей. Воспитание -это искусство, которое заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, принимал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них - разум, мудрость, любовь к людям. Ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия.
Противоречие исследования: заключается между необходимостью нравственного воспитания детей среднего школьного возраста и недостаточной разработанностью программного содержания в кадетской школе-интернат.
Проблема исследования: как осуществляется нравственное воспитание детей среднего школьного возраста в кадетской школе-интернат.
Тема исследования: «Нравственное воспитание детей среднего школьного возраста».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания.
Предмет исследования: формы и методы нравственного воспитания детей среднего школьного возраста.
Цель исследования: на основании теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста в кадетской школе-интернат.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание у детей среднего школьного возраста в кадетской школе-интернат будет осуществляться если:
1) определены основные направления и содержание воспитательной работы кадетской школы-интернат по воспитанию нравственных ценностных ориентаций;
2) привлечены специалисты образовательной организации (психолог, преподаватели, воспитатели и администрация школы);
3) разработана программа по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе решились следующие задачи:
• рассмотреть кадетскую школу как социальный институт;
• дать психолого-педагогическую характеристику детей среднего школьного возраста;
• изучить понятие «нравственное воспитание», определить методы и формы нравственного воспитания детей среднего школьного возраста;
• проанализировать деятельность кадетской школы-интернат по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста;
• провести диагностику нравственной воспитанности детей среднего школьного возраста в кадетской школе-интернат.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез обобщение, сравнение, классификация;
• эмпирические: анализ документов, тестирование, математическая и графическая обработка результатов исследования.
База исследования: Кадетская школа-интернат г. Верхняя Пышма.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложение.
Средний школьный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Современное общество отличается катастрофическим состоянием нравственного воспитания. У подрастающего поколения искажаются общечеловеческие ценности такие как: представления о добре и зле, справедливости, милосердия, о долге и чести, любви к Отечеству и многое другое.
На протяжении всего существования человечества воспитание играло огромную роль в жизни любого общества. Во все времена люди высоко ценили нравственно воспитанных людей. На современном этапе молодежь обвиняют в безнравственности, безверия и озлобленности.
В данной работе первой главы мы рассмотрели кадетскую школу как социальный институт и пришли к выводу, что кадетская школа как социальный институт готовит детей к самостоятельной жизни во всех сферах жизнедеятельности. Система кадетского образования как социального института сформирована и имеет свои определенные цели и задачи, работа ведется по установленному уставу школы.
В процесс нравственного воспитания входит:
• умение адаптироваться в мужском коллективе;
• жить и учиться по уставу кадетской школы;
• развитие устойчивости к стрессам;
• строго соблюдать правила ношения формы одежды, соблюдать правила личной гигиены;
• бережно относиться к имуществу кадетской школы к своей форме одежды и вещам других кадетов;
• систематически заниматься физической культурой и спортом;
• передвижение по территории производить только строем;
• ответственно относиться к службе (на посту, дневального и дежурного по роте, столовой);
• знать устав внутренней службы кадетской школы (права, обязанности и ответственность кадетов, звания воспитанников кадетской школы, поощрения и дисциплинарные взыскания, порядок отдачи и выполнения приказаний, этикет взаимоотношений в кадетском коллективе, повседневный распорядок, суточный наряд кадетской школы, положение о Знамени кадетской школы, кодекс кадетской чести);
• знать историю кадетского движения;
• строго выполнять приказы офицеров-воспитателей и администрации кадетской школы.
Система кадетского образования как социальный институт сформирована в ответ на запрос общества. Кадетская школа - интернат является организованной структурой, целью которой является привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом, развитие их интеллектуальных способностей и творчества, подготовки кадетов к службе в рядах Российской Армии. Воспитание в кадетских школах - многоплановое, системное и скоординированное.
Во втором параграфе мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику среднего школьного возраста и пришли к выводу, что в этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом и является центральным новообразованием детей среднего школьного возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. В этот период из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется общением со сверстниками, авторитет сверстников играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Дети становятся восприимчивыми к промахам педагогов. Кроме того у них ярко выражена эмоциональность. Ребенок ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них?
В третьем параграфе мы рассмотрели понятия воспитания, нравственного воспитания, а также формы и методы нравственного воспитания. Воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
А нравственное воспитание-это система взаимодействия человека, направленное на формирование у него нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Во второй главе нашей работы мы проанализировали работу кадетской школы-интернат. Из общего результата следует, что нравственное воспитание кадетов является обязательным компонентом образовательного и воспитательного процесса.
В целом задачи, стоящие перед коллективом кадетской школы- интернат выполняются. Связи кадетской школы-интернат достаточно разнообразны, появилось больше возможностей для дальнейшего развития системы нравственного воспитания, следует продолжать работу по развитию взаимодействия с учреждениями и различными структурами.
В работе применяются методы:
• методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекции, этические беседы, внушение, диспут, доклад, пример, анкетирование, тестирование);
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручение, воспитывающие ситуации);
• методы стимулирования (соревнования, поощрения, наказания).
Наиболее распространёнными формами являются индивидуальные, групповые и массовые.
Результатом работы педагогического коллектива является то, что у кадетов наиболее выражены такие показатели, как сострадание и милосердие, наименьший уровень сформированности характерен для таких сфер, как трудолюбие, уважение к сверстникам и старшим, тактичность, умение защищать свою точку зрения, добросовестность. Проблема в том, что не всем детям хватает уверенности в себе, знаний о своем внутреннем мире, они еще плохо умеют находить самого себя и развивать творческие способности, относиться к собственной жизни.
По результатам диагностики мы видим, в целом кадеты относятся бережно к продуктам труда людей. В сложных конфликтных ситуациях нередко теряются, но всегда следуют нравственной воспитанности. Понимают необходимость своего физического развития. Стремятся быть сильными, смелыми, здоровыми. Всегда требовательны к себе, но иногда позволяют себе расслабиться. Воспринимают красоту окружающего мира. Проявляют интерес к различным видам искусства. Стремятся объективно оценивать свое поведение и поведение других кадетов. У большинства ребят сформировались такие качества как доброта, отзывчивость, искренность. Они умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь. В целом кадеты среднего школьного возраста убеждены в значимости нравственных ценностей в окружающей действительности, но есть такие ребята, которые не всегда проявляют соответствующую активность. И для того, чтобы улучшить работу по нравственному воспитанию нами была разработана программа в данном направлении.
И для того, чтобы улучшить работу по нравственному воспитанию была разработана программа, для достижения целинравственного воспитания кадетов является формирование высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
В качестве результата воспитательного процесса при реализации данной программы мы рассматриваем развитие нравственной сферы личности кадетов среднего школьного возраста.
В нравственном воспитании кадетов данного возраста в качестве основных видов опыта мы выделили опыт:
• принятия нравственных ценностей;
• активного общения;
• нормативного поведения;
• практической социально - направленной деятельности;
• эстетического наслаждения красотой и творческого воплощения своих впечатлений в различных видах творчества;
• применения на практике знаний;
• бережного отношения к своему здоровью;
• реализация активной добротворческой позиции в коллективной деятельности;
• принятия самостоятельных решений нравственного выбора в пользу духовных ценностей.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых граждан. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя раскрыть внутренний мир кадетов тем самым сформировать нравственную воспитанность.
Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы. Способствует реализации определенной системы воспитания.
1. Абрамова С.В. Система образования школьников дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 206 с.
2. Апряткина Е.Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и пути их решения /Актуальные задачи педагогики: материалы УХмеждунар. науч.конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. 35 - 37с.
3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. М.: Рост,2005.76с.
4. Баркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть. М.:Издат. Центр, 2003. 176 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 69 с.
6. Бурменская Г.В, Захарова Е.И. Карабанова О.А. и др. Советы по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
7. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: ВЛАДОС, 2000. 184 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: АСТ,2005. 227 с.
9. Вальцев С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7. С. 8-10.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М., 2000. 208 с.
11. Галицкая И.А. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практики. М.: Метлик, 2009. 46 с.
12. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ГИТИС, 2002. 157 с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. Пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 200. 480 с.
14. Данилов А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Народное образование, 2010. 76 с.
15. ДимовВ.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования// Социально-политический журнал. 1995. №2. 23 с.
16. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
17. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. 72 с.
18. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников 2005 № 8 17 с.
19. КарпухинО.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в Российском обществе// Социально-политический журнал. 1995. №5. 161 с.
20. Казакова Г.М. Формирование и развитие нравственного поведения. М.: АСТ, 2013. 32 с.
21. Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5 е изд.М.: Изд-воУРАО, 1999.176с.
22. Кроль В.М. Психология и педагогика: учебное пособие М.: Высшая школа, 2001. 167 с.
23. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. 27 с.
24. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
25. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника. Калуга: Аркада, 2001. 126 с.
26. Любимов Л.Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе. М.:АСТ, 2010. 124 с.
27. Максимюк С.П. Педагогика. М.;КОНДОР,2007. 134 с.
28. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. 368 с.
29. Макаренко А. С. О воспитании [Текст]/ А.С. Макаренко. М.: Издательство политической литературы, 1990. 416 с
30. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.
31. Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание[Текст ]
/ И.Ф.Мулько. - М.: Детство Пресс, 2010. 96 с.
32. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4 -е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456с.
33. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.:Речь, 2002. Духовно - нравственного воспитания //Классный руководитель 2008. №6 16 с.
34. Никулина Г.А. Основные направления духовно-нравственного воспитания// Классный руководитель. 2008 №6 с.14-16.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М.:Высшая школа, 1993. 350 с.
36. Писарев И.Д. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР,2007. 176с.
37. Подласый И.П. Педагогика М.: Глобус, 2003.163 с.
38. Продвинский Л.И. Нравственное воспитание. М.: АСТ,2007. 61 с.
39. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. №6
40. Рамазанов М.Р., Хайруллина Ю.Р. Институционализация системы кадетского образования в современной России: проблемные аспекты // Вестник высшей школы. № 1. Москва: РУДН, 2013. 120 с.
41. Рамазанов М.Р. Субъективные характеристики обучаемых как школ // Роль высшего образования в формировании компетентного специалиста: Материалы научно -практической конференции с международным участием (7 февраля 2013 г., г. Казань). «Академия социального образования». 2013. 157 с.
42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.:Гитис, 2000. 145 с.
43. Рождественская Н.А., Прохоров М.С. Уровень развития стратегий межличностного познания у педагогов, психологов-консультантов и студентов психологических и технических специальностей в журнале «Вестник Тверского государственного университета.» Серия Педагогика и психология, № 1, 2016. 79 с.
44. Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной
школы в России// Социологические исследования. 1996. №11;
Хроменков H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1989 и др.
45. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 2001. 130 с.
46. Свардовский И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свардовский. М.: Академия, 2001. 144с.
47. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. 336с.
48. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственныйэкзамен. Брест: Изд-во БРГУ имени А.С. Пушкина, 2009.157 с.
49. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦГЛ, 1979 137 с.
50. я [Текст]. В 6-ти т.1/ сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990.416 с.
51. Фрумин И.Д. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. 2009. № 10. С. 13
52. Харламов И.Ф Педагогика [Текст] / И.Ф.Харламов, М.: Гардарики, 2003. 519 с.
53. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учеб.пособие . М.: Центр педагогического образования, 2009. 112 с.
54. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.
55. Щуркова Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. М., 1991. 69 с.
56. Щульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. 2001. № 4 1995. 362 с.
57. ЭльконинД.Б. Введение в психологию развития. М.: Просвещение,
58. Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009. 90 с.
59. Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. М.: Издательство «Самарский университет», 1995. 328 с.
60. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. № 4 26 с.
61. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный курс]: Государственная дума РФ от 29.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы « Консультант Плюс».
62. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный курс]: В.В. Путин от 3.12.2015. URL:http://www.kremlin.ru(дата обращения).